«Нужно, чтобы зритель решил для себя, о чём фильм»
Перед выходом фильма в прокат режиссёр Борис Акопов представил свою картину в Ельцин Центре, где ответил на вопросы зрителей и корреспондента «Облгазеты». К слову: Борис Акопов человек довольно интересной судьбы. Дело в том, что в восемь лет он был принят в Московскую академию хореографии. По окончании хореографического училища работал в московских театрах, и в частности в Большом. Затем резко сменил свою профессию, поступил во ВГИК (мастерская Эшпая и Фенченко). Дипломный короткометражный фильм «Рай» получил в 2016 году приз за лучшую режиссуру на международном студенческом фестивале ВГИК. А первый полнометражный – главный приз «Кинотавра».
– Такая тема была выбрана по одной простой причине – в те годы я начал формироваться как человек, – пояснил режиссёр. – Все мои воспоминания, весь «я» начинался тогда. Когда выбирал тему, вдруг понял, что нужно вернуться в прошлое, чтобы понять, кто я есть на сегодняшний день. Все мы родом из детства. Я даже посвятил фильм своим родителям.
– Вы не боялись браться за конкретно эту тему? 90-е всё-таки вызывают очень неоднозначную реакцию.
– А что бояться? Не думаю об этом. Волков бояться – в лес не ходить. Мне многие говорят про разные параллели с другими работами про 90-е, но я даже сериал «Бригада» не смотрел. И я бы решительно хотел избегать того, чтобы меня призывали к ответу: а о чём фильм? Нужно, чтобы зрители решили для себя.
– Вам задавали вопрос о том, что ваш фильм схож с «Братом»?
– А насколько они похожи? Время похоже. Но не более. Я люблю творчество Балабанова, но «Брат» и «Брат 2» не мои любимые фильмы у него. Я не возвожу Данилу Багрова в культ. И, кстати, если бы был фильм про 90-е, который мне искренне нравился – не снимал бы свою картину.
– Ваш герой – Бык. Откуда он взялся?
– Был прототип, но в общем это собирательная конструкция. Если говорить о скелете, отправной точке, то был у меня сосед в Балашихе. Он был старше, у него также была одна мама, не было отца – похож на Быка. А в картине есть мальчишка, брат Тани Вася. Он говорит, что хочет стать как Антоха. Так вот этот Вася – моё зеркало. Его, кстати, было больше в картине. На сценарном уровне фильм был сделан больше его глазами. Через его призму. Но в итоге решили сделать не так.
– А как возник актёр Юрий Борисов? Он безусловно большая удача для фильма.
– Замечательный артист! Я сразу представлял такого человека, когда писал сценарий. Он попал на пробы в первый же день. Я даже не поверил, что такое бывает. Так хотел его, и вот – он пришёл. Всё было хорошо, но потом вдруг его агент позвонил и сказал, что Юра не может. Ну мы продолжили работу… Через какое-то время Юра вдруг сам мне перезвонил и сказал: «Я в себе роль рощу, а ты меня не берёшь!». Я удивился очень, говорю: «Это не я тебя не беру, а твои агенты». В итоге Юра разобрался со своим расписанием и снялся. Это просто судьба!
– Ещё одна большая удача – оператор Глеб Филатов.
– Мы снимали с ним первую короткометражку, с которой я закончил институт. Мы просто нашли друг друга. Знаете, найти хорошего оператора – это как найти жену. Надеюсь, что мы с ним ещё поработаем.