По местам съемок
Поезд прибывает на вокзал вымышленного города Южногорска, прототипом которому послужил аналогичный вокзал Феодосии.
Автомобилисты разбили свой лагерь в можжевеловой роще у основания мыса Капчик, недалеко от Нового Света. Рядом располагаются Царский пляж и гора Коба-Кая, которые видны на отдельных кадрах. На самом деле автомобильного кемпинга здесь быть, конечно, не могло, ведь Капчик является государственным заповедником.
А Костя приезжает в домик к своей тете, Клавдии Антоновне, который находится в Феодосии по адресу ул.Прямая 1, рядом с церковью святого Георгия. Но тетя сдала все помещения постояльцам, поэтому Костю определяют жить в курятник, который снимался уже в павильоне на студии в Москве.
Далее Костя отправляется на пляж, где узнает результат розыгрыша лотереи – местом съемок стал центральный пляж Алушты.
«Бриллиантовая рука»
- После тотальной правки сценария (40 замечаний!) Госкино отправило к Гайдаю на съемочную площадку «Бриллиантовой руки» контролера из КГБ: человек должен был наблюдать за съемками, вовремя останавливать режиссера и обо все докладывать «наверх».
- Чтобы съемки начались без дополнительных проверок, режиссеру пришлось все же еще поработать со сценарием: сделать более заметной роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год».
- Эпизод стриптиза Светланы Светличной был одним из первых на удаление – цензоры признали его слишком соблазнительным, отметив, что формулировка «Он сам пришел!» вины с актрисы не снимает.
- Цензоры с самого начала просмотра картины отметили, что Лёлика в фильме быть не должно – уж слишком он напоминает Брежнева. Особенно когда состоялся его крепкий «поцелуй» с Гешей.
- Если внимательно смотреться в сцену, где управдомша тов. Плющ (Нонна Мордюкова) говорит Наде, жене Семена Семеновича «И я не удивлюсь, если завтра узнаете, что ваш муж тайно посещает любовницу!», то можно заметить, что губы у нее произносят совсем другое слово – «синагогу». Дело в том, что именно так Гайдай первоначально хотел видеть реплику. Но цензоры воспротивились: пусть уж лучше к любовнице!
- Комментируя игру актеров, Госкино не одобрило большую часть выбранных Гайдаем артистов: «Миронову не везет в кино, он еще кривляется», «Мордюкова слишком жирно играет, это безумная одержимая пошлость», «Светличная чересчур соблазнительна», «Никулин мог бы играть острее» и т.д.
- Большинство вышеописанных сцен (кроме «синагоги» и еще нескольких мелочей) спас от удаления ядерный взрыв. Гайдай намеренно приклеил кадр из документального фильма о ядерной бомбе «гриб» и кадры масштабных разрушений, которые несет за собой взрывная волна. Он рассказывал своей жене, что, когда председатель совета увидел это, он чуть не упал со стула, а уж как побледнел – это надо было видеть. Гайдай больше часа спорил с худсоветом, отказываясь вырезать ядерный взрыв: «Что угодно, любую сцену, но не эту! Вы что, забыли, что международная обстановка обострилась? Мир дышит войной, империализм размахивает ядерной дубиной!» В итоге на следующий день Гайдая вызвали в Госкино, где попросили вырезать ядерный взрыв, но оставить Светличную, Лелика и проч. Гайдай торжествовал. А советское кино получило одну из самых популярных и любимых кинокомедий 20 века.
«Спортлото-82»: актёры завораживают телезрителя
Итак, рассмотрим подробнее сюжет. Что происходит в фильме «Спортлото-82»? Актёры показывают телезрителю замечательную историю. Фильм просто невозможно смотреть без улыбки на лице. А суть вот в чём. Жаркое лето 1982 года. Люди из разных уголков Советского Союза отправляются отдыхать на юг. В одном из купе поезда, отправившегося в Крым из Москвы, едут абсолютно разные люди. Компаньоны Сан Саныч и Степан планируют заработать на продаже апельсинов. Костя – молодой человек, который едет навестить родную тётю. Альпинист Михаил мечтает покорять вершины Крымских гор. Привлекательная девушка по имени Таня направляется к своему жениху.
Во время одной из остановок Костя приобретает на станции лотерейный билет. Он предлагает Тане его заполнить. Девушка соглашается, но после заполнения возвращает его парню. Как выясняется позже, билет – выигрышный. Но вот беда – он теряется. Узнав о выигрыше, герои начинают его поиски. При этом они попадают в самые разнообразные комические ситуации. Одним словом, фильм «Спортлото-82» смотрится на одном дыхании. Это очередная великолепная работа Леонида Гайдая!
Съемка «Спортлото 82» в городе
На следующий день Сан Саныч и «хлюпик» отправляются искать друг друга на улицах Алушты и Феодосии. Газету главные герои читают у фонтана на Советской площади в Алуште.
Рынок Южногорска, где герои продавали апельсины , снимали на центральном рынке Феодосии.
Степан следит за Костей, также перемещаясь по улицам Феодосии и Алушты.
Феодосия, ул. Нахимова
Феодосия, ул. Галерейная 10
Любопытным является тот факт, что «пытка апельсинами» проводилась с использованием двух настоящих фруктов (остальные апельсины были бутафорскими). Съемочная группа не смогла найти дефицитных апельсинов, поэтому сцену снимали за минимальное количество дублей.
Днем позднее с моторного катера Сан Саныч в окуляры рассматривает Аю-Даг со стороны Партенита, что очень странно вдвойне: 1) это вид возможен только с земли, но не с катера; 2) Степан выплывает на берег в районе мыса Плака и тут же перемещается на 50 км в район Капчика. Там он прячется в куче песка, что опять-таки странно, так как на Капчике песка нет (скорее всего его завезли специально для съемок).
Назад в Южногорск Степан бежит на фоне горного массива Демерджи-яйла.
Турбаза «Орлиный приют» снималась на биостанции в поселке Курортное, возле Карадага. Точнее здесь снимались окрестности турбазы, а «внутренности» — уже на студии в Мосфильме.
По «волшебному маршруту №4» герои путешествуют любуясь крымскими пейзажами: мимо горы «Лысый Иван», по Никитской расселине и взбираются на Ай-Петри.
На пути им также встречается «камень Варлей», на котором она пела песню про медведей в «Кавказской пленнице». А вот Сан Саныч изучает маршруты, на заднем фоне знаменитый «Никулинский орех» из «Кавказской пленницы».
Отдельного внимания заслуживает эпизод поездки на мотоцикле. Оператор 3 часа снимал погоню из багажника автомобиля, который ехал перед мотоциклом и бутылкой. Изначально вместо бутылки в коляску к Сан Санычу посадили барана, но на кочках животное нервничало и билось о шлем, поэтому произвели срочную замену на большую плетеную бутылку с вином.
В сентябре съемки вели в Феодосии, во второй половине октября – в Адлере. С 25 ноября по 23 декабря доснимали отдельные эпизоды в павильонах на Мосфильме. Премьеру фильма советские зрители смогли увидеть в августе 1982 года.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Пусть гадом я буду —
Я пилку достану,
Решетку я ею перепилю.
Пускай луна светит своим коварным светом,
Но я из тюряги убегу…
На финальном смотре цензурная комиссия отказала фильму в широком прокате. Причиной стал отказ Гайдая вырезать сцены, где студенты сдают экзамен (потому что, по мнению комиссии, это больше напоминало какой-то капустник) и где «негр» Верзила гоняется за Шуриком по стройке («совершенно лишняя, не несущая никакого смысла сцена» — говорили о ней цензоры). Гайдай категорически отказался вносить правки, и фильму была присвоена 2 категория. Только после вмешательства худрука Пырьева и директора «Мосфильма» Сурина картина была спасена и выпущена как фильм 1-й категории.
«12 стульев»
Сценарий по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова Гайдай подготовил всего за одну неделю, но затем обнаружилось, что «12 стульев» уже готов был ставить Георгий Данелия. Съемки этой комедии были заветной мечтой Леонида Гайдая, и Данелия, зная об этом, буквально подарил Гайдаю право на съемки – он считал, у Леонида Иовича достаточно «огонька» для такого яркого произведения.
Первый вариант сценария «12 стульев» Госкино забраковало – в нем не было острого социального посыла, а эпизоды были слишком длинными и несмешными
Гайдай покорно правил и дополнял текст – для него было важно увидеть свою фамилию в титрах экранизации любимого произведения.
Кастинг актеров, которые пробовались на роль Остапа Бендера, тщательно выверялся не только Гайдаем, но и цензурой. Так, из первоначальных 200 (!) кандидатов сначала оставили только 20: Владимира Высоцкого, Андрея Миронова, Алексея Баталова, Валентина Гафта, Евгения Евстигнеева, Никиту Михалков, Муслима Магомева и других
Сначала утвердили Владимира Высоцкого, но тот после первых двух дней съемок ушел в запой, и Гайдай зарекся больше никогда не снимать в своих фильмах Высоцкого (обещание сдержал).После серьезных споров с Госкино режиссер утвердил на роль малоизвестного тогда актера Арчила Гомиашвили, которого ранее увидел в спектакле «Золотой теленок» где-то в провинции.
Из-за того, что худсовет со скрипом согласовал кандидатуру Гомиашвили, Гайдай согласился на требование переозвучить роль Бендера, чтобы убрать грузинский акцент – в фильме Остап Бендер говорит голосом Юрия Саранцева, а сам Гомиашвили сильно обиделся на режиссера – они не разговаривали до премьеры других «12 стульев» режиссера Марка Захарова. Тогда Гайдай, по легенде, сам позвонил Гомиашвили и сказал: «Скорее включай телевизор. Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления!»
Кандидатура Сергея Филиппова на роль Кисы Воробьянинова тоже подвергалась жесткой критике из-за плохого состояния здоровья актера и его периодическим алкогольным «срывам». Но Гайдай отстоял кандидатуру Филиппова – и, как оказалось, не зря: появление актера было хоть и небольшим, но ярким и запоминающимся.
«Иван Васильевич меняет профессию»
- Если бы не цензура, Иван Васильевич менял бы профессию на 10 минут дольше – Гайдая заставили вырезать 177 метров отснятого материала.
- Главному редактору Госкино больше всего было обидно за царя: «Я не позволю издеваться над Иваном Грозным! Что вы его дураком выставляете?!» Гайдай отвечал, что это не царь, а переодетый управдом, но тот был непреклонен: «Это бросает тень на царя!» Из-за этого «Иван Васильевич» дважды оказывался на полке.
- В режиссерской версии фильма был эпизод, где Иван Грозный стоит на кухне Шурика у плиты и жарит котлеты. Тот самый главный редактор Госкино долго убеждал худсовет, что из-за этой сцены нужно как минимум отказать фильму в прокате. Но Гайдай уговорил коллегию просто вырезать этот эпизод, оставив Ивана Васильевича без котлет.
- Первоначально на вопрос управдома-царя Бунши «За чей счет этот банкет? Кто оплачивает это изобилие?» был ответ: «Народ, батюшка, народ!» Но для худсовета это было уж слишком явное подтрунивание над советской властью. В итоге лента вышла с фразой: «Во всяком случае, не мы!»
- Проблемы возникли у Ивана Грозного и с местом жительства. Сцена допроса милиционером Ивана Васильевича предполагалась такой: «Где живете? Адрес, я спрашиваю!» — «Москва. Кремль». Но цензура назвала Кремль «святым местом», над которым смеяться нельзя, и потому в конечном варианте герой Яковлева живет в «палатах царских».
- Подвергли критике и реплику Бунши о репертуаре. В цитате «Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь!» зацензурировали творческую интеллигенцию.
- Однако не все правки испортили картину. Например, в сцене, где управдом-царь Бунша принимает шведского посла, фразу «За мир и дружбу!» заменили на «Гитлер капут!»
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
- Как должен был начинаться фильм про кавказскую пленницу? Дощатый забор. Мимо идет Трус. Пишет слева букву Х. Потом подходит Балбес. Правее приписывает букву У. Бывалый же, появившись в кадре, завершает: «Художественный фильм». Цензура юмора не оценила и постановила сцену вырезать.
Казалось бы, чего аморального в песне о султане? Однако в Госкино назвали ее пропагандой аморального образа жизни. Вот что рассказывал о ней Яков Аронович Костюковский, сценарист и соавтор слов к песням из «Кавказской пленницы»:
«Многострадальная песня! Мы с соавтором Слободским так радовались, когда Юрий Никулин ее блестяще спел. Но Пырьев — в то время худрук объединения «Луч» на «Мосфильме» — заявил, что ее нужно выбросить. Гайдай же отстоял песню, согласившись вырезать лишь некоторые слова».
А вот как полностью выглядит текст песни «Если б я был султан»:
Если б я был султан, я б имел трех жен,
И тройной красотой был бы окружен.
Но, с другой стороны, при таких делах
Столько бед и забот, ах, спаси Аллах!
Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо с другой стороны.
(Куплет не вошел в фильм)
Зульфия мой халат гладит у доски,
Шьет Гюли, а Фатьма штопает носки.
Три жены — красота, что ни говори,
Но, с другой стороны, тещи тоже три.
Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.
(Куплет не вошел в фильм)
Если даст мне жена каждая по сто,
Итого триста грамм — это кое-что!
Но когда «на бровях» прихожу домой —
Мне скандал предстоит с каждою женой!
Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.
Как быть нам, султанам, ясность тут нужна:
Сколько жен в самый раз — три или одна?
На вопрос на такой есть ответ простой:
Если б я был султан — был бы холостой!
Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.
- Песня про медведей, впрочем, тоже оказалась «неправильной» по мнению Госкино. В оригинале текста медведи чесали спину о земную ось. Но редколлегия придралась: «Почему медведи в песне чешутся? У них блохи? Не эстетично!» Так медведи перестали чесаться и исполнили рекомендацию партии.
- Знаменитую фразу «А в соседнем районе жених украл члена партии!» Балбеса должен был произносить герой Фрунзика Мкртчяна, но при чтении сценария чиновники потребовали убрать эти слова: «Это оскорбляет и порочит членов партии!» Однако Никулин, решив, что все дело в акценте Мкртчяна, посоветовал Гайдаю передать эти слова его герою – Балбесу. И оказалось, что дело совсем не в акценте, а в персонаже, который эти слова произносит: в устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза о члене партии прозвучала настолько по-дурацки, что казалась очередной его выдумкой и не очерняла ни одного коммуниста в СССР. Как и все остальные фразы, произнесенные незабываемой троицей («Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!»).
Первоначально «Кавказская пленница» была запрещена к показу. Но фильм совершенно случайно попал к Леониду Брежневу, и тот, по большей части оставшись довольным комедией, разрешил пустить ее в прокат. В итоге «Кавказская пленница» занимает четвертое место в СССР по сборам.
Актёры, сыгравшие «любовный треугольник»
Лишь только фильм вышел на экраны, он сразу же приобрёл бешеную популярность. Уже за первый год проката его успело посмотреть не менее 50 миллионов жителей СССР. Особо полюбилась зрителям и режиссёрам Светлана Аманова, сыгравшая Татьяну. На тот момент девушке исполнился 21 год, а на неё уже просто посыпались различные приглашения. Светлане было предложено сыграть в картинах «Ричард Львиное Сердце», «Лестница», «Зимний вечер в Гаграх». Однако роли там были лишь эпизодические, совсем небольшие. Режиссёрам хотелось использовать молодость и красивую улыбку актрисы.
Само собой, Светлане хотелось намного большего. Но, увы! Так, потихоньку девушка на экранах появляться перестала и в профессии своей разочаровалась. В этот период из жизни ушла мать актрисы. Светлана впала в глубокую депрессию. На её лечение понадобилось шесть лет. За это время актриса также развелась со своим мужем и осталась одна с маленькой дочкой на руках в полной нищете. Выжить им помогала только её работа в Малом театре.
Сыгравший роль Павла в «Спортлото-82» Денис Кмит был призван в армию ещё до того, как фильм успел выйти на экраны. Там с артистом произошла трагедия. Мужчина сорвался со второго этажа. Ног он не чувствовал уже к моменту прибытия в больницу. Таким образом, в 22 года актёр стал инвалидом.
Альгис Арлаускас также с экранов исчез. Актёр переехал в Испанию и занялся документалистикой. Время от времени играет в местных сериалах.
Актёры и роли
Кто же сыграл этих забавных персонажей в фильме «Спортлото-82»? Михаил Кокшенов прекрасно изобразил своего героя – Степана. Роль его товарища Мурашко Сан Саныча досталась Михаилу Пуговкину. Шикарный «любовный треугольник» получился у актёров Альгиса Арлаускаса (Луков Костя), Амановой Светланы (Пегова Таня), Кмита Дениса (жених Тани Павел).
Также в фильме снимались: Толшин Андрей (альпинист Михаил Голубев), Гребешкова Нина (тётя Кости Клавдия Антоновна), Брондуков Борислав (директор турбазы «Орлиный приют»), Мосендз Луиза (Алла Дмитриевна). В общем, состав просто великолепен в картине «Спортлото-82». Актёры замечательно справились со своими ролями. Наблюдать за их игрой очень приятно и легко.
Итоги
Фильм «Спортлото-82» пришёлся по душе многим телезрителям благодаря своей лёгкости, захватывающему забавному сюжету и, конечно же, замечательным талантливым актёрам. При достаточно скромном бюджете картина буквально сорвала джек-пот.
Каждый пятый житель СССР посмотрел её в течение года после выхода на экран. От этой «кассы» сам режиссёр получил огромную славу, 7094 рубля гонорара и сотню лотерейных билетов от всесоюзной лотереи за открытую пропаганду данной азартной игры. На сегодняшний день картина продолжает оставаться любимой множеством телезрителей. Этот фильм оказался настоящим долгожителем. Впрочем, смотрите сами и будьте уверены в том, что вы не пожалеете!