За что хвалят
Стилистика ранних работ Первый пункт будет достаточно двусмысленным. Самое главное, что стоит осознать, Ричи вернулся к старому, а не создал что-то новое. Одни критики говорят за это «спасибо», другие считают, что ему пока рано вспоминать свои старые работы.
А вот зритель — доволен. Особенно, российский. «Два ствола» и «Большой куш» в нашей стране пользовались большой популярностью, а более поздние эксперименты Ричи («Агенты А.Н. К.Л.», «Меч короля Артура») в прокате, мягко говоря, провалились. В «Джентльменах» мы видим повзрослевших героев ранних картин режиссера (тут можно заметить даже некое сходство с «Ирландцем» Скорсезе). Главный герой пытается уйти на покой, но в итоге оставляет себе свою накроимперию. Чем не сам Ричи?
«Опыт показал: кто бы ни был героем Ричи — гениальный сыщик, русский шпион, арабский принц или сам король Артур, — больше всего он будет похож на невозмутимого английского гопника. Этот режиссер — как советское предприятие из бородатого анекдота: что ни собирай, все равно получится автомат Калашникова. Карма, судьба, неизбежность. И Ричи сдался, всем на радость». Антон Долин
Диалоги Нам с вами стоит обсудить два пункта — это сами диалоги и шутки.
С диалогами все более менее понятно. Все-таки не зря Ричи иной раз и называют британским Тарантино. Герои картины разговаривают на джентльменском английском, ведут остроумные учтивые беседы даже больше, чем стреляют. Правда, юмор, сила, власть и стиль — все это отражается в тщательно выверенных диалогах. Ни один из героев не произносит лишних слов, все как будто понимают мысли друг друга. И зрители в зале тоже.
А вот неполиткорректные шутки в фильме вызвали двусмысленную реакцию. Вроде бы наш мир значительно перестроился, и шутки про китайцев, сексизм и геев не вызывают былой улыбки. Однако на деле оказывается, что все эти пороки еще прочно держатся в наших головах. И смех во время просмотра «Джентльменов», уж простите, тому подтверждение.
«Мир криминала — это, конечно, еще и мир застарелого сексизма. Возвращаясь к привычным для него олдскульным стереотипам, Ричи обнаруживает, что они морально устарели. Возможно, еще через 20 лет, продолжая свою мокни-сагу, он обойдется и без оскорбительного юмора, но пока приходится с сожалением признать, что он был прав, добавив это в фильм. Таким образом, он сатирически обличил современное общество в криминальном разрезе, показывая, что, несмотря на все старания людей побороть эти стереотипы, они так и живут себе спокойно в головах». Егор Беликов
Актерский состав Что об этом говорить. Мэтью Макконахи, уже давно переродившегося (и слава Богу) из актера романтических комедий в серьезного профессионала, вообще не упрекнуть. На нем шикарно сидят костюмы, да и сам он донельзя лучше вписывается в роль главного персонажа.
Актерский состав прекрасен полностью. Во время титров я вскрикивала — О! Колин Фаррел! О, Хью Грант (очень нетипичная роль). Персонажей в картине играют настолько любимые зрителями и критиками актеры, что никто особо и не отзывается об их игре. Ну и в конце концов, сами персонажи в «Джентльменах» — это что-то нереальное, взятое скорее из комиксов.
«Звезда романтических комедий и мелодрам Хью Грант сыграл в «Джентльменах» лучшую роль за последние лет 20. Пронырливый то ли репортер, то ли частный детектив чувствует, что баланс силы нарушен и, пользуясь всеобщей неразберихой, пытается урвать свой кусок пирога. Он и рассказывает эту историю. Вот только доверять ему никак нельзя: он мутит и выкруживает, пытается обмануть (хотя тут можно и пожестче сказать) и запутать». Павел Матяж
Актёрская работа
Хоть обычно я люблю углубляться в детали чуть позже, не могу не начать с главных лиц картины.
«Учёности плоды» очень приятно удивил крепкими, даже отличными актёрскими работами. И если в мастерстве воплощения Безруковым на экране простого русского рубахи-парня не приходится сомневаться, то вот качество работы остальных актёров первоначально вызывало сомнения.
Тем приятнее было полностью убедиться как в их самоотдаче, так и в отличной постановочной работе Игоря Угольникова, который при этом успел даже и сам воплотить на экране большую роль музейного работника Кузьмы Антипова.
Настасья Кербенген составила Безрукову отличную пару, её фрау Шиллер получилась достаточно холодной и отстранённой, не потеряв при этом чувственность и душевность.
Отдельно хочется упомянуть колоритного немецкого майора в исполнении Михаэля Эппа, замечательно мерзкого коллаборациониста Андрея Горбачёва и местного партизана Андрея Некрасова. Эти и многие другие второстепенные роли действительно выделяют «Учёности плоды» и представляют его в очень положительном свете.
Синопсис
На территории Пушкинских гор, оккупированной немецкими захватчиками, простые люди вынуждены выбирать, уходить ли в составе партизанских отрядов в леса или же остаться и пытаться переждать тяжёлые времена. Один из последних – Сергей Трофимов (Сергей Безруков), контуженный в Гражданскую войну мастер на все руки.
Усложняется дело тем, что в Михайловское прибывает новое руководство в лице строгой немки Марии Шиллер (Настасья Кербенген), которая убеждена в правах немецкого народа на наследие великого русского поэта. От столкновения с русскими людьми её взгляды начинают меняться, а Сергей становится всё ближе и ближе…
С чем сравнивают
«Карты, деньги, два ствола» (1998) — первый полнометражный фильм Гая Ричи. Критики восприняли фильм неоднозначно, многие объявили его вторичным, подражанием «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино, но зрители оценили ленту: в мировом прокате фильм собрал 25 миллионов долларов, что для Великобритании является серьёзным успехом. Фильм получил 12 крупных международных и внутренних наград.«Большой куш» (2000) — британо-американский комедийный фильм режиссёра Гая Ричи. Удостоен высоких оценок мировой кинопрессы и ряда наград. Фильм вышел в Великобритании 1 сентября 2000 года.«Ирландец» (2019) — американский драматический фильм режиссёра Мартина Скорсезе по сценарию Стивена Заилляна, основанном на романе «Я слышал, ты красишь дома» Чарльза Брандта. Главные роли исполнили Роберт Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши. Фильм рассказывает историю Фрэнка «Ирландца» Ширана (Де Ниро), водителя-дальнобойщика, который становится киллером и связывается с гангстером Расселом Буфалино (Пеши) и его криминальной семьёй, а также работает на влиятельного профсоюзного лидера Джимми Хоффу (Пачино).
За что ругают
Предсказуемость В основном, критики оказались благосклонны к новой картине Ричи. Их не проведешь — они понимают и видят, что режиссер вернулся к истоками, много заимствует, в том числе и у самого себя. Но при этом считают «Джентельменов» одним из лучших фильмов Гая Ричи.
Правда, ругают за предсказуемость сюжетных линий. Главный герой всегда смеется последним и даже позволяет себе морализаторство — обрушивает гнев на китайский героин, считая, что его марихуана вреда-то не приносит.
«Но даже если не брать во внимание этическую сторону фильма (хотя ее и сложно не брать во внимание), разворачивающаяся перед нами история вторична и предсказуема. Ее единственное назначение — довести нас до большого финала, который на деле оказывается не таким уж большим
Тогда начинает казаться, что появляющийся в начале фильма логотип компании Miramax films, когда-то принадлежавшей братьям Вайнштейн, служит символом всех «Джентльменов», чье время безвозвратно ушло». Тамара Ходова
«Учёности плоды» – не про Великую Отечественную войну
Где-то тут и вылезает основной и, что самое печальное, фатальный минус картины, о который разбиваются все её плюсы. Возможно, где-то когда-то что-то подобное и могло бы произойти, но точно не на территории Советского Союза и точно не в период Второй Мировой. Тем обиднее видеть фразу «Основано на реальных событиях» в начале фильма.
Давайте немножко отвлечёмся и вспомним, как в Третьем рейхе относились к евреям, цыганам и славянам. Герои картины несколько раз делали акцент на том, что их считают людьми второго сорта. Так вот, в реальности нацисты их таковыми не считали, поскольку не считали их за людей. И ситуация, в которой немецкое руководство, ведущее с Союзом войну на уничтожение, позволило бы другим немцам культурно просвещать славян, не могла существовать.
Не будем забывать про разрушения и бесчинства фашистских оккупантов в клинском доме П.И. Чайковского. Или сколько сил и жизней было положено при разминировании разграбленного Михайловского. Создатели уверяют, что фрау Шиллер действительно существовала, но не упоминают ни конкретных документов, ни мемуаров, да и в интернете информации при беглом просмотре не найдёшь.
Кинжалом в сердце ощущаются многие моменты фильма.
- Тот факт, что большинство показанных зверств осуществляется руками именно русских коллаборантов, а немцы (за исключением упомянутого уже майора) почти всегда остаются красивыми и благородными, которые пришли на наши земли просвещать людей.
- Тот факт, что единственный чистый и трогательный персонаж – тоже из числа нацистов.
- Тот факт, что смерть нацистских захватчиков в некоторых сценах показана как трагедия, а предают своих именно русские.
И любовный четырёхугольник с милыми шутками и чудачествами главных героев на фоне показанных расстрелов и стычек смотрятся как плевок в лицо. Для того, чтобы это вышло действительно хорошо и смотрелось так же непринуждённо, как «Небесный тихоход» или «Беспокойное хозяйство», нужно, чтобы создатели сами выказывали уважение людям, про которых снимают. Увы, этого не получилось.
Насколько хороши «Учёности плоды» как фильм?
Несмотря на довольно внушительную продолжительность (шутка ли – два с половиной часа неспешного повествования), «Учёности плоды» смотрятся довольно легко и приятно. За атмосферу, безусловно, нужно похвалить Угольникова.
Также замечательную работу проделали операторы, подарив нам несколько удивительно красивых кадров. Повествование не кажется надёрганным или нарочитым, обстановка воссоздана очень неплохо. Также отдельное спасибо хочется сказать композитору Сергею Шустицкому, проделавшему огромный труд по написанию удивительно красивых 80 минут музыки к фильму.
Есть несколько вопросов к сюжету, а именно к его любовной линии, которая не кажется до конца убедительной – но он здесь и не главное. Основной акцент создатели делают на искусстве, которое может объединить даже самых непримиримых врагов и толкнуть людей на необдуманные поступки в попытке его защитить.
Вот и получается, что «Учёности плоды» представляет собой отличную, добротно сделанную, не чернушную, мастерски поставленную отечественную картину. И была бы просто отличным фильмом. Но только при одном условии – если бы всё действие на экране происходило в альтернативной вселенной или в фэнтези-сеттинге.