Литературная основа
Фильм является киноадаптацией повести Стивена Кинга «Рита Хэйворт и спасение из Шоушенка» о банкире Энди Дюфрейне, попавшем в тюрьму по несправедливому обвинению в убийстве, и сумевшем бежать.
Перевод «Побег из Шоушенка» — это один из вариантов англ. The Shawshank Redemption, где слово «redemption» может иметь значения «искупление», «спасение», «освобождение».
Характерные черты стиля самого экранизируемого писателя наших дней здесь налицо. Краткие, но емкие диалоги, ясно очерченные характеры, архитипичные персонажи, обращение к потаенным страхам и сомнениям аудитории, многослойность и жизнеутверждение — это все от Кинга.
В то же время надо отдать должное режиссеру Фрэнку Дарабонту, написавшему сценарную адаптацию. Внося необходимые правки в первоисточник, он сделал, кажется, невозможное — улучшил Стивена Кинга.
Что случилось с Джорджем Райли?
Джордж Райли был отстранен от работы BBC в 2017 году. По данным The Times и The Guardian (21 апреля 2019 г.), Джордж Райли ушел из BBC Radio 5 Live до завершено расследование обвинений в сексуальном насилии против него со стороны не менее восьми женщин..
Сколько лет красному в конце «Побега из Шоушенка»?
Энди Дюфрен
Энди — самый хорошо описанный персонаж в сказке: «Когда Энди приехал в Шоушэнк в 1948 году, — рассказывает Рэд, — он был 30 лет.
Что происходит с красным в конце Шоушенка? Рэд провел большую часть своей жизни в государственной тюрьме Шоушенк, и, освободившись впервые с тех пор, как он был подростком, он не уверен в своем месте в мире. После освобождения он оказывается в приюте, где сокамерник, человек по имени Брукс, покончил с собой..
Почему фильм называется Шоушенк? Побег из Шоушенка так называется потому что Шоушенк так называлась тюрьма, где содержался Энди Дюфрен.. И более поздняя часть, Искупление, относится к тому, как Энди выкупает свою свободу из тюрьмы, где его держали за преступление, которого он никогда не совершал.
Структура
Фильм имеет простую и одновременно специфическую драматургическую структуру, близкую к новеллистической. И хотя деление на условные главы не сопровождаются названиями, как, скажем, в киноальманахах или в «Криминальном чтиве», оно очевидно. Магистральный сюжет, — путь главного героя к освобождению, — раскрывается в ряде небольших, следующих одна за другой и имеющих свою интригу, историй: убийство и суд, первый день, а затем первые годы в тюрьме, освобождение старика Брукса и т.д. Каждая из этих новелл имеет ключевые драматургические элементы, в т.ч. завязку, развитие и кульминацию. Знаменуется разделение обычно затемнением, причем, как правило, оно следует за сценами к тюремной камере.
Плюс такой структуры состоит в том, что она концентрирует действие и помогает удерживать внимание зрителя — история, рассказанная от начала до конца за 15-20 минут, легко воспринимается, и, вместе с тем, раскрывает часть основной, большой истории
Неожиданный сюжетный поворот
Конечно, название фильма говорит само за себя, и зритель знает, что рано или поздно произойдет побег. Но никто даже предположить не может, как Энди выберется из тюрьмы.Спустя 2 часа от начала фильма и после 20 проведенных в тюрьме лет, Энди сбежал. А сам побег стал настоящим шоком для зрителей — герой сбежал с помощью крохотного молотка для обработки камня, в реальности такую задумку практически невозможно осуществить. Но тем не менее — это один из лучших сюжетных поворотов в истории кино.
Неожиданная и интересная концовка ждёт вас не единожды, если вы заглянете в наш список лучших сериалов HBO.
Влияние
Как сказано в газете Нью-Йорк Таймс, о фильме вспомнили в новостных статьях от 19 декабря 2007 года, когда двое заключенных, 20-летний Хосе Эспиноса и 32-летний Отис Блант, совершили побег из тюрьмы усиленного режима (enUnion County jail), в Нью-Джерси. Репортеры назвали это происшествие «побегом в стиле Шоушенка». Заключённые использовали фотографию девушки в бикини для того, чтобы спрятать следы подкопа и оставили после себя благодарственную записку, подписанную смайликом, адресованную охраннику, который, с их слов, помог им в побеге. Вскоре после этого охранник совершил самоубийство. Во вторник, 8 января, был пойман 20-летний Эспиноса. В момент задержания он находился в квартире недалеко от тюрьмы. 32-летнего Бланта арестовали в среду, 9 января, в Мехико (Мексика), где он скрывался в дешевом отеле.
Как произошел побег в реальности
К сожалению, в побеге Фрешуотерса не было ничего необычного, в отличие от побега Дюфрена. Для приличного поведения специальная комиссия решила ослабить надзор за Фрешуотерсом и отправила его работать на ферму.
Он поселился в городке Харрикейн в Западной Вирджинии и до 1975 года жил совершенно мирной жизнью. Уильям Кокс поселился там с женщиной по имени Джойс Уэйд. Он прожил с ней 13 лет и вырастил двоих сыновей.
Проблемы начались в 1975 году. Уэйд пожаловалась в полицию и сказала, что боится насилия со стороны своего соседа.
Проверка отпечатков пальцев показала, что Уильям Кокс на самом деле был Фрэнком Фрешуотерсом. К счастью для Freshwater, губернатор Западной Вирджинии Арчи Мур в то время не поддержал федеральное правительство и отказался экстрадировать беглого заключенного.
В 1980 году он нашел новую девушку и семь лет спустя отправился в Мельбурн, штат Флорида.
После смерти жены в 1999 году он фактически стал отшельником и общался только с одной соседней семьей. После очередного ареста Фрэнк Фрешуотерс был доставлен в Огайо и помещен в дом престарелых.
Сюжет культовой книги «Побег из Шоушенка»
Что качается сюжета книги, то действие разворачивается в тюрьме Шоушенк – самой ужасной тюрьме Новой Англии. Туда попадает вице-президент банка Энди Дюфрейн, который был приговорен к пожизненному заключению за убийство, которого он не совершал. Ему придется пройти через весь тот ад, которым пропитан каждый уголок этого места лишения свободы. Одолеть все эти испытания ему помогает Эллис Бойд Реддисон по прозвищу Ред, от лица которого ведется этот рассказ. Помогла ему в этом и американская танцовщица и актриса Рита Хейуорт, поэтому полное название книги – «Рита Хейуорт или Побег из Шоушенка».
Великолепная и захватывающая история побега из тюрьмы Шоушенк не оставит равнодушным никого. Согласитесь, что пожизненное заключение в месте, где выжить практически невозможно – это самое суровое наказание. Особенно, если тебе еще нет тридцати лет и ты полон планов и амбиций. Из тюрьмы Шоушенк еще никто никогда не убегал, но возможно ли совершить побег? И только большая жажда свободы придает силы и выносливость тем, кто решился на этот отчаянный шаг.
По словам Стивена Кинга: произведение «Побег из Шоушенка» стало кульминацией всех его впечатлений, которые он накопил за просмотром всех тюремных фильмов. И нужно отдать писателю должное: он замечательно справился с этой задачей. Этот роман Стивена Кинга как нельзя лучше показывает все «прелести» тюремной жизни, открывает простым людям новый взгляд на обычные вещи. Благодаря этой книге начинаешь ценить свободу, которая тебе дарована судьбой. Не каждый может сохранить человечность и здравый смысл, находясь в заключении, особенно если знаешь, что каждый день может стать для тебя последним. Энди Дюфрейн смог сохранить человеческий облик и это помогло ему выжить в этом аду.
«Побег из Шоушенка» — одна из лучших книг, написанная не в жанре хоррор, в котором Стивен Кинг успел полюбиться читателям. Как оказалось Мастер Ужасов – многогранная личность и ему замечательно удалось передать атмосферу, царящую в тюрьме, где у заключенных нет шанса быть помилованными. Во время ознакомления с книгой создается впечатление, что писатель сам побывал в местах не столь отдаленных, так замечательно описана каждая деталь тюрьмы. Написано само произведение легким языком, поэтому читается повесть без труда, что еще больше привлекает поклонников творчества Стивена Кинга.
Почему Стивен Кинг использует число 27?
В романе Стивена Кинга Оно каждые 27 лет возвращается в Дерри. 27 это количество костей в руке человека. Количество планет, необходимое для подпитки Бомбы реальности в эпизодах «Украденная Земля» и «Конец путешествия Доктора Кто» (серия 4).
Касл-Рок — приквел к страданию? «Касл-Рок» Доставляет приквел к фильму «Страдания» Вы никогда не знали, что хотите. Второй сезон «Касл-Рока» объединяет Энни Уилкс и «Лот Салема» и представляет собой напряженный, удовлетворяющий сезон психологического ужаса. «В ее глазах безумие. Даже ее дочь выглядит испуганной ».
В какой книге Стивена Кинга есть Генри Дивер?
Черпая вдохновение из вымышленного мира Стивена Кинга, Касл-Рок содержит ряд тонких намеков на его печально известных персонажей и обстановку.
Сколько денег Энди оставил красным? Представившись Рэндаллом Стивенсом, он удалился. более $ 370,000 денег начальника тюрьмы («выходное пособие за 19 лет»). Он также отправил по почте доказательства их финансовых преступлений в Daily Bugle, предположительно вместе с доказательствами своей невиновности.
Что сестры сделали с Энди?
Когда Богс спросил Энди, откуда он это узнал, Энди оскорбил разум Богса. Сестры в конечном итоге не насилуй Эндивместо этого они избили его до полусмерти, заставив провести месяц в лазарете.
Почему в Шоушенке его называют Рыжим? Во всяком случае, это было происходит от его настоящей фамилии Эллис Бойд Реддинг, или «Красный» для краткости, как было показано на его первом слушании по делу об условно-досрочном освобождении в фильме. Позаимствовано из комментариев: Рыжие волосы по физическим характеристикам чаще всего встречаются у ирландцев.
Сюжет 3
Внимание! Ниже упоминаются сюжетные повороты или даже раскрывается концовка.
Молодой банковский работник Энди обвинён в убийстве своей жены и её любовника, которое он не совершал. Но его приговаривают к двум пожизненным срокам тюремного заключения. После приговора его помещают в Шоушенк — одну из самых мрачных тюрем Америки.
Энди в тюрьме подружился с «ирландцем Редом», который на самом деле негр. Кроме того, он и в тюрьме смог найти применение своим знаниям, помогая начальнику тюрьмы вести теневые дела.
В камере у него висит постер известной актрисы Риты Хейворт. Начальство тюрьмы не обращает на этот факт особого внимания, однако, за этим портретом в стене находится дыра, через которую Энди собирается бежать. В свои планы он не посвящает даже лучшего друга Реда.
Что случилось с Аланом Грином?
Один из самых известных голосов в спортивном вещании. покидает BBC через 45 лет. Уроженец Белфаста Алан Грин (67 лет), который считается одним из самых выдающихся комментаторов в истории радио BBC, постепенно прекращает свою деятельность, и его контракт с BBC 5Live не будет продлеваться, когда он истечет этим летом.
Конец Шоушенка — это мечта? Конец был мечтой. Основанный на романе Стивена Кинга 1982 года «Рита Хейворт и искупление Шоушенка», в 1994 году он был экранизирован вживую.… Взгляд Фрэнка Дарабонта на эту историю был вдохновляющим рассказом о надежде и настойчивости.
Касл-Рок как-то связан с «Побегом из Шоушенка»? (Шоушенк основан на новелле Кинга, а Касл-Рок представляет собой смесь несколько историй из канона автора.) В сериале Роббинсу предстоит сыграть Реджинальда «Попа» Меррилла, персонажа из рассказа Кинга «Солнечный пес», который умирает от рака и сталкивается с расплатой со своей преступной семьей.
В чем было преступление Рэда Шоушенк? Рэд, рассказчик, рассказывает, как он спланировал и осуществил убийство его жены отключением тормозов, который случайно убил соседа и ребенка и принес ему пожизненное заключение в тюрьме Шоушенк.
В ролях
- Тим Роббинс (Tim Robbins) — Andy Dufresne
- Морган Фриман (Morgan Freeman) — Ellis Boyd ‘Red’ Redding
- Боб Гантон (Bob Gunton) — Warden Norton
- Уильям Сэдлер (William Sadler) — Heywood
- Клэнси Браун (Clancy Brown) — Captain Byron T. Hadley
- Джил Беллоуз (Gil Bellows) — Tommy
- Марк Ролстон (Mark Rolston) — Bogs Diamond
- Джеймс Витмор (James Whitmore) — Brooks Hatlen
- Джеффри ДеМун (Jeffrey DeMunn) — 1946 D.A.
- Ларри Бранденбург (Larry Brandenburg) — Skeet
- Нил Гвинтоли (Neil Giuntoli) — Jigger
- Брайан Либби (Brian Libby) — Floyd
- Дэвид Прувал (David Proval) — Snooze
- Джозеф Раньо (Joseph Ragno) — Ernie
- Джуд Чикколелла (Jude Ciccolella) — Guard Mert
- Пол МакКрейн (Paul McCrane) — Guard Trout
- Рени Блейн (Renee Blaine) — Andy Dufresne’s Wife
- Скотт Манн (Scott Mann) — Glenn Quentin
- Джон Хортон (John Horton) — 1946 Judge
- Гордон Грин (Gordon Greene) — 1947 Parole Hearings Man
- Альфонсо Фриман (Alfonso Freeman) — Fresh Fish Con
Операторская работа
В «Побеге из Шоушенка», снятом Роджером Дикинсом, оператором большинства фильмов братьев Коэн, есть несколько хрестоматийных примеров того, как изобразительными средствами, работой камеры можно выразить необходимые мысли, идеи и создать нужную атмосферу.
Значительная роль в фильме отведена крупным планам и съемке на уровне глаз, что позволяет зрителю почувствовать близость к героям, усилить вовлеченность в происходящее и подчеркнуть важность переживаемого персонажами. В помещении тюрьмы действие, как правило, происходит в полумраке, что выявляет состояние неволи и отчужденности героев
Когда же Энди Дюфрейну в исполнении Тима Роббинса удается совершить побег, его освещают яркие вспышки молний, знаменуя тем самым обретенную свободу.
К слову, знаменитого кадра, снятого с помощью крана, когда Энди, омываемый дождем, простирает руки к небу, в фильме могло и не быть. Его сымпровизировали, чтобы как-то завершить эпизод побега — планировавшиеся сцены, где герой долго бежит, садится на поезд и т.д., не были сняты, т.к. группа выбилась из графика.
Другая впечатляющая сцена, тоже снятая с помощью крана — когда начальник охраны собирается сбросить Энди с крыши.
Камера панорамирует над героями, показывая одновременно пространства крыши и двора, что позволяет зрителю с особой остротой ощутить опасность, которая грозит Энди. Эффект тем более удается, если вы боитесь высоты. В фильме, кстати, часто используются плавные круговые и полукруговые панорамы, что является распространенным приемом для подчеркивания вечности сюжета или отдельных мотивов.
Также в ленте можно найти несколько эффектных примеров использования зума. Наплыв по направлению к Энди во время оглашения приговора передает ужас героя, осознание им чудовищности решения суда и беспросветности будущего. Другой пример — директор тюрьмы срывает со стены плакат, за которым обнаруживает проделанный Энди лаз. Камера плавно удаляется от озадаченных лиц героев, как бы выявляя дистанцию между их представлениями об Энди и тем, каким он оказался в действительности.
Добавим, что Роджер Дикинс за «Побег из Шоушенка» получил свою первую из одиннадцати номинаций на «Оскар».
Талантливая режиссура
Начнем с того, что Стивен Кинг — тот еще привереда. Это можно понять по интервью, которое мы перевели.Многие фильмы, снятые по его романам, откровенно не понравились писателю, который впоследствии едко высказался о картинах. Тем не менее, окончательный сценарий Дарабонта, написанный в 1992 году, понравился Стивену Кингу.Дарабонт в то время не был успешным режиссером в Голливуде и едва сводил концы с концами. Но у него была мечта — снять экранизацию романа Стивена Кинга. И когда эта мечта сбылась, мир кино пополнился потрясающим примером слияния двух талантливых людей — Стивена Кинга и Фрэнка Дарабонта.
Саундтрек
- May — Newman|Thomas (0:33)
- Shawshank Redemption (Stoic Theme) — Newman|Thomas (1:53)
- New Fish — Newman|Thomas (1:50)
- Rock Hammer — Newman|Thomas (1:52)
- An Inch of His Life — Newman|Thomas (2:48)
- If I Didnt Care — Newman|Thomas (3:04)
- Brooks Was Here — Newman|Thomas (5:07)
- His Judgement Cometh — Newman|Thomas (2:00)
- Suds on the Roof — Newman|Thomas (1:36)
- Workfield — Newman|Thomas (1:10)
- Shawshank Redemption — Newman|Thomas (4:27)
- Lovesick Blues — Newman|Thomas (2:45)
- Elmo Blatch — Newman|Thomas (1:08)
- Sisters — Newman|Thomas (1:18)
- Zihuatanejo — Newman|Thomas (4:43)
- Duettino — Sull Aria — Newman|Thomas (3:34)
- Lovely Raquel — Newman|Thomas (1:56)
- And That Right Soon — Newman|Thomas (1:08)
- Compass and Guns — Newman|Thomas (3:53)
- So Was Red — Newman|Thomas (2:44)
- End Titles — Newman|Thomas (4:05)
Успех фильма «Побег от Шоушенка»
Фильм «Побег из Шоушенка» вышел на большие экраны Америки 10 сентября 1994 года. Фильм представляет собой ретро-драму в классических ритмах с Тимом Роббинсом в роли Энди Дюфресна и Морганом Фрименом в роли Рэда, заключенных на пожизненный срок в тюрьме Шоушенк.
За основу картины взят одноименный роман Стивена Кинга. Конечно, фильм черпал что-то непосредственно из книги, но часто Дарабонт, сценарист, использовал «авторское прочтение материала».
Альфред Хичкок как-то сказал:
По словам критиков «Побег от Шоушенка» был тем тройным сценарием, тройным «попаданием в яблочко».
Для его создания Фрэнку Дарабонту понадобилось около двух месяцев. Вскоре текст очень удачно оказался на столе продюсера Лиз Глозер из кинокомпании Castle Rock Entertainment, которую влекла тюремная тематика.
Во время премьеры Variety назвали «Побег из Шоушенка» «необработанным алмазом». Фильму потребовалось двадцать лет, чтобы доказать право носить титул «кинематографического бриллианта».
Закадровый голос
Использование закадрового голоса в кино, как известно, не приветствуется. По общему мнению, это слишком простой прием, противоречащий самой природе кино, которая требует не проговаривания действия, а его изображения. Тем не менее, в «Побеге из Шоушенка» Дарабонт, вдохновленный «Славными парнями» Мартина Скорсезе, сделал закадровый комментарий Моргана Фримена принципиально важным элементом. Он выполняет сюжетообразующую функцию (собственно, вся история подается увиденной глазами героя Фримена), а также задает новеллистическую структуру и ритм действия. Чтобы сочетание закадрового голоса и изображения было идеальным, текст Фримена был записан перед съемками и потом проигрывался на площадке.
Правда, на постпродакшне во время монтажа звука на фонограмме обнаружили посторонний фон, из-за чего Фримену пришлось все записывать еще раз. Поскольку оригинальный вариант необходимо было воспроизвести в точности, перезапись заняла три недели (!!!) вместо первоначальных 40 минут.
Настоящая история заключенного из тюрьмы Шоушенк
История Фрэнка Фрешуотерса больше похожа на сценарий фильма, нежели на реальную жизнь. В 1957 году город Акрон, штат Огайо, процветал: он производил треть всех шин и резиновых материалов в США, здесь находились штаб-квартиры Goodyear и Firestone. 21-летний Фрешуотерс работал на одном из предприятий в области производства каучука.
Юджин Флинт умер. Фрэнк Фрешуотерс был задержан. Он был приговорен к пяти годам лишения свободы условно и с обязательством выплатить компенсацию семье погибшего.
Вопреки судебному запрету, Фрешуотерс восстановил свои водительские права, перестал регистрироваться на месте и не заплатил семье Флинтов ни цента. В конце концов, ряд этих нарушений отправил Фрешуотерса в тюрьму Мэнсфилда почти на 20 лет.
Награды и номинации
Награды
- 1995 — премия «Бронзовая лягушка» на Фестивале кинооператорского искусства Camerimage в Польше (Роджер Дикинс)
- 1995 — премия Chlotrudis Awards за лучшую мужскую роль (Морган Фриман — пополам с Уолласом Шоуном за фильм «Ваня на 42-й улице»)
- 1995 — приз Studio Crystal Heart Award на кинофестивале Heartland (Фрэнк Дарабонт)
- 1995 — премия издания Hochi (Япония) за лучший фильм на иностранном языке (Фрэнк Дарабонт)
- 1995 — приз Humanitas Prize в категории «художественный фильм» (Фрэнк Дарабонт)
- 1995 — литературная премия ПЕН-центра США за лучший сценарий (Фрэнк Дарабонт)
- 1995 — премия USC Scripter Award за сценарий (Стивен Кинг — автор, Фрэнк Дэрабонт — сценарист)
- 1996 — премия издания Mainichi (Япония) за иностранный фильм (Фрэнк Дарабонт)
Номинации
- 1995 — семь номинаций на премию «Оскар»: лучший фильм (Ники Марвин), лучшая мужская роль (Морган Фриман), лучший адаптированный сценарий (Фрэнк Дарабонт), лучшая работа оператора (Роджер Дикинс), лучший звук, лучший монтаж (Ричард Фрэнсис-Брюс), лучший оригинальный саундтрек (Томас Ньюман)
- 1995 — две номинации на премию «Сатурн»: лучший фильм в жанре экшн / приключения / триллер, лучший сценарий (Фрэнк Дарабонт)
- 1995 — номинация на премию Гильдии режиссёров США (Фрэнк Дарабонт)
- 1995 — две номинации на премию «Золотой глобус»: лучший сценарий (Фрэнк Дарабонт), лучшая мужская роль — драма (Морган Фриман)
- 1995 — номинация на премию «Грэмми» за лучшую инструментальную композицию для кинофильма или ТВ (Томас Ньюман)
- 1995 — две номинации на премию Гильдии киноактеров США: лучшая мужская роль (Морган Фриман и Тим Роббинс)
- 1995 — номинация на премию Гильдии сценаристов США за лучший адаптированный сценарий (Фрэнк Дарабонт)
Символизм
Особое внимание в фильме уделено символам, которые не так заметны при просмотре фильма
- Христианские мотивы. В фильме постоянно звучат цитаты из Священного писания, а молоток, ставший ключом к спасению, Энди и вовсе хранит в Библии, на страницах второй книги «Исход». Сам Дюфрейн предстает перед зрителями в образе пророка. Он отбывает наказание за преступление, которое не совершал (неправедный суд), ему дали два пожизненных срока (вечные мучения) и в конце он освобождается и начинает другую жизнь под новым именем (воскрешение и освобождение).
- Операторская работа. Круговой панорамной съемкой оператор показал бессмертие сюжета и его извечные проблемы. Плавные переходы и крупные планы лиц на уровне глаз дают проникнуться жизнью героя.
«Побег из Шоушенка» заслуженно считается лучшим фильмом в истории кино. Это картина о несправедливости, человеческой алчности и лицемерии. Фильм — пример настоящего триумфа человеческого искупления и образец продуманного сценария. А прекрасный актерский дуэт, в чьей искренности и правдивости не сомневаешься ни на секунду, вызывает исключительно положительные эмоции. Финал фильма будто говорит нам — справедливость восторжествовала.
Отличный актерский состав
Можно бесконечно говорить о гениальном сюжете, потрясающей операторской работе и звуковом сопровождении, но нельзя забывать главное — без актеров фильм не был бы таким кассовым и не приобрел бы статус культового.Морган Фриман и Тим Роббинс справились со своими ролями безупречно. Кстати, в повести Кинга персонаж Фримена — светлокожий. Но будем честны, актер настолько гармоничен в своей роли, что трудно представить кого-то иного на его месте.Стоит отметить игру второстепенных персонажей, а в особенности директора Сэмюэля Нортона, гениально сыгранного Бобом Гантоном. Ты всей душой ненавидишь этого персонажа и не понимаешь, как в одном человеке могут сочетаться такие ужасные качества.
Идея фильма
Фильм поднимает множество философских тем и извечных вопросов. В картине говорится о надежде, искуплении и справедливости. Но этим светлым темам противопоставляется идея обезличивания. Она воплощается в устройстве тюрьмы и тех, кто стоит в ее главе — лицемерном работнике охраны и жадном директоре. Главная цель этих персонажей — полностью уничтожить личность заключенного, внедрить в его голову новые идеи и правила, приняв которые, человек уже не сможет нормально жить на свободе.От отрицательных персонажей в фильме зависит многое, а именно — какой будет жизнь заключенных после выхода из тюрьмы. Например, директором движет желание сделать из людей обезличенных кукол, жизнь которых на свободе будет казаться хуже тюремной.Фильм запомнился в первую очередь тем, что поднимает темы, актуальные во все времена. Даже сейчас, в XXI веке, мы сопереживаем главному герою и искренне удивляемся методам воспитания в Шоушенке.
Старомодность
«Побег из Шоушенка» по-хорошему старомоден — история, за двумя-тремя исключениями, разворачивается линейно, много диалогов, крупных планов, камера двигается плавно, никакого клипового монтажа, стремительного экшна или ультранасилия, популярных в те годы. Особенно отчетливо эта старомодность видна, если учесть, что вышел фильм в революционный для Голливуда 1994 год, уступив в прокате изощренными по форме «Прирожденными убийцами» и новаторскому по структуре «Криминальному чтиву». Избегая экспериментов и каких-либо радикальных приемов, авторы опирались на крепкую драматургию и вечные истины, подчиняя формальные средства одной цели — изложению истории и раскрытию характеров.
Сцена в кино, девушка с пышными волосами
Зрителю понадобилось время, чтобы по достоинству оценить такой подход — в 1995 году лента оказалась лидером видеопроката в США, а несменяемым лидером топов IMDb и КиноПоиска стала с 2008 и 2010 годов соответственно.
11.09.2014
Захватывающий фильм режиссера Френка Дарабонта смотрится на одном дыхании. Драма вышла на мировые экраны в далеком 1994 году, однако ее сюжет будет интересен всегда.
В основу картины взят бесспорный бестселлер того времени – книга Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка».
Фильм стал бесспорным хитом не сразу. В кино он не собрал баснословных денег, при бюджете фильма в 25 миллионов долларов, фильм собрал менее 29 миллионов долларов (по данным сайта Кинопоиск).
Также существует множество увлекательных фактов о фильме, вот несколько из них:
Закадровый текст своего героя Морган Фриман записал до начала съемок фильма. Обычно такое сопровождение надиктовывают в последнюю очередь, но Дарабонт хотел, чтобы Фриман создавал атмосферу перед началом работы со сложными эпизодами, и речь актера записали буквально за 40 минут самой первой.
Дарабонт приобрел права на экранизацию повести «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» всего за 5 тысяч долларов. Но самое смешное то, что эти деньги он так Кингу и не отдал — наоборот, чек ровно на такую сумму режиссеру отправил сам писатель в благодарность за отличное кино.
«Роль» молодого Рэда сыграл сын Моргана Фримана Алонсо — именно он изображен на фото в деле заключенного. Кроме того, Алонсо отметился в небольшом камео в начале фильма — ему доверили кричать «приветственные» слова в адрес Энди, когда того привозят в Шоушенк.
Поскольку «Побег из Шоушенка» был всего вторым фильмом в карьере Дарабонта, он постоянно искал для себя точку опоры и источник вдохновения. По признанию режиссера, главной лентой, которая повлияла на настроение «Побега» стали «Славные парни» Мартина Скорсезе.
Студия Columbia Pictures намеренно постаралась избежать любого упоминания Стивена Кинга во время рекламной кампании фильма. Маркетологи посчитали, что имя Кинга на постере или в трейлере отпугнет публику, которая не любит хорроры.
Знаменитая сцена знакомства Энди и Рэда на импровизированной бейсбольной площадке снималась более девяти часов, несколько десятков бросков мяча стоили Моргану Фриману вывихнутого плеча.
Энди Дюфрейна вполне мог сыграть Том Хэнкс, но актер работе в «Побеге из Шоушенка» предпочел «Форреста Гампа». И не прогадал — «деревенский дурачок» принес Хэнксу «Оскар».
Режиссером фильма мог стать Роб Райнер, автор «Останься со мной» и «Пока не сыграл в ящик» (в ролях Энди и Рэда он видел Тома Круза и Харрисона Форда соответственно), но Дарабонт отказался продавать ему права на постановку за предложенные ему 2,5 миллиона долларов.
Готовясь к роли, Тим Роббинс сутки провел в темной одиночной камере, чтобы понять, как чувствует себя заключенный, лишенный общения и прогулок. Кроме того, актер походил в наручниках и кандалах, а также много беседовал с реальными охранниками тюрем.
От названия, придуманного Кингом, авторам фильма пришлось отказаться — исследование показало, что ленту под названием «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» публика воспринимала как экранную биографию знаменитой актрисы.
Хотя большая часть съемок прошла в реальной колонии штата Огайо, часть декораций тюрьмы была построена на территории близлежащей заброшенной фабрики. В один из съемочных дней из-за прожектора декорация загорелась, но пожар был вовремя замечен и ликвидирован.
Фрэнк Дарабонт имеет в фильме необычное камео. Даже два — именно его руки мы видим, когда Энди заряжает пистолет и когда выцарапывает свое имя на стене камеры. Эти два кадра пришлось снять уже после окончания основных, поэтому Роббинса просто не было на площадке.
Фильм «Побег из Шоушенка»
По роману «Побег из Шоушенка» в 1994 году американский режиссёр Фрэнк Дарабонт снял потрясающий фильм, который стал культовым. Не зря он занимает первое место среди 250 лучших кинофильмов по версии IMDB от 4 декабря 2011 года и занимает лидерство в списке «250 лучших фильмов по версии зрителей онлайн кинотеатра КиноПоиск». Сам я не раз пересматривал этот фильм и считаю «Побег из Шоушенка» настоящим шедевром кинематографа, хотя со времен его первого выхода на экран прошло немало лет.
Фрэнк смог создать киноленту, которая получила множество наград и была номинирована на различные премии, среди которых всеми вожделенный «Оскар», «Грэмми» и «Золотой глобус». Сегодня экранизация повести «Побег из Шоушенка» занимает лидерские позиции в списках лучших кинолент всех времен. Даже сам Стивен Кинг лестно отзывался об этом фильме. Он удачно подметил, что Фрэнку Дарабонту удалось наиболее точно экранизировать книгу о мрачных буднях заключенных. И это подтверждают все поклонники творчества мистера Кинга.
Основные, краткие и особые факты фильма
- На начальной стадии написания сценария роль Томми Уильямса подгонялась под Брэда Питта, но в конечном итоге персонажа сыграл Джил Беллоуз;
- Энди Дюфрейна должен был сыграть другой актер. Роль была предложена Тому Хэнксу. Тот был крайне заинтересован и хотел согласиться, но не смог принять предложение, потому что был занят в проекте «Форрест Гамп»;
Фрэнк Дарабонт посвятил ленту своему бывшему агенту, который оказал большое влияние на режиссера и многое сделал для его продвижения по карьерной лестнице Голливуда;
Еще один человек, которому была посвящена лента – Аллен Грин. Это близкий друг Фрэнка Дарабонта, который скончался от СПИДа прямо перед выходом картины;
Во время работы над картиной режиссер вдохновлялся картиной «Славные парни». Интересно, что Дарабонт позаимствовал идею закадрового голоса и некоторые идеи монтажа;
В одной из сцен начальник тюрьмы насвистывает мелодию. На самом деле, это гимн, название которого можно перевести примерно так: «Могучая крепость и есть наш бог». Что, естественно, является важной отсылкой ко всему сюжету фильма;
Фотографии молодого Реда на документах на самом деле принадлежат не Моргану Фримену, а его сыну, Альфонсо Фриману;
Фильму не удалось порадовать создателей гигантскими кассовыми сборами, но зато удалось занять лидирующую позицию по продажам в форматах DVD и VHS;
Деннис Бейкер – начальник тюрьмы, в которой происходили съемки Побега из Шоушенка, получил камео в фильме. Он сыграл пожилого заключённого, который сидел позади Томми Уильямса в автобусе;
В первой половине фильма герои пьют пиво из бутылок, изготовленных с использованием винтовых крышек. Это историческая неточность, ведь в те времена, где разворачивается история, такие крышки еще не использовались. Такую разновидность бутылок стали использовать только через несколько десятков лет;
В рассказе Кинга, по которому составлялся сценарий, Ред – ирландец. Реплика Реда «Может быть, потому что я — ирландец», — была оставлена в конечном варианте ленты, в качестве хорошо составленной шутки, ведь роль была сыграна чернокожим Морганом Фриманом;
Массовку для фильма пришлось набирать в местной богадельне, и так получилось, что многие из актеров массовки оказались бывшими заключенными. Изначально предполагалось, что массовка будет сформирована из жителей Мэнсфилда, но к началу съемок многие из них были очень заняты и не смогли принять участие в проекте;
Крупные планы рук Энди Дюфрейна с зарядкой револьвера и, когда Энди вырезает свое имя на стене камеры, были отсняты в процессе постпродакшена фильма. Руки, в действительности, принадлежат не Тиму Роббинсу, а режиссеру ленты Фрэнку Дарабонту;
Съемочный процесс отнимал у актеров много сил и нервов. Дарабонт требовал переснимать некоторые сцены картины, но не всегда обозначал причину. Однажды Морган Фриман потерял терпение и твердо отказался от новых дублей.
Номер камеры Реда – 237. Цифры в данном числе значатся в других экранизациях работ Стивен Кинга: в «Сиянии» и в фильме «Останься со мной». В первом фильме цифры являются номером комнаты отеля, а втором фильме они составляют сумму мелочи, собранной четырьмя героями – 2 доллара, 37 центов;
Название фильма абсолютно не нравилось продюсерам. Создатели фильма активно обсуждали другие варианты заглавия: «Стены надежды», «Осуждение» и «Надежда умирает последней». Это связано со словом «Шоушенк». Такое название было сложно произнести и запомнить, поэтому рассматривались облегченные варианты;
Два заключенных из Шоушенка именуются как Хейвуд и Флойд. Это отсылка к знаменитой серии романов «Космическая одиссея». Одним из главных персонажей трилогии стал доктор Хейвуд Флойд;
Мексиканское райское местечко на песчаном берегу существует в реальности. Зихуатанехо – это теплый туристский городок на побережье мексиканского штата Герреро Соединенных Штатов Мексики;
Роббинс отказывался сниматься в знаменитой сцене в канализации. Дело в том, что жидкость, которая использовалась на съемках сцены, эксперт назвал «опасной для здоровья». По его словам в жидкости содержались ядовитые вещества. Актеру пришлось пойти на уступки и сниматься в выбранной локации с выбранной жидкостью, чтобы не нарушать отношений в съемочной группе, ведь при выборе другой локации, пришлось бы переносить место и дату съемок.