Венецианский фестиваль: гламурная история киносмотра

Конкуренты Венецианского кинофестиваля

С момента запуска фестиваля некоторые страны выказывали недовольство организаторами. Так, после награждения 1936 года американцы и англичане отказались привозить картины в Италию. В СССР правительство решило проблему иначе — создало альтернативный конкурс в Москве — в 1935 году в столице был проведён первый советский кинофестиваль. Однако и этот конкурс больше преследовал политические цели, чем допускал справедливую конкуренцию в мире искусства.
Во Франции тоже задумывались о запуске собственного фестиваля. Дипломат Филипп Эрланже был одним из инициаторов церемонии в Каннах. В 1939 году во Францию приехали участники всего лишь из четырёх стран. Награда этого кинофестиваля была названа в честь изобретателей кино братьев Люмьер. Позже была придумана знаменитая «Золотая пальмовая ветвь».


Афиша Каннского кинофестиваля, 1947. (wikipedia.org)

«Иваново детство» (1962)

https://youtube.com/watch?v=X-cOMy9k-6s

Еще одна важная функция кинофестивалей, о которой многие забывают, — поиск талантов. Именно молодым и подающим надежды кинематографистом был Андрей Тарковский в 1962 году, когда Венецианский кинофестиваль наградил «Золотым львом» его дебютную картину «Иваново детство». Фильм Тарковского рассказывает историю 12-летнего партизана Ивана, который хочет отомстить фашистам за смерть матери. Как и во всех фильмах Тарковского, режиссер старается не фокусироваться на какой-то одной теме. Это кино о войне, мести, любви к родителям, семье и, конечно, потерянном детстве. А еще «Иваново детство» совершенно бесподобно снят. Известный факт: великий оператор Роджер Дикинс (11 номинаций на «Оскар») когда-то в интервью журналу Empire назвал операторскую работу Вадима Юсова в этом фильме — лучшей за всю историю кино.

Производство

Вацлав Мархул объявил о своем намерении адаптироваться Ежи Косиньского Раскрашенная птица в сентябре 2012 года, когда он получил права на рассказ. Мархул заявил, что бюджет фильма составит около 120 миллионов крон. Его план состоял в том, чтобы обеспечить финансы в течение следующих 2 лет. В 2016 году фильм получил финансовую поддержку в размере 15 миллионов чешских крон от Чешского кинофонда.

Фильм был запущен в производство в 2017 году. Мархул решил снимать фильм в семь этапов. Первый этап завершился 7 мая 2017 года. С 23 марта по 12 апреля 2017 года кинематографисты вели съемки в районе украинского села Свалович. Некоторые пересъемки должны были быть сделаны с 21 по 23 апреля 2017 года в г. Brdy Военная зона. Второй этап стартовал в Южной Словакии с 5 июня по 5 июля 2017 года. Съемочная группа снимала Река Ваг, в Млынской долине и в Малом Дунаце.

Стрельба перенесена в Липно плотина и Квильда в феврале и марте 2018 г. Экипажу пришлось столкнуться с плохой погодой, так как им понадобился лед на озере. Съемки завершились в июле 2018 года после 100 съемочных дней в течение 16 месяцев. Затем фильм вошел в постпродакшн. Постпродакшн завершился в феврале 2019 года.

Для диалога жителей Мархул решил использовать Межславийский язык вместо каких-либо этнических Славянский язык:

Награды

Официальный конкурс

  • Golden Lion  : Joker от Тодда Филлипса
  • Серебряный лев — Приз Большого жюри  : J’accuse , Роман Полански
  • Серебряный лев за лучшую режиссуру  : Рой Андерссон для навсегда
  • Кубок Вольпи за лучшую женскую интерпретацию  : Ариан Аскарид для Gloria Mundi
  • Кубок Вольпи за лучшую мужскую интерпретацию  : Лука Маринелли для Мартина Идена
  • Приз за лучший сценарий  : Йонфан за № 7 Cherry Lane
  • Премия Марчелло Мастроянни за самый многообещающий актер  : Тоби Уоллес за фильм Babyteeth
  • Специальный приз жюри: La мафиози не è più Quella ди Una Volta от Franco Maresco

Раздел Ориззонти

  • Приз за лучший фильм: « Атлантида » Валентина Васяновича
  • Премия за лучшую режиссуру: Тео Корт за фильм Blanco en blanco
  • Специальный приз жюри: Вердикт по Раймунд Рибас Гутьеррес
  • Приз за лучшую женскую роль: Марта Ньето в фильме «Мадре»
  • Лучший актер: Сам Буажил для Un филсов
  • Лучший Автор сценарий: Возвращаясь по Джессика Palud
  • Приз за лучший короткометражный фильм: » Дарлинг» Саима Садика

Другие цены

  • Премия Луиджи де Лаурентиса: вы умрете в двадцать лет , Амджад Абу Алала
  • Премия Венеции в области виртуальной реальности за лучшую виртуальную реальность: ключ от Селин Трикарт
  • Премия Венеции в области виртуальной реальности за лучший опыт виртуальной реальности: A Linha от Рикардо Лаганаро
  • Премия Венеции в области виртуальной реальности за лучший рассказ в виртуальной реальности: Дочери Чибока Джоэла Качи Бенсона
  • Venezia Award Classici за лучший Восстановлен фильм: Ecstasy по Махатам
  • Премия Venezia Classici за лучший документальный фильм о кино: Барбара Паз — «Скажи мне, когда я умру» — «Скажи мне, когда я умру »

Специальные цены

Цена Присвоен Страна
Золотой лев для карьеры Джули Эндрюс Соединенное Королевство
Золотой лев для карьеры Педро Альмодовар Испания

Документальное кино о кино

«Андрей Тарковский. Кино как молитва» (Андрей А. Тарковский, Россия)

Кадр из фильма «Андрей Тарковский. Кино как молитва» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 

Отдельная серия фестивальных показов будет посвящена документальным картинам о крупнейших режиссерах. В том числе будут фильмы о Федерико Феллини и Лючио Фульчи, однако мы выделим ленту об Андрее Тарковском, созданную его сыном. Съемки проходили в местах, где создавались фильмы режиссера, в том числе во Владимире и Суздале, в Швеции и Италии. Основой же картины стал голос Тарковского — его аудиозаписи, среди которых есть и лекции. Автор называет фильм «рассказом Тарковского о самом себе, без комментариев».  

Специальные показы

«Новый Папа» (Паоло Соррентино, Италия-Франция-Испания)  

На съемках сериала «Новый Папа» (2019)

Долгожданное продолжение сериала Паоло Соррентино «Молодой Папа». Проект, получивший название «Новый Папа», будет состоять из восьми эпизодов (в Венеции покажут два), сохранит элементы оригинала, но при этом будет самостоятельным произведением. Компанию Джуду Лоу теперь будет составлять Джон Малкович, а также в сериале появятся неожиданные исполнители: Шэрон Стоун, Мэрилин Мэнсон и Юлия Снигирь. Широкому зрителю «Новый Папа» станет доступен в ноябре.

«Роджер Уотерс: Мы + Они» (Шон Эванс и Роджер Уотерс, Великобритания)

Кадр из фильма «Роджер Уотерс: Мы + Они» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 

Масштабный фильм-концерт о мировом туре бывшего участника группы Pink Floyd Роджера Уотерса. Тур длился 18 месяцев, за которые музыкант успел дать 156 концертов и выступить перед аудиторией в 2,3 млн человек. Ранее Уотерс и режиссер Шон Эванс уже выпускали впечатляющий концертный фильм The Wall, однако, по их уверениям, новая картина имеет еще больший размах.  

«Дневная красавица» (1967)

https://youtube.com/watch?v=FJXLCYZMGQ8

Мэтр мирового кинематографа Луис Бунюэль, который еще в конце 20-ых годов прошлого века на пару с Сальвадором Дали пугал всех сюрреалистичным «Андалузским псом», в середине 60-ых снял один из самых вызывающих и скандальных фильмов эпохи. Блондинка Северина — мазохистка. Она скучает в Париже вместе с любящим мужем по утрам, вечерам и ночам, а днем подрабатывает в борделе, где и удовлетворяет свои тайные плотские желания. Думаю, что уже после синопсиса многие побегут смотреть «Дневную красавицу», которая стала бенефисом Катрин Денев, окончательно превратив смазливую француженку с платиновыми волосами, в, без скидок, большую актрису мирового кино.

«Расёмон» (1951)

https://youtube.com/watch?v=38WdmtBOo34

Новаторская картина великого японского режиссера Акиры Куросавы, которая в свое время не только открыла для западного зрителя азиатское кино, но и первой ввела в индустрию технику показа одного события с разных точек зрения. «Расёмон» — это экранизация двух произведений классика японской литературы Рюноске Акутагавы, в которой рассказывается история убийства самурая и изнасилования его жены в чаще леса. Уникальность «Расёмона» в том, что все повествование здесь ведется со слов нескольких людей, каждый из которых трактует происшествие по-своему. Что именно произошло в лесу, скрывается героями и режиссером вплоть до самого финала. Тех, кто сознательно игнорировал Куросаву как автора неспешных метафорических фильмов про самураев, «Расёмон» должен приятно удивить. Это невероятно увлекательная картина, которая действительно, простите за штамп, опередила свое время.

Вне конкурса

«Государственные похороны» (Сергей Лозница, Нидерланды-Литва)

Кадр из фильма «Государственные похороны» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 

Сергей Лозница продолжает изучать наиболее трудные моменты советской истории через монтажные фильмы, построенные на редких архивных материалах. На этот раз в фокусе внимания режиссера — похороны Иосифа Сталина. В фильме будут использованы кадры из ста часов материала, снятого с 5 по 9 марта 1953 года, когда вся страна провожала диктатора в последний путь. Продюсеры картины замечают, что хотели поддержать важную и современную тему: «Актуальнее похорон Сталина для российского общества ничего нет».  

Фильм закрытия

«Сожженная оранжевая ересь» («Желтовато-красная ересь») (Джузеппе Капотонди, Великобритания-Италия)

Кадр из фильма «Сожженная оранжевая ересь» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 

Закрывать Венецианский кинофестиваль будет эротический нео-нуарный триллер, примечательный колоритным актерским составом: Мик Джаггер, Элизабет Дебики, Дональд Сазерленд и Клас Бланг. Действие фильма разворачивается в Италии 1970-х годов. Харизматичный арт-критик и привлекательная американка пытаются похитить у художника-затворника один из шедевров. Заметим, что предыдущая работа режиссера Джузеппе Капотонди «Двойной час» выходила десять лет назад. Она тоже демонстрировалась в Венеции и была отмечена премией молодежного кино, а сыгравшая главную роль Ксения Раппопорт удостоилась награды как лучшая актриса.  

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: La Biennale di Venezia 

«Глория» (1980)

В истории Венецианского кинофестиваля есть случаи, когда главный приз — «Золотого льва» — получали сразу две картины. Например, в 1980 году награду разделили «Атлантик-Сити» Луи Маля и «Глория» Джона Кассеветиса. Две замечательные картины, в противостоянии которых мы все же отдаем предпочтение ленте американского классика (но к Малю мы еще вернемся). Хотя бы потому, что Кассаветис — человек удивительной судьбы. Он практически в одиночку придумал американское независимое кино, снимал невероятные чернобелые ленты, на которые тратил собственные деньги, заработанные актерскими работами (например, в «Ребенке Розмари»). «Глория» — история подружки гангстера, которая приютила в доме маленького мальчика, свидетеля бандитской разборки — изначально задумывалась, как студийный проект, без участия режиссера. Кассаветис придумал эту историю, продал сценарий и хотел про нее забыть, но его отговорила жена и великая актриса Джина Роулендс, которая играет в «Глории» главную роль. В итоге «Глорию» снял сам Кассаветис, и она стала самым успешным фильмом в карьере режиссера. Есть мнение, что великий «Леон» Люка Бессона вырос как раз из фильма Кассаветиса.

«В прошлом году в Мариенбаде» (1961)

Один из самых таинственных и непонятных фильмов в истории кино. Просмотр «В прошлом году в Мариенбаде» можно сравнить разве что с чтением той части «Улисса», где Джойс окончательно отказывается от знаков препинания. Споры о трактовке картины продолжаются по сей день. Формально действие фильма Алена Рене разворачивается в одиноком старинном замке, где встречаются несколько людей. Они гуляют по величественному зданию, по парку, о чем-то друг с другом разговаривают и пытаются (хотя и не слишком активно) разобраться, зачем все они здесь собрались. Запутывая зрителя, Рене наводняет повествование мало понятными флешбеками и рубит сюжет на куски. Но даже потеряв нить происходящего, оторваться от просмотра невозможно. Потому что «В прошлом году в Мариенбаде» снят невероятно — плывущей, поэтичной камерой, которая превращает картину Рене в практически сюрреалистическое зрелище, в котором непонятно где сон, а где — реальность. Даже если вы не поймете эту картину, ее просмотр вы точно никогда не забудете.

В ролях

  • Петр Котлар как Йоска
  • Нина Шуневич как Марта
  • Ала Сакалова как ольга
  • Удо Киер как Миллер
  • Михаэла Долежалова как жена Миллера
  • Стеллан Скарсгард как Ганс
  • Харви Кейтель как священник
  • Джулиан Сэндс как Гарбос
  • Юлия Видрнакова как Лабина
  • Лех Дыблик как Лех
  • Алексей Кравченко как Гаврила
  • Барри Пеппер как Митька
  • Петр Ванек как Никодем
  • Радим Фиала как казак
  • Йитка Чванчарова как Людмила
  • Александр Леопольд Шанк как офицер СС
  • Александр Минаев как офицер Красной Армии
  • Павел Кржиж как заядлый мужчина
  • Зденек Печа как работник
  • Милан Шимачек как владелец лошади
  • Мартин Нахалка как красный партизан
  • Доминик Вебер как капитан
  • Андрей Полак в качестве врача в детском доме
  • Филип Каньковски как торговец
  • Лукаш Гложек

«Короткие истории» (1993)

https://youtube.com/watch?v=GDWjuevHsRI

Роберт Олтмэн, помимо прочего, является обладателем уникального достижения — он единственный американский режиссер-лауреат трех больших европейских кинофестивалей: Каннского, Берлинского и Венецианского. В 1992 году, вместе с картиной Кшиштова Кеслевского «Три цвета: Синий», «Золотого льва» заслужила его лента «Короткие встречи» — история двух десятков людей, которые переживают из-за наступления 90-ых в разных районах Лос-Анджелеса. Олтмэн любил и умел снимать фильмы с огромным количеством сюжетных линий (от «Нэшвилла» до «Госфорд Парка») и «Короткие встречи» стали еще одним доказательством этого его выдающегося умения.

Кризисные годы и возрождение Венецианского фестиваля

В 1968 году по всей Италии начались протесты и беспорядки. Этот политический кризис едва не погубил Венецианский фестиваль. С 1969 по 1979 год властям было не до него: премии не присуждались, а звезды неохотно приезжали на остров Лидо. В 1973, 1977 и 1978 годах фестиваль даже не проводился.

Возрождение произошло в 1979 году. Режиссер Карло Лиццани взялся вернуть фестивалю былой блеск. И у него отлично получилось. До Лиццани Венецианский фестиваль был преимущественно про европейское и азиатское кино. Карло Лиццани призвал на Лидо Голливуд. В частности — Стивена Спилберга и его фильмы «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» и «Инопланетянин».

«Рестлер» (2008)

Самая новая картина в нашем списке — спортивная и человеческая драма Даррена Аронофски «Рестлер», в которой свою лучшую роль в кино сыграл некрасиво повзрослевший Микки Рурк. «Рестлер» — это история культового рестлера Ренди Робинсона, а на самом деле, конечно, история самого Рурка. Актер, обладавший в конце 80-ых внешностью суперплейбоя, надолго ушел из кино, много пил, дрался на ринге — словом, планомерно спускал свою карьеру в унитаз. Возможно, поэтому Робинсон в «Рестлере» получился таким настоящим. Рурк в фильме не играет, а живет в кадре — это одна из самых проникновенных и честных ролей в кинематографе как минимум 21-го века. Грустнее всего, что чопорные академики так и не решились в итоге дать смутьяну Рурку заслуженного «Оскара», а выбрали Шона Пенна за роль в довольно средней картине «Милк» Гаса ван Сента.

Основной конкурс

«Джокер» (Тодд Филлипс, США)  

https://youtube.com/watch?v=50IJyz7ecqc

Трейлер фильма «Джокер» (2019)

Одна из самых ожидаемых премьер Венеции. Режиссер Тодд Филлипс (автор франшизы «Мальчишник») исследует обстоятельства происхождения суперзлодея вселенной DC — Джокера. Однако делает это, раскрывая новые глубины трагедийного потенциала комикса — зрителя ждет история падения, когда обычный человек, под давлением обстоятельств, теряет цивилизованный облик. Главную роль исполнил Хоакин Феникс и многие уже предсказывают, что эта работа станет лучшей и самой сильной в карьере актера.

«О бесконечности» (Рой Андерссон, Швеция-Германия-Норвегия)

Кадр из фильма «О бесконечности» (2019) / Фото: Studio 24

Швед Рой Андерссон, классик и при этом один из наиболее радикальных режиссеров современности, продолжает работать в своей характерной и крайне специфической манере. Серия фильмов «Песни со второго этажа», «Ты, живущий!» и «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» (главная награда Венецианского кинофестиваля 2014 года) расширяется до квадрологии. «О бесконечности» будет состоять из 45 сцен, едких и трагикомических высказываний по темам актуальным и вечным. Среди героев должны появиться Иван Грозный и Адольф Гитлер. А мы, кстати, общались с режиссером о его творческом методе, когда выходила его предыдущая картина — интервью можно найти на нашем сайте.

«К звездам» (Джеймс Грэй, США)  

Трейлер фильма «К звездам» (2019)

Космическая фантастика, снятая нестандартным голливудским постановщиком, автором «Ярдов», «Роковой страсти» и «Затерянного города Z» Джеймсом Греем. Главный герой — астронавт. Он отправляется в опасное космическое путешествие, в ходе которого хочет найти пропавшего отца, а заодно выяснить, что за опасность угрожает всей солнечной системе. В ключевых ролях заняты Брэд Питт, Томми Ли Джонс, Дональд Сазерленд и Лив Тайлер.

«Дело Дрейфуса» («Я обвиняю»/«Офицер и шпион») (Роман Полански, Франция)

Кадр из фильма «Дело Дрейфуса» («Я обвиняю»/«Офицер и шпион») / Фото: Gaumont

Большой и долгожданный проект Романа Полански — историческая драма о так называемом деле Дрейфуса, процессе конца XIX века, в ходе которого невиновный французский офицер был судим за шпионаж и приговорен к пожизненному сроку. Позже приговор был отменен, а процесс имел огромное социально-политическое значение и оказал влияние на судьбу Франции и всей Европы на рубеже веков. Главную роль в картине исполнил Луи Гаррель, а также участие приняли Жан Дюжарден, Матье Амальрик, Мельвиль Пупо, Венсан Перес и Эмманюэль Сенье.

«Прачечная» (Стивен Содерберг, США)

Кадр из фильма «Прачечная» (2019) / Фото: Netflix

Многообещающий в контексте грядущей оскаровской гонки проект Netflix и параллельно возвращение Стивена Содерберга к более форматному кино после череды смелых экспериментов. Политический триллер повествует о расследовании группой журналистов «Панамского досье», благодаря которому миру стало известно о реальных доходах мировой элиты. В фильме задействован мощный актерский состав: Мэрил Стрип, Гэри Олдмен, Антонио Бандерас, Дэвид Швиммер. Любопытно, что сам Содерберг заявляет о своем безразличии относительно прокатной судьбы картины — режиссера устроит и релиз сразу на Netflix.

«Раскрашенная птица» (Вацлав Мархоул, Чехия-Словакия-Украина)  

Тизер фильма «Раскрашенная птица» (2019)

Черно-белая киноадаптация одноименного полуавтобиографического романа польско-американского писателя Ежи Косинского, написанного под впечатлениями от ужасов Второй мировой. Главный герой — еврейский мальчик, скитающийся по деревням Польши и Украины в годы войны. У картины очень разношерстный актерский состав, включающий помимо исполнителя главной роли 9-летнего Петра Котлара Стеллана Скарсгарда, Харви Кейтеля, Удо Кира и нашего соотечественника Алексея Кравченко. Последним, кстати, исчерпывается российское участие в основном конкурсе фестиваля в этот раз.

«Брачная история» («История брака») (Ноа Баумбах, США)  

Тизер фильма «Брачная история» (2019)

Еще один проект Netflix. Фильм любимца хипстеров Ноа Баумбаха посвящен трудной теме развода. Причем, судя по всему, лента будет отчасти автобиографичной, а сам режиссер заявляет о большом влиянии «Персоны» Ингмара Бергмана. В ролях расстающейся пары Адам Драйвер и Скарлетт Йоханссон. Также играют Лора Дерн и Рэй Лиотта. Эксперты считают, что фильм тоже имеет высокие шансы на оскаровские награды будущего года.  

Сюжет [ править ]

В неопознанном районе раздираемой войной Восточной Европы родители отправляют мальчика жить в безопасности со своей тетей. Она умирает, и он отправляется в путешествие, чтобы вернуться домой. Его приключения — это серия ужасных встреч с невежеством, эксплуатацией и развратом. В первой деревне он встречает старого целителя, который эксплуатирует его. Затем его забирают мельник и его жена, которая является одним из тех редких людей, которых он встречает, которые обращаются с ним по-доброму. После того, как мельник выколачивает глаза мужчине помоложе, переглянувшемуся с женой, мальчик убегает. Он встречает Леха, птицевода, который хорошо к нему относится. Но Лех занимается сексом с дикой женщиной, которую жестоко изнасиловали местные деревенские женщины, после чего Лех повесился. Мальчик уходит.

Мальчик находит ручную лошадь со сломанной ногой и отвозит ее в соседнюю деревню, где сельский житель убивает ее. Затем жители деревни хватают мальчика и в качестве акта умиротворения доставляют его немцам, считая его евреем. Немецкий солдат, которому было поручено казнить мальчика, освобождает его. Позже его поймали охранники СС, которые привозят его в местный город, и он спасается от казни, когда чистит обувь немецкому офицеру. Затем местный священник принимает его, но вскоре договаривается с местным жителем, который оказывается педофилом по имени Гарбос. Мальчик стал причиной ужасной смерти Гарбоса. После того, как благонамеренный священник умирает, его замена ему не нужна, и он бежит из города.

Затем его забирает Лабина. Когда ее пожилой муж умирает, она приставает к нему, хотя он слишком молод, чтобы заниматься сексом. После того, как она высмеивает его предполагаемую сексуальную неадекватность, симулируя секс с козой перед ним, он убивает животное и бросает его голову в окно дома Лабины, а затем снова убегает.

Мальчик вступает в контакт с Красной Армией.. Один из советских офицеров, снайпер по имени Митька, решает на время позаботиться о нем. Он наблюдает, как Митька убивает нескольких местных жителей в отместку за нападение на российских солдат. Когда русские сбегают, они отправляют мальчика в детский дом, где он одинокий и неоднократно пытается сбежать. Его избивает местный лавочник-антисемит, которого он убивает в отместку. Никодем приходит в приют, со слезами на глазах приветствует мальчика, как своего сына, и забирает его домой. Мальчик отказывается говорить. Никодем пытается объяснить, почему они отправили его к тете, и мальчик сердито протестует. Он спрашивает, помнит ли он хотя бы его имя, но мальчик не отвечает. На автобусе Никодем засыпает. Его сын замечает число, вытатуированное на руке его отца, и пишет пальцем свое имя Йоска на окне автобуса.

«Фейерверк» (1997)

По яркости судьбы с Такеси Китано в этом списке может сравниться разве что упомянутый выше Джон Кассаветис. Японец, который в молодые годы попробовал много разных профессий — от лифтера до телевизионного комика — в 90-ые неожиданно превратился в умного авторского режиссера, любимчика международных кинофестивалей. Его «Фейерверк» — одна из лучших картина мастера времен его раннего периода творчества. Как почти всегда у Китано, картина рассказывает о бывшем полицейском, который оказывается в эпицентре войны правоохратительных органов и мафии. Как и любое другое современное азиатское кино, «Фейерверк» невозможно пересказать в полной мере. Пластика Китано, выразительная японская речь, фирменный черный юмор — все это непременно потеряется в пересказе. Поэтому — посмотрите, кино про полицейских в нашей стране до сих пор пользуется большой популярностью.

Первый мировой кинофестиваль

Через три года после первой церемонии вручени премии «Оскар» в Голливуде в Италии решили создать свой фестиваль, на котором были бы представлены лучшие фильмы года. В 1932 году на острове Лидо неподалёку от Венеции девять стран приняли участие в новом конкурсе.
Венецианский кинофестиваль задумывался как площадка для выступления деятелей искусства, но не обошлось и без политики. Именно лидер фашистской партии Бенито Муссолини предложил создать конкурс для кинематографистов. Италию спешно покидала интеллигенция, культура страны оказалась на грани упадка. Тогда было решено провести киносмотр на базе Международной художественной выставки, впервые прошедшей в 1895 году в Венеции.


Афиша первого Венецианского кинофестиваля. (ritasnsantos.wordpress.com)

Главной наградой фестиваля был «Кубок Муссолини». Его могли получить только германские или итальянские картины. Например, в 1936 году жюри вынуждено было изменить своё первоначальное решение и присудить кубок итальянской картине «Лётчик Лючанго Серра» и документальному фильму «Олимпия» Лени Рифеншталь. Последняя в годы расцвета нацизма пользовалась поддержкой Адольфа Гитлера.


Лени Рифеншталь на съёмках фильма «Олимпия». (pinterest.ru)

Несколько раз фестиваль закрывали. Первый длительный перерыв пришёлся на Вторую Мировую. В 1946 году «Кубок Муссолини» отменили. Новым трофеем для участников конкурса стал «Золотой лев» — образ, отсылавший к покровителю Венеции святому Марку.

Российские и советские фильмы на Венецианском фестивале

Венеция всегда любила СССР и Россию. Одним из победителей первого Венецианского фестиваля стал именно советский фильм. В 1932 году «Путевка в жизнь» Николая Экка получила приз за лучшую режиссуру.

В 1934 году Советский Союз представил в Венеции сразу 11 фильмов, в том числе «Пышку» и «Веселых ребят». В тот раз остались без призов. Но со временем это с лихвой компенсировали.

На данный момент у нашего кино более 20 венецианских наград. «Серебряные львы» за режиссуру, медали за вклад в кино, специальные призы жюри и т.д.

Выигрывали российские ленты и «Золотого льва». В 1962 году победила лента «Иваново детство» Андрея Тарковского. Сценарий к ней писал Андрей Кончаловский, который с тех пор регулярно участвует и побеждает в Венеции. Сейчас у него уже 5 наград: за «Рай», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Дом дураков» и «Первого учителя».

В 1991 году триумфатором стал Никита Михалков с фильмом «Урга». Затем «Золотого льва» получили «Возвращение» Андрея Звягинцева (2003) и «Фауст» Александра Сокурова (2011).

«Битва за Алжир» (1966)

https://youtube.com/watch?v=9PGLdyVAVx8

Военная драма коммуниста-скандалиста Джилло Понтекорво стала самым известным фильмом в режиссерской карьере итальянца. Как и другие неореалисты, Понтекорво знал, как снять минимальными методами предельно жесткое и неподдельное кино без прикрас. «Битва за Алжир» поражает натуральной, хлесткой манерой съемки и, конечно, великолепной музыкой Эннио Морриконе. А еще фильм Понтекорво — одно из самых страшных произведений о войне в истории кинематографа. Противостояние алжирских повстанцев и французских колонистов показана Понтекорво как беспринципная, жестокая резня, в которой нет победителей, а только проигравшие

С «Битвой за Алжир» в свое время было связано много скандалов, но картине в итоге удалось добиться главного — привлечь внимание богатых государств к проблемам стран третьего мира. А еще фильм Понтекорво — бессменный участник списка 250 лучших фильмов на сайте imdb.com

Программа «Горизонты»

«Преступный человек» (Дмитрий Мамулия, Грузия-Россия)

Кадр из фильма «Преступный человек» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 

С российским участием в Венеции этого года все совсем грустно. Пожалуй, самой примечательной картиной станет российско-грузинский долгострой Дмитрия Мамулии из программы новых тенденций мирового кино «Горизонты». Фильм выходит через девять лет после предыдущей картины режиссера «Другое небо», а его съемки проходили с перерывами в 2015, 2016 и 2018 годах. Лента посвящена истории инженера, ставшего свидетелем убийства известного вратаря. Герой начинает исследовать все, что связано с преступлением и жертвой, и это переворачивает его жизнь. Главные роли исполнили грузинские актеры: Гиорги Петриашвили, Натали Джугели и Мадона Чачхиани.

«Атлантида» (Валентин Васянович, Украина)

Кадр из фильма «Атлантида» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 

В тех же «Горизонтах» оператор и продюсер нашумевшего несколько лет назад украинского фильма «Племя» Валентин Васянович представит свою режиссерскую работу «Атлантида». Картина является антиутопической рефлексией на тему нынешней войны на территории Украины. Авторы обращаются к будущему, 2025 году, времени, когда конфликт закончится, а те, кто воевал, вернутся домой и будут пытаться найти заново смысл жизни. Примечательно, что роли в картине исполняют непрофессиональные актеры.  

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: