Больше, чем фильм. как джордж лукас придумал «звездные войны»

Где снимали фильм «Не может быть!»

Большую часть уличных сцен снимали в Астрахани, второй локацией была выбрана Москва.

Астрахань

В Астрахани до сих пор сохранилось много мест, которые можно разглядеть в фильме. Например, песню “Купидон” Олег Даль исполняет на улице Никольской (тогда она называлась улицей Розы Люксембург).

Автомобиль с задержанным двигается по булыжной мостовой, которая практически полностью сохранила свой первоначальный вид до XXI в.

Кадры фильма, снятые в Астрахани.

Москва

Некоторые сцены, в которых не требовались декорации 20-х гг., снимались в Москве. Их было не так много, потому что в основном актеры снимались в Астрахани.

Продвижение

Напоследок стоит рассказать о таком специалисте, как линейный продюсер. Это – тот человек, который должен знать, и как снять хорошее кино, и как сделать так, чтобы оно стало популярным. Он идёт рука об руку с режиссёром и сценаристом. Именно линейный продюсер осуществляет творческую подготовку к съёмкам (начиная написанием сценария, заканчивая дизайном специального реквизита). Он занимается финансовыми вопросами, ищет спонсоров и средства на кинопроизводство

Ему важно быть в курсе всего – начиная с того, на каком этапе находится процесс пошива костюмов и заканчивая вопросом о том, выдали ли зарплату участникам съёмочной группы

Кстати, этот специалист подчиняется главному продюсеру. Который, в свою очередь, продвигает проект и даёт рекомендации всей съёмочной группе касательно того, что и как надо сделать для увеличения потенциального рейтинга фильмов.

Что ж, как можно видеть, кинопроизводство является ответственным и сложным процессом, достойное воплощение в жизнь которого доступно лишь профессиональным студиям. Впрочем, и результат соответствующий. Фильмы, к процессу создания которых подошли серьёзно и ответственно, радуют сборами, исчисляемыми десятками, а то и сотнями миллионов долларов.

Оружие

Самодельный огнемет занял место в пантеоне славы «Чужого»

В первом «Чужом» оружия как такового не было — действие происходило на космическом корабле, а любое ранение пришельца превратило бы корпус в решето. В третьей части огнестрельное оружие также не используется. В картине «Чужой: Воскрешение» мелькает много самодельных уникальных образцов, сделанных из всякого мусора. И еще немного в «Прометее», но тоже никаких технологий будущего.

Концепты способа передвижения французского инвалида-колясочника и его вооружение в фильме «Чужой: Воскрешение». Не удивительно, что многие воспринимают фильм как сатиру на будущее

Джеймс Кэмерон, снимая фантастический боевик «Чужие», без оружия обойтись не мог. Как и во всех остальных своих фильмах Кэмерон вместо футуристических образцов явил зрителю максимально приближенное к реальности вооружение.

«М41А Pulse Rifle» — это штурмовая винтовка с воздушным охлаждением, изготовлена из сплавов алюминия, титана и углеволокна. Магазин заряжен безгильзовыми патронами. Емкость батареи рассчитана на 99 выстрелов при скорострельности 900 выстрелов в минуту (режим стрельбы можно менять).

Оружие оснащено электронным счетчиком боеприпасов и подствольником с осколочно-фугасными гранатами. Но это все в фильме. В реальности Кэмерон использовал гибрид автомата Thompson M1A1и двух дробовиков, Remington 870 и Franchi SPAS-12. В результате «М41А Pulse Rifle» ему так понравится, что он использует винтовку в фильме «Терминатор 2: Судный день» (так уж вышло, что эта картина в 3D-версии также выйдет на экраны в текущем году).

Винтовка понравилась не только режиссеру. Фанаты самостоятельно создали стреляющую копию.

Импульсный умный пулемет, в основу которого был положен реальный немецкий пулемет MG-42. Общая длина оружия превышала 125 сантиметров.

Если вы не знаете, чем занимается Кэмерон в долгих перерывах между своими фильмами, то вот вам идея — детально рисует концепты всей техники.

«Свобода умирает под гром аплодисментов». Политика в «Звездных войнах»

Политика — одна из центральных тем саги. События оригинальной трилогии связаны с борьбой с авторитарным имперским режимом, сюжеты приквелов посвящены превращению демократической Республики в галактическую Империю. И Энакин Скайуокер, конечно же, оказывается в центре этих событий.

Демократия лучше «власти мудрых»

Во II эпизоде Энакин говорит Падме, что был бы не против режима, в котором всё решали бы мудрые, знающие люди

Даже в «светлый» джедайский период своей жизни он с недоверием относится к демократическим институтам, не понимая важности плюрализма мнений

Энакин рассуждает о демократии

Похожую ошибку совершают сенаторы в III эпизоде, приветствуя гибель Республики и создание Империи якобы ради укрепления безопасности. В этот момент сенатор Падме Амидала сказала потрясающую фразу: «Вот так гибнет свобода — под гром аплодисментов», — ведь люди обычно отдают свою свободу из страха, не осознавая, что они творят.

Реакция Падме на падение Республики

Популисты во власти опасны

Будущих диктаторов не так-то просто распознать в начале их деятельности. В I эпизоде мы видим будущего императора Палпатина как борца с коррупцией, который заботится о судьбе маленького Энакина и беспокоится о жителях далекой планеты Набу. Он ничем не выдает своих имперских замашек.

Энакин попал под влияние культа личности Палпатина, проигнорировал его милитаристские настроения, которые настораживали и Падме, и джедаев. Он решил, что измена верховному канцлеру равна измене Республике, забыв, что ни один человек не может представлять государство.

Кроме того, Палпатин искусственно создавал «внешнего врага», чтобы напугать общественность нависшей угрозой, взять власть в свои руки и сделать переход к авторитарной системе правления более социально приемлемым.

Канцлер Палпатин объявляет о создании Империи

Так что культ личности, попытки политика выставить себя спасителем или воплощением государства, милитаристские настроения и речи об ограничении свободы ради «защиты народа» — первые «красные флажки», которые помогут распознать диктатора.

Неосторожно подобранные союзники опаснее врагов

Все джедаи, кроме Йоды, очень благосклонно отнеслись к неожиданно попавшей в распоряжение Республики армии клонов, не задумываясь о том, кто же на самом деле стоит за созданием этой армии и можно ли доверять ее солдатам. В итоге практически всех джедаев уничтожили клоны по приказу сенатора Палпатина.

Исполнение Приказа 66 — уничтожение джедаев армией клонов

Энакин считал Палпатина спасителем Республики, поэтому, несмотря на всю мощь своих джедайских способностей, не мог предсказать исходящую от клонов опасность, даже когда был предан джедайским идеалам.

Шаг 8: Маркетинг

Кино – искусство, принадлежащее народу, а значит, увидеть твой фильм должно как можно больше людей. Сейчас самое подходящее время для получения дополнительного бюджета, поскольку тебе уже есть, что показать (матерые киношники применяют этот трюк еще на стадии съемок). Так ты сможешь покрыть непредвиденные расходы и, возможно, заручиться будущей поддержкой влиятельной студии.

Если ты собираешься показывать фильм на международных кинофестивалях, готовься раскошелиться на перевод фильма и создание англоязычной копии. Еще тебе предстоит оформление прокатного удостоверения, которое даст дорогу твоему фильму в кинотеатры. Поскольку ты уже заранее учел этот пункт, то найдешь деньги и на создание постеров и трейлера. К слову, трейлером заниматься тоже должны отдельные люди: история знает много печальных примеров, когда рекламные ролики монтировали те же люди, что создавали сам фильм, а итог оставлял желать лучшего. Все дело в разном видении — маркетологам лучше знать, чем может понравиться фильм потенциальному зрителю. Именно благодаря этим двум минутам решится судьба твоего «ребенка», так что не набедокурь.

В целом же, работа завершена и осталось наблюдать за реакцией зрителей и ждать предложений от продюсеров

Однако к последнему лучше заранее относиться с буддистской осторожностью и не рассчитывать на многое. В Голливуде бывают случаи, когда режиссерам-дебютантам дают крупные проекты, но «мы» пока не в Голливуде и впереди долгий творческий путь и много других фильмов

В конце концов, ты ведь собираешься снимать не ради славы: твои идеи — вот, что важнее всего. И делиться ими нужно не теряя времени, прямо здесь и сейчас. Один из лучших киноделов нашего времени Джеймс Кэмерон сказал: «Если вы будете ждать правильного момента, чтобы завести ребенка, вы умрете бездетным. С кино — то же самое». Так, может, пора претворить свои мечты в жизнь и начать делать то, что ты любишь больше всего?

Шаг 4: Поиск локаций и реквизита

Питеру Джексону несказанно повезло родиться в Новой Зеландии, которая впоследствии помогла ему снять лучший фэнтези-фильм за всю историю человечества. И кто знает, может быть, тебе повезло родиться, например, в Камышине, где есть не менее замечательные виды и вообще всё, что нужно для съемок новой фантастической саги. В Камышине… М-да, так или иначе, это не самая сложная часть подготовки.

Конечно, все зависит от жанра и сценария, но без оператора-постановщика и звукооператора тебе не обойтись — придется разъезжать вместе с ними по разным локациям, чтобы на месте они прикинули, какое освещение понадобится и какие микрофоны лучше использовать.

Вообще, в эпоху зеленого экрана многое невозможное становится вполне реальным, но чтобы полностью снять весь фильм на нем, необходима целая команда матерых спецов — напоминаем просто, чтобы ты не слишком надеялся на такую помощь. Да и достаточно вспомнить «Хоббита», который променял натуральность «Властелина колец» на визуальные эффекты и сильно растерял доверие фанатов к третьей части. Обсуждай все идеи с оператором, и в конце концов вы найдете подходящие места для съемок.

Кстати, локации для этого желательно выбирать поближе друг к другу — так ты сэкономишь на перевозе команды и техники. Вот персонажам комедии «Клевый парень» вообще приходилось импровизировать с выбором мест — главный герой, звезда Голливуда, не знал, что снимается в фильме, и что за ним постоянно гоняется невидимая съемочная группа. Что же касается реквизита, то тут вообще нет ничего сложного. Одежду актеры могут и свою принести, автомобили тоже при желании можно найти (при условии, что их не придется разбивать). Можно просто арендовать необходимые вещи на специальном сервисе.

Путь на Темную сторону: психология в «Звездных войнах»

Что ведет на Темную сторону? В I эпизоде магистр Йода довольно прямо указал на этот путь: страх, гнев и ненависть. Именно ощутив страх юного Энакина, Йода заподозрил его в «темных» наклонностях и не захотел обучать его джедайскому мастерству.

Тестирование Энакина, I эпизод

На первый взгляд, урок простой: страх — негативная эмоция. Она может вызвать другие негативные эмоции, например гнев по отношению к тем, из-за кого вы испытываете этот страх. Гнев может вызвать сильный аффект — ненависть. Весь этот ком переживаний приведет к необдуманным поступкам и испортит жизнь вам и окружающим.

Но так ли всё просто на самом деле?

За кадром

Рассказывая о том, как снимать кино, нельзя не отметить вниманием и тех людей, без которых ни один фильм не получится. Речь идёт, естественно, об актёрах

Их набору предшествует кастинг, но это несколько другая тема. Что же происходит на съёмочной площадке?

Актёры появляются на ней задолго до старта процесса. Им необходимо переодеться для роли и загримироваться. Соответственно, стилисты приходят в павильон ещё раньше.

Также им нужно настроиться на съёмки. Некоторым «акулам» актёрского бизнеса это не нужно, но остальным требуется какое-то время, чтобы войти в роль. К слову, что касательно текстов? Их учат не все. Это фильм, а не театр, где нужно выучить всю пьесу целиком. Кино снимают по минутам, а чаще всего – по секундам. К тому же на площадке всегда есть помощники с текстом в руках.

Чужой (1979)

221

Космос. Далекая Вселенная. Группа из семи членов экипажа пребывает в состоянии гиперсна. Но вдруг их сон прерывает сигнал S.O.S., который поступает с планеты LV-240. Капитан Даллас, командир корабля, берет курс на неизведанную планету с целью спасательной операции. Один из членов экипажа Кейн подвергается нападению неизвестного существа, который бросается ему в лицо, стиснув шею. Экипаж берет Кейна на борт. С этого момента их путешествие подвергается серьезной опасности…

А вы знали, что:

  • В некоторых сценах вместо взрослых актеров появлялись дети в скафандрах, чтобы усилить эффект больших размеров, например, корабль Ностромо.
  • Создатель «Чужого» воссоздал внешний вид существа, которое когда-то преследовало его в кошмарах.
  • Тонкое синее покрытие на яйцах было создано с помощью дыма и лазера.
  • Роль офицера Рипли была написана для мужчины. Только один из продюсеров предложил изменить правила жанра и сделать главной героиней женщину. Ридли Скотт подхватил эту идею.
  • В 1999 году фильм занял 3-е место в рейтинге самых страшных фильмов всех времен по версии Entertainment Weekly.
  • Когда Кейн приближается к яйцу инопланетного организма, можно увидеть, как капли воды падают вверх из яйца. Это произошло потому, что весь кадр был сделан в перевернутом виде.
  • Кишки инопланетного яйца были сделаны из настоящих органических материалов с использованием бычьих сердец и желудков. Сам хвост лицехвата сделан из кишок овцы.
  • Передняя часть головы костюма инопланетянина сделана по слепку настоящего человеческого черепа.
  • Сцена «рождения» инопланетянина была снята за один дубль на четыре камеры.
  • Инопланетная слизь на самом деле была увлажняющим кремом.

Администраторская работа

Её тоже подразумевает процесс кинопроизводства. Вообще, найти хорошего администратора съёмочной группы (так правильно называется данная профессия) очень сложно. Поскольку он является ответственным за организацию всего процесса. Как снять хорошее кино? Не без помощи администратора.

Именно этот человек должен знать, где подключить световые приборы в местности, в которой даже понятие «электричество» никогда не звучало, откуда достать снег в 30-градусную жару, у кого можно арендовать кенгуру с доставкой. Также эти специалисты выбирают места для проведения съёмок по «заказу» режиссёра, добывают разрешения на работу там, где оно необходимо, согласовывают работу различных отделов киностудии.

Обязанности администраторов многочисленны. Они заняты работой по планированию, координации, запуску и реализации кинопроекта, контролированием пунктуальности участников бригады и сопровождением их во время съёмок, проведением инструктажа, оплатой работы. Также они занимаются документацией – договорами, ведомостями, согласием на использование авторских изображений или музыки.

У администратора всегда есть работа. И её очень много. Именно поэтому для администраторов нанимают ассистентов – для помощи. Они, в свою очередь, занимаются своевременной доставкой реквизита, обеспечением продовольствием и водой.

THX-1138 и «Американские граффити»

Ненависть к голливудским студиям у Лукаса была столь же сильна, как и у любого режиссера его поколения. Как и Коппола, Скорсезе или Фридкин, Джордж мечтал снимать умное авторское кино. Он рос в очень сложные для США 60-е — убийства Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, война во Вьетнаме, постоянное соперничество с СССР, которое, как тогда казалось, вот-вот должно перерасти в ядерную войну. Как и Спилберг, он не был активным пацифистом или хиппи, никогда не интересовался политикой, но все происходящее в стране, безусловно, отразилось на его раннем творчестве.

Его полнометражный дебют «ТНХ-1138» — холодная, «металлическая» антиутопия — это во многом отражение страхов, которыми было пропитано американское общество того времени. История человека под именем THX-1138, который восстает против тоталитарного общества, управляемого компьютерами, в далеком 25-м веке. В отличие от всех последующих Лукаса фильмов, эта картина выполнена в очень мрачном, пессимистическом стиле, присущем новому Голливуду 70-х. Умная научная фантастика всегда шла со скрипом в американском прокате, и «ТНХ» не стал исключением — фильм с треском провалился. К тому же, во время работы над ним Лукас окончательно разочаровался в работе со студиями — перед самым прокатом в Warner Bros. перемонтировали фильм и выпустили на экраны в новом виде без ведома постановщика. А после провала мрачного «ТНХ» твердо он решил снять что-то жизнеутверждающее — фильм, который бы заметно отличался от всего, что выходило в то время в Голливуде.

Этой картиной стали «Американские граффити». Историю о нескольких молодых людях, которые живут в небольшом американском городке и готовятся к переходу во взрослую жизнь, Лукас взял из своего детства. «Я решил снять кино про свое поколение. Но не про то, как всем живется плохо, а про то, что всегда есть надежда на лучшее», — говорил он. Как и «ТНХ-1138», новый фильм продюсировал близкий друг режиссера Френсис Форд Коппола. Отношения с отцом у Лукаса не сложились, и дружба с Копполой помогла ему как-то закрыть эту брешь. Постановщик «Крестного отца» в то время был чуть ли не главным человеком в Голливуде и по-отечески помогал Лукасу на старте карьеры. Нередко доходило и до ссор — например, Коппола был одним из тех, кто перемонтировал «ТНХ», и вообще слишком часто советовал Джорджу, что ему делать. Считается, что Хан Соло в «Звездных войнах» списан именно с Копполы; об этом позже.

Без режиссера «Крестного отца» не было бы «Американских граффити» и следующих за ними «Звездных войн». Именно Коппола нашел миллион долларов, на которые Лукас и снял свой фильм. После оглушительного успеха «Граффити», которые в прокате собрали более 50 млн долларов, молодой режиссер стал менее зависимым от студийных боссов. Примерно с этого момента начинается тот Лукас, которого мы знаем до сих пор — рассчетливый, меркантильный постановщик, думающий не только о качестве своих фильмов, но и о прибыли, которые они принесут. Как-то на одной из вечеринок уже после выхода «Звездных войн» к Лукасу подошла девушка и призналась в любви к «ТНХ-1138», который назвала лучшим фильм в карьере мастера. Лукас только хыкнул в ответ: «Фильм хороший, но денег-то, увы, не заработал!». Успех «Граффити» изменил Джорджа Лукаса навсегда, к которому с тех пор приклеилось прозвище «бухгалтер».

Андроиды

Андроиды играют большую роль во вселенной Чужих, хотя в первоначальном сценарии первого фильма человекоподобного робота не было вовсе, он появился во время работы над проектом продюсерской группы. У андроидов есть органы, имитирующие внутренности людей, а роль крови (или, возможно, машинной смазки) исполняет жидкость белого цвета, похожая на молоко.

В «Чужом» андроид Эш модели Hyperdyne Systems 120-A/2 плюет на все законы робототехники и вносит в повествование важный социальный и в тоже время киберпанковый подтекст — от его лица действует корпорация «Вейланд-Ютани», которая свои интересы всегда ставит выше любого количества человеческих жизней. Впоследствии андроиды с неустойчивой психикой становятся важным элементом серии, появляются практически во всех фильмах, за исключением «Чужих». Склонный к гуманизму Кэмерон в своей картине добавляет Бишопа, который со всем уважением относится к наследию Айзека Азимова и помогает Рипли.

К слову о Рипли. Как мы писали еще на Кино Mail.Ru, Сигурни Уивер стала единственной женщиной в рейтинге самых популярных персонажей журнала Empire — ее героиня Эллен Рипли заняла пятое место в общем зачете.

До «Прометея» кибернетические существа выглядели и поступали как люди, чаще всего стараясь действовать скрытно. В «Прометее» Дэвид выполняет функции механического слуги, а скупость его эмоциональной вовлеченности в происходящее не оставляет сомнений в его синтетическом происхождении.

Что такое Сила и зачем ей две стороны?

Концепция Силы в «Звездных войнах» во многом основана на религиозно-философских идеях об энергии, пронизывающей весь наш мир. Например, это концепция Божьей благодати в христианстве (у которой, правда, есть только Светлая сторона) или концепция дхармы в буддизме. Как и Сила, дхарма сама по себе не является «хорошей» или «плохой» и просто удерживает космический порядок. Однако, в отличие от дхармы, Силу во вселенной «Звездных войн» разделили на Темную и Светлую, что всё же ближе к представлению авраамических религий, где есть четкое деление на добро и зло.

Поэтому «светлыми» считают тех, кто делает всё для других, а «темными» — тех, кто делает всё для себя. Светлые (джедаи) черпают свои силы из спокойствия, а темные (ситхи) — из негативных эмоций, таких как ненависть и ярость.

Отказ от себя и стремление к покою у джедаев — еще одна апелляция к буддизму, где лучшим «спасением» человека является слияние с вездесущей дхармой. В «Звездных войнах» существует похожая концепция загробной жизни: Йода говорит Энакину, чтобы тот не боялся отпустить тех, кто «переходит в Силу» — то есть умирает.

В реальном обществе многие вещи традиционно делят на «хорошие» и «плохие», ориентируясь на мораль, которая основана на существующих культурных нормах.

В частности, в большинстве современных культур эгоизм считается злом, а альтруизм — добром.

Попытки действовать во вред себе разрушительны и в психиатрии считаются признаком психического расстройства. Но при этом даже они в той или иной степени вызваны эгоизмом, то есть искаженной логикой «чем мне хуже, тем лучше я себя чувствую» (меньше боюсь невидимой угрозы, отвлекаюсь от боли, чувствую себя более хорошим и тому подобное). То есть для современного западного взгляда джедайские идеи отказа от себя являются утопией, причем вредной для психики.

Но и идеология ситхов, которые бездумно следуют за своей злостью и ненавистью, не менее разрушительна. На эмоциях, тем более на негативных, указывающих, что с человеком в данный момент не все в порядке, сложно принимать мудрые решения.

То есть идеал ситхов — нездоровый эгоизм, который результирует в непродуманную стратегию поведения. Даже Палпатин, который вначале кажется хорошим стратегом, явно действует из стремления к власти и ненависти к тем, кто этого стремления не разделяет. Он зависит от своих эмоций, вероятно, даже не задумываясь, чего на самом деле ему нужно от жизни.

Одержимость властью помогает ему плести интриги, планируя наперед, но в ситуациях, когда надо импровизировать и действовать спонтанно, он попадает под власть эмоций. Это и привело его к гибели: поглощенный стремлением к власти, он не рассчитал, что Энакином могут двигать другие мотивы, кроме честолюбия, и попытался на его глазах убить его сына.

При этом джедайский альтруизм через подавление себя вреден скорее самому человеку, а эгоизм ситхов прежде всего ударяет по окружающим людям. Ни один, ни другой подход не тянет на универсальное решение.

Негативное влияние эмоцией: Энакин убивает юнлингов (младших падаванов)

Джедайское стремление к покою зато гораздо более разумно, чем ситховское стремление действовать на эмоциях. Но здесь нужно быть внимательным: настоящий покой не может быть основан на подавлении! С эмоциями надо работать и осознавать их — а не подавлять и не следовать за ними.

БТР

Нет такого предмета в «Чужих», к которому Кэмерон не приложил бы руку. Достаточно взглянуть на первые концепты техники (здесь перед вами бронетранспортер морпехов), чтобы понять, какие изменения вносил режиссер.

Какие-то вещи пришлось менять из-за вечных бюджетных ограничений. Построить БТР оказалось сложно и дорого, поэтому за основу взяли реальный тягач из аэропорта, после чего переделали машину под более футуристический дизайн.

Вот так на самом деле выглядит транспорт будущего.

Вид в разрезе. Если хотите самостоятельно изучить каждую деталь, в конце статьи есть ссылки на источник.

Синим пламенем…

В фильме «Амадей» во время съемок сцены с Дон Жуаном актер, играющий Джованни, одет в шляпу с пышным пером. Во время одного из дублей оно загорелось от стоящей рядом свечи – актер этого не заметил. Режиссер Милош Форман, известный тем, что никогда не останавливает съемку, тоже ничего не сказал. Сцена снималась в историческом театре графа Ностица (сейчас – одна из сцен Национального театра) в Праге, где два столетия назад состоялся дебют оперы «Дон Жуан». Куратору театра пришлось буквально умолять Формана прервать работу из опасения, что он сожжет историческую достопримечательность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: