«собибор»: люди и монстры

«Прочитав сценарий, я увидел, что мой герой — не человек, он монстр»

На вопрос о сложности и деликатности темы Константин Хабенский ответил на пресс-конференции перед московским пресс-показом: «Любая тема, если она касается людей — деликатна. Все остальное — это кумачовые вещи и широкие мазки. Мне кажется, что фильмы на подобную тему должны, как минимум, не оставлять зрителя равнодушным

Это очень важно. Нельзя подобные фильмы рассказывать менторским тоном

Нельзя с холодным носом читать лекции о страдании людей. Надо максимально включаться самому, притягивать коллег, чтобы подключить к этому волнению и зрительный зал».

В фильме сильный международный актерский состав: Константин Хабенский,  Кристофер Ламберт, Фелисе Янкелль, Дайнюс Казлаускас, Мария Кожевникова, Гела Месхи, Сергей Годин, Роман Агеев, Михалина Ольшанска, Дирк Мартенс, Максимилиан Дирр, Евгений Сармонт, Джошуа Рубин. На площадке звучали русский, немецкий, идиш, польский, голландский, чешский языки. Часто на площадке одновременно работало несколько переводчиков.

Вольфганг Черны, актер: «Когда я прочитал сценарий, то увидел, что мой герой — он вообще не человек, он — монстр. И это было очень сложно для меня — играть монстра. Я подумал, что все-таки он, наверное, тоже человек, который что-то любит, у которого есть мать, отец. Но это для меня стало возможно не сразу, только шаг за шагом. А когда я посмотрел весь фильм целиком, это вызвало депрессию, потому что это не фикция, это все было».

Филипп Рейнхардт, актер: «Читая сценарий, я думал, что это все выдумки, все преувеличено, потому что такое — не возможно. Но когда я ознакомился с документами, то понял, что все это было, практически один в один с тем, что показано в фильме. Мы — люди искусства, несем определенную ответственность. Передавая на экране какие-то ситуации и чувства, мы несем ответственность за то, чтобы эти ситуации не повторялись. Понятно, что война — никому не нужна».

«Актерам свойственно играть разные роли», — ответил Константин Хабенский на вопрос, почему на роль начальника лагеря был приглашен Кристофер Ламберт. Бессмертный Горец, поборник добра и света — образ, который мог бы сделать Ламберта актером одной роли, но не сделал. Ламберт умеет быть разным, при этом — всегда значимым. При взгляде на обершарфюрера СС Карла Френцеля в его исполнении приходят в голову Калигула с наследником его Нероном вместе взятые. Антагонисты, герои Хабенского и Ламберта стоят друг друга, их противостояние  пронизывает весь фильм. Уровень его выходит далеко за рамки национальностей, политики и даже мифологии. Это чистой воды личностный поединок.

Константин Хабенский говорит о том, что в какой-то момент Печерский «перестает быть советским человеком и становится просто человеком». Очень важный аспект, ключевой во всей этой истории перерождения человека, кристаллизации его характера. Только победив собственные страхи, сомнения, неверие, можно победить в тех нечеловеческих условиях, в которые поставлены узники «Собибора».

Театральная карьера

Константин Хабенский первые роли в театре

В 1990 году Хабенский с первой попытки стал студентом Ленинградского государственного институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) в мастерской Вениамина Фильштинского. Курс оказался звездным: Михаил Трухин, Михаил Пореченков и Андрей Зибров. 

Уже в институте Хабенский, как актер стал востребован.

В это время он играет Ломова в водевиле «Предложение» А. П. Чехова, несколько ролей в постановке «Время Высоцкого», канатоходца Матто в «Дороге» по фильму Ф. Феллини, Чебутыкина в «Трёх сестрах». 

В выпускном спектакле Хабенский сыграл роль Эстрагона (Гого) в постановке Ю. Бутусова «В ожидании Годо».

В 1994 году Хабенский впервые попал в кино, снявшись в картине «На кого Бог пошлёт».

В 1995 году, окончив СПбГАТИ, Одновременно работал на региональном телевидении в качестве ведущего отдела музыкальных и информационных программ.

После окончания института в 1995 году, Хабенский был принят в труппу Экспериментального театра «Перекрёсток» в Санкт-Петербурге, где прослужил один год.

В 1996 году он получил приглашение и перешел на службу в московский театр «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, где в основном, был занят на вторых ролях. Среди его работ того времени – спектакли «Трёхгрошовая опера» и «Сирано де Бержерак».

В том же 1996 году Хабенский вышел на сцену Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета, где он был задействован сразу в нескольких спектаклях: заглавная роль в спектакле «Калигула», дурачок Карл в «Войцеке» Г. Бюхнера, Эстрагон в спектакле «В ожидании Годо» С. Беккета, Валентайн в «Поживём – увидим» Б. Шоу.

В это время на него обратил внимание Олег Табаков и пригласил в свой театр. В 2002 году Константин Хабенский впервые вышел на сцену МХТ им

Чехова с дебютной ролью Зилова в спектакле «Утиная охота». 

В 2002 году Константин Хабенский впервые вышел на сцену МХТ им. Чехова с дебютной ролью Зилова в спектакле «Утиная охота». 

С 2003 Хабенский на постоянной основе вошел в труппу этого театра.

Сюжет

Банда «Мертвая голова»

Кадр из сериала «Художник» (2022)

1944 год. Март. Советские войска уверенно наступают на противника. Ожидается скорое открытие второго фронта союзниками. В недалеком будущем фашистская Германия будет окончательно разгромлена. В Москве налаживается довоенный быт. Жители столицы ждут грядущую победу, но не все из них до нее доживут, так как в городе происходят жестокие убийства. Их немногочисленные свидетели утверждают, что в банду входят совершенно разные люди, которые регулярно меняются. Места преступлений они отмечают портретами собственных жертв. Из-за этого банде жестоких убийц москвичи дали народное название «Мертвая голова», а их главарю – прозвище Художник. Никто не видел бандитов близко.

Команда следователей

Андрей Смоляков в роли майора Ефимова в сериале «Художник» (2022)

Расследовать эти убийства начинают капитан Сазонов и майор Ефимов. Правоохранители ищут Художника и его людей. Во время распутывания этого дела они понимают, что совершенные бандой преступления являются только прикрытием. Главным героям сериала придется узнать, что задумал Художник. НКВД усиливает следственную группу своим сотрудником Рудаковым, который начинает подозревать всех героев сериала в связях с Художником. В это же время капитан Сазонов встретил библиотекаршу Свету, с которой у него начался роман.

Александр Горбатов в роли капитана Сазонова в сериале «Художник» (2022)

Ответ

Театральная касса

Собибор собрали 0 долларов США в Северной Америке и 5,1 миллиона долларов США на других территориях, при производственном бюджете в 2,4 миллиона долларов.

Неточность

Печерский был захвачен немцами в октябре 1941 года, а не в 1943 году. Собибор стал местом одного из двух (не единственных) успешных восстаний евреев. Зондеркоманда заключенные во время Операция Рейнхард. Восстание на Треблинка В лагере смерти 2 августа 1943 г. было сбежало до 100 человек.

Есть несколько неточностей с указанием места и причины смерти конкретного человека. SS-Totenkopfverbände члены убиты во время восстания.

  1. СС-унтерштурмфюрер Иоганн Ниманн был убит не в арсенале лагеря, как показано в фильме, а в ателье портного.
  2. Унтершарфюрер СС Вальтер «Рыба» Хохберг упоминается в фильме как «Берг», после Александр Печерский ошибочное воспоминание. Однако смерть Хохберга произошла в гараже лагеря, а не в портной.
  3. СС-обершарфюрер Карл Френцель во время восстания не был ранен.
  4. Также неточность в украшении униформы оберскарфюрера Френцеля:
  5. Железный крест Френзеля 1-го класса 1914 года и на его полосе ленты: почетная лента 1914-1918 годов и лента Железного креста 2-го класса 1914 года. Неточность связана с тем, что Френцель родился в 1911 году.

Критический прием

На агрегатор обзоров интернет сайт Гнилые помидоры, фильм имеет рейтинг одобрения 75% на основе 16 рецензий, с средний рейтинг из 6.80 / 10.

Биография:

Хабе́нский Константи́н Ю́рьевич – российский актёр театра, кино, озвучивания и дубляжа, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, общественный деятель. Народный артист Российской Федерации (2012), Заслуженный артист Российской Федерации (2006). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2019). Получил известность сыграв оперуполномоченного Игоря Плахова в телесериале «Убойная сила» (2000—2005) и Антона Городецкого в фильмах «Ночной Дозор» (2004) и «Дневной Дозор» (2005). 

Имя при рождении: Хабенский Константин Юрьевич

Дата рождения: 11 января 1972

Место рождения: Ленинград, СССР (Санкт-Петербург, Россия)

Гражданство: Россия

Профессия: актёр. общественный деятель, кинорежиссёр, сценарист, продюсер

Карьера: с 1989 г. 

Награды: Лауреат премии Минобороны России в области культуры и искусства, Государственная премия Российской Федерации 2019, «Ника» 2014, «Золотой орёл» (2006, 2009, 2014), «ТЭФИ» (2016, 2018), «Кинотавр» (2005, 2013, 2016), Кинонаграда «MTV-Россия» (2008, 2009)

IMDb: ID 0450975

Фильмография: 123 работы в 120 проектах

Театры:  МХТ им. А.Чехова с 2003 года, театр имени Ленсовета 1997 — 2004, «Сатирикон» 1996 — 1997

Рост: 1.76 м

Знак зодиака: Козерог 

Супруга: • Анастасия Хабенская (скончалась в 2008 г.), один ребенок (сын) 

                 • Ольга Литвинова (04.08.1981), двое детей

Кадры из сериала «Художник»

Андрей Смоляков в роли майора ЕфимоваДарья Урсуляк в роли СветыАлександр Горбатов в роли капитана СазоноваКирилл Зайцев в роли Алексея КостенкоАндрей Мерзликин в роли ЛивераСергей Фролов в роли ЛенинаАндрей Смоляков в роли майора ЕфимоваАндрей Смоляков в роли майора ЕфимоваКирилл Зайцев в роли Алексея КостенкоДарья Урсуляк в роли СветыМарина Александрова в роли ЛюсиДарья Урсуляк в роли СветыКирилл Зайцев в роли Алексея Костенко и Андрей Смоляков в роли майора ЕфимоваАлександр Устюгов в роли КривцоваВиктор Добронравов в роли Михаила РудаковаВиктор Добронравов в роли Михаила РудаковаВиктор Добронравов в роли Михаила РудаковаСергей Газаров в роли Пульнера

Исторические моменты, оценки и интерпретации.

О восприятии данного фильма с исторической точки зрения уже отчасти было сказано во вступлении. Любой историк, смотря исторический фильм, должен понимать, что это художественное произведение. Отражение в нём конкретных исторических реалий зависит от посыла и замысла режиссера. В деталях, если они не принципиально важны, художественная картина на обязана быть точной. Куда важнее интерпретация и «соответствие» конкретных исторических моментов контексту фильма и авторскому посылу.

Конечно же, фильм, заявленный как «исторический», не должен откровенно «перевирать» историю, но этот момент относится как раз больше к интерпретациям, чем к историческим фактам. Хабенский, как уже было сказано, максимально осторожен в интерпретациях, а его основной посыл фильма завязан на «эмоциональной» составляющей. В фильме, конечно же, есть исторические неточности, но сказать, что они «гробят фильм» было бы слишком громко. Многое в фильме, что могло смутить историка, объясняется как контекстом самого фильма, так и современного кинематографа. Рассмотрим конкретные эпизоды фильма, которые вызвали наибольшую критику с исторической точки зрения.

Вопросы вызывает первая же сцена, где евреев встречают с «оркестром» и создается впечатление, что они прибыли на курорт или на работу. Некоторые историки заявили, что этого не было. Я не являюсь специалистом по Второй мировой войне и конкретно по проблемам, поднятым в фильме, досконально не изучал документы и воздержусь от подобных высказываний. Первая сцена меня как зрителя смутила, и я даже подумал, тот ли фильм я включил, уж очень она контрастировала с атмосферой лагеря смерти. Но именно для контрастности эта сцена и была нужна. Автор как бы стремится показать, что евреи не понимали, что их ждет, и это осознание приходило постепенно, меняя мировосприятие и психологически ломая человека, а этому в фильме на уровне идеи уделяется достаточно много внимания. Соответственно, данная сцена сомнительна, но вполне уместна.

Вызвала критику и сцена, где Печерскому поручают разрубить огромный пень, а, если он не справится, грозятся расстрелять каждого десятого. Печерский справляется, и начальник лагеря протягивает ему яблоко. Сам эпизод с пнем – задокументированный исторический факт, это действительно было, но историческая неточность в том, что на самом деле Печерскому предложили не яблоко, а пачку сигарет. Очевидно, что замена была сделана умышленно, некоторые историки, ссылаясь на «символизм яблока» усмотрели в этом намек на библейские мотивы и начали рассуждать об их уместности. Вкладывал ли сам Хабенский в эту сцену глубокий смысл – однозначно сказать нельзя.

У меня есть куда более прозаичное объяснение данного эпизода. Во-первых, всем известно, что в нашей стране сейчас идет борьба с табакокурением, и в реалиях 2018 года замена могла быть вызвана «чисто практическими соображениями». А во-вторых, до этого есть эпизод, как яблоко падает в грязь, а ведь яблоко – это еда, ценная для узников лагеря. И в этом контексте тот факт, что Френцель предлагает Печерскому яблоко, а он отказывается, можно воспринимать как попытку показать «силу духа», и в этом смысле яблоко вполне может выступать эквивалентом пачке сигарет.

Ещё один момент – это реалии фабрики смерти.  Я нашел комментарий историка по поводу того, что в Собиборе не было крематориев и критику по поводу уместности сцены, где «приезжает поезд с трупами». Однако, из общего посыла фильма очевидно, что одновременно с историей Печерского Хабенский стремился показать ужас «лагерей смерти» как таковых, и в пространстве современного художественного фильма «кинематографический Собибор» можно воспринимать не как конкретный исторический лагерь, а как «обобщенный облик нацистских лагерей смерти». Тогда всё вполне объяснимо. Другой вопрос, что оба момента относятся к общему антуражу, и ничего не дают для сюжета. Теоретически без них можно было обойтись. Жести, а точнее относительно удачных попыток её показать, в фильме предостаточно.

Хабенский нигде не наврал ради того, чтобы «наврать» и представить свою «сомнительную» историческую точку зрения. А значит, все исторические неточности вполне допустимы. Кому интересно, полезет в источники или прочтет комментарии специалистов, чтоб разобраться что было, а чего не было.

Я никогда не придирчив к историческим деталям и их достоверности, однако не включить в обзор фильма «Собибор» вопрос связанный с историческими трактовками и конкретными фактами было бы неправильно. Эта тема неизбежно возникает после выхода любого исторического фильма. Собибор — хороший пример для разбора, поэтому я уделил этому столько времени.

О исторической точности и художественной достоверности

Декорации и интерьеры лагеря воспроизводили в Литве по сохранившимся чертежам. Но архивы лагеря были уничтожены после побега заключенных, а сам лагерь — стерт с лица земли, чтобы не осталось никаких напоминаний об этом подвиге.

Самая сильная сцена в фильме одновременно и самая спорная — вечеринка, которую устраивают эсэсовцы в лагере. Выморочный мир, в котором работа — убийство и отдых тоже — убийство. Но его орудия — не серая, наводящая ужас масса, они — персонифицированы. Чудовищнее всего, что для этих конкретных человеческих индивидуумов уничтожение другого человеческого существа — естественная форма существования.

Сцена вечеринки вызывает вопросы, и первый — насколько это может соответствовать действительности? Глава Фонда Александра Печерского Илья Васильев: «Благодаря восстанию лагерь был фактически уничтожен и никаких архивов не сохранилось, но в распоряжении съемочной группы были воспоминания тех людей, их более пятидесяти, которые сумели выжить после побега из лагеря и оставили свои воспоминания, среди которых есть упоминания об этой страшной ночи, без каких-либо конкретных подробностей».

Свидетельств того, что вечеринка была именно такой, как показано в фильме, в архивах нет, как нет и самого архива этого лагеря. Но действительность была еще страшнее. Настолько, что ее нельзя было показывать на экране, и дело не в рейтинге 12+, — действительность, перенесенная на экран без купюр, во всей своей наготе и реалистичности, вдруг перестает работать. Поэтому ход был выбран правильный — придумать сцену, которая бы передавала суть, мифологию, стала метафорой происходившего в этом лагере и еще многих других.

Словосочетание «миф» и «рейх» неизбежно отсылает к мифу о превосходстве арийской расы и новому миропорядку, который эта раса пыталась создать. Лагерь в фильме «Собибор» — микромир, живущий по своим законам, пропускающий через себя человеческие судьбы, превращая их в дым и пепел. Этот микромир — модель и порождение «арийского » мифа.

И если проследить судьбу одного из героев, то увидим историю, достойную отдельного фильма, видим рождение нового героя-мстителя, руки которого обагрены кровью. В фильме звучит горькая фраза: «Научили евреев убивать». По словам режиссера, ответ насилием на насилие — это «честно», но совершенно очевидно, что война и конкретно это место — лагерь «Собибор» не могут породить ничего чистого, светлого и созидательного. Люди, его прошедшие, ранены войной, их души — изувечены и никогда не будут прежними. Война — это грязь и разрушение, всегда. Но люди должны оставаться людьми. Всегда.

Константин Хабенский: «Фильм ориентирован на людей, которые умеют чувствовать. Сопереживать. Не бояться проявления своих чувств, а такого зрителя в нашей стране хватает. Начиная с 12 лет и до бесконечности».

«Собибор» снимался при поддержке Фонда Александра Печерского (глава Фонда — Илья Васильев) и при активном участии Российского исторического общества (исполнительный директор и председатель правления Фонда «История Отечества» Константин Могилевский). Над сценарием работали Александр Адабашьян, Андрей Назаров и Анна Чернакова. Идея фильма принадлежит министру культуры РФ Владимиру Мединскому.

P.S. Собибор» — первый фильм в российском прокате, у которого 5 процентов от продажи каждого билета будет уходить в детский фонд по борьбе с онкологией головного мозга. А прокат обещает быть серьезным. 9 мая «Собибор» покажут в Берлине. Фильм уже сейчас куплен для показа в нескольких странах Европы, будет прокатываться в Австралии, Японии, и переговоры на данный момент продолжаются.

Помогите Правмиру

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Помогите нам быть вместе!

ПОМОЧЬ

Личная жизнь

Актер женат дважды. В 2000-ом в Питере он
познакомился с московской журналисткой Анастасией Смирновой. Первое время они
были вынуждены жить между Москвой и Санкт-Петербургом и ездить друг к другу, но
устав от коротких встреч и разъездов, узаконили отношения. Свадьбу молодые не
играли, ограничившись коротким торжественным ужином, после которого отправились
каждый на свою работу. Красивых нарядом новобрачные тоже не готовили.

Через семь лет у пары родился сын Ваня. Счастье от
рождения малыша было недолгим. Супруги узнали, что у Анастасии рак мозга.
Трагедия в личной жизни Константина Хабенского заставила актера столкнуться с
людьми, которые страдают и умирают от онкологии. Позже он откроет
благотворительный фонд и будет помогать детям с раком мозга и другими
онкологическими заболеваниями. Константин Хабенский детям помогает не только
финансово. Он организовал для них театральную студию, где ребята реализуют свой
творческий потенциал. 

Супруга актера умерла в Лос-Анджелесе. Несмотря на
то, что муж отвез Настю в одну из лучших клиник, рост раковых клеток остановить
не удалось. Несколько лет артист не думал о новых отношениях, с головой ушел в
работу. Сына Ивана забрала мать Анастасии. Мальчик живет в Барселоне,
увлекается спортом, музыкой и отлично рисует

Несколько лет понадобилось
актеру, чтобы после смерти жены обратить 
внимание на женщину, которая стала настоящим тылом для него. Ольга
Литвинова играет в одном театре с Хабенским

Она одной из первых поддержала
идею создания благотворительного фонда и стала помощницей Хабенского.

Константин Хабенский и Ольга Литвинова

Пара сочеталась браком тайно, никого не посвящая в
важное событие в своей жизни. Вторая жена Константина Хабенского подарила ему
двух очаровательных дочерей, которых зовут Александра и Вера

Сегодня актер
активно занимается общественной деятельностью, полностью посвящает себя
любимому театру, снимается в кино и участвует в интересных проектах. Константин
Хабенский, биография которого почти не освящается в соцсетях, отметил 50-летний
юбилей. В честь этого события на Первом канале показали проект, в котором
друзья и коллеги артиста рассуждают о новых возможных ролях виновника
торжества. Оказалось, что они видят его в самых неожиданных амплуа. Впрочем,
этому актеру одинаково великолепно удается играть и героев-любовников, и
отважных военных и детективов.

Хабенский Константин: семья, детство и юность

Константин Хабенский в детстве

История фамилии Хабенский начинается с 15-го столетия и уходит корнями в глубокое прошлое в местечко Хабное недалеко от Киева откуда предположительно пошел род Хабенских. Считается, что Хабенские получили свою фамилия при Екатерине II. В то время, живших в этом местечке евреев звали Хабенскими или Хабнерами.

Константин Хабенский родился в Ленинграде 11 января 1972 года в обычной еврейской семье, не имеющей никакого отношения к миру искусства. 

Родители Константина Хабенского

Хабенский с мамой

Отец Юрий Аронович Хабенский (1946—2004), инженер-гидролог, затем аудитор. 

Мать Татьяна Геннадьевна Хабенская (дев. Никулина), «инженер-гидролог» в строительной лаборатории Нижневартовска, преподаватель математики.

Сестра Константина Хабенского – Наталья Хабенская

Наталья Юрьевна Хабенская

Старшая сестра Наталья Юрьевна Хабенская. 

Еще в юном возрасте Наталья мечтала о карьере музыканта. Окончив музыкальное училище в Санкт-Петербурге, Наталья вместе с подругой организовали дуэт «Маргаритки».

Некоторое время сестра Хабенского работала солисткой в Еврейской музыкальной группе и даже на фестивале «Таланты и поклонники» получила Гран-при, но повторить путь брата и стать звездой ей так и не удалось.

Первым мужем Натальи Хабенской был военный, выпускник артиллерийского командного училища Сергей Видяйкин. Через некоторое время пара развелась. От этого брака родилась дочь Анна. 

После знакомства на одном из музыкальных фестивалей с австрийцем Петром Горке, Наталья, недолго размышляя,  продала квартиру в Санкт-Петербурге и переехала жить в Австрию.

Через некоторое время, в местечке под названием Лойперсдорф она вышла замуж за преподавателя истории.

От этого брака на свет появился сын Александр.

Не найдя себя на большой сцене она устроилась работать в гостиницу Vienna House Loipersdorf.

Поговаривают о ссоре между Константином и Натальей Хабенскими, но оба они опровергают эти слухи, объясняя прохладу в их отношениях, занятостью обоих и расстоянием которое их разделяет.

Константин Хабенский в детстве

Константин Хабенский с сестрой Натальей в детстве

Семья Хабенскиих жила в Ленинграде, но в 1981 году Хабенские переехали в Нижневартовск.

Так что в первый класс Хабенский пошел  в Нижневартовскую среднюю школу.

В 1985 году семья Хабенских снова вернулась в Ленинград 

Константин Хабенский в юности

Константин Хабенский в юности

В юности Константин даже не мечтал о карьере актера. Он играл в футбол, посещал секцию бокса. Все начало меняться когда Константин увлекся музыкой. С друзьями он часто выступал в подземных переходах, исполняя песни популярного в то время Юрия Шевчука и Константина Кинчева.

После окончания восьмого класса средней школы № 486, в которой мать Хабенского преподавала математику, Константин, по настоянию родителей, поступил в Ленинградский техникум авиационного приборостроения и автоматики (ГУАП).

Проучившись три года Константин в техникуме, Константин понял, что приборостроение это не его и забрал документы из техникума.

Что бы хоть как-то зарабатывать себе на жизнь Хабенский устроился монтировщиком-осветителем в экспериментальную театр-студию «Суббота». Именно эта встреча с театром и определила всю дальнейшую судьбу Константина.

Когда для массовки в театре не хватало людей, то на сцену театра выводили всех сотрудников. 

Так, совершенно случайно, в составе массовки Хабенский оказался на театральных подмостках. Незаметно театральная массовка переросла в нечто большее и Константин решил, что его призвание – это театр.

Фильмография

Актер сыграл множество звездных ролей. В фильмографии
Константина Хабенского более полусотни картин, сериалов, культовых фильмов, в
разные годы работал с самыми именитыми режиссерами. Среди значимых картин можно
отметить:

  • Ночной дозор»;
  • Бедные родственники»;
  • Статский советник»;
  • Адмиралъ»;
  • Особо опасен»;
  • Выкрутасы»;
  • Географ глобус пропил»;
  • Метод»;
  • Коллектор»;
  • Собибор».

Константин Хабенский – обладатель самых престижных
наград, в 2012 году ему было присвоено звание Народный артист РФ, а по версии компании
«Яндекс» он уже более 15 лет остается самым популярным актером в России. 

Воплощение идей на экране. Цепляет ли фильм?

Итак, выше было уделено много внимания тому, что фильм ориентирован не столько на «историю подвига Печерского», сколько на демонстрацию «бесчеловечности лагеря смерти», на «эмоциональную жесть», если хотите. Задаём резонный вопрос – насколько это удалось и понимаем, что лишь отчасти. Фильм очень неровный как с содержательной точки зрения, так и с эмоциональной.

Готовясь смотреть этот фильм, предполагаешь, что он будет очень тяжелым, до жути, и всё к этому предрасполагает. Однако сказать, что фильм получился тяжелым и донельзя реалистичным тоже нельзя. Тут налицо противоречие между «игровым фильмом» и «серьёзностью темы».  Ведь, несмотря ни на что, фильм должен быть смотрибельным «массовым зрителем». Правильный баланс найти тяжело, и видно, что Хабенский пытался сделать всё, что мог. Тем не менее, местами фильм цепляет, а местами совершенно не веришь тому, что дело происходит в нацистском лагере смерти. Реалистичность отображения лагерных реалий вызывает вопросы. Стремление к тому, чтобы максимально полно показать «лагерь как он есть» чувствуется, но вот «на выходе» воплощение подкачало.

Здесь свою роль сыграли и сценарные моменты, и актерская игра. К самому Хабенскому, как к актеру, претензий минимум. С тем образом, который был прописан, он справился, но вот насколько этот образ соответствует историческому герою? Вопрос риторический.

Другие же актеры, прямо сказать, не очень впечатлили. И зачем нужно было приглашать «иностранных актеров», тоже не совсем понятно. Разве что для большей претенциозности и реалистичности. Вполне органичными и уместными мне показались образы немцев. По этому поводу писали, что нацисты изображены «картинно отрицательно», что вполне объяснимо. Хабенский, как некоторые говорили, не стал «очеловечивать бесчеловечных», но тем не менее в этом вопросе соблюдена умеренность.

При просмотре фильма зачастую не сразу разбираешься, «кто есть кто», что влияет на восприятие сюжета. Понятно, что есть фашисты, что есть «пленники». Но история каждого конкретного героя теряется. В финале фильма дается «череда лиц» тех, кто вырвался.

Какие-то параллели с реальными персонажами провести тяжело. Возможно, так и было задумано. Однако, это не может не вызывать вопросов, тем более в условиях, когда последний герой того восстания – Семен Розенфельд – ещё жив. Я, к сожалению, не нашел его мнение о фильме, но было бы очень интересно узнать, что он думает.  Это многое бы объяснило.

Общий вывод и оценка:

По фильму понятно, что при его создании начинающий режиссер и признанный актер понимал «сложность задачи» и тяжесть ноши, которую взвалил себе на плечи. Он откровенно пытался «усидеть на двух стульях» и угодить всем. При таком подходе зачастую получается «ни то ни сё». Так и вышло. Остается открытым вопрос, стоило ли снимать такой «средний» фильм на такую сложную тему. Ведь  очевидно, что тематика контрастирует с обликом фильма. Заканчивая обзор фильма «Собибор» нужно поставить ему оценку. Сделать это крайне не просто. Учитывая контекст, неопытность режиссера, особенности темы и её восприятия в обществе фильму  можно поставить «4» по пятибалльной шкале. Со многим Хабенский справился. Надо признать, что подобный фильм, будь он «мощнее» и менее осторожен в трактовках, мог бы «бомбануть» общество куда сильнее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: