Любовь длиною в 50 лет: единственная жена аркадия райкина

Хлебная философия

Аркадий Райкин всегда вспоминал о своих родителях с грустью и сожалением: отец, брокер строительного леса, еще в детстве узнал, как трудно может доставаться человеку кусок хлеба, и навсегда остался верен этой «хлебной философии». Когда Аркадию было пять лет, Райкины переехали из Риги в Рыбинск. Какое-то время пока отец не нашел работу было трудно и голодно. Потом все как-то наладилось, отец целыми днями пропадал у себя на лесопилке, приходил, ворчал, поучал… А однажды случилась очень важная вещь: он отвел Аркадия и его сестер Софью и Беллу в цирк. Это было невероятно, ярко, празднично! А самым невероятным, ярким и праздничным был клоун. Аркадий потом часами простаивал перед зеркалом, повторяя его ужимки. Однажды за этим занятием его застал отец и страшно разозлился. «Но я выступаю», – удивился Аркадий. Не смотря на свою «хлебную философию» и склонность к нравоучениям, Исаак Райкин и сам в душе был прекрасным актером, иногда он рассказывал смешные байки, перевоплощаясь и жестикулируя, изображая соседей и сослуживцев. Позднее Аркадий понял, что склонность к лицедейству унаследовал у отца. Но в тот день отец ненавидел это их фамильное лицедейство: «Что?! Быть клоуном?! Еврею! Никогда!». Но актерство уже выбрало Райкина и не собиралось никуда отпускать. Еще в Рыбинске он начал ходить в драмкружок, а когда они переехали в Петербург, самодеятельностью интересовался больше, чем учебой.

Фильмы

Узнаваемость пришла к Екатерине Аркадьевне после появления на экране, хотя она сама кино не особо жаловала: всегда считала себя больше театральной артисткой.

Впервые актриса появилась на экранах в 1962 году, сыграв эпизод в картине «Западня». В том же году ее задействовали в фильмах «Мой белый город», «Свадебное путешествие», «Юность отцов», тоже в эпизодических ролях. Через год Райкина появилась в актерском составе музыкальной комедии «Короткие истории», где также сыграли Лилия Трунина, Евгений Леонов, Михаил Пуговкин, Анатолий Папанов. Вскоре последовала еще одна роль в комедии «Коллекция Капы». В фильме актриса перевоплотилась в девушку, влюбленную в музейного работника, которого сыграл Ростислав Плятт.


Екатерина Райкина в фильме «Софья Перовская»

Вскоре репертуар Екатерины пополнился совместной работой с Аркадием Райкиным. Отец и дочь появились на экране в новогоднем музыкальном фильме «На два часа раньше», где также участвовали Леонид Каневский, Марсель Марсо, Валентина Толкунова, Екатерина Шаврина. Екатерине Райкиной довелось исполнить в фильме вокальный номер «Золушка», который был тепло воспринят телезрителями.

Заметная работа в кино пришла к ней в 1967 году: Райкина сыграла Хесю Гельфман в художественном фильме Лео Арнштама «Софья Перовская». В фильме речь пошла о русской революционерке, которая входила в состав подпольной организации «Народная воля». Героиня участвовала в покушении на царя Александра II, после которого была осуждена и казнена. В фильме, помимо Екатерины Райкиной, появились Александра Назарова, Виктор Тарасов, Борис Хмельницкий, Георгий Тараторкин, Александр Лукьянов. Роль Александра II исполнил Владислав Стржельчик.


Екатерина Райкина в фильме «…И снова май!»

Через год с участием Екатерины Райкиной вышла приключенческая картина на революционную тематику «…И снова май!». Фильм стал дебютом для Николая Караченцова. Увлекательный сюжет киноленты был посвящен работе революционной типографии в условиях полицейской слежки.

Потом последовал ряд телеспектаклей театра им. Е. Вахтангова, в которых играла Екатерина Райкина. В комедии «Дамы и гусары» актриса исполнила роль Софьи, в «Принцессе Турандот» перевоплотилась в рабыню Зелиму. В экранизации пьесы Бернарда Шоу «Миллионерша» Райкина сыграла роль мисс Смит, а в социальной драме «Ситуация» появилась в образе героини Зинаиды.


Екатерина Райкина в фильме «Дамы и гусары»

Самые яркие работы актрисы последовали в 80-е годы. Екатерина Райкина появилась в телеспектакле «Антоний и Клеопатра» в роли прислужницы главной героини. Затем снялась в экранизации пьесы Тирсо де Молина «Благочестивая Марта» в роли доньи Инес. Фильм Яна Фрида принес популярность всему актерскому составу, куда вошли Маргарита Терехова, Эммануил Виторган, Николай Караченцов, Светлана Тома, Владислав Стржельчик.

Часто задаваемые вопросы

Театр Райкина был хозрасчетной организацией, часть прибыли руководитель мог оставлять себе. Артист получал несколько зарплат: как актер, режиссер, соавтор миниатюр, плюс процент от сбора. Общая сумма гонорара составляла несколько тысяч рублей, актеры театра на это не роптали.

Понимали — главному художнику положено иметь высокие гонорары. Райкин никогда не обижал своих артистов, вкладывал деньги в театр. Ходили байки о его несметных богатствах, был даже пущен слух, что он пытался вывезти брильянты в Израиль в гробу покойной матери. В реальности он имел машину волгу, квартиру и даже дачу на лето только снимал.


Константин Райкин — сын известного отца

Дочь Екатерина Аркадьевна и внук Алексей

В 1938 году в семье родилась дочь, которую назвали Екатериной. С малых лет девочка проводила много времени за кулисами театра, где работали ее родители. Не удивительно, что для себя она не представляла другой профессии, кроме актерской.

Учеба в театральном свела 19-летнюю Екатерину с Михаилом Державиным

, который был старше нее на 2 года. Страстный роман завешился скорой свадьбой, но брак был не долгим: уже через 2 года молодые люди расстались.

Екатерина Райкина и Михаил Державин.

Вторым мужем Екатерины Райкиной стал Юрий Яковлев

– один из признанных красавцев советского кино. Их отношения начались, когда Катя еще была женой Державина, и сам Яковлев был женат. Разбивая прежние свои семьи, оба рассчитывали на счастливый и прочный союз. Увы, этому не суждено было случиться: уже в скором времени пара развелась. Причиной ухода Екатерины на этот раз стало пристрастие Юрия к алкоголю. Не спасло семью даже рождение сынаАлексея : когда родители расстались, ему было всего 3 года.

Екатерина Райкина и Юрий Яковлев.

Третьим мужем Екатерины Райкиной стал актер Владимир Коваль

. Женщина надеялась, что хоть этот брак станет для нее счастливым. Но и в этот раз мечта не сбылась: оба супруга – яркие творческие личности – стремились к лидерству и не сумели договориться.

После третьего развода Екатерина Аркадьевна уже не стремилась найти свою “половинку”. Она целиком посвятила себя работе и воспитанию сына.

Екатерина Аркадьевна Райкина.

Екатерина Райкина поддерживала отношения со своими бывшими мужьями, сохраняя баланс между вежливостью и дружбой. Особенно теплыми были встречи с Владимиром Ковалем. В апреле 2013 года актер ушел из жизни. В ноябре того же года не стало Юрия Яковлева. Пережила Екатерина Аркадьевна и своего первого супруга, Михаила Державина, ушедшего в мир иной в 2021 году.

Алексей Яковлев, внук Аркадия Райкина

Как и предрекал когда-то его знаменитый дед, Алексей Яковлев стал актером. Вопреки воле матери, желавшей видеть его филологом или историком, он поступил в Щукинское училище.

Алексей Яковлев в молодости (кадр из фильма).

В годы учебы в студенческих спектаклях он успешно играл главные роли. Однако, получив диплом, и устроившись на работу в театр имени Ермоловой, не смог пробиться в ведущие актеры. Ему доверяли лишь второстепенных персонажей. В кино Алексей Яковлев также играл большей частью в эпизодах.

В начале 90-х актер попробовал совмещать театральную сцену и телевидение, попробовав себя в качестве телеведущего. Однако и это не принесло желаемого результата. Тогда Алексей Юрьевич принял решение уйти из искусства в бизнес.

Около 20 лет Алексей Яковлев успешно занимался риэлтерской деятельностью. Но, наверное, гены берут свое: в последние годы он стал появляться на сцене Центрального дома актера имени Яблочкиной, принимая участие в спектаклях.

Алексей Яковлев в роли революционера Кржижановского.

Первой женой артиста стала солистка Московского театра оперетты Лилия Амарфия. Они встретились в гостях у знакомых в первый день 1990-го и почти сразу стали жить вместе. Влюбленным не мешало даже то, что Лилия была на 12 лет старше супруга.

Однако прочным брак не стал. В трудные 90-е актриса была востребована, с успехом выступала в России, Европе, США. Алексей в это время сменил сцену на бизнес, только вставал на ноги. Возможно, финансовые разногласия и стали причиной расставания.

Позднее Алексей Яковлев вновь женился. Его избранницей стала женщина, не имеющая никакого отношения к театру, кино или шоу-бизнесу. В 2004 году у актера родилась дочь Елизавета

Алексей Юрьевич Яковлев в последние годы вновь стал появляться на сцене театра.

Алексей вместе с дочерью, правнучкой великого Аркадия Райкина, часто навещает свою маму, Екатерину Аркадьевну, которой в минувшем году исполнился 81 год.

Личная жизнь Константина Райкина

Отношения между преподавателем актерского отделения и восемнадцатилетней студенткой начались, когда Лена училась на втором курсе. Они сыграли тихую свадьбу, стараясь, чтобы о ней узнало как можно меньше людей, и поселились в роскошной квартире родителей Константина, переехавших в Ленинград.

Елена Курицына

Заводить детей они не спешили – Елена еще училась, и ей было не до этого.

Их брак продержался лишь три года и был разрушен самим Константином, не отличавшимся супружеской верностью.

Молодой жене Константина Райкина приходилось терпеть поздние возвращения мужа домой, а потом долго выяснять отношения – Райкин пользовался вниманием у девушек и крутил романы налево и направо, а один из них поставил точку в их супружеской жизни

Развод с Еленой был тяжелым, сопровождался многочисленными скандалами, отравлявшими личную жизнь Константина Райкина.

На фото: Алагез Салахова

Новая любовь артиста оказалась не такой уж и новой – в Алагез Салахову, которую Константин случайно встретил после долгой разлуки, он был влюблен в далеком детстве.

Она художница, дочь вице-президента Российской академии художеств Таира Салахова, руководитель собственного продюсерского центра. Алагез и Константин были знакомы давно – бабушка Салаховой и родители Константина жили по соседству, но познакомились они не в Москве, а в Прибалтике, где дети отдыхали вместе с родителями – тогда Алагез было четырнадцать, а Константину семнадцать лет.

Тогда между ними вспыхнули сильные чувства – Салахова говорит, что Костя ей понравился сразу. Следующая встреча Алагез и Райкина произошла, когда оба были несвободны, у Салаховой подрастал сын, но это их не остановило, и через какое-то время в личной жизни Константина Райкина появилась новая семья, просуществовавшая немногим более чем первая, и снова инициатором развода стал он сам.

У Райкина и до этого случались небольшие романы и увлечения, но его жена каждый раз прощала, иногда уходила от него, но потом всегда возвращалась.

Салахова тяжело переживала этот развод, долго надеялась, что он к ней вернется. Она больше не вышла замуж, а о Райкине у Алагез остались только самые теплые воспоминания.

На фото: Райкин в фильме «Труффальдино из Бергамо»

Сын Салаховой до сих пор состоит в дружеских отношениях с Константином Аркадьевичем, и когда приходит в «Сатирикон» всегда с ним встречается.

Ушел тогда Константин к Татьяне Веденеевой, с которой у него вспыхнул очередной роман. Они прожили вместе совсем недолго, но в прежнюю семью Райкин уже не вернулся.

И только третья жена Константина Райкина смогла окружить его такой заботой и создать такой семейный уют, расставаться с которым ему уже не хотелось.

Константин Райкин с женой и дочкой

Елена Бутенко пришла в «Сатирикон» в 1985 году, когда Константин еще не был его руководителем. После восьми месяцев ухаживаний Елена переехала к Райкину. Через три года в биографии Константина Аркадьевича произошло сразу два важных события – он возглавил театр и стал отцом своего единственного ребенка — дочки Полины, которую родила ему любящая супруга.

Только после рождения ребенка Константин и Елена расписались, и она стала его законной супругой. Сначачла они работали в одном театре, а позже Елена занялась эстрадно-концертной деятельностью, записала несколько дисков.

На фото: Полина Райкина

Несколько лет она преподавала в Школе-студии МХАТ, выпустила несколько дипломных спектаклей. Шесть лет назад она стала деканом актерского факультета театральной школы своего мужа.

Константин Райкин с дочерью

Дочь Константина Райкина Полина выросла в атмосфере творчества, и все ее детство прошло за кулисами театра. В одиннадцать лет она начала заниматься в знаменитой балетной труппе «Тодес», после школы поступила в театральный вуз им Щукина, а окончив его, стала актрисой Театра им. Станиславского.

Проработав там три года, Полина перешла в «Сатирикон». Константин Аркадьевич гордится своей дочкой, называет ее талантливой актрисой и прекрасным человеком.

Полина не только играет на сцене, она еще и преподает актерское мастерство в ВШИ, а также в Школе при ансамбле танца Игоря Моисеева.

Дорогой Леонид Ильич

Рома была не просто красавицей. Когда она начинала рассказывать, сам Ираклий Андроников говорил почтительно: «Мне лучше помолчать». Талантливая, с отличным чувством юмора, яркая, умная, она нравилась не только Райкину. Была такая история: летом 1941 года театр поехал на гастроли в Днепропетровск. Первый спектакль намечен на воскресенье, 22 июня, а в субботу был банкет в обкоме партии: тосты, песни, вино рекой… Рома сияла, как солнышко, мужчины так и вились вокруг нее, особенно секретарь обкома Леонид Брежнев, веселый чернобровый красавец. Брежнев знал, что умеет нравиться женщинам, а понравиться Роме он старался изо всех сил: приглашал танцевать, подливал вино, рассказывал смешные истории… Райкин, спокойный наружно, о чем-то со всеми разговаривал, даже посмеивался. На жену не смотрел. А когда вернулись в гостиницу, орал на нее так, что ей больше не хотелось танцевать ни с каким Брежневым – только бы муж успокоился. Тем более, что он никогда не кричал, берег сердце, вообще был тихоговорящим человеком. На другой день по радио объявили: фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Всю войну Рома вместе с мужем колесила по фронту, была рядом с ним каждый трудный день, каждую страшную ночь.

Театр Аркадия Райкина

Послевоенные выступления Аркадия Райкина на радио и телевидении, а также роли в кино публика принимала более чем благосклонно. Зрители оценили талант артиста в картине Михаила Калатозова «Валерий Чкалов» и фильме Михаила Слуцкого «Концерт фронту», в которых он снялся еще во время войны. Позднее вышли еще две ленты с его участием — «Мы с вами где-то встречались» и «Концерт артистов».

В Театре миниатюр тоже все шло хорошо. Вместе с сатириком Владимиром Поляковым Райкин создал новые театральные программы — «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря…» и спектакли «Приходите, побеседуем», «Любовь и коварство».

Театр миниатюр под управлением Аркадия Райкина был одним из самых любимых у зрителей тех лет. На его сцене выступали признанные артисты эпохи: Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Александр Менакер, Вениамин Нечаев, Эдуард Хиль, Мария Пархоменко. Райкин приглашал и новых звезд, талантливых актеров молодежного театра «Парнас-2» из Одессы: Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко, Людмилу Гвоздикову. К этому времени Райкин уже не работал с драматургом Поляковым, но в театре по-прежнему ставили спектакли «Человек-невидимка», «Белые ночи», «Любовь и три апельсина».

В 1961 году Райкин сыграл первую интермедию Жванецкого «Разговор по поводу». Через три года они вместе создали новую театральную программу «Светофор», где сатирик исполнил знаменитые миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники», «В греческом зале».

Гастроли Аркадия Райкина

Гастролируя по Союзу, в 1962 году Аркадий Райкин попадает в Одессу. Там, в столице юмора, он замечает блестящих молодых актеров одесского театра «Парнас-2» Михаила Жванецкого, Виктора Ильченко и Романа Карцева. Райкин приглашает их работать в своем Театре миниатюр, где они становятся известными советскому зрителю. Наиболее запоминающейся стала поставленная в 1969 году Райкиным и Жванецким программа «Светофор», которая приносит Жванецкому популярность. В том же году одесситы уходят из Театра миниатюр и начинают собственную эстрадно-артистическую карьеру.

Райкин, стремительно набирающий известность, гастролирует не только по Советскому Союзу, но и за рубежом. В 1965 году вместе с театром Аркадий Исаакович едет в Англию, где пользуется невероятным успехом. Там, в Лондоне, он встречается со своим двоюродным братом – Бруно Райкиным, известным южноафриканским пианистом, аккомпаниатором Поля Робсона. Эта их встреча была единственной, после чего жизненные пути знаменитых родственников более не пересекались.

Переезд в Москву

Театральные работы Аркадия Райкина того времени отличались острой сатирой, не выходившей при этом за рамки политкорректности и интеллигентности. Однако некоторые постановки все же приводят к конфликту с партийным руководством Ленинграда. Райкин просит у Брежнева, с которым он познакомился во время войны, на Малой земле, разрешения переехать вместе с театром в Москву.

Переезд театра в столицу состоялся в 1982 году и занимает помещение кинотеатра «Таджикистан». Театр переименовывается в Государственный театр миниатюр, а в апреле 1987 года получает имя «Сатирикон». «Сатириконом» Аркадий Райкин руководит недолго – в декабре того же года он умирает от последствий ревмокардита. Смерть наступила 17 (по другим данным – 20) декабря 1987 года. Буквально за несколько месяцев до смерти Аркадий Райкин заканчивает работу над своей последней киноролью – телеспектаклем «Мир дому твоему», в процессе работы над которым маэстро выступил также в качестве режиссера.

Похоронен Аркадий Исаакович Райкин на Новодевичьем кладбище Москвы. После его смерти руководство театром взял на себя сын Райкина – Константин Аркадьевич. Вскоре «Сатирикону» было присвоено имя гениального руководителя.

«Лестница славы»

Жизнь Райкина представляется гармоничной, чуть ли не идиллией. Карьера — стремительной, с весомыми заслугами: народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Соцтруда. Семья — обожаемая жена, дочь. А ещё он «родил» талантливого сына и «построил» дом — театр «Сатирикон», носящий сегодня его имя. Мужскую программу, таким образом, выполнил.

Новость по теме Константин Райкин: отца бы порадовали спектакли «Сатирикона»

Детство своё он вспоминал с удовольствием — Рига, Рыбинск, наконец Петроград. Дружная еврейская семья, четверо детей, папа занимался торговлей лесом, мама — домохозяйка. Жили скромно, интеллигентно, в Петрограде — у родных, в коммуналке с 26 соседями. Но о трудностях эпохи примусов и общих уборных Райкин рассказывал спокойно и просто: и вправду, кому тогда было легко? Главное — с 6 лет в его жизни появился театр. Правда, сначала он влюбился в цирк, и позже, когда сообщил отцу, что хочет «в актёры», Исаак Давидович отрезал: «Еврей — клоун? Ни за что!» Тем более что в роду у них были медики — это ж, как говорится, две большие разницы. А он позже говорил: «То дело, которому я служу всю свою жизнь, — тоже в известной степени врачевание».

Райкин подавал большие надежды в живописи, ему прочили Академию художеств. Он же всё бегал тогда, школьником, в Александринский театр и «добегался» до того, что билетёрши пускали его бесплатно. Упоённо играл в самодеятельности, дебютировав в 6 лет в роли, можно сказать, трагедийной — убитого купчика. А уже в школе, в драмкружке (им руководил Юрий Юрский, отец известного актёра Сергея Юрского), его больше потянуло к эстраде «с сатирическим уклоном». С середины 30-х, по окончании Ленинградского института сценических искусств, Райкин был буквально нарасхват: снимался в кино (в его фильмографии всего 17 фильмов — понял, что это не его), стал худруком Театра миниатюр, выиграл I Всесоюзный конкурс артистов эстрады.

Аркадий Райкин, 1980 год. Фото: www.russianlook.com

Названия его миниатюр — поразительно! — могут стать сюжетами его жизни: по «лестнице славы» он взбирался стремительно и легко. Так, как всю жизнь не выходил, а выбегал на сцену.

Статья по теме

Самые известные династии: Михалковы, Бондарчуки, Райкины и другие звездные «кланы»

В 1939-м Райкин даже познакомился со Сталиным… Режиссёр Николай Акимов, известный остряк, сказал как-то Райкину в те страшные 30-е: «Неужели мы с тобой такое дерьмо, что нас даже не посадили?» А дело было так. Сталину исполнялось 60 лет. Устраивался, понятно, банкет. И на него пригласили молодого и талантливого 28-летнего Райкина! Потом ночной кремлёвский банкет вроде бы отменили, и артист у себя в номере безмятежно уснул. А в пять утра, как говорится, за ним пришли. И доставили к вождю, причём выступать пришлось не в зале, не на сцене — прямо пред светлыми очами, в паре метров. Вождь поднял бокал «за талантливых артистов, таких вот, как вы!».

Он в 26 лет, после рецидива давней, с 13 лет, болезни сердца, стал абсолютно седым. Тогда волосы ему приходилось «чернить», а позже эта белоснежная шевелюра стала ещё одним фирменным знаком его стиля. Срывая с лица очередную «маску», он легко и как-то победоносно отбрасывал разлетавшиеся волосы. «Жизнь человека» — была у него и такая миниатюра. За блестящим фасадом, за этой его, по словам Жванецкого, «абсолютной гениальностью, ошеломляющей, головокружительной, феерической славой» текла обычная жизнь человека — с горестями, утратами и болезнями.

Статья по теме

Штучный Джигарханян. Любимый актёр, который не верит в любовь

В 13 лет он оказался при смерти, о чём врачи и сообщили родителям: безнадёжен! Катался на коньках, простыл, ангина — и тяжелейшее осложнение на сердце. Он выжил. Но сердце болело уже всю жизнь, с валидолом не расставался… И в 1972-м — инфаркт. Райкин отработал тогда предновогодний концерт, хотя сердце болело невыносимо. Но, как ни странно, он говорил: «Если бы я больше щадил себя, точно не выдержал бы напряжения жизни». Ещё в 1956-м друзья говорили его жене, что у него «глаза загнанной лошади», ему тяжело дышать, говорили, что этот его ежедневный огромный труд артиста и худрука — «медленное самоубийство». Но, как рассказывал мне Армен Борисович Джигарханян, однажды он зашёл к Аркадию Исааковичу за кулисы перед спектаклем. Тот лежал бледный, слабый. Джигарханян всерьёз испугался за его жизнь. А через 10 минут Райкин взлетел на сцену — и это был абсолютно другой человек!

Мифы и реальность об Аркадии Райкине

С начала 1950-х Театр миниатюр был в постоянных разъездах. Три месяца выступали в Ленинграде, два – в Москве, в остальные колесили по всему Советскому Союзу.

Личность Райкина начала обрастать мифами. На самом деле, за одно выступление Райкин получал всего 24 рубля. А львиная доля заработка уходила на театр, на большую семью. Квартира да автомобиль «Волга» – вот и все достояние. Дачу Райкин всю жизнь только снимал на лето. А остальное лишь мифы о том, что актеры живут богато, что Райкин собирается уехать в США, что переправляет бриллианты в Израиль и спонсирует мировое еврейство.

Однако к концу 60-х ленинградские власти крепко взялись за артиста: вымарывали из монологов слова, фразы. Но высшая точка накала — 1970 год. В ту весну пышно отмечалось 100-летие со дня рождения вождя Ленина. Райкин, как сатирик актуальный, тоже отозвался: поставил спектакль «Плюс-минус». Автор Леонид Лиходеев отыскал малоизвестные цитаты Ленина, которые обрели новый, почти контрреволюционный смысл. В ЦК Компартии был отправлен донос и театру запретили выступать в Москве и Ленинграде. Отправили на длительные гастроли. После этого у Аркадия Исааковича случился инфаркт.

Но к середине 1970-х давление со стороны цензоров на Райкина значительно уменьшилось. Со своим театром он гастролирует по миру, в частности, в Англии, где артисту заплатили баснословный гонорар. Правда валюта отошла государству. А Райкину достались восторженные отзывы в прессе.

Советское телевидение тоже не прошло мимо: в 1974 году снимается знаковый фильм «Люди и манекены». Мастер перевоплощения, он в любом образе смотрелся органично. А вне сцены становился самим собой: спокойным, немногословным, человеком с потаенной грустью во взгляде.

В 1975 году в семье Райкиных случилось несчастье: любимую супругу Рому парализовало. Аркадий Райкин и сам стремительно терял здоровье. Вскоре пришлось переехать из Ленинграда в Москву — там лучшие врачи, там дети. Но тогдашнее руководство города не отпускало его, чтобы сделать ему больно. Тут и пригодилось давнее знакомство с Брежневым. Бывший полковник поддержал бывшего фронтового артиста.

«Мир дому твоему» — последний спектакль Райкина. Он репетировал его вместе с автором Семеном Альтовым, уже будучи тяжело больным человеком. Недруги говорили: «Райкин уже не тот! Лучше бы ушел со сцены красиво, вовремя». Но сцена для него была лучшим лекарством.

Незадолго до смерти (уже было время начала перестройки), Аркадий Исаакович поехал в турне по Америке. Говорил на сцене тихо, подводила память, изменилась мимика, но это был он, тот самый, всеми любимый Райкин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: