«Человек-паук: Возвращение домой» (2017). Режиссер — Джон Уоттс.
Первый фильм третьей по счету трилогии стал вынужденной мерой, на которую пришлось пойти студии Sony, заключив сделку с Marvel и включив Паучка в состав Мстителей. Ленту россияне оценили в 7,1 балла. Второй по счету перезапуск и третья инкарнация истории от Стена Ли была встречена лучше предыдущей — протекция от Мстителей в третьем «Капитане Америке» сработала идеально.
Пропустив уже дважды рассказанную историю становления Паркера как Человека-паука, Sony и Marvel решили показать историю совсем другого характера, отступив от мрачных посылов «Темного рыцаря» и пафоса детских мелодрам Рэйми. Новый фильм от режиссера Джона Уоттса стал оммажем на популярные подростковые комедии 80-х, в числе которых несложно распознать отсылки к «Клубу Завтрак» и «Феррису Бьюллеру».
«Человек-паук: Враг в отражении» (2007). Режиссер — Сэм Рэйми
Третий фильм о Человеке-пауке с Тоби Магуайром был, наверное, самым ожидаемым фильмом 2007 года. До премьеры «Железного человека» и «Темного рыцаря» оставался еще целый год, киновселенная Marvel находилась в стадии эмбриона, а два перезапуска казались чем-то невообразимым. Sony выделяет на триквел бюджет в 258 миллионов долларов, а в списке злодеев значатся Песочный человек, Гоблин-младший и долгожданный Веном. Казалось бы, что могло пойти не так? Оказалось, что всё.
«Враг в отражении» решительно не понравился ни фанатам комиксов, ни критикам. Сюжетно и визуально фильм оказался невероятно перегружен всем и сразу. Слишком много злодеев, слишком много трансформации Паркера, слишком много ссор с Мэри-Джейн, слишком много… всего. Венома в исполнении Тофера Грейса и вовсе разнесли в пух и прах (актер и по сей день еле держится на плаву в телесериалах). А все это случилось из-за неуёмной жажды наживы и наплевательского отношения режиссера к проекту, от которого он успел порядком устать.
«Человек-паук: Вдали от дома» (2019). Режиссер — Джон Уоттс
Забавно, что второе место по оценкам занимает вторая часть — правда, уже не трилогии Рэйми. Второй сольный фильм о приключениях Паучка в рамках расширенной киновселенной Marvel был оценен 329 тысячами зрителей на 7,3 балла из десяти. К тому же это первый сольный проект Паука, заработавший в прокате более миллиарда долларов (ни одной из предыдущих лент это так и не удалось). «Вдали от дома» вышел в отечественный прокат 4 июля 2019 года.
После событий печального «Финала» Питер Паркер делает все, чтоб пережить смерть своего наставника Тони Старка и максимально отойти от супергеройских дел. Для этого отлично подошли каникулы в Европе — экскурсии по Венеции, карнавал в Праге и даже поездка в Лондон. Однако когда из ниоткуда появляется загадочный герой Мистерио, а Нику Фьюри и «Щ.И.Т.у» требуется помощь Паука, тот впервые понимает, что его куда больше заботит признание в любви Эм-Джей, чем еще одно спасение мира.
«Человек-паук» (2002). Режиссер — Сэм Рэйми
С него все началось тогда. Начнем с него и мы.
Первый фильм о Питере Паркере, укушенном радиоактивным пауком, снятый под руководством постановщика «Зловещих мертвецов» Сэма Рэйми, стал самым высоко оцененным фильмом по вселенной Спайдермена — почти 300 тысяч оценок на «КиноПоиске» вывелись в общие 7,6 балла из десяти.
Стартовал фильм Рэйми 30 апреля 2002 года. Главную роль сыграл 26-летний Тоби Магуайр, на тот момент звезда драм «Плезантвиль» и «Правила виноделов», а главного антагониста — каноничного Зеленого Гоблина — Уиллем Дефо. Лента стоила Sony Pictures 189 миллионов (из них 50 ушло на рекламу и продвижение), но принесла неслыханные 822 миллиона мировых сборов и два выдвижения на «Оскар» в технических номинациях.
Противостояние Нормана Осборна и Питера Паркера сделало фильм поистине захватывающим.
Чем полюбился нам первый «Паук»? Игрой Магуайра, подарившего нам скромного и обаятельного изгоя Питера Паркера, на чьем месте хотел бы оказаться каждый, кто чувствовал себя слабым в этом жестоком мире. Сумасшедшими экшен-сценами, в детстве казавшимися невероятными, да и сегодня их качество выглядит опережающим время. И, конечно же, визуальным стилем и очарованием, который вызывает жуткий приступ ностальгии по беззаботному детству.
«Мстители: Финал» – 2 743 млн $
Оставшиеся в живых члены команды Мстителей и их союзники должны разработать новый план, который поможет противостоять разрушительным действиям могущественного титана Таноса. После наиболее масштабной и трагической битвы в истории они не могут допустить ошибку.
Рис. 10. «Мстители: Финал»
2019 год. Новый фильм, и снова рекорды по всем направлениям:
- бюджет – 356 млн $, или 23,1 млрд руб.;
- доходы от проката в США – 830,5 млн $;
- прокат в России – 46 млн $ (фильм явно полюбился российскому зрителю);
- общемировые сборы – 2 743 млн $, или 178 млрд руб.
Подведем итог.
Таблица 1. Затраты на все части серии, млн $
Фильм | Бюджет | Итого затраты | Затраты, млн руб. | |
«Человек-паук» | 139 | 50 | 189 | 12 285 |
«Человек-паук 2» | 200 | 50 | 250 | 16 250 |
«Человек-паук 3: Враг в отражении» | 258 | 50 | 308 | 20 020 |
«Новый человек паук» | 230 | 50 | 280 | 18 200 |
«Новый человек паук: Высокое напряжение» | 200 | 50 | 250 | 16 250 |
«Первый мститель: противостояние» | 250 | 50 | 300 | 19 500 |
«Человек-паук: Возвращение домой» | 175 | 50 | 225 | 14 625 |
«Мстители: война бесконечности» | 321 | 50 | 371 | 24 115 |
«Мстители: Финал» | 356 | 50 | 406 | 26 390 |
Итого: | 2 129 | 450 | 2 579 | 167 635 |
Итак, общий бюджет всех фильмов про Спайдермена составил 2,1 млрд $. Затраты на рекламу – 450 млн $. Общая сумма затрат – 2,6 млрд $, или 168 млрд руб.
Таблица 2. Кассовые сборы по всем частям франшизы
Фильм | Сумма, млн $ | Сумма, млн руб. |
«Человек-паук» | 822 | 53 430 |
«Человек-паук 2» | 784 | 50 960 |
«Человек-паук 3: Враг в отражении» | 891 | 57 915 |
«Новый человек паук» | 752 | 48 880 |
«Новый человек паук: Высокое напряжение» | 709 | 46 085 |
«Первый мститель: противостояние» | 1 153 | 74 945 |
«Человек-паук: Возвращение домой» | 880 | 57 200 |
«Мстители: война бесконечности» | 2 048 | 133 120 |
«Мстители: Финал» | 2 743 | 178 295 |
Итого: | 10 782 | 700 830 |
В итоге общая сумма валовых доходов составила 10 782 млн $, или 700,8 млрд руб. Самые высокие сборы были у последнего, девятого фильма. Наименее успешной оказалась часть «Высокое напряжение».
Это интересно! Все фильмы другой франшизы Marvel «Люди Х» принесли в прокате почти 500 млрд руб.
«Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014). Режиссер — Марк Уэбб
И на самом «дне» нашего списка мы обнаруживаем фильм, показавший всем, что на одни и те же грабли можно наступить дважды. «Высокое напряжение» по всем фронтам можно назвать провалом — самые низкие сборы по всей серии, самая низкая оценка среди всех фильмов (6,7 балла из десяти). Тот момент, когда бесконтрольное желание рубить бабло снова сыграло злую шутку с Sony Pictures.
В очередной раз Паука перегрузили злодеями (снова не самыми удачными). Сработал и определенный мискаст — Дэйн Дехаан, на тот момент бывший в первом эшелоне, никак не состыковался в умах зрителей с образом Гарри Осборна и уж тем более Зеленого Гоблина. Слишком много было и мелодрамы — от отношений Паркера и Гвен Стейси в конце уже было не продохнуть, хотя и развязались они очень печально.
Критике подвергались даже дизайны костюмов: ну вот что за глаза Стрекозы на Пауке?
Ставки были слишком большие, ждать никто не хотел, сценарий писали на коленке, а исполнители главных ролей успели устать от своих героев. Впереди маячила третья часть и возможная «Зловещая шестерка», но все пошло прахом. По слухам, затраты на «Высокое напряжение» составили 400 миллионов долларов, а сборы в 708 миллионов показали, что такой подход никому не понравился. Так Паук перешел к Marvel, а Гарфилд отправился в самый низ тройки любимых кино-Пауков.
Ваши ставки — какое место займет в этой восьмерке «Нет пути домой»?
«Человек-паук: Нет пути домой» — в кино с 15 декабря.
«Человек-паук 2» (2004). Режиссер — Сэм Рэйми
«Человек-паук 2» — единственный фильм о Паучке, получивший «Оскара».
Сиквел Рэйми отстал от сиквела Уоттса на смешные шесть тысячных балла (!), получив от зрителей оценку в 7,3 из десяти. Миллиард он не собрал (всего 783 миллиона при 200 миллионах бюджета), но у него тоже есть уникальное достижение: только этот фильм о Пауке может похвастаться премией «Оскар», которой ленту наградили за лучшие визуальные эффекты.
После окончания борьбы с Зеленым Гоблином Питер Паркер начинает балансировать между двумя ипостасями — супергеройской и студенческой. Отношения с тётей Мэй, Мэри-Джейн и Гарри Осборном заходят в тупик, который грозит душевным разрывом. А когда на горизонте появляется доктор Отто Октавиус с механическими щупальцами, готовый на все ради завершения опасного эксперимента, под угрозой оказываются все.