Как это снято: «свой среди чужих, чужой среди своих»

Костюмы

Особый стиль и изящество картине придают едва ли не пижонские костюмы героев. Создавая их, Никита Михалков и художник Алина Будникова ориентировались на костюмы героев американских вестернов, при этом сознательно утрируя их. Историческая точность ключевой роли не играла, и авторы легко смешивали моду разных эпох. Так полусоветским, полувестернизированным получился костюм героя Юрия Богатырева: потертая чекистская кожаная куртка, синие штаны вместо джинсов, американские сапоги, колоритный свитер крупной вязки и фуражка с красной звездой. Такое сочетание создавало образ мачо, в котором одновременно неуловимо присутствовала мягкость и хрупкость.  

Переход к режиссуре

Следующей крупной работой стал «Станционный смотритель» Сергея Соловьева, который перенес на экран одну из повестей Белкина, а уже в 1974-м состоялся дебют Никиты Михалкова в качестве режиссера. Истерн «Свой среди чужих, чужой среди своих» рассказывал о реквизированном золоте, за которое дерутся сотрудники ЧК, бывшие белые офицеры и разнообразные бандиты.

Следующая лента режиссера снова была посвящена 1920-х. Фильм «Раба любви» основан ан истории звезды российского немного кино Веры Холодной. В ленте Михалкова снялись многие известные актеры – Елена Соловей, Родион Нахапетов, Олег Басилашвили и Александр Калягин.

В 1977-м на экраны вышел уже третий фильм Михалкова. В этот раз Никита Сергеевич взялся за чеховскую пьесу «Безотцовщина», экранизация которой известна под названием «Неоконченная пьеса для механического пианино». В этой ленте у Михалкова снова снялись Соловей и Калягин, а компанию им составил Олег Табаков. Как и в двух предыдущих режиссерских работах, Никита не оставил без роли и самого себя.

На следующий год Михалков выпустил свою четвертую картину. «Пять вечеров» стали экранизацией одноименной пьесы Александра Володина. Это был первый режиссерский опыт Никиты Сергеевича, где он оставил себя даже без маленькой роли. Связано это было с тем, что Михалков снимался у брата Андрея Кончаловского в «Сибириаде».

Череду экранизаций продолжила лента «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» по роману Ивана Гончарова. Здесь Михалкова снова можно увидеть на экране, пусть это и камео – «господин из Петербурга».

Первые пять фильмов были отмечены разнообразными наградами. Дебютный истерн получил премию жюри фестиваля в Дели, «Раба любви» удостоилась наград в Тегеране и французском Йере, «Неоконченная пьеса…» уехала с призами из Сан-Себастьяна, Чикаго, Белграда и Флоренции, экранизация «Обломова» выиграла премии в Оксфорде и испанской Бенальмадене.

После «Обломова» Михалков взял паузу на два года, а в 1981 году вернулся с фильмом «Родня» и тремя актерскими работами. Из них наиболее запоминающейся стала роль Генри Баскервиля в «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». «Родня» была тепло принята в СССР, но не снискала никаких успехов за рубежом.

После «Родни» Михалков снова взял паузу на два года как режиссер, но продолжил сниматься в качестве актера. Он отметился у Эльдара Рязанова в «Вокзале для двоих» и у Эльдора Уразбаева в «Инспекторе ГАИ».

Возвращение в мир режиссуры состоялось с камерным фильмом «Без свидетелей». В отличие от «Родни» картина собрала ряд наград – приз ФИПРЕССИ ММКФ, приз и диплом за режиссуру на фестивале в Киеве и премию в испанском Вальядолиде.

Следующей ленты пришлось ждать четыре года. За это время Никита Михалков снялся у Романа Баляна в «Полетах во сне и наяву» и у Эльдара Рязанова в «Жестоком романсе». В последнем он исполнил роль Паратова, владельца судоходной компании. За роль Паратова Михалков получил награду «Актер года» от журнала «Советский экран», а Эльдар Рязанов – звание «Режиссера года» (всего у него было пять таких наград).

В своей следующей ленте «Очи черные» Михалков снял Иннокентия Смоктуновского, Олега Табакова, Елену Сафонова и знаменитого итальянца Марчелло Мастроянни. Последний за «Очи черные» получил приз за лучшую мужскую роль в Каннах. Это был первый прорыв фильмов Михалкова на международных кинофестивалях европейской Большой тройки (Канны, Венеция и Берлин).

В конце 80-х к режиссеру обратились представители концерна FIAT с предложением снять рекламный ролик. Денег было выделено немало, и в итоге Михалков снял целый фильм, получивший название «Автостоп». Растянутый почти на час (51 минута) рекламный ролик даже получил в Милане приз на кинофестивале индустриальной рекламы.

Детство и юность

Наш именинник родился в Москве, в семье, имевшей прямое отношение к миру искусства. Его отец, Сергей Михалков, прославился не только детскими стихами «Дядя Степа», но и тем, что написал гимн Советского Союза, который позже стал гимном РФ. Мама,Наталья Кончаловская, была литератором. У Никиты Сергеевича есть старший брат Андрей Кончаловский — известный режиссер, уехавший на ПМЖ в Америку и вернувшийся на родину в конце 90-х.

Предки по материнской линии были очень известными. Его прадедушка Василий Суриков и дед Петр Кончаловский были художниками.

Для сына родители хотели самого лучшего. Поэтому когда пришло время отдавать мальчика в школу, выбор сделали в пользу учебного заведения с математическим уклоном.

Владимир Левкин подтягивает жену в шоу-бизнес: как Марусе живётся в браке

«Почему я вздрагиваю, когда засыпаю?»: врач утверждает, что виноват режим сна

Цыганский табор: Михалкова рассказала о семейных традициях во время путешествий

В 1963 году Михалков становится студентом Щукинского училища. Вот только диплом об окончании он не получил. Молодого Никиту отчислили на 4 курсе из-за принятия приглашения в кино. В то время студентам во время учебы выходить на съемочную площадку было запрещено. Образование он продолжил во ВГИКе.

Танцующий тесть Тасик

«Родня», 1981

Видео: YouTUBE/Владимир Иванковский

«Танцевать, теща!». Сложно вспомнить другую столь же раскаленную сцену из советского кино – чтобы одновременно так смешно, так печально и так жутко. Герой Богатырева, Станислав Павлович, устал от попыток приехавшей из деревни тещи воссоединить его распавшийся брак. Он пытается поговорить с ней на языке, который она понимает, – и танец помогает лучше всяких слов. Одного взгляда на яростно размахивающего руками и ногами Станислава Павловича достаточно, чтобы понять, что он думает и о бывшей теще, и о ее дочери, и об их манере называть его Тасиком.

Дочь Никиты Михалкова – Надежда Михалкова

Дочь Никиты Михалкова – Надежда Михалкова – появилась на свет в 1986 году, став самой младшей из детишек Михалкова. При этом Наденька стала любимицей своего знаменитого папочки, в восемь лет папа снял малышку в роли своей дочки в фильме «Утомленные солнцем». В детстве она сыграла в четырех фильмах своего отца, в том числе, «Сибирский цирюльник», «Президент и его внучка», «Анна: от шести до восемнадцати».

При этом красавица не хотела продолжать актерскую династию, поэтому стала студенткой журфака МГИМО, потом пробовала свои силы в дизайнерском деле.

Надежда снялась в четырнадцати полнометражных фильмах, она выступает в роли продюсера и режиссера еще двух фильмов. Девушка стала актрисой «Другого театра», а также, ведущей шоу «Правила стиля».

Михалкова разведена с Резо Гигинеишвили, она воспитывает дочь и сына.

Во главе Союза кинематографистов

Председателем Союза кинематографистов Михалков был выбран в 1998 году. На Этом посту он сменил Игоря Масленникова, автора «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Пост главы СК Михалков занимает уже свыше 20 лет и не намерен кому-либо уступать, хотя и заявлял, что за место не держится. Как Никита Сергеевич не держится за место, стало ясно в конце 2000-х, когда на съезде кинематографистов вместо него выбрали Марлена Хуциева, создателя «Весны на Заречной улице».

Оперативно был собран чрезвычайный Внеочередной съезд СК РФ, который отменил это решение, а Михалков переизбрал главой организации. Затем по требованию Михалкова из СК был исключен кинокритик Виктор Матизен (тот самый, что нелестно отозвался о «Золотом орле»). Досталось и самому Хуциеву, его вывели из членов ученого совета ВГИКа.

Также Михалков возглавляет Российский фонд культуры, известный тем, что при его поддержке снимаются многие отечественные кинокартины. У руля фонда режиссер стоит с 1993-го, когда сменил на этом посту академика Дмитрия Лихачева.

Георгий Куликов (1924 — 1995)

Георгий Куликов – заслуженный артист РСФСР, выпускник театрального училища имени Щепкина. С 1 мая 1944 года служил в Государственном академическом Малом театре. Его голосом озвучено множество радиоспектаклей. Сниматься в кино начал с 1955 года. Первую популярность принесла роль художника в картине Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Затем следователи такие работы, как: «Шестое июля», «Обыкновенный человек», «Человек, который сомневается», «Старики-разбойники», «Юркины рассказы».

Одной из лучших работ Георгия Куликова в советском кинематографе стал многосерийный фильм «Два капитана». Многогранный артист перевоплотился в образ учителя и наставника Сани Григорьева. Всего в творческой копилке артиста 85 работ. Последнюю свою роль он сыграл в 1990 году в фильме «Аферисты».

После продолжительной болезни, 24 декабря 1995 года Георгий Куликов ушел из жизни. По словам его сына, за год до кончины артист сильно похудел и осунулся. Родные думали, что такие изменения связаны с сахарным диабетом. Но после вскрытия выяснилось, что у артиста стремительно развивалась раковая опухоль. Похоронили Куликова на Троекуровском кладбище.

Актерский состав

По замечанию критика, работая с актером, Михалков следует правилу: «…чем эпизодичнее персонаж, тем сочнее колорит его беглого портрета». Отсюда специфическая черта всего творчества режиссера, заявленная уже в дебюте – перенаселенность экранного мира пестрыми характерными героями. Прием этот несколько тормозит развитие действия, но, вместе с тем, отнюдь не снижает напряжения, поддерживаемого за счет яркости образов

«Свой среди чужих» оказался важной строкой в фильмографиях десятка больших отечественных актеров, которые на тот момент, словами Михалкова, были «молодые, неизвестные, голодные». Фильм стал дебютом для Юрия Богатырева и Александра Адабашьяна, сделал востребованными Александра Кайдановского и Александра Калягина, по-новому раскрыл грани таланта Анатолия Солоницына, Константина Райкина, Александра Пороховщикова и, наконец, самого Михалкова

Николай Гриценко (1912 — 1979)

Николай Гриценко – заслуженный артист РСФСР, народный артист РСФР и СССР приобрел всенародную любовь зрителей, благодаря своему таланту и доброте. В советском кинематографе дебютировал в 1942 году в картине Юлия Райзмана «Машенька». Хотя роль была крошечной и в титрах не указали фамилию юного артиста, эта работа стала знаковой для Николая Олимпиевича.

Популярность к Гриценко пришла в 1967 году, колоритный артист сыграл главную роль в культовом фильме «Анна Каренина». Актер перевоплотился в образ сановника и супруга Анны Алексея Каренина. Следующей яркой работой была картина «Два капитана», в которой Николай Олимпиевич сыграл директора школы Николая Антоновича Татаринова. Его партнерами по съемочной площадке стали: Борис Токарев, Елена Прудникова, Зинаида Кириенко.

Гриценко был дважды женат. Первой супругой всенародного любимца стала актриса Ирина Бунина. Второй женой также была актриса Инна Малиновская, которая подарила артисту дочь Екатерину. За Николаем Олимпиевич ходила слава сердцееда, а его романы обрастали невероятными слухами.

В последние годы жизни артист болел рассеянным склерозом. Помимо серьезного заболевания, Гриценко злоупотреблял алкоголем, который усугублял ситуацию. Инна Малиновская не в силах самостоятельно справиться с недугом супруга, отправила его на лечение в психиатрическую больницу. Здесь Николая Олимпиевича избили соседи по палате, у которых он взял без спроса еду из холодильника. 8 декабря 1979 года из-за многочисленных ушибов и побоев сердце талантливого остановилось. Похоронили Гриценко на Новодевичьем кладбище в Москве.

Фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих»

История создания

Никита Михалков был большим поклонником итальянских вестернов. И всё искал возможность перенести их идеи на советский лад. Как раз сценарист Эдуард Володарский прочел заметку об эшелоне с золотом, который во времена Гражданской войны переходил то к красным, то к белым.

Володарский и Михалков вместе написали на основе истории приключенческую повесть «Полмиллиона золотом, вплавь, пешком и волоком». А чуть позднее подали заявку на ее экранизацию. Тема Гражданской войны тогда была в цене, потому заявку одобрили. Только вот дебютанту не дали разгуляться, дав совсем немного цветной пленки. Потому-то фильм местами цветной, местами черно-белый.

Проблемы с местными

Большую часть снимали в Чечено-Ингушетии, под Грозным. Местные жители с презрением относились к москвичам, из-за небольшой ссоры вспыхнула крупная драка. В ней столичные показали, что могут за себя постоять и тем самым завоевали уважение местных мужчин. После этого случая они много помогали съемочной группе и актерам.

Никита Сергеевич много приглашал их для съемок в массовке. Из-за этого случился небольшой казус. Мужчины решили, что они должны платить за участие в съемках, а не им, потому местная полиция задержала режиссера за взяточничество, но ситуация вскоре разрешилась.

Школьные друзья

Для съемок Никита Сергеевич привлек актеров, с которыми подружился в Щукинском училище. На тот момент они еще не были знамениты, это Юрий Богатырев, Константин Райкин, Александр Кайдановский, Александр Пороховщиков, Сергей Шакуров и Александр Калягин. Мягкий интеллигентный Богатырев мало подходил на роль отчаянного чекиста, но Михалков верил в талант своего друга.

Позднее Богатырев все свои свои самые яркие роли сыграет именно у Михалкова. Сам же режиссер считал актера своим талисманом и с удовольствием приглашал работать вместе. Хотя во время съемок с ним было немало проблем. Например, была сцена, где Юрий должен был ударить Кайдановского, но отказывался, потому что не умел и не любил драться.

Актеры и каскадеры

Конечно же, в приключенческом фильме было немало опасных трюков, и актеры сотрудничали с каскадерами. Однако многие трюки им было интересно попробовать самим. Так, в сцене, где Богатырев и Райкин прыгают в реку, актеры попробовали сделать трюк сами. В итоге сильное течение быстро сделало ситуацию рискованной. Спастись удалось лишь благодаря силе Юрия, который вытащил коллегу на себе.

Местные нравы

Местные жители были весьма колоритными людьми. Например, вся банда Брылова состояла из массовки. Перед съемками этих сцен к Михалкову подходили мужики и спрашивали, нести ли им свое оружие или же им выдадут реквизит. А когда понадобилась массовка для ограбления поезда, все чеченцы решили играть бандитов. Они не могли даже для кино представить, что их кто-то может ограбить.

Музыка

Музыку для фильма написал композитор Эдуард Артемьев. Встретившись с Михалковым, он получил заказ написать музыку для вестерна, которая должна звучать как «мелодия воспоминания». Придя домой, Артемьев сел к роялю и с ходу наиграл мелодию, которая так сильно ему понравилась, что он сразу ее записал. Так появилась одна из самых узнаваемых композиций советского кино.

Фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» получился весьма самобытным и довольно западным. За что режиссер получил большую порцию критики, но по итогу сегодня лента считается классикой советского кино.

Никита Михалков в молодости

Замечательного талантливого актёра и режиссёра Никиту Михалкова — представителя одной из влиятельнейших семей в мире киноиндустрии и искусства — любят миллионы поклонников. Некоторых из них он приобрёл ещё много лет назад, и они продолжают верно следовать за его творчеством, другие же — в силу своего возраста — полюбили уже современный, сформировавшийся образ и мировоззрение этого режиссёра. Именно для последних, в первую очередь, и написана эта статья, чтобы они смогли увидеть, каким был Никита Михалков в молодости, а также для тех, кому приятно будет этот период вспомнить.

Молодость актёра и режиссёра пришлась на 60-80-е годы. С этим периодом совпали такие заметные в его судьбе моменты, как окончание ВГИКа, служба в армии и, естественно, успешные киноработы и в кадре, и за ним. Вообще, за изменениями во внешности Никиты Михалкова проследить достаточно легко, поскольку сниматься он начал в подростковом — 14-летнем — возрасте, а с экранов наших телевизоров не сходит и сейчас. Поэтому и получается, что вся жизнь актёра и режиссёра оказалась запечатлена на плёнке и увековечена. Никита Михалков в молодости отличался яркой внешностью. Да и пресловутые усы появились уже гораздо позже, поначалу внешность молодого актёра не требовала таких ярких акцентов.

На фото — Никита Михалков с первой женой Анастасией Вертинской

Что же касается личной жизни, то ни для кого не секрет, что в молодости Никита Михалков выбирал самых красивых женщин, поскольку и сам был наделён мужской привлекательностью. Первой женой молодого актёра стала одна из самых красивых актрис советского кино, и по сей день оправдывающая это звание, Анастасия Вертинская. Хоть брак этот и не продлился долго, но результатом его стало рождение сына Степана. На сегодняшний момент бывшие супруги, которые долго не общались после развода, уже исправили эти ошибки своей молодости и поддерживают дружеские отношения. Вторая жена молодого Никиты Михалкова — не менее красивая и востребованная, только в другой отрасли, девушка Татьяна. Она долгое время была украшением подиума, а затем украсила собой жизнь Никиты Сергеевича, родив ему ещё троих замечательных детей.

А здесь — немного позже со второй женой Татьяной и с усами

В общем, Никита Михалков в молодости успел многое — и сделать себе имя как актёр и режиссёр, и добиться всенародного признания и любви, и устроить наилучшим образом свою личную жизнь, и родить потомство, которое через много лет, на склоне его дней, подхватит и продолжит начатые им дела. Возможно

Биография Юрия Богатырева (актер)

Биография Юрия Богатырева, актер, берет свое начало весной 1947 года, в городе Рига. Семья не была увлечена творчеством или актерской деятельностью. Отец Георгий был офицером и служил на флоте, а мать Татьяна управлялась по дому. К слову, у Юрия была сестра Маргарита.

Уже с детства, родные стали замечать за ним нестандартное поведение. Его характер, на тот момент, можно было описать как ранимый и чуткий. В свободное время, Юрий шил одеяния для кукол. Вдобавок к этому, стоит отметить лунатизм, который проявлял себя еще в дошкольном возрасте.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, семья перебирается в столицу СССР. Тут, почти сразу, Юрий начинает посещать занятия в художественной школе. На выходных, он приглашал к себе соседей, усаживал родителей и показывал представление. Примечательно, что большинство кукол он сделал сам.

Ближе к окончанию школу, становится вопрос о будущей профессии. Недолго поразмыслив, будущий актер решает попробовать себя в изобразительном искусстве. Таким образом, мальчик поступает в Художественно-промышленное училище. Выбранная специальность – ковровый художник. Когда наступали каникулы, Юрий участвовал в археологических процедурах – он зарисовывал находки, вместе с одногруппниками. Так, молодые люди оттачивали собственное мастерство.

Будучи на подобных раскопках, в 1965 году, будущий актер знакомится с участниками детских кукольных театров. Среди них был Владимир Штейн, который и пригласил юношу к себе. Конечно же, Юрий с радостью соглашается – больше ни одна репетиция или постановка не обходится без его участия. Некоторые постановки пропускаются на телевидение. В 1967 году, юноша начинает обучение в «Щуке». Вместе с ним, на курсе учились другие известные актеры советского прошлого.

Примерно с того же времени, Юрий работает в «Современнике». Однако режиссеры постановок не сразу доверили ему главных ролей – для этого пришлось сыграть более пятнадцати второстепенных персонажей. Несмотря на это, некоторые работы все равно становятся запоминающимися, вроде «Вишневого Сада», «Двенадцатой Ночи» и «Вечно Живые». 1977 год немного изменил положение дел – Олег Ефремов предлагает Юрию перевестись во МХАТ. Недолго подумав, актер соглашается.

Здесь ему доверяют более значимых персонажей в постановках «Дни Турбиных», в «Живом трупе» и прочие. Стояла другая проблема – собственное жилье. Юрий уже долгое время стоял на очереди, поэтому он часто жил там, где его могли приютить – общежития, друзья, родственники. 1981 год все поменял – получение звания «Заслуженный артист РСФСР» автоматически подвинуло его на первое место. В итоге, Богатырев получил однокомнатные апартаменты по улице Гиляровского.

В кинематограф, Юрий пришел чуть раньше. В 1960-х годах происходит знакомство нашего героя и Никиты Михалкова, который на тот момент был еще новичком в режиссуре. Тандем двух людей принес большое количество кинокартин, с участием Богатырева. Дебютной можно считать роль в «дипломе» Михалкова – «Спокойный день в конце войны», которая сразу дала определенные плоды в плане популярности.

В 1974 году, снимается кинолента «Свой среди чужих…», где Богатыреву достается главная роль. Место съемок – Кавказ. Чтобы появится на киноэкранах в прекрасной форме, Юрий заранее использует различные диеты и занятия спортом. Кроме того, он учился кататься на лошади, ведь до этого, опыта не было совсем.

Даже местные жители горных районов отмечали высокий уровень таланта у актера. Он полностью погружался в роль. Для съемки сцены, где главный герой прыгает с большой высоты, предлагалось использовать каскадера, однако Юрий наотрез отказался и сам выполнил опасный трюк.

Чаще всего, актер появлялся именно в работах Михалкова. Некоторые роли даже специально писались под Богатырева. Порой, приходилось нелегко – персонажи обладали полностью противоположными качествами.

Основные значимые кинематографические работы – «Два Капитана», «Отпуск в сентябре», «Последняя охота». Направления различные – это может быть и комедия, и семейная драма. Последние работы – «Полет Птицы» и «Презумпция», где Юрий Богатырев сыграл вместе с ведущими артистами того времени.

Погоня за «Оскаром»

90-е начались для Никиты Сергеевича с фильма «Урга – территория любви». С ним он впервые был номинирован на «Оскар» за «лучший фильм на иностранном языке». В тот год успеха Михалков не снискал, киноакадемики отдали статуэтку Режису Варнье и его «Индокитаю» с Катрин Денев в главной роли. Аналогичная ситуация сложилась и с «Золотым глобусом», который тоже достался французу.

Зато россиянина признали в Венеции. За картину об обычном монгольском труженике Никита Михалков получил «Золотого льва». До этого «Золотого льва» единственным из отечественных режиссеров получал Андрей Тарковский за «Иваново детство» в далеком 1962 году. Отметили картину и в России. За нее Михалков удостоился «Ники» и Гран-при «Кинотавра», а также получил Государственную премию России (впоследствии он удостоится этой награды еще дважды – за «Утомленных солнцем» и «Сибирского цирюльника»).

Получить «Оскар» россиянину удалось со второго раза. Наградили Никиту Михалкова за фильм «Утомленные солнцем» о событиях 1937 года. А вот в Каннах «Золотая пальмовая ветвь» уплыла к Квентину Тарантино с его «Криминальным чтивом», ленте достался только Гран-при фестиваля. Да и то не сольно, а в дележе с картиной «Жить» китайца Чжана Имоу.

За «Оскар» картины Михалкова пытались бороться еще четыре раза. Однако в шорт-лист сумели пробиться всего раз, это удалось «12» (экранизация пьесы Реджинальда Роуза «12 разгневанных мужчин» и ремейка фильма Сидни Люмета 1957 года), но статуэтку лента уступила «Фальшивомонетчикам» австрийца Штефана Рузовицки. «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем 2: Цитадель» и «Солнечный удар» через жесткое сито отбора не прошли.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: