Трагедия судьбы григория мелехова в романе «тихий дон»

Характеристика Григория

В самом начале романа главный герой предстает молодым, жаждущим жизни молодым казаком. У него роман с замужней женщиной — Аксиньей — женой соседа Степана. Это и немудрено, потому что в Григории течет турецкая кровь, а его отец — наполовину турок.

В отличие от брата Петра, в Григории отразилась кровь турецких предков: «…младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое…»

Казак с турецкими корнями отличается от остальных жителей станицы. Его различия с соседями Шолохов всегда отмечает. Черты характера главного героя романа:

  1. Преисполнен жалости ко всеми миру. Об этом говорит сцена с утенком, которого он случайно убил косой.
  2. Работящий и трудолюбивый.
  3. Озорной, требующий любви и принимающий ее во всех проявлениях.
  4. Честный и искренний.
  5. Ощущает острое чувство справедливости по отношению к себе и окружающим.

Во время Гражданской войны он показывает себя отважным солдатом, но уже в самом начале чувствуется его внутренняя неопределенность: он сомневается, правильный ли сделал выбор, вступив на путь белой гвардии, или же ему больше подходит другая идеология.

Как бы то ни было, за свои поступки на фронте Григорий получает Георгиевский крест. Он отличается от остальных героев внутренней справедливостью и чувством чести, потому что спасает от смерти Степана Астахова, хотя и испытывает к нему внутреннюю неприязнь.

Мелехов всегда стремится к любви, но женщина, к которой он испытывает чувства, принадлежит другому мужчине. Чтобы вразумить сына, Пантелей Прокофьевич, отец, насильно женит сына на Наталье Коршуновой. Любовная линия в романе замыкается в треугольник — Григорий, Аксинья, Наталья. Герой, поначалу испытывавший к жене только холодность, с течением времени и после смерти Аксиньи начинает проявлять чувства. Она рожает ему двух детей, но ее судьба заканчивается трагично.

Наталья не уверена в любви Григория и, узнав о второй беременности, решает прервать ее. Медицина в то время не давала никаких гарантий, поэтому героиня умирает от кровопотери. Мелехов тяжело переживает смерть жены, поняв, что стал испытывать к ней чувства. Это характеризует его как человека, способного меняться и осмысливать свою жизнь.

Прочитав роман полностью, можно сделать вывод, что герой полностью изменился внутренне. Итоги тяжелых жизненных исканий Мелехова:

  1. Он понимает, что в войне нет сторон — обе одинаково жестоки и преследуют свои корыстные цели.
  2. Григорий не способен на жестокость в любых проявлениях. Это противоречит его внутренним убеждениям.
  3. Любовь давала ему стимул жизни, лишившись ее, он потерял смысл, но снова обрел его в своем продолжении — детях.

Сочинение Судьба Григория Мелехова

С первых страниц произведения особенно заметно, как Шолохов с огромной художественной силой передал разноречивые пути и трагическую судьбу Григория Мелехова, раскрыв вопрос взаимоотношения личности и народных масс, особенно в революционной борьбе.

Если рассмотреть характер Григория, то можно заметить, что он намного проблемный, чем у его брата Петра. С юности Гришка вырос трудолюбивым и человечным казаком, тонко чувствовал родную природу. Особенно точно подчеркнуты автором его необыкновенные способности, прямодушие и смелость. Главный герой спасает от смерти Степана Астахова, которого ненавидел, воспрещает Ермакову издеваться над красноармейцами, попавшими в плен и уничтожать их. Восстав против жесткости хуторян, он вступается за Аксинью, страдавшую, от побоев супруга, и не может равнодушно смотреть на Дарью, которая убила Котлярова. Часто осуждая слабодушие и трусость, Григорий на различных этапах своих исканий держит себя мужественно и стойко.

Шолохов ярко изобразил этапы запутанного, сложного пути Мелехова. С первоначальных моментов произведения упор был сделан на тяжелой борьбе собственнических и сословных интересов в сознании Григория, желавшего примирить сильную любовь к Аксинье со своими законами и традициями. Понимая бессмысленный ход военных действий, он хранит свою славу казака, совершая доблестные поступки, показывая в них свое мужество. Попав под влияние казака-сотника Изварина, Григорий не мог понять, на чьей стороне правда. Вскоре он сталкивается с революционером Федором Подтелковым, однако он уходит из его отряда потому, что ему хотелось уйти от этого непонятного мира и жить спокойной жизнью. Но его планы нарушает его нейтралитет. Он оказывается в белогвардейском отряде, на стороне враждебной советской власти. Как-то раз в беседе с Котляровым он яростно осуждает политику большевиков и выступает в защиту обеспеченных казаков. Дальнейшие его действия продиктованы собственническими настроениями.

Во время вёшенского восстания контрреволюционеров Григорий пребывает в лагере бастовавших, где начинает считать свои прошлые искания пустыми. Беспокойство сгорбило его плечи, когда он задумывается о том, что выступает против народа. После того как Мелех стал думать по-другому, его падение в духовом плане усугубляется. Здравый смысл, расчетливость покидают его. Он пытается забыться в сплошной пьянке и кутежах.

Трагическое положение сбившегося с правильного пути отщепенца становится особой заметной. Драматизм нарастает и достигает своей точки в сцене, где Григорий понимает всю несправедливость жестокой расправы над революционными матросами. Он понимает ,что ему нет пощады и прощения. Остается только умереть. Эту главу Шолохов завершает существенным отступлением, где природа сопричастна с драматизмом судьбы Мелехова. Страшная опустошенность, духовная его гибель раскрываются в финале романа. Потеряв разум и смелость, в страхе и смятении он скрывается в лесу. Так, несмотря на желание видеть благополучный исход судьбы Григория Мелехова, автор говорит нам о том, что писатель должен излагать истину, какой бы горькой она не была.

Тихий Дон

Однако следующий фильм стал для Быстрицкой ещё более успешным. Это был «Тихий Дон» по роману Сергея Шолохова.

Узнав, что Сергей Герасимов приступает к съемкам «Тихого Дона» и ищет исполнителей главных ролей, Элина пришла на пробы на роль Аксиньи. На эту же роль претендовала другая известная актриса — Нонна Мордюкова, бывшая выпускницей курса, который вел Герасимов, а ее дипломной ролью была именно Аксинья. Более того, Герасимов оценил игру Мордюковой на «отлично». Мордюкова была уверена, что на роль Аксиньи в фильме пригласят именно её, но узнав, что Шолохов и Герасимов выбрали Быстрицкую, Мордюкова от разочарования чуть не наложила на себя руки.

Стройной Быстрицкой для съёмок в роли донской казачки Аксиньи пришлось набрать 15 кг., научиться носить коромысло, ездить верхом и освоить речь казаков. «Тихий Дон» занял первое место в советском прокате 1958 года, его посмотрели 47 миллионов зрителей. По опросу читателей журнала «Советский экран» «Тихий Дон» был назван лучшим фильмом года. Но самое главное, что Аксинья в исполнении Быстрицкой полюбилась самим казакам. Старейшины донских казаков написали Быстрицкой, что признают её настоящей казачкой и просили называться Аксиньей Донской.

В 1958 году вышел ещё один фильм с Элиной Быстрицкой — «Добровольцы», в котором Быстрицкая сыграла одну из главных ролей — Лелю. После этого фильма Быстрицкая получила приглашение в труппу Малого театра в Москве, где Элина Авраамовна работает до сих пор.

Трагедия Григория Мелехова по роману-эпопее «Тихий Дон»

Григорий Мелехов — самый центральный персонаж романа-эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон». Это взрослый мужчина, занимающий на хуторе очень хорошее положение. Он предстаёт читателю с самых первых страниц произведения в роли двоякой и противоречивой личности, которая не может последовать собственному мнению, постоянно находя причины, вводившие его в неопределенное положение. Мелехов сам не понимает, что ему надо.

Я считаю это самой главной трагедией его судьбы. Далее эта черта еще больше проявится в герое во время участия в Гражданской войне

Григорию выпала нелёгкая доля. Он попал на войну, прошел её, успел побывать в госпитале, заработал много наград, переболел тифом. Мелехов предал свои политические взгляды, когда перешёл на сторону красных. Главный герой повидал много неравноправия и несправедливости. Его трагедия кроется в том, что он попросту не мог разобраться в себе и происходящем. Он не понимал смысла войны и сути разных сторон политических движений. На протяжении всего повествования ищет простое человеческое счастье и справедливость в жизни. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он мечется от белых к красным. С одной стороны, ему не позволяет изменить свое мнение и глубоко заложенное воспитание, а с другой — поддаётся общественному мнению и идет на разрушение самого себя

Григорий отважно и честно вступает в бои и воюет. Вскоре понимает, что лучше будет вернуться на хутор и покинуть боевые действия из-за своих же сомнений, в которых он не понимал на чьей стороне воевать

Дома мужчина тоже не мог сделать однозначный выбор. Его настигло сильное испытание любовью и эмоциональная нагрузка. Семейная жизнь Григория полна противоречий. Сперва он женился на нелюбимой Наталье, но уйти от нее не смог из-за своих принципов. Мелехов постоянно скитался между выбором спутницы своей жизни. Трагедия Григория заключается в том, что он не осознавал, что именно он сам хочет. Главный герой пытался найти простое человеческое счастье, хотел сделать хорошо не только себе, но и всем. Как итог — Григорий остается один, окруженный стеной одиночества и незнания того, что же делать ему дальше. Все поиски правды завершились трагедией. У Мелехова осталось единственное сокровенное — его сын, в котором он видит надежду на светлое будущее.

Трагедия Григория Мелехова заключается в незавершенном выборе и его неопределенности. Шолохов раскрывает читателям трагедию личности в эпоху сложных исторических событий. Смысл жизни герой не нашел, пережив очень много испытаний, но остался личностью.

Полезный материал по теме:

  1. Жизненный путь Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».Почему Григория Мелехова называют русским Гамлетом?
  2. Гражданская война в романе-эпопее «Тихий Дон»: трагедия для народа или торжество справедливости? (анализ эпизода)
  3. Анализ эпизода« Возвращение Григория домой »(по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон»)
  4. Трагедия Григория Мелехова
  5. В чем трагедия Григория Мелехова

Любовь в жизни одного из героев М.А. Шолохова

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» повествует не только о сложнейшем времени в жизни России, принесшем огромные социальные и моральные потрясения. В этом произведении автор не прошел и мимо любовной темы.

Одним из ведущих в романе является образ Аксиньи – гордой донской казачки, много претерпевшей на своем нелегком жизненном пути. Красивая, статная, воспринимающая жизнь очень эмоционально и импульсивно, она, как любая женщина, хотела счастья. Но беды рано посыпались на ее голову: в шестнадцатилетнем возрасте девушку изнасиловал отец, через год Аксинью выдали замуж за нелюбимого Степана Астахова, бившего ее смертным боем. Далее последовала гибель ребенка, изнурительная работа по хозяйству в одиночку, так как муж был ленив и любил погулять.

Сердце Аксиньи хотело любви, душа рвалась на волю, поэтому героиня откликнулась на ухаживания Григория Мелехова. Между ними вспыхнула огромная, всепоглощающая любовь, сжигающая в своем костре страх перед мужем и его побоями, стыд перед односельчанами.

Женитьба Григория на Наташе заставляет страдать Аксинью. После долгой разлуки, увидев его около реки, она почувствовала, «как похолодело под руками коромысло и жаром осыпала кровь виски», слезы застелили глаза. Женщина поняла, что невозможно и бесполезно бороться со своим чувством. Узнав, что они опять украдкой встречаются, отец выгоняет Григория из дома. Аксинья, не задумываясь, идет вслед за любимым, хотя и знает, что все это не по душе матери Мелехова Ильиничне.

Жизнь героев в работниках у помещика Листницкого была сложной и драматичной: рождение ребенка, подозрения Григория, его уход на службу, смерть дочери, отчаяние, одиночество, в недобрый час подвернувшийся хозяйский сынок-«утешитель». Вернувшись со службы, Мелехов узнает об измене любимой женщины и, оскорбленный, возвращается к Наталье. Аксинья остается одна, но ненадолго, потому что «не лазоревым алым цветом — дурнопьяном цветет поздняя бабья любовь». Жизнь многократно разлучает этих героев и опять бросает друг другу в объятия.

Но, узнав о том, что Григорий встречается с Аксиньей, Наталья едет к ней и упрекает за то, что та отнимает отца у детей. Аксинья отвечает: «У тебя хоть дети есть, а он у меня… один на белом свете! Первый и последний. Знаешь что? Давай о нем больше не гутарить. Жив будет он, оборонит его от смерти царица небесная, вернется – сам выберет».

Эта героиня пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную жизнь. Она, простая казачка, обладала сложной, богатой душой. Писатель часто передает чувства, волнующие Аксинью, через восприятие ее окружающей природы. Вот после тяжелой болезни женщина вышла на крыльцо и долго стояла, опьяненная свежестью весеннего воздуха: «Иным, чудесно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья… Все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками».

Несмотря ни на что, Аксинья каждый раз отчаянно стремится за Григорием, куда бы он ни позвал. Однажды это чуть не стоило ей жизни. Возвращение было так радостно, что все окружающее вызвало беспричинное чувство счастья, наполненности: «Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом… и пойти туда, где… сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле».

Аксинья органично вписывается в окружающую природу. Что бы она ни делала, она совершает это естественно, гармонично: готовит ли обед для Григория, несет ли воду, работает ли в поле. Она всегда терпеливо ждет Мелехова, любит, жалеет его детей, оставшихся без матери, заботиться о них. Однако метание Григория между разными политическими лагерями не только не приносят никому счастья и покоя, но и приводят к бессмысленной гибели Аксиньи.

Да, судьба этой женщины сложилась трагично. Но, на мой взгляд, это была самая открытая, искренняя и нежная любовь, какую можно только себе представить.

Григорий Мелехов на войне и его путь исканий

Григорий Мелехов на протяжении всего романа стремится отыскать свое призвание, разобраться во всей войне, найти истинное счастье и отыскать смысл жизни. Всю свою жизнь он проводит во внутренних исканиях правды. 

Если вначале он удалой казак, который любит свою семью и Родину, храбро сражается за землю и знает свое предназначение в жизни, то к концу романа Григорий отчаялся найти свое счастье. Не понимает, в чем его призвание. Он пережил столько горестных и трагичных моментов в своей судьбе, что не понимает, зачем живет и в чем правда.

Вставая на путь поиска счастья, ведя монолог с самим собой, он не боится перешептываний и позора, в открытую любит чужую жену и не считает зазорным идти работать батраком ради любви. В то же время он колеблется, и, несмотря на то, что так сильно любит Аксинью и хорошее отношение к ней, не противится воле родителей и женится на нелюбимой женщине.

Ища свое предназначение, он без колебаний идет на войну и думает, что знает, где правда и за что сражается. Мелехов младший доблестно побеждает врага, получает награды и без сомнения убивает людей. Позднее он начинает понимать, что вся война не принесет людям ничего хорошего, и все его соратники являются убийцами. Тогда он встает на сторону красных, затем колеблется и вновь возвращается к белым. В итоге, приходит к выводу, что нет правых, и от политики гибнут взрослые и дети.

В итоге, в поиске счастья и своего пути герой теряет все, что ему было дорого. Роман заканчивается трагично. Григорий теряет веру в свое дело, жену, ребенка, возлюбленную, умирают родители, погибает любимый брат. Таким образом, через судьбу одного человека писатель подчеркивает трагедию всего русского народа от гражданской войны 1917-1922 гг.

Театральный институт и начало карьеры

В 1950 году Быстрицкая дебютировала в кино, снявшись в роли военврача Елены Алексеенко в фильме «В мирные дни» (фильм был снят на Киевской киностудии).

В институте у Быстрицкой было немало поклонников, но выросшая в строгой семье девушка не позволяла никаких вольностей. Если не помогали слова, в ход шли пощёчины. Одна из таких пощёчин чуть не стала для неё роковой, ведь дело было в 29-ю годовщину со дня смерти Ленина. 21 января 1953 года один из студентов свистнул из пищалки в ухо Быстрицкой, готовившейся выступать со «Сказкой о Ленине». Быстрицкая на глазах у многих преподавателей дала студенту увесистую оплеуху. Быстрицкую обвинили в хулиганстве, припомнив ей, что только за последний месяц она умудрилась подобным образом поступить еще с двумя студентами. Её попросили написать заявление о переводе в Харьковский институт, в противном случае угрожая её отчислить. На что Быстрицкая ответила: «Если завтра вывесят приказ о моем отчислении, то послезавтра вы найдете меня в Днепре». В итоге вместо перевода, дело кончилось исключением Быстрицкой из комсомола.

О возможности работы в популярном Киевском театре имени И. Франко Быстрицкой пришлось забыть. Элину распределили в Херсонский драматический театр. Забирать студентов приехал лично главный режиссер театра Павел Морозенко. Увидев красавицу Быстрицкую, он назначил ей свидание у ресторана «Спорт». Быстрицкая в резкой форме отвергла это предложение и на следующий день направилась в Министерство образования с просьбой направить её куда угодно, но не в Херсон. Однако сказать правду о причине такой странной просьбы она не решилась и Быстрицкой отказали.

В те дни в Киеве гастролировал Театр имени Моссовета и Быстрицкая, заручившись рекомендацией своего преподавателя Юрия Завадского, убедила главного режиссёра зачислить её в труппу московского театра. Однако вскоре из Москвы последовал отказ. Быстрицкая узнала его причины лишь через несколько лет. Оказывается, некоторые её бывшие однокурсники, завидуя Быстрицкой, отправили в театр несколько анонимных писем с клеветой в её адрес. Якобы она хвалилась тем, что станет любовницей главного режиссёра. В итоге Быстрицкой всё же удалось устроиться в Вильнюсский драматический театр.

Образ Григория Мелехова

Семья, в которой Григорий вырос, умеренного достатка. Он средний ребёнок казака Пантелея Прокофьевича Мелехова. Кроме него в семье воспитаны старший сын Петро и младшая дочь Дуня. В жилах Григория течёт турецкая кровь. Это отражается на внешности и характере героя. Григорий смугл и дик, в белоснежной улыбке видится что-то звериное, в лице — бандитское. Он склонен к безрассудным поступкам, своенравен и горяч, но при этом парень простой и хозяйственный. Казаком Григорий прослыл удалым, умелым, бесстрашным и грамоте обученным. В любви честен — Аксиньи добивался, не смотря на её семейное положение, а Наталье после свадьбы почти сразу пояснил, что женился без чувств и обещать ей семейного счастья не может. На войне казаку было совестно и невыносимо убивать людей. Со временем его душа очерствела, но человечности герой не растерял. Ему близок больше мир и родные земли, быстрые воды Дона и нехитрая жизнь на хуторе.

История создания

Уроженец станицы Вёшенской Шолохов лично мог наблюдать то, о чём написал в своём романе. Работу над произведением он начал в 1925 году, и уже в начале 1928 года первые части произведения были опубликованы в журнале «Октябрь». Несмотря на некоторое противодействие со стороны идеологов партии, посчитавших книгу недостаточно просоветской, уже к 1940 году роман был закончен и полностью опубликован.

Судьба романа «Тихий Дон» была весьма драматичной, ведь в эпоху реакции, наступившую после революции и Гражданской войны, советская цензура затмила царские аналоги. Писателю пришлось лично побеседовать с Иосифом Сталиным, и эта встреча, а также заступничество Горького, помогли Шолохову защититься от нападок и издать книгу без купюр.

Практически сразу же возникла проблема авторства. Многие считали, что двадцатилетний Шолохов просто не мог создать столь выдающийся литературный памятник. Поползли слухи о плагиате. Высказывалось, и продолжает высказываться мнение, что Шолохов опубликовал исправленный дневник некоего белогвардейского офицера.

Так или иначе, сторонники теории плагиата ни тогда, ни сейчас не имеют никаких прямых доказательств, и авторство не вызывает вопросов у подавляющего числа читателей. Творчество Шолохова и дальше развивалось стремительно, хотя нельзя отрицать, что его дебют в серьезной литературе стал самым знаковым и известным его произведением.

Григорий Мелехов

Главный герой романа-эпопеи «Тихий Дон» — молодой казак Григорий Пантелеевич Мелехов. В начале книги уклад его жизни — точно такой же, как у большинства мужчин в станице. Григорий ведёт хозяйство — помогает засевать поле, а затем собирать урожай; рыбачит, охотится; присматривает за домашним скотом. Как любой здоровый казак, он с детства привык держаться в седле и обращаться с оружием — и понимает, что какую-то часть жизни ему, скорее всего, предстоит провести на поле брани. Остановимся на этом поподробнее.

Несмотря на это, где-то в глубине души Мелехов — человек ранимый и сострадательный, и военная служба не соответствует его характеру. Григорий понимает это, но не хочет признаваться в этом даже самому себе, не то что окружающим. Многое о его характере говорит случай с погибшим птенцом.

— Чего нашёл, Гришунька?..

По скошенным рядам, подпрыгивая, бежала Дуняшка. <…> Морщась, Григорий уронил утёнка, злобно махнул косой.

Итак, жёсткому, могучему, своенравному Григорию жалко даже птенчика. Он ещё не представляет, что совсем скоро начнётся война и ему придётся убивать людей… Впервые лишив человека жизни, Григорий испытает мощнейшее потрясение — и поймёт, что он больше не будет таким, как прежде. Другие же казаки, в том числе брат Григория Петро, останутся далеки от подобных переживаний и не смогут его понять.

На внутренних противоречиях Григория Мелехова, на его двойственности, неумении определиться, принять себя самого строятся, пожалуй, все основные эпизоды с его участием. В мирной жизни Мелехов не может выбрать между Аксиньей и Натальей, в период Гражданской войны — между белыми и красными. Кстати, в паре-тройке мест Шолохов упоминает, что его герой — амбидекстр, то есть он одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой. Это помогает Мелехову уничтожать самых сильных противников на поле боя: Григорий несётся на коне, замахивается правой рукой; враг уверен, что сейчас последует удар, и готовится его отражать; но вместо этого Мелехов ударяет левой — и противник повержен. Но откуда же взялась эта двойственность? Почему Григорий всегда мечется меж двух огней?

Снова вспомним о казаках: свободолюбивыми и жёсткими их сделало происхождение — их предки были беглыми крестьянами. А вот отец Григория, Пантелей Прокофьевич, — русский лишь наполовину, ведь его родила пленная турчанка, привезённая с войны как своего рода трофей. За этот поступок Прокофия Мелехова — деда главного героя «Тихого Дона» — осуждали все кому не лень, однако не потому, что они сочувствовали несчастной турчанке, оторванной от дома. Напротив, её боялись и считали ведьмой, а после того, как в станице случился падёж скота, суеверные казаки решили устроить самосуд. Они вторглись в дом Прокофия и принялись избивать турчанку, несмотря на то что она была «на сносях» (то есть беременна). В тот же день родился недоношенный ребёнок, которого назвали Пантелеем, а турчанка умерла. С тех пор, очевидно, и тяготеет над Мелеховыми семейный рок…

Кино

У Быстрицкой был в детстве опыт съёмок в эпизодической роли в картине «Тарас Шевченко», но тогда все кадры с юной актрисой вырезали, что было большой обидой для Элины. Она даже на какой-то момент решила, что мир кино не для неё. Но потом появился театральный кружок, и творческая жилка в молодой Быстрицкой снова взыграла.

Элина Быстрицкая и Сергей Бондарчук в фильме «Неоконченная повесть», 1955 год

Но, по-настоящему звездой Элину Авраамовну конечно же сделала киноэпопея С. Герасимова «Тихий Дон». Ни для кого не секрет, что на роль Аксиньи было много претенденток, в том числе и народная любимица, настоящая казачка, Нонна Мордюкова. Но именно автор романов «Тихий Дон» Михаил Шолохов выбрал Элину Быстрицкую из всех возможных актрис.

Элина Быстрицкая и Пётр Глебов в фильме «Тихий дон», 1957 год

И роль Аксиньи именно в исполнении Быстрицкой до сих пор считают канонической. Сколько бы не было с тех пор экранизаций, никто не смог приблизиться к такой замечательной работе.

Таким же влиятельным на популярность и успех актрисы стал и фильм «Добровольцы». Именно после него её пригласили в Москву, в театр, о работе в котором Элина Авраамовна мечтала – Малый.

Сыграв ещё в нескольких картинах, актриса надолго исчезла с экранов, посвятив себя сцене. В 90х же она опять вернулась в кинематограф, приняв участнице в «Прощальных гастролях», «Московском полицейском» и «Бравых парнях». А в 2000х – в «Бабьем яре», «Возвращении Мухтара» и «Саге древних булгар».

Элина Быстрицкая и Михаил Ульянов в фильме «Добровольцы», 1958 год

Также актриса снялась в нескольких документальных проектах о коллегах: Владимире Кенигсоне, Михаиле Жарове, Николае Черкасове, Михаиле Ульянове и Зинаиде Кириенко, а также о писателе Михаиле Шолохове.

Элина Быстрицкая в фрагменте из кинодрамы «Тихий Дон», 1958 год

Трагедия личности

Григорий Мелехов — герой, который на протяжении всего романа ищет для себя место. В рядах армии, в любви, в женитьбе, рядом с друзьями. Он сомневается во всем и ни в чем не находит счастья.

История его любви трагична. На войне он встречается с непониманием со стороны окружения. Григория всегда одолевают сомнения: правильным ли путем он идет? Он защищает родину, но убийства противоречат его натуре. В воспоминаниях герой всегда возвращается в родной дом, в детство, где не нужно было каждый день выбирать и где все были живы.

Все совершенные убийства, желание мести за брата тревожат душу героя. Анализ дает понять, что его сущность не такая. Григорий Мелехов — мирный человек. Всего, чего он хочет, — спокойствия, жить с любимой женщиной и растить детей. Он не понимает мотивов полководцев, в один момент осознает, что ему плевать, какая власть — советская или императорская. Главное, чтобы он мог заниматься своими привычными делами не воюя.

Герой испытывает жалость ко всем вне зависимости, на какой стороне они воюют. На какое-то время Григорий даже становится дезертиром, настолько ему опостылело смотреть на чужие смерти. Его судьба трагическая, потому что она сломана событиями того времени. Мелехов находит утешение в сыне, с которым читатель видит его в самом конце романа. Это утешение подарит Григорию надежду на новую жизнь, но вряд ли залечит старые раны.

Сделать презентацию или написать сочинение на тему «Трагедия Григория Мелехова» можно, лишь ознакомившись с полным текстом романа. В нем раскрываются истоки формирования характера героя, его жизнь, судьба и внутренние перипетии.

Григорий Мелехов в поисках правды (по роману М.А. Шолохова «Тихий дон»)

Григорий Мелехов – главный герой романа. Его судьба, формирование и развитие характера, подвиги, разочарования, поиск пути – основа сюжета произведения. Этому простому казаку выпало на долю нелегкое испытание: жить в эпоху перемен, страшных и кровавых изменений. «Мельничьи жернова» войн начала 20 века проходят по душе Мелехова.

На полях сражений герой возмужал, заслужил множество наград, получил звание офицера, поддержал казачью «честь и славу», но стал «злым». Герой мечется в поисках ответа на вопрос: в чем смысл войны? Зачем это нужно людям, казакам как отдельному народу и, в частности, ему?

Еще во время первой мировой войны герой попадает в госпиталь, где знакомится с «азами» большевистской философии и идеологии. Мелехову кажется, что наконец-то он нашел ответы на мучавшие его вопросы. Но это «прозрение» оказалось ложным.

В начале третьей книги романа показана гражданская война 1918 года. Здесь Мелехов воюет в белом отряде под командованием своего старшего брата Петра и пытается понять «правду» офицеров-дворян. Теперь он, вместе с другими казаками, готов винить большевиков, разделивших народ.

В результате своих метаний, попыток понять правду и «красных», и «белых», Мелехов становится отщепенцем. Его не принимают ни в том, ни в другом лагере. В финале романа это накладывает трагический отпечаток на судьбу героя. Мы понимаем, что Мелехов не сможет жить спокойно в своем хуторе. Большевики не отставят его в покое, ведь Григорий – бывший белый офицер, «контра».

В итоге, запутавшись окончательно, герой «прибивается» к бандитам, но уже не из каких-то идейных соображений, а чтобы спасти свою жизнь. Он пытается вести образ жизни своих «соплеменников», но душа Мелехова не принимает «философии падальщиков», все естество героя протестует против этого.

В конце концов, Мелехов, рискуя жизнью, возвращается на свою родину, к себе в хутор. Мелехову просто необходимо было увидеть свой дом, почувствовать родной воздух, прикоснуться к родной земле. Герой видит сына, и к нему возвращаются силы, у него вновь появляется смысл жизни. Но ненадолго. Война отнимает у героя последнее и самое дорогое – Аксинью. Женщина погибает от пули, предназначенной самому Мелехову.

На мой взгляд, герой романа, прежде всего, несчастный человек. Имея все, он все потерял. В начале произведения мы видим Григория Мелехова молодым и озорным парнем, полным надежд, счастливым той жизнью, которой он живет. Война круто меняет судьбу героя. Здесь он видит много горя, боли, человеческих смертей. Да и самому Григорию часто приходится убивать. Но насилие, а особенно, несправедливое насилие, претит душе героя, всему его существу. Именно поэтому Мелехов очень рано поседел, сильно переживая все происходящее.

Но не только из-за этого героя можно назвать несчастным человеком. Война отняла у него семью и друзей. После окончания гражданской войны в живых у Григория остался лишь маленький сын и сестра, муж которой – злейший враг Мелехова.

В образе Григория Мелехова собраны черты человека переходного момента истории. В его судьбе преломляются все важнейшие направления революционной эпохи в России. В то же время, герой изображен как личность, вступающая в конфликт с неизбежной судьбой, стремящаяся проложить собственную дорогу в истории. Поэтому Мелехова можно назвать и, в какой-то степени, трагическим героем.

Индивидуальные особенности образа Мелехова глубоко своеобразны. Герой показан как настоящий донской казак. Отличительной особенностью Григория являются его духовные искания и глубина переживаний. Он выделяется на фоне простой, неграмотной, живущей по дедовским обычаям народной массы. У Мелехова есть потребность жить в согласии со своим сердцем, найти справедливое обоснование общим действиям.

Но герою не удается это сделать, потому что нет обоснования войне, а тем более, братоубийственной. Как и шекспировский Гамлет, Григорий всей душой стремится найти истину, понять смысл всего происходящего, уяснить законы жизни. Но, как и у героя Шекспира, все его попытки напрасны.

В финале романа Шолохов показывает нам, что казак возвращается на казачью землю, как сын возвращается к своей матери. Только вместе они чувствуют себя хорошо, гармонично, целостно. Круг замкнулся. Роман заканчивается так, как должна, по мысли автора, протекать жизнь казака: вместе со своей родной землей, несмотря ни на что.

Война разрушила этот целостный круг. Сделав из мирного труженика Григория Мелехова отщепенца, бандита, трагического героя, искателя правды и просто несчастного человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: