Описание фильма
Молодой студент Джон Нэш, проявляющий способности в научной сфере, поступает в Принстонский университет. Его характер воспринимается окружающими как странный и в какой-то степени мнительный, как такового контакта с людьми он не выстраивает. На пары он не ходит, предпочитая им изучение исследования и разработку собственных теорий. Свой карьерный путь Нэш продолжает в университете в исследовательском центре Массачусетса, где успешно занимается преподаванием.
Нэш встречает Уильяма Парчера, который представляется специальным агентом. Он предлагает ученому сотрудничество с особым отделом Центрального разведывательного управления США. Основное, что требуется от Нэша, – проводить анализ сообщений, которые публикуются в общественных источниках средств массовой информации. Целью такой работы является вычисление секретных зашифрованных посланий, которые отправляют друг другу заговорщические организации, враждующие с Америкой.
Результат своей работы Нэш должен оставлять в заранее указанном почтовом ящике, откуда потом их бы забирал Парчер. Такая деятельность всегда связана с рисками, что и почувствовал вскоре на себе Джон. Во время очередной отправки «почты» на Нэша совершается нападение, от которого ему только чудом удается ускользнуть. Однако немного погодя выясняется, что сотрудничество ученого со службой разведки являлось лишь плодом собственных фантазий и воображения.
Его сожитель в университете Чарльз Герман, маленькая племянница Марси и сам агент Парчер – все они не существовали в реальной жизни, а были лишь галлюцинациями Нэша. Так выясняется, что он страдает от серьезной формы шизофрении, из-за которой он не может вести обычный образ жизни, постоянно находясь в паническом состоянии. Пройдя долгий путь лечения, Нэшу удается начать контролировать свое состояние, не причиняя вреда окружающим его людям. Он снова возвращается к преподаванию и научной деятельности.
В 1994 году Нэш становится лауреатом Нобелевской премии в области экономики за его революционную работу по теории игр. Он получает признание от своих коллег-профессоров. В своей речи Нэш упоминает жену и благодарит ее за поддержку и понимание во время даже самых трудных времен. Его старые знакомые Парчер, Чарльз и Марси также стоят в зале и смотрят на него.
Станислав Лем родился 12 сентября 1921 года в тогда еще польском Львове
Станислав успешно закончил гимназию и начал изучать медицину в Львовском университете, чему помешала Вторая мировая война. Его семья, имеющая еврейское происхождение, при помощи поддельных документов успешно пережила оккупацию. Лем работал сварщиком и автомехаником в немецкой фирме по переработке сырья и потихоньку переправлял важную информацию еврейскому сопротивлению. После войны Станислав вместе с родителями переехал в Краков, где продолжил изучение медицины. Но не желая быть военным врачом, Лем отказался от сдачи выпускных экзаменов и закончил обучение с сертификатом.
Станислав Лем (справа)
Бородатая история
В советское время кино в нашем прокате про тандем мощно бородатых гениев XIX века могло быть только фильмом про Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Ну, сейчас другая эпоха, так что вот вам историческая драма «Игры разумов» про парочку составителей Оксфордского словаря английского языка. И да, она интересная…
Профессор и безумец
Прочтя книгу Саймона Винчестера «Хирург из Кроуторна» (1998), рассказывающую о малоизвестной странице создания многотомной языковой энциклопедии, Мел Гибсон тут же купил на нее права и потратил почти 20 лет на то, чтобы изложенная в ней необыкновенная история попала на экраны.
Движущей силой сюжета картины режиссера Фарада Сафиниа являются отношения профессора-филолога Джеймса Мюррея (невероятно бородатый Мел Гибсон) и бывшего врача Уильяма Майнора (быстро зарастающий по ходу фильма бородой Шон Пени), чей вклад в составление словаря стал определяющим. Да только на обоих подвижников научное сообщество смотрело косо. Мюррей был самоучкой, и «настоящие академики» относились к нему с изрядным предубеждением. С Майнором все обстояло еще хуже. Он являлся патентованным сумасшедшим — военным хирургом, убившим в приступе паранойи человека и помещенным в клинику для душевнобольных.
Таким образом, налицо «драма признания». Два маргинала упорно работают над трудом всей жизни, преодолевая всяческие интриги коллег, бюрократические рогатки и личные заморочки. И для них далеко не факт, что суд истории воздаст им по заслугам…
Сражаясь с материалом
Как ни крути, в филологических радостях мало «движухи», и потому такое кино должно держаться на актерских работах, а не на внутренней динамике. Поэтому Гибсон и Пени — особенно Пенн — понимая это, героически тянут фильм на себе. И они молодцы, прекрасно справляются. Проблема в том, что их экранное взаимодействие ограничено: в кадре Мюррей и Майнор встречаются считанные разы, общаются в основном по переписке и большую часть фильма действуют порознь.
Такая схема, разделяющая основных персонажей, хоть и соответствует историческим фактам, осложняет жизнь постановщику. Который, к тому же, дебютант и явно не может удержать материал под контролем. Видно, что лучше бы данному проекту состояться в формате мини-сериала: в виде двухчасового фильма он кажется несколько несфокусированным и распадающимся на главки, сшитые на живую нитку.
Однако даже с учетом вышеописанных шероховатостей «Игры разумов» производят впечатление. Не самый увлекательный для массового зрителя сюжет подается максимально выгодно и эффектно, несмотря на дефицит энергичных сцен. Гибсон и Пенн предстают в кадре самоотверженными исследователями, служащими высокой цели и сдерживающими одолевающих их личных демонов. Такие полные подвижнической страсти фильмы нынче редкость. Так стоит ли их пропускать?
Комментарии
Грустный фильм со множеством забавных моментов. Можно сказать, трагикомедия – мой любимый жанр. Как оказалось, Билл Мюррей – очень хороший актер, да и молодая Скарлетт Йоханссон, кроме необычной внешности, обладает талантом.
В принципе, нельзя сказать, что фильм отличный. Он хороший, приятный, атмосферный и грустный.
Я честно скажу, что не до конца понял этот фильм, потому что он все-таки рассказывает про мужчину определенного возраста и про проблемы, с этим возрастом связанные. Но смотреть было приятно. И грустно. Надо будет пересмотреть его лет через двадцать – тогда, наверное, я пойму то, чего недопонял сейчас.
Выходя из кинозала, я услышал фразу одной девушки подросткового возраста. Она сказала: «Хуже я ещё ничего не видела», и мне вдруг стало так обидно. Как она, со своими куриными мозгами, могла такое сказать! Ведь она ничего не поняла, но ведь ей и в голову не пришло, что она могла чего-то не понять. Таким, как она, просто не дано вникнуть во что-либо сложнее «Американского пирога», тупого ржания, поп-корна и глупого бой-френда, который, подозреваю, тоже с трудом вспомнит таблицу умножения, если его попросить. А ведь большинство людей их возраста такие же. После того, как она произнесла эту фразу, я почему-то сразу четко увидел ту планку, выше которой ей никогда не подняться в своём развитии, и мне стало горько, даже захотелось сплюнуть. Мир примитивен. Мир хочет смотреть тупые фильмы, слушать примитивную музыку и потреблять прочую пищу для задницы. Очень грустно всё это.
(Ответить)
Странно все-таки, и какими такими своими супердостоинствами эта мелодраммка впечатлила народные умы?.. Мюррей — полумертвый, Йохансон — вообще статична как манекен… Не покидает впечатление, что эта киношка вообще — режиссерский стеб над зрителем. Ведь, по сути, Коппола постоянно, подспудно, просовывает в зрительский мозг пошлый вопрос-интрижку: «переспят или нет?» И когда окончательно в этом убеждаешься, становится гадко. Честное слово, жаль потраченного на просмотр времени…
(Ответить)
Ну незнаю… меня этот фильм зацепил, причем зацепил скорее правдой. правдой об отношениях двух людей, оказавшихся в одиночестве в своей семье. Когда у тебя как будто все хорошо — жена (муж), дети — все идет по накатанной и самое главное — тебе уже никуда от этого не деться. Вот вроде бы и хочется бросить все — а НЕЛЬЗЯ. И очень похоже на то, как происходит в жизни — вот оно… ан нет. Просто потому, что есть семья, есть когда то данные обязательства. И даже финальный поцелуй не выглядит пошло — это просто изъявление чувств…
(Ответить)
В 1973 году Станислав Лем стал почетным членом Американской ассоциации писателей-фантастов SFWA
Но из-за своей прямолинейности уже через три года был из нее исключен со скандалом. Причиной стала критика американской научной фантастики. Лем сравнил ее с фэнтези и обвинил американских писателей в техническом невежестве, бедности сюжетов и стиля, коммерческой заинтересованности.
Чуть позже известный писатель-фантаст Филип К. Дик заподозрил Лема в участии в коммунистическом заговоре и 2 сентября 1974 года написал на него донос в ФБР, утверждая, что под именем Лема действует «целый комитет» марксистов, созданный «партией» за железным занавесом. Печально в этой истории то, что Дик страдал от паранойи, он был уверен, что за ним ведётся слежка и сам писал доносы на многих своих коллег. Кстати, сам же Лем считал Филипа К. Дика «наиболее оригинальным и глубоким мыслителем в американской научной фантастике ХХ века» и очень ценил его творчество, что вполне справедливо.
Филип К. Дик
Почему стоит посмотреть фильм
Уже сам факт того, что картина удостоилась звания Лучшей и получила 4 Оскара, в результате чего приобрела статус классической киноленты, является причиной того, почему стоит посмотреть этот фильм. Дополнительно подкупает тот факт, что на экране показана жизнь реального человека, о чем периодически напоминаешь себе во время просмотра, от чего происходящее становится еще более невероятным и впечатляющим. Шизофрения на самом деле является серьезной болезнью, которой страдают большое количество людей. В первую очередь нельзя отворачиваться от этой проблемы, а стоит помочь близкому человеку справиться с возникшими трудностями, проявляя достаточно любви и заботы. Да, в жизни может всякое случиться, но в наших силах помочь друг другу преодолеть все препятствия на пути к счастью.
«Игры разума» – это атмосферное кино, которое способно повлиять на пересмотр внутренних ценностей и точек зрения на разные ситуации
Если есть желание продолжить знакомство с таким кинематографом, то стоит также обратить внимание на такие фильмы, как «Человек дождя», «Умница Уилл Хантинг», «Вселенная Стивена Хокинга» или «Игра в имитацию»
Первый же научно-фантастический фильм «Солярис», признанный мировым шедевром, был снят Андреем Тарковским и вышел на экраны в 1972 году. Лему фильм очень не понравился, и он разругался с режиссером еще при обсуждении сценария
В октябре 1969 года в московской гостинице «Пекин» Лем и Тарковский впервые встретились для обсуждения предстоящей экранизации. На встрече присутствовал также критик и литературовед Лазарь Лазарев, он подтверждает, что Тарковский сразу же повел себя недипломатично. Режиссер воодушевленно с напором начал рассказывать писателю об изменении основной идеи романа в фильме, аргументируя это своим опытом работы в кино и лучшим пониманием съемочного процесса. В итоге длительного спора Лем просто устало и пренебрежительно махнул рукой — снимайте, что хотите.
Дальнейшего примирения интересов так и не состоялось.
Лем говорил, что режиссер «в фильме показал, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле – прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот».
Проблема состояла в том, что Тарковский вообще не любил научную фантастику, считал всю атрибутику, связанную с ней бредом, не несущим никакой идеи, и всячески старался максимально все это убрать из своего фильма. Он вытянул из романа Лема на поверхность только интересующие его морально-нравственные проблемы между людьми.
Кинокритик Ольга Суркова отметила, что побуждение Тарковского снять «Солярис» было вызвано желанием дать «гуманистический ответ на то, что делал Стэнли Кубрик». Имеется в виду его «Космическая одиссея 2001 года». Этот фильм Кубрика сильно раздражал Тарковского.
Андрей Тарковский