Остап бендер знал 400 относительно честных способов отъема денег у населения цитата

Образ

Остап Бендер предстает перед читателями 27-летним привлекательным молодым человеком и сразу очаровывает умом, смекалкой и чувством юмора. Харизматичный лжец, наделенный актерским талантом, любимец женщин… В «Золотом теленке» Остап достигает возраста Христа, здесь характер глубже, а шутки и фразы изощреннее.

Одежда неприхотливого в еде и крове бродяги из первой книги говорит о том, что он только что покинул места не столь отдаленные – сюжет «12 стульев» начинается ранней весной, а у мужчины нет ни пальто, ни носков. Зато он в щегольской обуви и модном костюме. Неотъемлемыми атрибутами персонажа становятся шарф и фуражка, с которыми Бендер не расстается до конца второй книги.

Шарф Остапа Бендера

Каждая фраза Бендера – перл, а любое решение гениально. Неудивительно, что он занимает место лидера в компании мелких аферистов. Впрочем, коллеги по поиску сокровищ и денежных знаков не обременены интеллектом, и руководить ими не составляет труда. Остап искренне влюблен в жизнь, остается оптимистом даже в самых провальных ситуациях. Главной же страстью энергичного пройдохи всегда были и остаются деньги.

Прошлое персонажа туманно, лишь изредка проскальзывают детали жизни: якобы выпускник частной гимназии Иллиады, в годы Гражданской войны жил в украинском Миргороде, промышлял контрабандой, а также веселил публику ярмарок показом бородатой женщины (на самом деле переодевал в дамский наряд полного монаха). Предприимчивый молодой человек вполне сумел бы сделать «легальную» карьеру, но предпочел скитаться в надежде заполучить «блюдечко с золотой каемочкой».

Памятник Остапу Бендеру

Имя Остапа Бендера не так-то просто. Герой представляется оригинально – в «12 стульях» при знакомстве называет себя не иначе, как турецкоподданный Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, а в «Золотом теленке» превратился в Бендера-Задунайского. Авторы дали персонажу отчество Ибрагимович, за что восточные фанаты приняли за своего, приписав тюркские корни. Однако Ильф и Петров, скорее всего, хотели просто показать интернациональность героя – у каждого народа найдется свой гениальный авантюрист.

Прообразов у персонажа множество – от самого Катаева до персонажа театральной постановки «Зойкина квартира» Аметистова, красноречивого плута и талантливого мошенника.

Осип Шор — прототип Остапа Бендера

Главным же прототипом симпатичного комбинатора принято считать знакомого авторов Осипа Шора (друзья именовали его Остапом), в прошлом инспектор уголовного розыска. Возвращение молодого Оси с учебы из Петрограда домой в Одессу затянулось на год, за это время юноша ввязался в кучу авантюр: представал женихом богатой дамы, асом в игре в шахматы, художником. Наиболее яркие приключения «родители» Бендера позаимствовали для романов.

Хотя сами же авторы отрицали существование прототипа Бендера, утверждая, что образ собирательный.

Примечания[править | править код]

  1. М. Одесский, Д. Фельдман. Литературная стратегия и политическая интрига. «Двенадцать стульев» в советской критике рубежа 1920—1930-х годов
  2. ↑ Худяков В. В. Афера Чичикова и Остап Бендер // В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. — Бендеры: Полиграфист, 1999. — С. 83—85. — ISBN 5-88568-090-6о книге
  3. Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. — Бендеры: Полиграфист, 1999. — 464 с. — ISBN 5-88568-090-6о книге
  4. Эдуард Багрицкий. «Контрабандисты» ()
  5. «Двенадцать стульев», гл. XXX «В театре Колумба»
  6. Жилищный кодекс РСФСР, статья 60, часть 2, норма 18
  7. Даниэль Клугер. Первый сыщик Советского Союза
  8. Электронная библиотека — Книги для читателей и качателей (; Фантастика. Фэнтези Фэнтази Рассадин С., Сарнов. В стране литературных героев 1-2
  9. Информация об Осипе Шоре
  10. Осип Шор Со ссылкой на материалы газеты «Новые известия» от 6 ноября 1999 г.
  11. В. Катаев. Алмазный мой венец / М., «Советский писатель», 1979.
  12. Эпоха. События и люди. //ТВ-канал «Беларусь», 23 ноября 2011, 15:30
  13. Сергей Беляков. Одинокий парус Остапа Бендера / «Новый Мир» 2005, № 12
  14. Левин А. Б. «Двенадцать стульев» из «Зойкиной квартиры»
  15. Михаил Булгаков. Собрание сочинений в пяти томах. Том 3: Пьесы. М: Художественная литература, 1992. «Зойкина квартира». Комментарии.
  16. Сын генерала фон-Менгдена и баронессы Амалии
  17. «Отрывках семейной хроники» (из воспоминаний баронессы Софии Менгден)
  18. Список зарубежных экранизаций
  19. Андрей Велигжанин. За Высоцкого в «Стряпухе» пел солист хора / «Комсомольская правда», 26.02.2004
  20. Der Film ZWÖLF STÜHLE: Анонс фильма на сайте режиссёра Ульрике Оттингера.
  21. Фильмография Георгия Делиева.
  22. Война «Золотого телёнка» и «В круге первом»: проиграли зрители
  23. Евгений Весник: «…Люблю пьяниц»

Лидерство и лидеры

Что отличает эффективного лидера от простого смертного? Этот вопрос волновал человечество с незапамятных времен. В качестве решающих факторов в разные исторические эпохи выступали божественное (Христос) или просто знатное происхождение (Людовик XIV), спущенные с неба особые качества и знания (пророк Мухаммед), высокий рост и неординарная физическая сила (Петр Великий), исключительный интеллект (Ленин) или счастливое стечение обстоятельств (Екатерина Великая).

Современные исследователи считают, что эффективным лидером является тот, у кого есть последователи и кто с их помощью достигает неординарных результатов, стабильно превышающих средние (по отрасли, региону, стране), — обеспечивает устойчивый рост доходов и курса акций на протяжении 20 лет (Джек Велш из «Дженерал Электрик»), за 5 лет увеличивает капитализацию зрелой компании в два раза (Михаил Ходорковский из «Юкоса»), выигрывает 9 чемпионатов мира подряд (хоккейный тренер Аркадий Чернышев). Причем лидеру совершенно не обязательно сосредотачивать в своих руках административную власть — Иисус Христос, семейство Медичи в средневековой Франции и даже Дэн Сяопин в последние годы своей политической карьеры использовали косвенное влияние на ключевых людей и институты и были эффективными лидерами.

Лидер создает образ привлекательного будущего и доводит его до сознания своих последователей. Заряжая их созидательной энергией, он формирует у последователей определенные ценности и поведенческие нормы, мотивирует на достижение высоких результатов.

Реализация лидерского видения требует использования ресурсов и согласованной работы последователей, то есть создания организации. Лидер разрабатывает и с помощью последователей внедряет основные элементы организации: структуру, культуру, управленческие системы — вознаграждения, отбора, информационного обмена и т.д. В рамках созданной им организации эффективный лидер играет еще одну роль — развития своих последователей, их подготовки к решению более сложных задач.

Для эффективного исполнения лидерской роли требуются специальные навыки и качества, называемые на современном управленческом языке компетенциями. Успешные лидеры отличаются пониманием самих себя, собственных настроений и эмоций, а также способностью их регулировать, направлять в желаемое русло. Они также понимают эмоциональное состояние других и умеют устанавливать и поддерживать отношения с широким кругом людей.

Еще одно качество выделяет лидеров из среды простых смертных — сильная мотивация, несгибаемое стремление добиваться своей цели и исключительный уровень энергии, трансформирующиеся в интенсивную социальную деятельность.

Как выглядит Остап Бендер на фоне современной модели лидерства? Обратимся прежде всего к его незаурядной личности.

Мосфильм, СССР, 1968 год

комедия, приключения, экранизация

Экранизация замечательного сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок».

«Великий комбинатор» Остап Бендер с детства мечтает о Рио-де-Жанейро. Ему известны множество способов «сравнительно честного отъема денег у граждан». Но где же в Советской России найти гражданина, обладающего хотя бы полумиллионом рублей? И вот подпольный миллионер, выдающий себя за скромного служащего на нищенском жалованьи, найден. И должен сам принести деньги Остапу «на блюдечке с голубой каемочкой». Как же великий комбинатор добьется этого? Сбудется ли мечта его детства?

Режиссер: Михаил (Моисей) Швейцер
Сценарист: Михаил (Моисей) Швейцер
Оператор: Сергей Полуянов
Композитор: Георгий Фиртич
Художники: Сергей Портной, Абрам Фрейдин
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1968
Премьера: 8 июля 1968
Cерий: 2

В ролях:

Сергей Юрский — Остап Бендер
Леонид Куравлёв — Шура Балаганов
Зиновий Гердт — ПаниковскийЕвгений Евстигнеев — Корейко Александр Иванович
Светлана Старикова — Зося Синицкая
Николай Боярский — Адам Козлевич
Тамара Сёмина — комсомолка в поезде
Александр Январёв — студент
Павел Винник — бухгалтер Берлага
Константин Воинов — Скумбриевич
Павел Павленко — Фунт
Николай Сергеев — Синицкий
Евгений Перов — Полыхаев
Юлия Диоши — секретарша Полыхаева
Надежда Самсонова — Чеважевская
Игорь Ясулович — наивный автолюбитель
Виктор Семёнов — Перикл Фемиди
Владимир Ванышев — председатель исполкома
Эмилия (Эмма) Трейвас — потерпевшая в трамвае
Раднэр Муратов — Загиров
Владимир Пицек — проводник
Николай Ершов — председатель райисполкома (нет в титрах)
Владимир Маслацов — служащий камеры хранения (нет в титрах)
Евгений Гуров — официант (нет в титрах)
Дмитрий Орловский — начальник строительства (нет в титрах)
Виктор Байков — лектор (нет в титрах)
Александра Денисова — эпизод (нет в титрах)
Игорь Кашинцев — Бомзе (нет в титрах)
Михаил Кокшенов — секретарь (нет в титрах)
Александр Милютин — эпизод (нет в титрах)
Инна Фёдорова — эпизод (нет в титрах)
Олег Хроменков — председатель исполкома (нет в титрах)
Валерий Куприянов — студент (нет в титрах)
Александр Лукьянов — студент (нет в титрах)
Геннадий Крашенинников — студент (нет в титрах)
Марлен Хуциев — Гигиенишвили (нет в титрах)
Галина Комарова — Дуська (нет в титрах)
Елена Королёва — Варвара Лоханкина (нет в титрах)
Анатолий Папанов — Васисуалий Лоханкин (нет в титрах)
В. Соколов — пассажир трамвая (нет в титрах)
Б. Диканский — господин (нет в титрах)
Нина Твердынская — пассажирка (нет в титрах)
Кларина Фролова-Воронцова — пассажирка (нет в титрах)

 

09.10.11

БиографияФильмографияБег (1970)Поединок (1957)Гиперболоид инженера Гарина (1965)Театральные работыРадиоспектакли

Музеи и памятники

Памятники Остапу Бендеру установлены во многих городах, среди которых: Екатеринбург, Чебоксары, Одесса, Харьков, Пятигорск, Крымск. В Санкт-Петербурге в 2000 году также появился памятник великому комбинатору.

Бронзовый Остап сразу же бросается в глаза прохожим. На его голове красуется неизменная фуражка, а на шее – шарф. Среди жителей Санкт-Петербурга даже существует традиция: для того чтобы все сложилось удачно, нужно потереть Бендеру нос.

В городе Козьмодемьянске (прототипе Васюков) находится посвященный Остапу Бендеру «Музей сатиры и юмора».

Находится он по адресу: улица Советская, дом 8. В музее можно увидеть много интересного, в том числе портреты и фото Остапа Бендера, его цитаты, предметы, связанные с ним, скульптуры, старинный автомобиль. Туристы, побывавшие там, утверждают, что получили множество положительных эмоций. В музее царит очень уютная и позитивная атмосфера.

Остап Бендер — великий комбинатор и незаурядный человек

Мы все родом из детства, в том числе и лидеры. Ранние годы жизни, воспитание и образование оказывают огромное влияние на формирование будущего лидера, его мировоззрение, систему ценностей и потребностей и как следствие на профессиональную деятельность.

Остап предстает читателю человеком «безусловно интеллигентным», образованным — он окончил известную частную гимназию Илиади. Остап вырос на юге, и ему, как многим южанам, свойственны быстрая реакция, живость, экстравертность и общительность. Несмотря на свой южный темперамент и молодой возраст, Остап в полной мере управляет собственными эмоциями и поведением. Недаром он всегда болезненно вспоминал свой провал при первой встрече с Корейко, когда великий комбинатор «сердился, совал деньги в руки Александру Ивановичу и вообще, как говорят китайцы, „потерял лицо“». Такой случай был для него редким исключением, более не повторявшимся.

Как многие большие лидеры, Бендер умеет сохранять оптимизм в самых сложных ситуациях, когда простым смертным кажется, что все пропало и жизнь закончилась. Умение управлять самим собой соединяется у Остапа со способностью к хладнокровному анализу, умению держать паузу и в максимальной степени использовать предоставляемые внешней средой возможности. Потеряв в ходе учений по гражданской обороне направлявшегося за миллионом для своего преследователя Корейко и не представляя себе, как искать сбежавшего в неизвестном направлении подпольного миллионера в огромной стране, Остап берет тайм-аут. Он хладнокровно размышляет, анализирует обстановку, заводит роман с «нежной и удивительной» Зосей Синицкой, которая неожиданно наводит его на след беглеца.

Обладая природной харизмой и будучи непревзойденным мастером устанавливать отношения с представителями различных социальных слоев, Остап не был способен поддерживать их в течение сколько-нибудь длительного времени — вспомним ночное бегство из Васюков или женитьбу на мадам Грицацуевой. В отличие от эффективных лидеров, он рассматривает своих партнеров как временных попутчиков, нужда в которых определяется сиюминутной потребностью. Поэтому он никогда не мог создать сколько-нибудь дееспособную команду, а его последователи — будь то Воробьянинов или разношерстный экипаж «Антилопы» — превращались в дополнительную обузу для командора.

В своем стремлении к достижению цели Бендер вряд ли уступит кому-либо из известных человечеству лидеров. «Энергия и веселость его были неисчерпаемы. Надежда ни на минуту не покидала его». Он мог часами бежать за поездом, не имея денег на билет, плясать по той же причине лезгинку перед приезжими туристами на Кавказе. Причем, в отличие от собственных представлений Остапа, источником этой воистину лидерской мотивации была не алчность, не желание получить миллион на блюдечке с голубой каемочкой, а иные мотивы, корни которых следует искать в потребностях более высокого порядка, в самоутверждении, придании смысла собственной жизни, общественном признании. Полученные в конце концов деньги не приносят счастья: «Где уважение? Где почет? Где слава? Где власть?… Нет! Парад решительно не удавался, хотя все было на месте. Вовремя были высланы линейные, к указанному сроку прибыли части, играл оркестр. Но полки смотрели не на него, не ему кричали „ура!“, не для него махал руками капельмейстер». Отсюда — тщетные поиски смысла жизни у индийского философа и даже попытка послать миллион наркому финансов.

Съёмки

  • Пробы на роли также проходили Александр Пороховщиков, Николай Губенко и Владимир Басов (на роль Остапа Бендера), Вячеслав Невинный (на роль Балаганова), Ролан Быков и Георгий Вицин (на роль Паниковского).
  • Фильм снимался в Юрьеве-Польском, Одессе и Каракумах.
  • Первая серия фильма и сцены с автопробегом и выступлением Бендера на трибуне снималась в городе Юрьев-Польский (Юрьев-Польско́й) Владимирской области и в селе Сима Юрьев-Польского района весной 1967 года. Натурные съёмки Черноморска проводились в Одессе, которая авторам литературного первоисточника действительно служила прототипом Черноморска. Эпизод на берегу («Запускайте Берлагу!») снят в Одессе, на пляже в Лузановке (СВС).
  • Сцены с «Вороньей Слободкой» были полностью отсняты и смонтированы, однако ими пришлось пожертвовать для сокращения хронометража. Киноплёнка с эпизодом «Воронья слободка» была сохранена вдовой Анатолия Папанова Надеждой Юрьевной Каратаевой. В 1992 году трёхминутный фрагмент этой сцены был показан на вечере памяти Папанова, транслировавшемся по телевидению.
  • В 1967 году по просьбе кинематографистов инженер Лев Шугуров спроектировал автомобиль, который сыграл в фильме роль автомобиля «Антилопа Гну» (по книге — «Лорен-Дитрих»). Были использованы двигатель, трансмиссия и рама от автомобиля УАЗ-452, задний мост — от старого автомобиля ГАЗ-А. По чертежам Шугурова была выполнена облицовка кузова, руль был перенесён с левой на правую сторону в соответствии с традициями автомобилестроения начала XX века. Получившийся автомобиль имел ряд отличий от описанного в книге Ильфа и Петрова (по устоявшему в советское время мнению, основанному на ряде эпизодов из книги, «оригинальный» автомобиль Козлевича должен был иметь кузов типа «тонно» с балдахином, двумя рядами расположенных друг напротив друга сидений и дверцей по центру задней части, а также цепной привод заднего моста).

Для создания музыки к фильму первоначально был приглашён Георгий Свиридов. Композитор создал три оркестровых фрагмента («Автопробег», «Остап Бендер» и «Паниковский»), после чего работа остановилась: сотрудничество Свиридова и Швейцера прервалось, и режиссёр обратился к Георгию Фиртичу, который и значится в титрах как автор музыки. Впрочем, согласно исследованиям кандидата искусствоведения Александра Белоненко, в фильме звучит ещё и музыка Свиридова: тема автопробега принадлежит именно ему.

Крылатые фразы

Остап: «Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения!«, «Бензин ваш, а идеи наши!», «Вам нечего терять, кроме запасных цепей», «Взвейтесь, соколы, орлами!», «Заседание продолжается, господа присяжные заседатели!», «С таким счастьем — и на свободе!», «Командовать парадом буду я!», «Материализация духов и раздача… слонов!», «Не делайте из еды культа!», «Пилите, Шура, пилите!», «Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис», «С деньгами надо расставаться легко, без стонов», «…Я чту Уголовный кодекс — это моя слабость», «Я подаю только по субботам».

Паниковский: «Вставлю себе золотые зубы и женюсь!», «Я очень бедный… я год не был в бане… я старый… меня девушки не любят…».

Остап — Балаганов: «Узнаешь, узнаешь брата Колю? — Узнаю, узнаю брата Колю!»

Бендер на экране[править | править код]

Основная статья: Список экранизаций произведений Ильфа и Петрова

Экранизации романов были как в СССР, так и за границей. К примеру, «Двенадцать стульев» ставили в Польше, Германии, на Кубе. В первых зарубежных экранизациях был значительно изменён сюжет, а также было изменено имя главного героя. Ниже приведен список актеров, которые играли роль именно Остапа Бендера.

Исполнитель роли Режиссёр фильма Дата выхода на экран
Игорь Горбачёв Александр Белинский
Игорь Горбачёв — первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев».
Сергей Юрский Михаил Швейцер
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года. Считается, что именно Юрскому удалось создать наиболее точный образ Бендера из «Золотого телёнка». Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года — возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?..»
Фрэнк Ланджелла Мел Брукс
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев». Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой».
Арчил Гомиашвили Леонид Гайдай
Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая «12 стульев» и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году. В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева, из-за хрипа заболевшего Гомиашвили (по другой версии — поскольку в речи Гомиашвили присутствовал грузинский акцент). Хотя возраст Арчила Гомиашвили совсем не соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, некоторые считают его Бендера лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев».
Андрей Миронов Марк Захаров
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев». Его роль считается одним из классических исполнений Бендера.
Сергей Крылов Василий Пичул
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» (). Фильм был снят по сценарию, написанному по мотивам произведений Ильфа и Петрова, и являл собой осовремененную, «новорусскую» версию книги, где действие происходит в 1990-х годах, а Бендеру около 40 лет.
Георгий Делиев Ульрике Оттингер
В фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер «Двенадцать стульев» главную роль сыграл одессит Георгий Делиев.
Николай Фоменко Максим Паперник
Николай Фоменко сыграл Бендера в постановке «Двенадцати стульев» 2005 года, показанной по телевидению в начале января 2005 года.
Олег Меньшиков Ульяна Шилкина
В 2006 году был снят восьмисерийный сериал «Золотой телёнок», в котором роль Остапа Бендера исполнил Олег Меньшиков. Актёрское воплощение образа Остапа Меньшиковым было признано одним из самых неудачных.

Ежегодный фестиваль «Бендериада»

Мало кто знает, но город Васюки, описанный в романе «12 стульев», реально существует. По крайней мере, жители маленького городка Козьмодемьянска, расположенного на правом берегу Волги, считают, что именно там состоялся легендарный шахматный турнир, в котором Остап позорно проиграл все партии. Ежегодно в этом городе проводится развлекательный фестиваль под названием «Бендериада», насыщенный веселыми конкурсами, а также выступлениями танцевальных и музыкальных коллективов.

Во время фестиваля жители и гости Козьмодемьянска могут принять участие в самом настоящем шахматном турнире, поиграть в пляжный волейбол, покушать вкусный шашлык и даже купить стул на аукционе (всего их продают 12, а в одном из них спрятан бриллиант). В городе часто останавливаются большие круизные теплоходы, а туристы выходят и осматривают местные достопримечательности. Во время «Бендериады» приезжих особенно много, ведь этот фестиваль привлекает гостей со всей страны.

Аферы и махинации

Остап Бендер знает, как поступить в любой ситуации. Он может найти выход из любого положения и войти в доверие к каждому. Книги о нем заряжают читателей позитивом, а его фразы и поступки неизменно вызывают улыбку. Чего только стоит ситуация, когда он представился художником, чтобы попасть на теплоход, а в итоге оказалось, что рисовать он совершенно не умеет. Попав в Васюки, Остап врет, что он всемирно известный шахматист, но проигрывает все партии и вынужден спасаться бегством от разъяренных жителей этого городка. В романе «Золотой теленок» он представляется командором большого автопробега, а также продает технологию изготовления самогона американским туристам.

Остап бендер знал 400 относительно честных способов отъема денег у населения цитата

– Как? Убийство? – Еще тише спросил Балаганов и бросил взгляд на соседние столики, где арбатовцы поднимали заздравные фужеры.

– Знаете, – сказал Остап, – вам не надо было подписывать так называемой Сухаревской конвенции. Это умственное упражнение, как видно, сильно вас истощило. Вы глупеете прямо на глазах. Заметьте себе, Остап Бендер никогда никого не убивал. Его убивали, это было. Но сам он чист перед законом. Я, конечно, не херувим, у меня нет крыльев. Но я чту уголовный кодекс. Это моя слабость.

– Как же думаете отнять деньги?

– Как я думаю отнять? Отъем или увод денег варьируется в зависимости от обстоятельств. У меня лично есть четыреста сравнительно честных способов отъема. Но не в способах дело. Дело в том, что сейчас нет богатых людей. И в этом ужас моего положения. Иной набросился бы, конечно, на какое-нибудь беззащитное госучреждение, но это не в моих правилах. Вам известно мое уважение к уголовному кодексу. Нет расчета грабить коллектив. Дайте мне индивида побогаче. Но его нет, этого индивидуума.

– Да что вы! – воскликнул Балаганов. – Есть очень богатые люди!

– А вы их знаете? – немедленно сказал Остап. – Можете вы назвать фамилию и точный адрес хотя бы одного советского миллионера? А ведь они есть, они должны быть. Но как найти такого ловкача?

Остап даже вздохнул. Видимо, грезы о богатом индивидууме давно волновали его.

– Как приятно, – сказал он раздумчиво, – работать с легальным миллионером в хорошо организованном буржуазном государстве со старинными капиталистическими традициями. Там миллионер – популярная фигура. Адрес его известен. Он живет в особняке, где-нибудь в Рио-де-Жанейро. Идешь прямо к нему на прием и уже в передней после первых же приветствий отнимаешь деньги. И все это, имейте в виду, по-хорошему, вежливо: «Алло, сэр, не волнуйтесь! Придется вас маленько побеспокоить. Ол-райт! Готово». И все. Культура! Что может быть проще? Джентльмен в обществе джентльменов делает свой маленький бизнес. Только не надо стрелять в люстру, это лишнее. А у нас. боже, боже, в какой холодной стране мы живем. У нас все скрыто, все в подполье. Советского миллионера не может найти даже Наркомфин с его сверхмощным налоговым аппаратом. А миллионер, может быть, сидит сейчас в этом так называемом летнем саду, за соседним столиком, и пьет сорокакопеечное пиво «Тип-Топ». Вот что обидно!

– Значит, вы думаете, – спросил Балаганов, погодя, – что если бы нашелся такой вот тайный миллионер, то.

– Не продолжайте, я знаю, что вы хотите сказать. Нет, не то, совсем не то. Я не буду душить его подушкой или бить вороным наганом по голове. И вообще, ничего дурацкого не будет. Ах! Если бы только найти индивида! Уж я так устрою, что он свои деньги мне сам принесет, на блюдечке с голубой каемкой.

– Это очень хорошо! – Балаганов доверчиво усмехнулся. – Пятьсот тысяч на блюдечке с голубой каемкой!

Он поднялся и стал кружиться вокруг столика. Он жалобно причмокивал языком, останавливался, раскрывал даже рот, как бы желая что-то произнести, но, ничего не сказав, садился и снова вставал. Остап равнодушно следил за эволюциями Балаганова.

– Сам принесет? – спросил вдруг Балаганов скрипучим голосом. – На блюдечке? А если не принесет? А где это Рио-де-Жанейро? Далеко? Не может того быть, чтобы все ходили в белых штанах! Вы это бросьте, Бендер! На пятьсот тысяч можно и у нас хорошо прожить.

– Бесспорно, бесспорно, – весело сказал Остап, – прожить можно. Но вы не трещите крыльями без повода. У вас же пятисот тысяч нет.

На безмятежном, невспаханном лбу Балаганова обозначилась глубокая морщина. Он неуверенно посмотрел на Остапа и промолвил:

– Я знаю такого миллионера. Может выйти дело.

С лица Бендера мигом сошло все оживление. Лицо его сразу же затвердело и снова приняло медальные очертания.

– Идите, идите, – сказал он, – я подаю только по субботам, нечего тут заливать.

– Честное слово, мосье Бендер!..

– Слушайте, Шура, если уж вы окончательно перешли на французский язык, то называйте меня не месье, а ситуайен, что значит – гражданин. Кстати, адрес вашего миллионера?

– Он живет в Черноморске.

– Ну, конечно, так и знал! Черноморск! Там даже в довоенное время человек с десятью тысячами назывался миллионером. А теперь. могу себе представить! Нет, это чепуха!

Источник

Аферы[править | править код]

Живость характера, знание психологии, артистические способности и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились как отдельные граждане, так и большие группы лиц одновременно.

В Старгороде Остап в один вечер сколотил из местных «бывших» и нэпманов подпольную организацию для свержения Советской власти — «Союз меча и орала». Новообращенные борцы тут же пожертвовали «прибывшему из Берлина» лидеру солидную сумму. Члены «Меча и орала» настолько поверили в серьёзность затеи, что в конце концов явились с повинной в ОГПУ, а у одного из них (Кислярского) Бендеру ещё дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель». («Двенадцать стульев»)

Там же Бендер проник в дом престарелых, представившись инспектором пожарной охраны. Таким образом он смог осмотреть здание, выяснить судьбу одного из стульев, даром пообедать, да еще и получить с перепуганного заведующего взятку неизвестно за что.

Ради стула вдовы Грицацуевой Бендер женился на ней. Заочный развод он получил позже, об этом упоминается в «Золотом теленке». («Двенадцать стульев»)

Чтобы вместе с театром «Колумб» отправиться на пароходе в гастрольную поездку, не умеющий рисовать Бендер назвался дипломированным художником, выпускником ВХУТЕМАС, а Воробьянинова представил своим подмастерьем. Этот обман, впрочем, быстро раскрылся. («Двенадцать стульев»)

В приволжском городке Васюки Остап представился международным гроссмейстером, дал сеанс одновременной игры в местной шахматной секции и убедил наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности. После проведения турнира Васюки должны были стать новой столицей СССР (Нью-Москва), а впоследствии — и всего мира. В Васюках Бендер играл в шахматы второй раз в жизни. («Двенадцать стульев»)

В Пятигорске Остап успешно продавал отдыхающим билеты для входа в «Провал» «с целью капитального ремонта провала. Чтобы не слишком проваливался». Там же Бендер после пятиминутного инструктажа превратил чванливого дворянина Воробьянинова в квалифицированного попрошайку. («Двенадцать стульев»)

В городе Арбатове Бендер выдал себя за сына лейтенанта Шмидта и получил от председателя горисполкома небольшую материальную помощь. Когда в кабинет председателя неожиданно ввалился второй «сын лейтенанта» — Балаганов — Бендер сумел спасти ситуацию и безнаказанно уйти. («Золотой телёнок»)

Получив в своё распоряжение автомобиль Адама Козлевича, Бендер по пути в Черноморск некоторое время выдавал себя за командора большого автопробега, «снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания», то есть попросту присваивая приготовленные для спортсменов бензин, запчасти и разносолы. («Золотой телёнок»)

По дороге в Черноморск Остап продал американским туристам технологию производства пшеничного самогона: «На дороге валялись деньги. Я их подобрал. Смотрите, они даже не запылились». («Золотой телёнок»)

Одним из обычных мероприятий Бендера были выступления перед публикой в качестве индийского брамина и йога, любимца Рабиндраната Тагора, заслуженного артиста союзных республик Иоканаана Марусидзе: «Индийский факир. Курочка-невидимка. Номера по опыту Шерлока Холмса. Материализация духов и раздача слонов». («Золотой телёнок»)

Оставшись в Черноморске без средств, Бендер за одну ночь сочинил киносценарий «Шея» и продал его местной кинофабрике. Сценарий, судя по всему, никто из кинодеятелей даже не попытался прочитать. («Золотой телёнок»)

Добираясь вслед за Корейко к месту смычки Восточно-Сибирской магистрали, Бендер выдавал себя за корреспондента «Черноморской газеты». Деньги на расходы он раздобыл, продав журналисту Ухудшанскому «Торжественный комплект» — универсальную инструкцию по изготовлению газетных статей и очерков из готовых штампов, которую сам и составил. («Золотой телёнок»)

История создания персонажа

Произведение «Золотой теленок» первоначально напечатали в газете в 1931 году. Как водится, следом за журнальной версией шло издание полноценной книги. Однако в СССР выпуск задерживался из-за строгой цензуры.

Виной тому стало мнение о наличии «опасного сочувствия» великому комбинатору. Спустя год, авторы «Золотого теленка» обратились в Союз писателей СССР, а конкретно к члену оргкомитета Александру Фадееву. Однако только после просьбы-обращения Максима Горького роман издали. Случилось это в 1933 году.

Евгений Евстигнеев в роли Александра Корейко Публикация повлекла за собой еще одну волну критики. Писателей обвиняли в неправильном ориентировании, отсутствии раскрытия сути классовой враждебности, да и просто в том, что Остап Бендер вызывает симпатию.

Для писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова характерно привнесение в повествование героев, в которых читатели могли бы узнать известных личностей. Так, в главном комбинаторе распознали одесского авантюриста Осипа Шора.

У литературного героя Александра Корейко, как считают исследователи, тоже есть реальный прототип. Это — Константин Михайлович Коровко, прослывший на всю Российскую империю невероятными аферами. Самая крупная махинация подпольного миллионера была связана с соляными месторождениями Донбасса. Она же привела Коровко к краху.

Внешность и возраст

Остап Бендер – красивый и видный мужчина. Он очень обаятелен, поэтому нравится всем женщинам без исключения. Он легко входит в доверие к людям, представляется совершенно другим человеком (милиционером, пожарным инспектором), но ему все сходит с рук. Остап при других обстоятельствах мог бы добиться больших успехов, сделать карьеру, но он всю свою энергию направляет на сомнительные дела, обман и махинации. В романе «12 стульев» герою около 28 лет, а в «Золотом теленке» — 33 года. Он не имеет знатного происхождения, но очень умен и хитер. Остап – несомненный лидер в любом обществе. Люди готовы идти за ним хоть на край света.

Заключение

Романы об Остапе Бендере написаны много десятилетий назад, однако и на сегодняшний день он остается одним из самых популярных литературных персонажей. Книги о его махинациях читают с огромным удовольствием. А фильмы, в которых Остапа играли известнейшие актеры (Андрей Миронов, Арчил Гомиашвили, Сергей Юрский, Олег Меньшиков и другие), периодически транслируются на главных федеральных каналах. В принципе, его образ является отрицательным, ведь он – мошенник, лгун и обманщик. Однако, несмотря на эти существенные негативные стороны, Остап Бендер остается любимым героем многих поколений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: