Список фильмов Эльдара Рязанова 90-х годов
В 90-х годах Эльдар Рязанов снял несколько кинокомедий, но уже без прежнего размаха. В его творчестве начинает прослеживаться некая печаль. В эти же годы Рязанов пишет стих, в котором есть такие строчки:
«…Проснусь под утро… Долго не засну…
О, как сдавать позиции обидно!
Но то, что потихоньку я тону,
Покамест никому ещё не видно…»
В 1991 была снята социальная трагикомедия «Небеса обетованные», рассказывающая о периоде распада СССР. Главные роли исполнили прекрасные актеры — Ахеджакова, Гафт, Басилашвили. Рязанов действительно испытывал творческий кризис. Съемки фильма «Небеса обетованные» дались ему ценой огромных затрат сил и нервов. Тяжелым ударом стала смерть его второй жены Нины. Позже великий режиссер снова женится, но пока он очень тяжело переживает эту трагедию.
Также в список фильмов, которые снял Эльдар Рязанов, входят следующие кинокартины:
1. «Предсказание» (1993).
2. «Привет, дуралеи!» (1996).
3. «Единица порядочности — один Галлай» (1997).
В 2000 годах вышли последние фильмы Эльдара Рязанова. Список фильмов приведен ниже.
Первым фильмов нового столетия стала кинокартина «Старые клячи». Рязанов пригласил на съемки Ахеджакову, Гурченко, Крючкову и Купченко. Фильм повествует о тяготах жизни четырех подруг после распада СССР. В том же году вышла кинокартина «Тихие омуты». В 2003 Рязанов снял комедию «Ключ от спальни», а в 2006 — фильм-сказку «Андерсен. Жизнь без любви».
В фильме «Ирония судьбы. Продолжение» Рязанов уже не выступал в качестве режиссера, но повторил свою давнишнюю роль пассажира самолета, на которого постоянно падал пьяный Женя.
Биография Рязанова
Эльдар Рязанов появился на свет 18 ноября 1927 г. в Самаре. Он рос в семье работников советского Торгового представительства в Тегеране, Александра Семеновича и его супруги Софьи Михайловны, которая была еврейкой.
Детство и юность
Первые годы жизни Эльдара прошли в Тегеране, где трудились его родители. После этого семья переехала в Москву. В столице глава семейства трудился начальником винного главка.
Первая трагедия в биографии Рязанова произошла еще в 3-летнем возрасте, когда его отец и мать решили развестись. В результате, он остался с матерью, которая повторно вышла замуж за инженера Льва Коппа.
Эльдар Рязанов в детстве
Стоит заметить, что между Эльдаром и отчимом завязались прекрасные отношения. Мужчина любил пасынка и заботился о нем как о родном сыне.
По словам Рязанова, он практически не помнил своего отца, который позже завел новую семью. Любопытно, что в 1938 г. Александра Семеновича осудили на 17 лет, вследствие чего его жизнь окончилась трагически.
С самого детства Эльдар любил читать книги. Он мечтал стать писателем, а также побывать в разных странах. Получив аттестат он отправил письмо в Одесское мореходное училище, желая стать моряком.
Однако мечтам юноши не суждено было сбыться, поскольку началась Великая Отечественная война (1941-1945). Семья столкнулась со многими трудностями, вызванными войной и голодом. Чтобы хоть как-то прокормиться приходилось продавать или обменивать книги на продукты.
После победы над фашистами, Эльдар Рязанов поступил во ВГИК, который окончил с красным дипломом в 1950 г. Интересен факт, что сам Сергей Эйзенштейн, преподававший в институте, пророчил студенту большое будущее.
Жена Рязанова — раба любви или Муза?
Скорей всего, что это было только поверхностное впечатление от их отношений. У них был не просто красивый и долгий роман – счастье взаимопонимания, от которого буквально оба лучились особым светом. В годы этого союза появились его лучшие творения. Хотя официально Нина Григорьевна с Рязановым никогда не работала, фактически же была редактором его картин.
Рядом с нею Эльдар Александрович буквально фонтанировал идеями. Он всегда прислушивался к ее советам. Она была с ним на съемочной площадке, мгновенно гасила его вспышки гнева по отношению к актерам. Достаточно было только предложить Эльдар Александровичу бутерброд, который всегда почему-то в нужный момент оказывался в сумочке Нины Григорьевны, и режиссер становился «мягким и пушистым». Она легко находила общий язык со всеми (уже тяжелобольная, познакомилась и подружилась с Наиной Ельциной).
И домой с работы Рязанов и его жена уезжали вместе, и в отпуск. Но бывает ли счастье вечным? Представить трудно, что происходило в душе Эльдара Александровича, когда он узнал, что у жены рак. Не сдавался, не смирился с приговором врачей. Операция и 11 дней в реанимации. Он каждый день на несколько минут (никого вообще не пускали) приходил к ней в палату. Ничего не помогало. Уехали в мюнхенскую клинику. Обследования выматывали и усиливали страшные боли. И все напрасно. Поздно делать вторую операцию.
Нина Григорьевна прекрасно понимала, что едет домой умирать. Только муж и сын придавали силы сражаться с болезнью. В последнюю неделю попросила всех оставить ее наедине с самыми дорогими ей людьми. Но страдала она жутко. Мельком, в одном из воспоминаний проскользнуло, что сама себе сделала укол, последний…
Незадолго до смерти она попросила сына помочь Рязанову, когда ее не будет. А Эльдар Александрович женился снова – забыл? Тогда почему в его кабинете до сих пор ее портрет? И «Неподведенные итоги» – книга-воспоминание об актерах и соавторах, нюансах работы над фильмами – посвящена тоже ей. А на Новодевичьем кладбище – совсем не простой, а «говорящий» памятник?! Он так ярко «кричит» о скорби по любимой, незабываемом никогда чувстве – любви
Светлана Немоляева – Ольга Рыжова
- «О бедном гусаре замолвите слово»
- «Небеса обетованные»
- «Ласточкино гнездо»
Родившаяся в 1937 году актриса до сих пор продолжает сниматься в кино, однако многие зрители помнят ее именно по роли Ольги Рыжовой. Артистке удалось воплотить роль немного наивной и влюбленной женщины, которая совершенно не скрывает своих чувств к непорядочному Самохвалову. В последние годы Немоляева приняла участие сразу в нескольких успешных проектах – драме «Ван Гоги» с Алексеем Серебряковым, мини-сериале «Убийства по пятницам» и популярном сериале «Мосгаз. Формула мести».
Личная жизнь актрисы также сложилась наилучшим образом – она прожила в любви и радости более пятидесяти лет с самым лучшим, по ее словам, мужчиной на свете – артистом Александром Лазаревым-старшим. Семейную идиллию нарушила смерть актера, скончавшегося в 2011 году. Их сын Александр также продолжил актерскую династию, а внучка решила стать режиссером.
Алиса Фрейндлих
Алиса Фрейндлих на тот момент также не являлась темной лошадкой. Она в фильме сыграла Хариту Игнатьевну, которая готова была выдать собственных дочерей за первых встречных мужчин. Желала лишь, чтобы претенденты были богатыми, а также решились взять невесту без приданного.
Актриса является Народной артисткой СССР, а ее киноработы считались «золотым фондом» отечественного кино. Задолго до «Жестокого романса» она снялась в не менее выдающихся фильмах: «Соломенная шляпка», «Служебный роман», «Д’Артаньян и три мушкетера» и не только.
Важное место в ее карьере всегда занимал театр. Продолжительное время она работала в Большом Драматическом театре имени Товстоногова
Однако после съемок в «Жестоком романсе» не оставила большое кино. Также снялась в «Линия Марты», «Большой» и многих других. За отличную работу заслужила выдающиеся награды: премию «Ника» и «Золотую маску», это лишь малая часть наград.
Артиста была три раза замужем, однако все браки закончились разводом. У нее всегда было доброе сердце. После развода с третьим супругом, она отправилась выпрашивать для него жилье, ведь ему негде было жить. Произошла эта история в 90-х годах. С тех самых пор она замужем больше не была. В одном из браков родила дочь – Варвару. Она также стала актрисой.
Алиса Фрейндлих – Людмила Прокофьевна Калугина
- «На Верхней Масловке»
- «Линия Марты»
- «Д`Артаньян и три мушкетера»
Симпатичной и обаятельной актрисе пришлось до неузнаваемости изуродовать себя для роли «сухаря в юбке». Она справилась с задачей на «отлично» и предстала перед зрителями в образе строгой женщины неопределенного возраста. Именно роль Калугиной сделала Фрейндлих всенародно любимой артисткой. Алиса Бруновна продолжает играть в театре и периодически появляется в кино. Особым успехом пользовался детектив «Женская логика», в котором Фрейндлих сыграла главную роль любознательной пенсионерки детектива.
В конце 2020 года поклонники актрисы всерьез обеспокоились здоровьем Алисы Бруновны после того, как в СМИ попала информация о том, что Фрейндлих госпитализирована с диагнозом «коронавирус». Сообщалось, что поражение легких составило 80%, и, с учетом возраста актрисы, врачи надеялись на чудо.
К счастью, в феврале знаменитую артистку выписали, и теперь зрители с нетерпением ждут появления Фрейндлих в кино и на сцене театра.
Начало традиции: всегда и везде – вместе с женой
Так будет со всеми женами Рязанова. На работе и отдыхе – рядом с любимым человеком. Они были счастливы и молоды. Дурачились и чудачили тоже вместе. Так, Рязанов через много лет вспомнит, как в Париже отправились на стриптиз. Их было 11 мужчин и одна женщина – Зоя, его жена. Когда спросили, откуда они, кто-то из друзей, благодаря знанию французского языка, соврал, что из Югославии. Для советских людей тогда это был запретный плод. Поэтому все участники «культпохода» долгое время молчали о нем.
Эльдар Александрович и Зоя Петровна вместе были в первой своей творческой командировке в Ереване. У них были общие сюжеты для журнала «Пионерия». А позже она стала режиссером фильмов «Твои книжки», «Спутник над планетой», «Великая Отечественная». Наконец, у них была любимая дочь, которую оба обожали. Даже когда Ольга была маленькой, Зоя не сидела без дела. Сам Рязанов рассказывал, что, ухаживая за малышкой, его жена успевала шить наряды для дачниц всего Пушкино.
И потом внешне все было очень хорошо – никаких бурных выяснений отношений, но все чаще в последние годы их брака возникали ссоры на пустом месте. Эльдар Александрович (из-за дочери) скрывал, что уже появилась в его жизни такая страстная новая любовь. Миф о том, что Зоя Петровна запрещала им встречаться, развеяла в своих воспоминаниях сама дочь Рязанова. Даже уйдя из семьи (кстати, забрав только книги), он не прекратит общения с Ольгой. Но о первой своей жене, даже после ее смерти, он не особо любит рассказывать.
Викторина по фильму Эльдара Рязанова «Служебный роман»
Викторина Служебный роман
Занимательная викторина позволяет проверить память и сообразительность, увлекательно провести досуг.
Викторина рассчитана на широкий круг аудитории.
1. Начальником, какого отдела хотел стать Новосельцев?
Машиностроения
Транспорта
+ Легкой промышленности
2. Как звали Мымру?
+ Людмила Прокофьевна
Лариса Ивановна
Галина Петровна
3. Что, вопреки совету Калугиной, собиралась купить секретарь Верочка?
Дубленку
+ Сапоги
Блейзер
4. Где работала профсоюзная активистка Шура?
+ В бухгалтерии
В столовой
В инвентаризационной комиссии
5. Сколько детей было у Анатолия Ефремовича?
Один
+ Двое
Трое
6. Букет, каких цветов тайком принес Новосельцев в кабинет директора?
Розы
+ Гвоздики
Каллы
7. Сколько рублей занял у Самохвалова Новосельцев?
10
+20
50
8. Куда приобрел билеты Новосельцев?
В театр
В кино
+ В цирк
9. Автомобиль, какой марки был у заместителя директора Самохвалова?
«Лада»
+ «Волга»
«Чайка»
10. Чью бронзовую скульптуру собирались преподнести в подарок очередному юбиляру от имени коллектива?
Орла
+ Коня
Льва
Людмила Прокофьевна Калугина
В пьесе «Сослуживцы» точный возраст Людмилы Прокофьевны не называется: «лет ей на вид не то сорок, не то сорок пять». Однако в фильме Калугина раскрывает эту тайну, когда у нее в кабинете происходит первый доверительный разговор с Новосельцевым: «Я совсем одна. Утром встану, иду варить кофе и не потому, что хочу позавтракать, а потому что так надо. Заставляю себя поесть и иду на работу. Этот кабинет практически и есть мой дом. А вечера, если бы вы знали, как я боюсь вечеров! Засиживаюсь на работе допоздна, пока вахтер не начнет греметь ключами… Превратила себя в старуху, а мне ведь только 36. Я моложе вас, Анатолий Ефремович».
Новосельцев в шоке от такого признания, поскольку весь коллектив за глаза называет свою начальницу «старухой» и «наша мымра», а она, оказывается, еще в самом расцвете сил.
«Мымра всех времён!» 35 лет «Служебному роману»
Подробнее
Фильмы
Творческая биография Рязанова началась сразу после выпуска из ВГИКа. На протяжении около 5 лет он трудился в Центральной студии документальных фильмов.
В 1955 г. Эльдар Александрович устроился работать в «Мосфильме». К тому времени он уже успел снять 2 фильма, а также стать сорежиссером еще 4-х картин. В том же году он был одним из кинорежиссеров музыкальной ленты «Весенние голоса».
Вскоре Рязанов представил комедию «Карнавальная ночь», которая приобрела невероятную популярность в СССР. Режиссер не ожидал такого успеха, поскольку у него еще не было опыта съемок комедийных лент.
За эту работу Эльдар Рязанов удостоился многих наград. Одновременно с этим он помог раскрыть талант и сделать невероятно известными Людмилу Гурченко, Юрия Белова и Игоря Ильинского.
После этого мужчина представил новый фильм «Девушка без адреса», который также был с восторгом принят советским зрителем.
В 60-е годы киноленты Рязанова по-прежнему имели ошеломительную популярность. Многие из них стали классикой отечественного кинематографа. В то время мэтр снял такие картины, как «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля» и «Зигзаг удачи».
В следующем десятилетии Эльдар Рязанов снял еще несколько фильмов, которые возымели еще больший успех. В 1971 г. были экранизированы «Старики-разбойники», где главные роли достались Юрию Никулину и Евгению Евстигнееву.
В 1975 г. состоялась премьера культовой трагикомедии «Ирония судьбы, или С легким паром!», которая сегодня является одной из самых популярных лент советской эпохи. Спустя 2 года Рязанов снял очередной шедевр – «Служебный роман».
В съемках этого фильма участвовали Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили и многие другие звезды. Сегодня эта кинолента, как и раньше собирает у телевизоров миллионы людей, которые с удовольствием смотрят ее как будто в первый раз.
Эльдар Рязанов на съемках «Вокзала для двоих»
Следующей работой Рязанова стала трагикомедия «Гараж». Режиссер собрал самых популярных артистов, которые мастерски сыграли членов гаражного кооператива. Ему удалось наглядно показать человеческие пороки, которые проявляются у людей при определенных обстоятельствах.
В 80-е годы советский зритель увидел очередные фильмы Рязанова, среди которых наиболее известными стали «Жестокий романс», «Вокзал для двоих» и «Забытая мелодия для флейты».
Любопытно, что автором большинства текстов песен, звучащих в кинофильмах режиссера, являлся сам Эльдар Александрович.
В 1991 г. были показаны «Небеса обетованные». Эта картина получила множество наград. По версии журнала «Советский экран» она была признана лучшим фильмом того года. Также «Небеса» удостоились «Ники» в категории «Лучший игровой фильм», а Рязанова назвали лучшим режиссером.
В новом веке мужчина представил 6 кинолент, из которых наиболее знаковыми оказались «Старые клячи» и «Карнавальная ночь – 2, или 50 лет спустя».
Почти во всех своих работах режиссер играл эпизодических персонажей, что стало его визитной карточкой.
Алиса Фрейндлих
Родилась актриса в Санкт-Петербурге, ребенком любила разыгрывать представления, наряжаясь в мамины платья. Детство девочки пришлось на военное время, она пережила блокаду. Алиса посещала школьный кружок, без труда поступила в театральный институт. Распределили юную актрису в театр имени Комиссаржевской. Здесь она получила первые уроки несправедливости: ей доставались только роли, неугодные приме театра. Алиса ушла в театр Ленсовета, где ее талант оценили по достоинству.
Фото: regnum
Приглашали Фрейндлих и в кино, роль в Калугиной в «Служебном романе» принесла ей заслуженную популярность. Рязанову пришлось уговаривать режиссера Ленсовета, мужа Фрейндлих, разрешить ведущей актрисе коллектива сниматься, из-за плотного графика слова Калугиной приходилось учить ночью. Личная жизнь лауреатки многих театральных премий складывалась непросто.
Фото: joinfo
Первый студенческий брак распался, во втором с режиссером Игорем Владимировым родилась дочь. Творческие разногласия привели к разрыву отношений. С художником Юрием Соловьевым брак продлился 12 лет и распался из-за ревности мужа к успешной карьере жены.
Фото: teleprogramma
Алиса Бруновна по-прежнему играет в театре и снимается в кино, дочь тоже стала актрисой, внучка продюсер, а внук — режиссер.
И в 40 счастье возможно
Нина Григорьевна не надеялась больше на личное благополучие. Конечно, спасала работа, позволившая ей не превратиться только в сиделку. Редактор издательства «Искусство», потом главный редактор объединения киноработников на «Мосфильме». Разве могла она не встретиться с Рязановым?
Эльдар Александрович тогда снимал «Берегись автомобиля». И вся киностудия наблюдала, как изменяется он – светится от счастья. Опаздывает он? Бежит, сбивает с ног коллег, не слышит задаваемых ему вопросов? Кто мог себе представить, что такое может происходить с Рязановым? Но все признаки налицо – он влюблен…
Нине было 40. Они поженились в том же году, что женился и ее сын, Дмитрий. Сразу отправились отдыхать в Пицунду. И все, кто был рядом, считали, что она превращается в его рабу. «Ему хочется лежать на солнце, и она лежит рядом с ним. А когда я зову ее в тень, он не понимает и говорит: «Отстань от нее, она уже загорела и уже не обгорит!» Как будто в этом дело…», – вспоминала одна из их приятельниц.
Комедия… и еще одна комедия
Попробовав себя в подобном жанре, Рязанов продолжил снимать комедии. Его следующими работами стали:
1. «Девушка без адреса» (1957) — лирический фильм с большой долей юмора о девушке, которая ушла из дома по собственной глупости.
2. «Человек ниоткуда» (1961) — комедийная фантастика с Юрием Яковлевым в главной роли.
3. «Гусарская баллада» (1962) — музыкальная комедия в стихотворной форме. Превосходный дуэт Голубкиной и Яковлева.
4.»Дайте жалобную книгу» (1965).
5. «Берегись автомобиля» (1966). В этой картине режиссер собрал известных и талантливых актеров, грамотно показал жизненные ситуации. Это не могло не принести ему успеха. До сих пор «Берегись автомобиля» считается одним из лучших в фильмографии Рязанова.
6. «Зигзаг удачи» (1968) — трагикомедия с Е. Леоновым в главной роли.
Сюжет киноленты
По сюжету действие происходит в 1976 году дождливой осенью. Главными героями картины являются Анатолий Ефремович Новосельцев – рядовой работник статистической конторы и Людмила Прокофьевна Калугина – его начальница.
Новосельцев – неуверенный в себе мужчина, отец двух сыновей, которых воспитывает в одиночку. Жена от него ушла к другому мужчине. Детей Новосельцев забрал к себе по решению суда. Анатолий работает в крупной статистической конторе старшим специалистом. У него нет предпосылок к карьерному росту, что прибавляет мужчине неуверенности.
Людмила Прокофьевна является директором статической конторы, где работает Новосельцев. Калугина очень одинокая женщина. Она разорвала отношения с подругами из-за того, что одна из них увела у нее мужа. Людмила Прокофьевна богата. Она имеет большую квартиру, автомобиль «Волга» и даже личного водителя.
Людмила Прокофьевна с головой погрузилась в работу. В контору она приходит раньше всех, а покидает рабочее место позже всех. Женщина не ухаживает за собой. Она полностью отрицает свое женское начало, предпочитая красивым нарядам деловые мешковатые костюмы. За глаза подчиненные называют ее мымрой, что очень огорчает несчастную начальницу. Калугиной всего 36 лет. Но она выглядит гораздо старше.
Коллега и хорошая приятельница Новосельцева Ольга Петровна Рыжова советует Анатолию попросить у начальницы повышения до начальника отдела легкой промышленности. Она считает, что мужчина достоин этой должности. А повышение поможет ему поправить свое финансовое положение.
Заместителем Калугиной назначают нового работника Юрия Григорьевича Самохвалова, одногруппника Рыжовой и Новосельцева. Ранее у Ольги Петровны и Юрия был бурный роман. Ольга до сих пор влюблена в мужчину и даже не скрывает это.
Самохвалов решает помочь своему другу и пытается получить для него повышение. Но Калугина уверена, что Новосельцев является посредственным и безынициативным человеком, который не достоин должности начальника. На самом деле Новосельцев просто привык к своей работе.
Когда попытка Самохвалова продвинуть друга оказывается безуспешной, он советует Новосельцеву начать ухаживать за начальницей. Анатолий категорически отказывается это делать, считая такой поступок неэтичным. Но потом соглашается.
Чтобы как-то сблизить Новосельцева и Калугину, Самохвалов устраивает вечеринку в честь вступления в должность. Но на вечере Людмила Прокофьена не поддается на уговоры. Она остается строгой, неприступной начальницей.
Подвыпив, Новосельцев читает стихи. Он думает, что поэзия произведет впечатление на Людмилу Прокофьевну. Но она полностью отвергает такой вид ухаживания. Тогда Анатолий обозлился и при всех назвал начальницу черствой, сухой и бессердечной.
На следующий день Новесельцев решил извиниться за грубые слова. Однако его неуклюжесть приводит к тому, что начальница рассердилась, а затем заплакала. Анатолий пытался утешить Калугину. Тогда женщина рассказала ему печальную историю своего одиночества.
Выслушав Людмилу Прокофьевну, Новосельцев решил, что начальница не такая уж и бездушная. Он увидел в ней легкоранимую, тонкую натуру, которая нуждается в защите.
Теперь Новосельцев решил ухаживать за начальницей не из-за повышения, а потому что она ему действительно приглянулась. Однажды Калугина пригласила Анатолия к себе домой. Когда Новосельцев вошел в квартиру, он увидел не старую мымру, а прекрасную женщину.
После свидания с Новосельцевым, на следующий день, Калугина опаздывает на работу. И когда она вошла в офис, все были потрясены. В этой прекрасной женщине теперь не узнать старой мымры.
Тем временем Рыжова начинает забрасывать Самохвалова любовными письмами. Верочка, секретарша Калугиной, активно обсуждает историю Юрия и Ольги. Юрий пытается отвадить Рыжову и просит активистку Шурочку поговорить с ней.
Узнав о подлости Самохвалова, Новосельцев ругается с другом и даже дает ему пощечину. Чтобы отомстить Новосельцеву, Юрий рассказывает Калугиной, что Анатолий начал ухаживать за ней, чтобы получить повышение.
Услышав рассказ Самохвалова, Людмила Прокофьевна решила, что мир рухнул. Она вновь не верит мужчинам, а особенно Новосельцеву, который так бессердечно воспользовался ее положением.
Однако через некоторое время влюбленные мирятся. Из титров зритель узнает, что у Людмилы Прокофьевны и Анатолия появился третий мальчик.
Актеры фильма «Покровские ворота».
Современная версия
И напоследок. В 2011 году был снят «новый» «Служебный роман». В главных ролях актёры вновь выступили довольно талантливые. Картина вызвала у зрителей огромный интерес. В съёмках приняли участие: Зеленский Владимир, Ходченкова Светлана, Заворотнюк Анастасия, Башаров Марат.
Тем не менее такого успеха, как картина 1977 года, этот фильм не имел. Возможно, всё дело в том, что в его основе просто-напросто лежало повторение уже давно всем известной истории. Лучше, чем она была показана, сыграть, наверное, невозможно. Как бы ни старались актёры, атмосферу прошлых лет передать они не смогли. А вот картина Рязанова по-прежнему остаётся любимой и востребованной.
Одним словом, если вам хочется весело и интересно провести своё свободное время, обратите внимание именно на эту киноленту. «Служебный роман» — тот фильм, который никого не сможет оставить равнодушным
Смотрите, и вы не пожалеете!