«Все умрут, а я останусь», 2008
https://youtube.com/watch?v=O_H0L898beM
В 2008 году Валерия Гай Германика считалась вундеркиндом — её картина «Все умрут, а я останусь» не была дебютом, но стала первой, обратившей на себя внимание европейских киногуру. Два приза в Каннах сделали Германике имя — впрочем, дальнейшего триумфального шествия не получилось
Вполне тривиальная история о московских старшеклассницах, которым трудно взрослеть, но ещё больше хочется освободиться от детских оков, задаёт важные вопросы и отличается смелостью изложения. Критики вспоминали про американский фильм «Детки», блюстители нравственности били в набат. Взгляд режиссёра явно был направлен в европейские дали, и это по достоинству оценили.
Скандальная линия
На Каннском кинофестивале «Дылду» выдвинули еще и на награду «Queer palm», которую вручают за лучшие фильмы, затрагивающие ЛГБТ-тематику. Фильм проиграл «Портрету девушки в огне», снятому Селиной Сьяммой, но в России заметили само выдвижение.
После показа фильма 20 июля 2019 года в московском кинотеатре «Октябрь» пожилой зритель в ходе обсуждения поинтересовался у режиссера: «Как можно снимать такую мерзость?!»
Сам Балагов заявил, что снятое им кино – «не о любви женщины к женщине». Он добавил, что не закладывал в ленту «ничего лесбийского».
Публицист Егор Холмогоров, придерживающийся патриотических взглядов, отметил, что фильм – «совершенно бездарная, топорная и унылая киноподелка», которая пытается угнаться за вкусами американских киноакадемиков. «Фильм о двух фронтовых подругах-лесбиянках в послевоенном и послеблокадном Ленинграде, еще и случайно погубивших ребенка и ставших полными чайлдфри. Такое на «Оскаре» вроде бы любят», – высказал он свое мнение.
«Теснота» и Канны
Полноценный режиссерский дебют Балагова пришелся на 2017 год. Он закончил ленту «Теснота». Ее показали в программе «Особый взгляд» на 70-м фестивале в Каннах, где она удостоилась приза ФИПРЕССИ.
Картина рассказывает о живущей в Нальчике в конце 90-х годов еврейской семье, в которой есть дочь-бунтарка Ила и сын Давид, слушающийся родителей. Именно его и его невесту похищают с целью потребовать выкуп.
В саундтрек фильма «Теснота» вошла и песня чеченского барда Тимура Муцураева под названием «Иерусалим». В 90-х Муцураев участвовал в Первой Чеченской войне, служил в батальоне Руслана Гелаева. Песня «Иерусалим» звучала ранее в картине «Война» Алексея Балабанова. Видеозапись на эту песню включена в Федеральный список экстремистских материалов.
В 2019 году новая лента молодого режиссера оказалась в каннской программе «Особый взгляд». И снова в призах. На этот раз «Дылда».
Режиссер не смог сам забрать свой приз в Каннах, после премьеры он сразу вернулся в Москву. От его лица приз в номинации за лучшую режиссуру забрал продюсер фильма «Дылда» Александр Роднянский.
Он отметил, что Балагову всего лишь 27, и для столь молодого режиссера это выдающееся достижение. По словам Роднянского, Балагов снимает не ради наград, для него первичны честность замысла и реакция зрителей.
«Дылда», 2019
Сразу стоит сказать, что фильм Балагова — это кино не просто для взрослых, но ещё и для обладающих достаточно стойкой нервной системой. Тем не менее в Каннах зрители благосклонно отнеслись к «Дылде» на первых же показах: режиссёр смог создать достаточно достоверные образы людей, отягощённых последствиями отгремевшей войны. В центре сюжета — молодые женщины Ия и Маша, которые в разгар сражений служили вместе в зенитной артиллерии, а потом оказались разлучены обстоятельствами. В Ленинграде 1945-го подругам суждено встретиться снова, а череда сопутствующих событий заставит их кардинальным образом поменять отношение друг к другу — и измениться тоже. Через глубоко личную историю фильм позволяет представить, какими были первые годы страны-победителя, заплатившей за победу огромную цену.
Пригласив на центральные роли актёров, ещё не успевших стать публике хорошими знакомыми, Балагов рисковал, но рисковал осознанно: узнавать героев пришлось с чистого листа. «Дылда» ещё и визуальный эксперимент: в этом фильме не разглядеть ни разрухи, ни коммунальных конфликтов, ни питерской слякоти. Зато есть игра цветов и теней и реверансы в сторону классики (причём далеко не только кинематографической). Сценарий 27-летний режиссёр писал сам, но без поддержки старших товарищей не обошёлся: Балагов не скрывает, что о давно ушедшей эпохе знал слишком мало, чтобы рассказывать о ней другим. Тем не менее получилось острое и спорное кино, которое явно не станет довольствоваться одними лишь каннскими призами. А если действие порой и доходит до абсурда или грешит лишними сценами, то это для постановщика разве что повод оттачивать мастерство.
«Свадьба», 2000
Картина Павла Лунгина «Свадьба» в Каннах претендовала на «Золотую пальмовую ветвь», но в итоге довольствовалась специальным призом жюри за лучший актёрский ансамбль. Назвать картину полностью российской нельзя — в списке стран, занятых в производстве, присутствуют ещё Франция, Италия и Германия. Впрочем, душа в «Свадьбе» исключительно русская: со страстями, возлияниями, искренностью и, конечно, необъяснимым желанием лезть в драку. Актёрский состав в фильме действительно хорош: от Марата Башарова и Марии Мироновой на первом плане до Андрея Панина и Александра Семчева на втором. Про сюжет и рассказывать нечего: возвращение главной героини в родной городок оборачивается событиями, в которые так или иначе окажутся втянутыми очень много её земляков. Лунгин местами перебирает с гротеском, но это точно то кино, которое не грех и пересмотреть.
Хотите превратить смартфон в мобильный кинотеатр? Скачайте «МТС ТВ»!
Загрузить МТС ТВ
Андрей МитрофановМнение автора может не совпадать с позицией редакции
«Левиафан», 2014
Российский режиссёр нового поколения Андрей Звягинцев с «Левиафаном» тоже претендовал на «Оскар», но ограничился «Золотым глобусом» — а в Каннах получил приз за лучший сценарий. Фильм об отечественной глубинке, в котором коррумпированная власть, словно библейское чудовище, пожирает обычного человека, пытающегося ей противостоять, на родине приняли неоднозначно. Тем не менее зрителю запомнились персонажи Алексея Серебрякова, Елены Лядовой и Владимира Вдовиченкова, а в визуальном отношении картина и вовсе оказалась вне конкуренции. Жёсткий подход к своему творчеству Звягинцев сохранил и в дальнейшем — да и новые попытки оказаться среди лучших европейских и мировых постановщиков явно не за горами.
Претендент на «Оскар»
В конце сентября 2019 года стало известно, что «Дылда» номинирована как «Лучший фильм на иностранном языке» на премию «Оскар». Об этом решении Российского оскаровского комитета сообщил его глава Владимир Меньшов.
Военная драма, длящаяся свыше 2 часов, частично базируется на произведении нобелевского лауреата по литературе Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». В главных ролях снялись Виктория Мирошниченко, Василиса Перелыгина, Константин Балакирев и Андрей Быков.
Критики считают, что выдвижение «Дылды» закономерно. Киновед Кирилл Разлогов отметил, что у ленты есть преимущества перед остальными российскими картинами. Это мировое признание и наличие в качестве продюсера Александра Роднянского, поскольку у последнего в активе уже есть номинированные на «Оскар» ленты.
Схожее мнение высказала и режиссер Наталья Меркулова. По ее словам, получение двух наград в Каннах – это признание международной общественности, у ленты сложилась определенная репутация. Меркулова считает, что у картины хорошие шансы оказаться в шорт-листе.
Кинокритик Илона Егиазарова полагает, что шансы «Дылды» на шорт-лист высоки в свете вшитых «маячков» – намеков на лесбийскую связь между героинями, линии сильных женщин и критики советской власти.
Попадет ли «Дылда» в шорт-лист, станет ясно в январе 2020 года.
Биография режиссера
Кантемир Балагов родился в конце июля 1991 года в столице Кабардино-Балкарии Нальчике. Его мама работала в школе учительницей химии и биологии, а также завучем, отец был предпринимателем.
Еще в юношеские годы Кантемир увлекся просмотром киномейнстрима, а после школы сам занялся съемками небольших видеороликов. Следующим его достижением стал веб-сериал, эпизоды в котором длились по 10 минут. Снимал его Балагов вместе с друзьями.
В какой-то момент Кантемиру повезло, он нашел свое место в жизни. Молодой талант набрался смелости и написал письмо знаменитому режиссеру Александру Сокурову, который в то время руководил творческой мастерской в КБУ имени Бербекова. Сокуров разглядел в молодом человеке талант, в результате Балагова зачислили прямиком на 3-й курс.уз он в итоге вполне успешно закончил.
За время учебы Кантемир Балагов снял несколько короткометражных лент – «Андрюха», «Молодой еще», «Она ждет» и др. Некоторые из них показали в 2014 году на фестивале в швейцарском Локарно.
В том же году Балагов выступил сценаристом для картины «Софичка», которую снимала его однокурсница Кира Коваленко.