Сериал кровавая барыня чем закончится, содержание, сколько серий: содержание сериала
Картина предоставляет зрителям сюжет, которые разворачивается во время правления Екатерины Второй, а именно 1768 год. Именно в это время 17 октября была назначена смертельная казнь известной серийной убийцы Салтычихи.
Но внезапно российская императрица принимает решение, которое стало шоком, как для двора, так и для простого народа, Екатерина дарует девушке свое помилование и дарует ей жизнь, но Дарья при этом будет узницей до конца своих дней.
Никто не может понять, что повлияло на смягчение приговора, и только два человека знают истинную причину.
Тогда сюжет сериала переносит зрителей на 18 лет ранее, а именно в 1750 год. Именно в то время Отец Дарьи Салтыковой Иван, который являлся миллионером, замечает в своей единственной наследнице признаки нездоровой психики. Все это случилась из-за горя и детской душевной травме, связанной с потерей матери в раннем возрасте. Поэтому он вскоре принимает решение отправить дочь в монастырь, чтобы там ей оказали должное лечение и приняли необходимые меры. Наверное именно в этот момент происходит негативное влияние на поведение Даши.
Там девушка, не рассчитывая вернуться к прежней жизни и вообще выйти из монастыря, проводит 10 лет своей последующей жизни. Девушка уже приняла все как должное и даже бредила скорее стать монахиней и принять постриг. Но не тут то было, Дарья получает сообщение о том, что она скоро выходит замуж, поэтому она возвращается из монастыря домой к своему отцу Ивану.
Салтыкова вышла замуж и в первых сериях показывают ее с живым мужем. Но вскоре как она овдовела начала творить ужасные вещи.
Сериал кровавая барыня чем закончится, содержание, сколько серий: актеры сериала
Юлия Снигирь, Марта Тимофеева, Фёдор Лавров, Пётр Рыков, Кристина Бабушкина, Валентин Варецкий, Лилия Пысларь, Сергей Шеховцов, Михаил Васьков, Николай Лунин, Марина Дианова, Влад Соколовский, Илья Гавриленков, Егор Харламов, Северия Янушаускайте, Юрий Шлыков, Павел Комаров, Анастасия Савосина, Иван Агапов, Анна Гуляренко, Павел Ерлыков, Иван Федотов, Елена Блинникова, Анатолий Калмыков, Ксения Непотребная, Юрий Цурило, Игорь Ясулович, Екатерина Копанова, Артём Лощилин, Михаил Владимиров, Анастасия Зенкович, Алёна Лисовская, Даниил Муравьев-Изотов, Антон Аносов, Дмитрий Куличков, Татьяна Кузнецова, Екатерина Дурова, Александр Асташёнок, Алексей Шемес, Анатолий Узденский, Денис Урюпин, Сергей Мухин, Руслан Сабиров, Максимилиан Потёмкин, Денис Первомайский, Игорь Кулачко, Пьер Бурель, Анастасия Матвеева и другие.
Оправдание убийцы
С самого начала у зрителя пытаются выжать слезу жалости: вот невинная юная Дарья остаётся сиротой, её бросает отец, заперев в монастыре, а спустя десять лет возвращается и требует от состоявшийся монахини выйти замуж за неизвестного ей мужчину. Любимый мужчина предает, муж вызывает омерзение, а его родственники стали смертельными врагами. Действительно, как же тут не сойти с ума? Мы даже забудем о том, что нет никаких доказательств того, что у реального прообраза главной героини был «повод» сойти с ума. Даже если бы и был, стоит понять одно – никакими жизненными проблемами нельзя оправдать издевательства, пытки и убийства невинных людей. Это аксиома, которая должна быть понятна любому адекватному человеку. Но западное, а теперь и российское кино, постоянно пытаются этому воспротивиться, и снимаются фильмы«Ганнибал»,«Отряд самоубийц»,«Джон Уик»,«Дневники вампира»,«Игры Престолов»и многие-многие другие.
Однако теперь мы стали оправдывать не вымышленных убийц, а вполне реальных, собственноручно загубивших десятки невинных людей. Если так пойдет и дальше, то в будущем нас будут ждать фильмы, оправдывающие несчастным детством или проблемами в личной жизни Чикатило, Тэда Банди или Гитлера.
Никакая «любовь», а точнее одержимость и просто желание физического контакта, которое двигало героиней «Барыни», не могут служить и толикой оправдания её зверств, хотя авторы, постоянно делающие акцент на «любви» Дарьи к Сергею, явно пытались вызвать у зрителя к ней жалость и женское сочувствие – «она ведь просто хотела быть с любимым мужчиной».
Образ русских дворян и в целом страны
Издевательства дворян показаны со всей изощренностью, на которую способны авторы фильма. Салтыкова по сюжету не является единственной садисткой, она часто оказывается свидетельницей издевательств над крепостными у других бояр. А наказание Салтыковой показано лишь способом для Екатерины Великой расквитаться с врагом и соперницей. На этот образ работает несколько моментов. Первый. Жалобу на Салтычиху принесли не двое крепостных (как было в реальности), а дворянин Тютчев с юной женой, сбежавшей от Дарьи. Второй. То, как другие дворяне обсуждают новости про арест Салтыковой. Третий. Сцены пыток, наказаний и убийств других крепостных.
Если переключить канал на «Вольную грамоту», то там можно увидеть почти тоже самое – коварный хозяин, постоянно лично избивающий крепостных плетью, за отказ в близости отправляющий крепостную девушку на тяжелые не женские работы, да и без неоднократных попыток изнасилования тоже не обошлось. И с другой стороны – безмолвная, грязная, злая серая масса, олицетворяющая народ. Таким образом, российское телевидение работает слаженными «серийными залпами» по телезрителям.
Другим интересным сравнением может служить тот факт, что Юлия Снигирь, сыгравшая Салтычиху, еще два года назад также блеснула исторической ролью Екатерины Великой водноимённом сериалеПервого канала. Является ли это совпадением или попыткой смешать два исторических образа через одну актрису, вопрос открытый. Второй вариант более вероятен, так как Юлию Снигирь, по её же признанию, долго уговаривали на роль Салтычихи, и сначала она даже отказывалась. Подробно эта технология манипуляции сценическими образами известных актёров рассмотрена ввидеообзоре «Амплуа актёров как инструмент влияния».
Салтычиха: кровавая барыня
Дарью Николаевну Салтыкову, больше известную как Салтычиха, смело можно назвать серийным убийцей. Считается, что она причастна к смерти 138 крепостных, часть из которых она заморила лично, другие были убиты по ее распоряжению. Следствию, которое длилось целых 8 лет, удалось доказать, что она виновна в кончине 38 человек из этого списка, однако и того было достаточно с лихвой, чтобы приговорить дворянку из знатного рода к публичному позорному наказанию и пожизненному заключению. О ней ходило множество слухов: поговаривали, что Салтыкова купалась в крови молодых девушек и ела жареных младенцев.
Дело Салтычихи стало, в своем роде, знаковым для российской судебной системы. Этот показательный процесс должен был продемонстрировать дворянству и сильным мира сего, что при новой матушке Екатерине II все теперь будет по-другому, и правосудие, мол, чинов не разбирает. Конечно, это было немножечко фарс и немножечко лукавство — расследование преступлений Салтычихи получило ход исключительно благодаря тому, что двум крестьянским мужикам чудом удалось донести свое послание непосредственно до императрицы. Ну, и, конечно, это был совершенно вопиющий случай. Избить или случайно прибить крепостного помещикам случалось частенько, но вот сознательно сжить со свету четверть своих душ — нет.
Дарья Николаевна происходила из старинного дворянского рода. Ее дед, Автоном Иванов, был думным дьяком при Петре I и сумел сколотить внушительное состояние — он владел крупным капиталом и 16 тысячами душ. Юную Дарью выдали за представителя не менее славного и знатного рода — Глеба Салтыкова, ротмистра лейб-гвардии Конного полка. Кстати, другой представитель ветви Салтыковых, Сергей Васильевич, был первым фаворитом Екатерины II (поговаривали даже, что он являлся настоящим отцом Павла I).
В браке Салтыковы успели родить двух сыновей, но вскоре муж скончался. Дарья осталась вдовой в 26 лет. Правда, вдовой довольно богатой. После смерти супруга она стала распорядительницей поместий в Московской, Вологодской и Костромской губерниях, а также владелицей немалого состояния. Крепостных душ у нее насчитывалось 600 человек.
Это была обыкновенная молодая женщина, очень набожная, но при этом вполне себе светская — у Дарьи было множество «полезных» знакомых, с которыми она поддерживала дружеские отношения. Много денег Салтыкова жертвовала церкви, сама же раз в год ездила на богомолье к той или иной святыне. К сожалению, о внешности Салтыковой нам почти ничего не известно, а все полотна, которые называют ее портретами, на самом деле представляют совсем других женщин.
Этот портрет обычно выдают за изображение Салтычихи, но это не она. (wikipedia.org)
Вопросы без ответов
Дело Салтыковой было громким. Современные историки продолжают исследовать архивные документы, «ломая голову» над рядом вопросов.
Во-первых, почему на неё и ее действия вообще обратили внимание? Садизм по отношению к крепостным в то время был нормой. Пороли своих крестьян и генерал А.Суворов, и поэт Г
Державин, и историк М. Щербаков, а А. Пушкин жил в доме, которой принадлежал другой известной садистке О. Маврогени. Эта женщина была прозвана «Курской Салтычихой», мучила и пытала своих крепостных, но так и не была наказана.
Во-вторых, убийц в то время наказывали просто – казнили. Не понятно, почему Екатерина Алексеевна смягчила свой изначальный приговор. Какие общие тайны связывали двух женщин?
И наконец, что заставило набожную, выросшую в благополучной семье женщину убивать с особой жестокостью? Психологическое заболевание? Доказать факт его наличия сейчас уже невозможно.
Так или иначе, эта женщина понесла суровое наказание за свои преступления.
«Кровавая барыня» – делу Салтычихи наивысший приоритет
Вскоре после неудавшегося романа, Салтыкову доставили в суд и по личному распоряжению императрицы Екатерины II делу её придали наивысший приоритет
От чего такое внимание? Неужто одна убийца на всю империю? В то же время, что Сенат рассматривал дело Салтычихи, разбирались и другие случаи издевательств и убийств крепостных помещиками.. Так поручик Турбин собственноручно забил до смерти троих крепостных
Жена горного инженера мало того, что избивала дворовую девку, так ещё гоняла её полуголой и босой по морозу, после чего держала в холодных сенях до самой кончины. Помещица Марьина порола девку до смерти, вместе с её грудным ребёнком
Так поручик Турбин собственноручно забил до смерти троих крепостных. Жена горного инженера мало того, что избивала дворовую девку, так ещё гоняла её полуголой и босой по морозу, после чего держала в холодных сенях до самой кончины. Помещица Марьина порола девку до смерти, вместе с её грудным ребёнком.
Екатерина II Великая
Можно привести десятки примеров, мало отличающихся по степени жестокости, от преступлений Салтычихи. И это только дошедшие до Сената жалобы, сколько гибло безвинных людей ежедневно в то время, лучше и не знать.
Высший приоритет у дела был по нескольким причинам. Прежде всего, молодая императрица хотела продемонстрировать свою приверженность народу и доказать благие намерения, указав на исполнение законов. Во-вторых, Салтыкова была достаточно высокого происхождения, потому её дело всколыхнуло умы как дворян, так и простых людей, добавив ещё один «+» императрице — законы для всех одинаковые. В-третьих, рассматривая дело Салтычихи, были наказаны и все покрывавшие её зверства, что опять таки сыграло на руку самодержице.
Жертвы и преступления Салтычихи
Дело Салтычихи содержало материалов на 138 предполагаемых жертв. Из них доказали 38, «под сильнейшее подозрение» подвели ещё 26, оправдали в 11, оставшиеся же 63 случая были записаны как насилие без цели убийства. В последнем пункте значатся те, кого «кровавая барыня» совершено «точно» истязала, но умерли ли они от полученных увечий или сами по себе — неизвестно. Также бухгалтерские книги содержали множество записей о пропавших, сбежавших или уехавших крестьянах. Чаще всего к таким относились невесты или молодые жены: уехали к родителям и не вернулись; приступили к работе и внезапно скончались; сбежали с женихом или пропали без вести.
Салтычиха за “работой” – иллюстрация работы Курдюмова
Примечательно, что сведения об искалеченных, но выживших, к делу не приобщали. Следствие велось 3 года, ещё на 3 года затянулся суд. Всё это время помещица сохраняла спокойствие. Никто не хотел браться за дело Салтычихи. Высокородные чиновники были ею сплошь куплены, а те, что попроще — боялись расправы. Свидетельства крепостных веса не имели, а дворяне сплошь свидетельствовали о ней, как о даме набожной и приличной. Сама помещица-убийца продолжала посещать балы и приёмы, говорить, что «судить её не за что» и она «голубых кровей». Довести дело до приговора смогли только благодаря личному вниманию императрицы. Приговоров было целых 4. Утвердила Екатерина II только один.
Актеры и роли
В фильме снялись:
- Иван Фоминов в роли Ярого («Измена», «Курорт: Провинциальная история Хэ», «Майор Гром», «Лучше, чем люди»);
- Павел Ерлыков в роли Мажора («Наружное наблюдение», «Три дня лейтенанта Кравцова», «Кровавая барыня», «Мурка», «След», «Расплата»);
- Александр Ратников в роли Тичера («Псих», «Салют-7», «Московская борзая», «Отцы и дети», «Мамочки», «Девочки не сдаются», «Света с того света»);
- Григорий Иванец в роли Бритвы («Метод Лавровой 2», «И падает снег…», «Карпов: Сезон 3», «Метод Фрейда», «Инкассаторы», «Конечная остановка»);
- Дарья Мингазетдинова в роли Таисии («Клим», «Шифр», «Новые русские», «Сын моего отца», «Любовь нежданная нагрянет», «Дело следователя Никитина»).
Сюжет
В центре внимания фильма будут находиться 4 главных героя – Мажор, Тичер, Ярый и Бритва. Все они имеют одинаковые интересы и даже схожие черты характера, что делает героев очень близкими друг другу людьми. В продолжении нам расскажут о событиях 2018 года, когда в России проходил Чемпионат мира по футболу. Герои не участвуют в игре, но зато они являются активными болельщиками. Вот только одна беда – они состоят в преступной группировке, из-за действий которой и попадают в беды. Например, в первой части «Околофутбола» Ярого убивают, Тичер сел в тюрьму на 5 лет, Мажор получил один год условно, ну а Бритва погибает из-за спровоцированной передозировки наркотиками. Создатели раскрыли, что все главные герои будут присутствовать и во второй части (возможно, что Бритва и Ярый появятся в виде воспоминаний), а Тичер выйдет из тюрьмы раньше срока и сможет вместе с новыми друзьями поболеть за любимую команду. Также создатели пообещали интересное перевоплощение героев.
Режиссер и съемки
Производство продолжения задумывалось еще в 2017 году, но отложилось из-за недостаточного финансирования. В этот раз режиссер Антон Борматов («Хиромант», «Наших бьют», «Родственник», «Чужая», «С новым годом, мамы!», «Ольга», «Подкидыш») пообещал уделять меньше времени дракам, а показать взаимоотношения болельщиков. Также одним из режиссеров выступит актер Григорий Иванец. Продюсером стала Елена Геладзе («Газгольдер: Фильм», «Временно недоступен», «Папа, сдохни»).
Когда же выйдет фильм «Околофутбола 2»? Предположительная дата выхода назначена на середину октября 2019 года.
Темная личность
История России во времена крепостного права почему-то
внезапно взволновала кинокомпании, и они бросились заполнять пустующую нишу
новыми проектами, премьера одного из которых и состоялась на «России-1» в минувший
понедельник. Надо отметить, что до того фильмов о Салтычихе не было. Фигура этой женщины, прославившейся своими кровавыми злодеяниями, всегда
оставалась размытой. Такой же она остается, даже если посмотреть трейлер сериала. Из него понятно одно — насколько мрачная картинка ждет зрителя. Сам канал анонсировал сериал как «остросюжетную драму».
https://youtube.com/watch?v=VPqzTZ99t3U
«Мы определили жанр нашей картины как «страшная
сказка». О жизни Салтыковой мы узнаем в основном из приговора. Это дает
нам возможность для творческого переосмысления. И хотя «Кровавая
барыня» — не хроника преступлений Салтычихи, в фильме есть тяжелые сцены.
Мы заранее, еще перед началом съемок, предупредили актеров, что временами будет
очень страшно», — рассказал режиссер Егор Анашкин.
Претендовать на историческую идентичность сериал «Кровавая
барыня» не собирается. Тем интереснее будет наблюдать за судьбой Дарьи
Салтыковой, в исполнении актрисы Юлии Снигирь. Авторы картины решили создать
собственную историю жестокой помещицы, показав, почему она превратилась в
безжалостную убийцу.
«Я не хотела ее играть! Сначала я даже отказалась. Это тот
образ, который очень трудно оправдать. Весь съемочный процесс я занималась этим
оправданием
Для меня было важно найти причинно-следственные связи. Никого
сложнее я в своей жизни не играла», — призналась исполнительница главной роли Юлия Снигирь.
Фото: кадр из сериала «Кровавая барыня»
«Страшная сказка» от режиссера Егора Анашкина, бесспорно,
затмит вялую историю крепостной на соседней кнопке не только размахом, но и
актерским составом. Помимо одной из самых красивых актрис современного кино,
сериал украсили известные актеры Игорь Ясулович, Юрий Цурило, а также участники
«Фабрики звёзд» разных лет — Александр Асташёнок и Влад Соколовский.
Религиозный контекст фильма
Еще с первых серий заметно особое отношение авторов «Барыни» к религиозной тематике. Сама дата начала показа сериала выпадает на начало православного Великого Поста, времени духовного очищения перед главным христианским праздником года. Заставка показывает церковные рисунки, переходя на яркие иллюстрации ада и пыток грешников за различные грехи.
Неоднократно показаны люди, крестящиеся и молящиеся, и после творящие ужасные вещи. Та же Салтыкова регулярно стоит перед иконами и пытается молиться, как и многие её враги. Даже её любовник сразу после того, как напоил её отравленным вином, тоже отправился в церковь. Начало фильма вообще намекало на то, что психический недуг Салтыковой – есть не что иное, как одержимость демоном, от которой её спасали монахи в лучших традициях дешёвых ужастиков об экзорцистах, а в один из переломных моментов жизни Дарья видит в видении церковь и улыбается стоящей в центре перевёрнутой иконе. Итого, при церковном антураже мы видим или последних подлецов и негодяев со свечкой в руках, или откровенных сатанистов.
Но в финале авторы решили пройтись и по более древним корням нашей истории. В последней серии знахарка, помогающая Салтычихе и подталкивающая её к ещё большему количеству убийств, рассказывает о своих мотивах. Выяснилось, что вся злая магия, окружившая поместье Троицкое, исходит от русских язычников, которые пытаются пожертвовать православными ради возрождения своей силы. Знахарка даже говорит (16 серия 2 минута 40 секунд):
Тем самым «Кровавая Барыня» своим идейным посылом стала близка по духу с«Викингом», ведь там также умудрились одновременно дискредитировать и православие, и язычество, показав в целом русский народ и его предков как жестоких тварей.
Всё написанное в этом разделе не является попыткой как-то оправдать христианство, допустившее в частности крепостное право (по сути, рабство), или язычество, также не сумевшее стать основой для бескризисного развития русской цивилизации. Вопрос лишь в том, что вместо содержательного обсуждения этих острых тем, пусть даже в художественной форме, на зрителей вываливают потоки чернухи, с целью сформировать у массовой аудитории чувство отвращения ко всему историческому прошлому страны.
Сюжет:
Дарья Салтыкова – дочь богатого дворянина. В детстве её насильно забирают в монастырь, заметив задатки к жестокости, передавшиеся в наследство от её безумной матери. Повзрослевшую Дарью насильно же возвращают в мирскую жизнь и выдают замуж за некрасивого и немолодого мужчину Глеба, сама же Дарья влюбляется в брата мужа – Сергея, который становится также первым фаворитом Екатерины Великой. Обе замужние женщины одновременно тайно рожают от Сергея, и эти их похожие тайны становятся спусковым крючком к событиям, которые сводят Салтыкову с ума и превращают в жестокого убийцу.
Как уже понятно из беглой аннотации – кричащие несовпадения с историческими фактами и даже банально датами (хотя бы тот момент, что Екатерина вступила на престол, когда Салтычиха уже была известна своей жестокостью, и потому дело Салтычихи стало одним из первых серьезных эпизодов для едва вступившей на престол Императрицы) – это основа фильма.
При этом авторы использовали имена реально существующих исторических персонажей, поместили их в известный исторический период и в известные исторические места, а значит, так или иначе, фильм создает образ исторической эпохи в глазах зрителя. С другой стороны, это заранее оговоренное отсутствие исторической правды развязало сценаристам руки, и воспользовались они этим весьма своеобразно.
Измены и изнасилования как норма на Руси
Первое, что поражает в этом фильме (напомним, время трансляции – 21.00), это количество эротическо-порнографических сцен, показывающих измены и изнасилования, присутствующие практически в каждой серии. Сначала «монахиня» Салтычиха в первую брачную ночь отдает свою девственность брату мужа, что долго и подробно смакует камера, и в это же время её муж насилует крепостную Аксинью, что камера также старательно фиксирует. Надо сказать, что по всему фильму поэтапная и всесторонняя деградация главной героини будет обязательно сопровождаться некими оправдательными мотивами, делающими её не такой уж и виноватой в глазах зрителей. Можно не сомневаться, что когда наши кинематографисты начнут снимать художественную сагу о Чикатило, а с нынешними тенденциями это произойдёт достаточно скоро, то он тоже обязательно окажется жертвой обстоятельств с тонкой и ранимой душой.
Дальше – больше. Подружка-дворянка Дарьи предлагает научить её целоваться. С надеждой интересуется, есть ли у Дарьи любовник, и хвастается своим, будто бы это в порядке вещей. В одной из сцен Дарья позволяет своим гайдукам развлечься, и они отправляются насиловать деревенских девушек. Почти на каждую серию выпадают откровенные постельные сцены, а то, что нельзя показывать на камеру, подробно обрисовывается словесно. Аналогично изображены и большинство других действующих лиц сериала – например, главный полицмейстер Москвы оказывается педофилом.
Как изуверка чуть не лишила русскую литературу гения
Следующий спорный эпизод жизни «кровавой барыни» Салтыковой — её «роман» с дворянином Николаем Тютчевым, дедом Фёдора Тютчева. К тому времени безутешная вдова славилась уже отнюдь не скромностью, а дурным нравом. Поначалу у Дарьи Николаевны случались истерики и приступы агрессии, от которых страдала только домашняя прислуга. Отлупить нерадивую девку за плохо выстиранное белье или недомытую посуду? Позвольте, так этим все помещики в те времена славились. Крепостные гибли сотнями и тысячами — никому не было дела до простых людей, не имевших свободы и знатного происхождения.
Писали на Салтычиху доносы и жалобы
Только первая их половина терялась по причине высокого происхождения мучительницы, а вторая не доходила до рассмотрения из-за чрезмерной занятости Сената или маловажности дела
Николай Андреевич Тютчев – дед поэта Ф. И. Тютчева
Впрочем, под «горячую руку» попадали не только слуги да девки дворовые. Сосед Салтыковой, молодой офицер и межеватель земель Николай Андреевич Тютчев, однажды повстречался со скорой на расправу вдовой.
Пойман был предок великого поэта, аки фазан, во время охоты во владениях Салтыковой. Точнее будет сказать — браконьерства. Заслышав шум в лесу, барыня отправила на поиски его источника своих людей, повелев привести нарушителя к ней лично. Оглядев молодого человека и даже признав в нём дальнего родственника, Салтычиха повелела запереть Тютчева в подвале для дальнейшего разбирательства.
Далее полная несуразица: согласно основной версии, помещица-убийца держала в подвале Николая Андреевича несколько дней, издевалась над ним, унижала и даже пыталась изувечить. После такого обращения молодой офицер мало того, что не пожаловался на Салтыкову, так ещё и стал её любовником!
Любовная «вспышка», впрочем, также описывается весьма необычно: после очередной попытки ударить Тютчева, помещица сама получила о него несколько пощёчин, да таких, что не удержалась на ногах! Неправда ли, весьма располагающее к любовным утехам общение?
Порка дворовой девки
На время романтических настроений хозяйки прислуга получила желанную передышку. Побои и издевательства возобновились спустя 6 лет, как только молодой любовник, как это часто бывает, оказался подлецом и женился на другой. Причиной разрыва отношений стал, якобы, шок Тютчева от садистских наклонностей влюблённой в него вдовы. Выразив своё негодование, любовник навлёк на себя гнев Салтыковой — его заперли на несколько дней в сыром и холодном сарае откуда горемыка сбежал при помощи одной из крепостных девок.
Спустя некоторое время бывший любовник сделал предложение Пелагее Панютиной, также жившей неподалёку. Вот тут уж краски сгущаются до черноты! Согласно имеющейся версии, Дарья Салтыкова замыслила то ли сжечь, то ли взорвать дом молодожёнов. Да только прислуга подвела: Тютчева с женой предупредили об опасности, а дом отказались поджигать. Тогда отчаявшаяся убийца задумала засаду, но и тут её обошли: Тютчев провёз супругу другой дорогой, а у местных властей запросил помощи и защиты. Спустя много лет семья Тютчева скупила множество окрестных земель, включая и поместье «кровавой» Салтычихи.
Конец. Преступления и наказания
В имении часто видели обритых наголо, избитых крестьян, мужчин и женщин.
Известно, что на Салтыкову писали доносы, но при Елизавете Петровне и Петре III у неё имелась защита в лице влиятельных родственников (один из них был градоначальником Москвы), да и память о любимой невестке Петра Великого, Прасковье Федоровне Салтыковой, жены Ивана V и матери Анны Иоанновны, была ещё свежа. Венценосные особы игнорировали попытки донести до них правду о родственнице.
Жалоба
Все изменилось в 1762 году. На престол взошла Екатерина Алексеевна, и двум крестьянам из имения Салтыковой, села Троицкого, удалось передать жалобу в собственные руки императрицы.
Факты, изложенные в жалобе, впечатлили правительницу, настроенную на либеральный лад. Она поручила начать следствие, которое возглавили чиновник Степан Волков и молодой князь Дмитрий Цицианов. Выбор, по мнению историка А. Сахарова, был не случайным. Волков – «безродный», не имел влиятельных родственников и не был подвержен чужому влиянию. Цицианов, молодой и амбициозный, хотел построить карьеру. Оба чиновника хорошо понимали цель, поставленную молодой императрицей, – надо показать вечно недовольному и излишне самостоятельному московскому дворянству, «кто есть власть» в государстве.
Следствие
В ходе следствия, продлившегося четыре года, было выявлено следующее:
- Большинство случаев душегубства произошло в селе Троицком, подмосковном имении Дарьи Николаевны.
- Первые случаи агрессии появились у помещицы после смерти мужа. Сначала она просто избивала домашнюю прислугу, потом стала придумывать для провинившихся, по ее мнению, крестьян настоящие пытки: обливала кипятком, жгла раскалёнными щипцами для завивки волос, выдирала волосы, секла розгами, избивала поленом, морила голодом и холодом. Свидетели говорили о необычайной силе помещицы. Многое она делала собственноручно.
- Чаще всего от рук Салтыковой страдали молодые женщины, находящиеся в статусе невест. Официально среди ее жертв только двое мужчин.
- Предварительно следствие выдало следующую цифру – 139 жертв. Волков скрупулёзно проанализировал документацию помещицы. 75 человек, по его мнению, были убиты лично Дарьей Николаевной.
- Выяснилось, что Салтыкова проявляла агрессию и к представителям своего сословия. Так, она дважды покушалась на жизнь соседа Николая Тютчева (деда поэта Ф. Тютчева) и его невесты. Причиной стала ревность. Тютчев и Дарья были любовниками, но Николай предпочёл взять в жены другую.
- По счетным книгам удалось выявить широкий круг подкупленных помещицей чиновников из круга московского генерал-губернатора. Они «закрыли глаза» на 21 жалобу, причём самих «жалобщиков», беглых крепостных крестьян, возвращали владелице, чинившей над ними самосуд.
Казнь была проведена 17 октября 1768 года на Красной площади. После неё помещицу отправили в Иоанно-Предтеченский монастырь. Там уже была подготовлена подземная камера. В ней практически без света, разговоров, доступа к литургиям и исповедям Салтыкова провела 11 лет. После ее перевели в каменную пристройку рядом с храмом. Там на неё могли посмотреть все желающие, но к тому времени Салтычиха окончательно потеряла разум.
Умерла Дарья Николаевна в 1801 г., проведя в заключении в общей сложности 33 года.
Судьба Салтычихи: позор и пожизненное заключение
Салтычихе зачитывают приговор
Приведение приговора в исполнение состоялось 7 октября 1768 года. Салтычиху привезли на Лобное место в холщовом саване и с табличкой на груди «Мучительница и душегубица»; в руки дали зажженную свечу и в таком виде привязали к позорному столбу. Целый час провела «кровавая барыня» у столба, наблюдая, как клеймят и истязают её сообщников, покрывавших все эти годы её убийства и издевательства. Посмотреть на сие действо собралось множество народу — к моменту оглашения приговора Салтычиха была богомерзким созданием, которому приписывались всяческие ужасы вроде людоедства или кровавых ванн. Последним высекли и клеймили попа, который по распоряжению Дарьи Салтыковой отпевал и хоронил загубленных крестьян, как умерших естественной смертью.
После часа у позорного столба, всех подельников помещицы отправили на каторжные работы в Сибирь, саму же Салтычиху пожизненно заточили в Ивановский монастырь на Солянке. Камера не имела окна, а еду узнице подавали через зарешеченное окошко. Существует версия, будто в попытке смягчить наказание Дарья Салтыкова в 1778 году если не соблазнила, то разжалобила караульного солдата, и забеременела от него. Но Салтычиху не помиловали, а только перевели из подвала в каменную пристройку с окном. Рожденного же ребенка якобы отдали в приют, а следы жалостливого солдата потерялись в Сибири – доказательств этому нет.
Иоанно-Предтеченский женский монастырь, в который заключили Дарью Салтыкову.
К монастырю иногда стягивались зеваки, которые заглядывали в окошко к заключенной и издевались над ней. В ответ она ругалась последними словами и пыталась достать смельчаков палкой. Очевидцы вспоминают, что она в ту пору была безобразно толстой и грязной, с растрепанными волосами и «лицом, бледным, как квашня».
Была ли это страшная женщина? Справедлива ли судьба Салтычихи? Безусловно. К сожалению, эта лишившаяся ума женщина, хоть и понесла справедливое наказание за свои деяния, осталась лишь пешкой в политической игре и намеренно демонезированной фигурой, одной из тысяч таких же. Сведения о Дарье Салтыковой, её жизни, «деле» и семье отрывочны и редко имеют документальное подтверждение. То ли случайно, то ли намеренно, все подробности судьбы Салтычихи утеряны в веках.
Смерть и погребение
Провела в тюрьме тридцать три года и умерла 27 ноября 1801 в возрасте 71 года. Похоронена на кладбище Донского монастыря, где была похоронена вся её родня. Надгробье сохранилось.
После смерти заключённой её камера была приспособлена под ризницу, которая была разобрана в 1860-м году вместе со зданием церкви.
Могила Дарьи Николаевны Салтыковой