«пираты хх века»

Головокружительная карьера плотника Форда

Когда Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас (близкие друзья и коллеги по кинопроизводству) планировали фильм «Апокалипсис сегодня» (изначально его режиссером должен был быть Лукас), они дали небольшую роль своему плотнику Харрисону Форду в обмен на работу – он смастерил стол для офиса Копполы. За несколько лет до этого Форд таким же способом получил роль в фильме Лукаса «Американские граффити».

Во время кастинга на «Звездные войны» Лукасу нужен был кто-то, кто подавал бы реплики за Хана Соло, пока актер пробовался на роль Люка. Он попросил сделать это Форда, и Харрисона безоговорочно утвердили на роль (между прочим, «за бортом» в тот раз остался Курт Рассел).

«Пираты ХХ века» — подробности со съемок

1. В центре сюжета знаменитой картины история о том, как советское судно, груженное опиумом, захватывают пираты. В результате советским морякам удаётся освободиться, что полностью соответствует идеологии того времени. Но кинолента «Пираты ХХ века» была полностью снята в традициях зарубежных боевиков и содержала в себе многочисленные сцены рукопашного боя.

2. В актёрский состав фильма был приглашён знаменитый мастер боевых искусств и постановщик трюков Тадеуш Касьянов, а также известный каратист из Узбекистана Талгат Нигматулин. Они хорошо поработали над постановкой боевых сцен в кинокартине, благодаря чему фильм получился очень реалистичным. После просмотра фильма многие советские подростки начали посещать секции карате и других боевых искусств.

3. Мало кто знает, но в основу фильма «Пираты ХХ века» легла реальная история. За несколько лет до появления картины сценарист Станислав Говорухин в одном из советских печатных изданий прочитал о том, что на итальянское грузовое судно напали пираты. Именно эта заметка в газете вдохновила автора на создание фильма с подобной сюжетной линией.

4. Съёмочный процесс киноленты начался в апреле 1979 года в Крыму и продолжался 4 месяца. Во время съёмок едва не случился несчастный случай с Николаем Ерёменко, которому в картине досталась ведущая роль. Актёр самостоятельно выполнял все трюки на съёмочной площадке, за что едва не поплатился жизнью. Николаю нужно было спрыгнуть со скалы на палубу судна, но актёр немного промахнулся и упал в воду, едва не угодив под лопасти винтов судна.

5. Первый показ фильма состоялся в 1979 году на заседании Центрального комитета Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи. Картина «Пираты ХХ века» привела комиссию в ужас, и фильм был признан слишком жестоким для широкого проката. В советских кинотеатрах лента появилась только благодаря тому, что сюжет картины понравился самому Леониду Брежневу.

6. Ажиотаж в кассах кинотеатров был просто невероятным. В очередях стояли сотни людей, которые ради просмотра кинофильма прогуливали учёбу или отменяли более важные дела. В 1980-ом году киноленту просмотрело почти 88 миллионов человек, а к 1990-му году эта цифра выросла до 120 миллионов.

Билет на кинокартину в кассе кинотеатра стоил довольно дешево, а с рук такой же билет продавали намного дороже. Перекупщики в то время заработали очень хорошие деньги, ведь даже крупная сумма не останавливала желание советских граждан попасть на просмотр «Пиратов ХХ века».

7. Фильму удалось получить не только многочисленные похвальные отзывы кинокритиков, а и почётный диплом 13-го Всесоюзного кинофестиваля в Душанбе. За исполнение ведущей роли в этом фильме Николай Ерёменко стал лучшим актёром 1981 года по опросу журнала «Советский экран».

8. Планировалось снять продолжение этой успешной картины. Вторая часть киноистории должна была появиться на экранах в 1986 году под названием «Тайны мадам Вонг». Но Николай Ерёменко и Талгат Нигматулин отказались сниматься в этом фильме, ведь им совершенно не понравился сценарий предстоящей ленты.

В результате сценарий картины был изменён и из него убрали все привязки к фильму «Пираты ХХ века». Идея о съёмках продолжения картины возникала и в начале нового тысячелетия, но найти финансирование на этот проект так и не удалось.

Предлагаем также узнать малоизвестные факты о фильме «Тот самый Мюнхгаузен«. «Кто мог сыграть главные роли и какие сложности возникали во время съемок?

«Афера Томаса Крауна» (1968)

Едва ли не впервые в жизни примерив на себя фешенебельный костюм и дорогие очки в пол-лица, Маккуин предстал в нетипичной для себя роли утонченного бизнесмена. Обошлось без крови, пыли и широких ковбойских штанов, но не без криминала! В «Афере» актер играет заскучавшего и прельщенного окружающей его роскошью миллионера, который в поисках острых ощущений решается на ограбление собственного же банка. Спрятав награбленное в швейцарском банке, Томас Краун пытается залечь на дно, однако агент ФБР Эдди Мэлоун и утонченный страховой следователь Вики Андерсон идут по следу богача, играя с ним в кошки-мышки.

Тотальное изменение образа артиста сбивает с ног с самого начала: в модном гольфисте, одетом в поло нежного цвета, не сразу можно признать Маккуина из фильмов про деревенских парней. И такой стиль не к лицу животной харизме Маккуина — его крупные черты лица, слегка диковатые повадки и грубая манера речи выдают в нем скорее водителя лимузина, нежели отдыхающего на заднем сидении топ-менеджера, ценителя дорогого виски и пилота-любителя. «Афера» разделила фанатов Маккуина на два лагеря: тех, кто могут воспринимать любимого актера в дорогом дизайнерском костюме, и тех, кому ближе мазутные пятна на его мускулистом теле.

«Мотылек» (1973)

Последний серьезный проект Маккуина, окончательно утвердивший актера в качестве голливудской звезды первого эшелона. Спустя всего год после работы над «Побегом», Стив вновь играет заключенного, замыслившего покинуть ненавистную ему тюрьму, правда, в этот раз он не злостный грабитель-рецидивист, а несправедливо осужденный громила по кличке «Мотылек». В суровых условиях заключения персонаж Маккуина помогает выжить крупному финансовому аферисту Луи Дега (Дастин Хоффман), который во время отсидки в гвинейской тюрьме для особо опасных преступников переживает серьезные внутренние трансформации. Основан фильм на псевдобиографическом романе Анри Шарьера, который утверждал, что сам пережил подобные жизненные испытания.

«Мотылек» продолжает общую для всей карьеры Маккуина линию не принятого обществом бунтаря-одиночки, который с голыми руками готов наброситься на мир и разорвать его в клочья. Персонаж Анри Шарьера — абсолютно канонический для Стива: он живет по принципам улиц, где побеждает сильнейший, но этот сильнейший никогда не даст в обиду самого слабого. Вся жизнь Маккуина была пропитана стремлением к свободе, ради которой он готов пожертвовать практически всем, но не принципами.

Страшный, страшный Стэнли Кубрик

  • Во время съемок «Сияния» Стэнли Кубрик напугал Венди до смерти в сцене, где Джек медленно ковыляет за ней по лестнице, а она отмахивается бейсбольной битой. Кстати, на съемках за ней по лестнице реально гнался Стэнли Кубрик.  
  • Знаменитую сцену, где из-за дверей лифта хлещут потоки крови, снимали в течение целого года, прежде чем Кубрику наконец понравился тот дубль, где, по его мнению, можно было не сомневаться, что на экране именно кровь. К моменту выхода фильма на экраны Американская киноассоциация (MPAA) приняла специальное положение, не разрешающее присутствие крови на экране в трейлерах, одобренных для любой возрастной аудитории. Кадр, где кровь заливает холл гостиницы, стал визитной карточкой «Сияния», поэтому Стэнли Кубрику пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить MPAA в том, что это ржавая вода. Кстати, сцену, где главный герой гоняется по лабиринту за сыном, снимали в течение месяца. 
  • Человек с окровавленным лицом, который пугает Венди возгласом «Прекрасная вечеринка, не так ли?!» – редактор фильма Норман Гей.
  • Фотография 1921 года в концовке фильма – подлинная, только голову Джека Николсона «вклеили».

Создание нового формата кино

Вот мы и подобрались к самому интересному. Этот фильм часто называют первым советским боевиком, но давайте на минуту задумаемся, действительно ли до «Пиратов XX века» были зарубежные фильмы в таком формате? Особенно если исключить вестерны, военные и шпионские фильмы, боевые искусства и фантастику? Сможете назвать хоть один?

Хоть один фильм, события которого происходят в современном мире, где присутствуют зрелищные драки, захват заложников, перестрелки, взрывы и фактически один герой противостоит целой банде, а в итоге побеждает. Вышедший до 1980 года.

Подсказка: «Рэмбо» вышел в 1982 году, «Коммандос» — в 1985, «Крепкий орешек» — в 1988 году…

Николай Еременко-младший (1949 — 2001)

Фильм «Пираты XX века»: актер Николай Еременко-младший в роли Сергея Сергеевича — тогда и в последние годы

Фильм «Война и мир»: актеры и роли

В 1969 году вышел первый фильм с участием Николая Еременко-младшего. Роль Алеши из «У озера» была сыграна блестяще, и актер продолжил сниматься в кино, выступал на сцене театра. На весь Союз его фамилия прогремела в 1980-м, когда Николая признали лучшим актером согласно рейтингу журнала “Советский экран” за роль Сергея Сергеевича в фильме «Пираты ХХ века».

Еременко получил массу наград и званий, среди которых премия Ленинского комсомола, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РФ и другие.

Еременко-младший снимался в кино вплоть до 2001 года, и его фильмография могла стать еще более обширной, если бы он не скончался в результате инсульта 27 мая 2001 года.

«Большой побег» (1963)

Джон Стерджес увидел гигантский потенциал в Маккуине во время работы над «Великолепной Семеркой» и решил пригласить его на главную роль в своем новом фильме. Актеру досталась роль военного летчика Вирджила Хильца, который вместе с другими офицерами и солдатами союзных войск попадает в плен к фашистам. Хильцу только дай повод нарушить какое-нибудь правило концлагеря или выразить свое непочтение немцам. Ведет он себя раскованно и чувствует себя замечательно даже в карцере. Оптимизм и обаяние Хильца притягивают остальных заключенных, и вместе они решают подготовить побег.

«Великий побег» для американцев — кино хрестоматийное и разобранное на цитаты. Гигантский трехчасовой хронометраж позволил Стерджесу неспешно и кропотливо обрисовать не только лагерный быт, но придумать каждому из многочисленных уникальных персонажей, каждого со своей уникальной фишкой и характером. В 1963 году картину показали на ММКФ, а Маккуин даже удостоился награды за лучшую мужскую роль.

Фильм сделал Маккуину имя также благодаря сцене погони на мотоциклах. Здесь-то и проявилась впервые страсть актера к скорости и гонкам. Его герой вырывается из тюрьмы и проезжает через чистое поле посреди гор и лесов — одна из самых красивых метафор свободы в истории кино. «Великий побег» открыл дорогу свободолюбивым и бунтарским картинам вроде «Хладнокровного Люка» и «Военно-полевой госпиталя».

Крымские местности в фильме «Пираты ХХ века»

Почти все съемки проходили в Крыму. Азиатский порт, в котором на корабль «Нежин» грузят тонны опиума – это грузовой порт Ялты. Первые шаги на пиратском острове советские моряки делают по Карадагу, в районе хребта Карагач, там, где сейчас проходит туристская «экологическая тропа». Бухта океанского острова, в которой стоял корабль пиратов – это легкоузнаваемая «Голубая бухта» в Новом Свете (Судак).

Мыс Тарханкут

Примечательный профиль массива Караул-оба, ограничивающий бухту с запада мелькает в фильме много раз. Дозорные пиратов сидели на новосветовском мысе Капчик, с этого же мыса прыгал Еременко на пиратский корабль, в его нишах укрывались советские моряки в свою первую ночь на острове…

Грот в скале – это уже не Новый свет. За натурой режиссер поехал на другой конец Крыма – на мыс Тарханкут. Здесь, в урочище Атлеш снимались кадры подводных погонь и проход для пиратского вельбота через огромный скальный грот.

Лагерь туземцев из фильма Пираты ХХ века — Тихая бухта под Коктебелем

А вот лагерь туземцев, который оккупировали пираты и где держали в заложниках советских женщин – снова восточный Крым. За бутафорскими пальмами и тростниковыми хижинами сначала трудно узнать Тихую бухту под Коктебелем. Но стоит в кадре предательски скользнуть очертаниям мыса Хамелеон, разделяющего Коктебельскую и Тихую бухту, как все становится ясно.

Грузовой порт Ялты в фильме Пиратв ХХ века

Еще съемки проходили под Севастополем и в Гурзуфе. Крым с его природой остался в сердце актеров на всю жизнь. Наталья Харахорина, исполнительница роли буфетчицы вспоминала: «Месяц мы жили в Судаке, …все это так надоело – и жара, и солнце, и трудные съемки. А прошло время, мы собрались на студии, смотрели на экране на всю эту красоту и жалели о том, что стремились оттуда уехать…».

«Детектив Буллит» (1968)

Как и у многих маккуиновских фильмов у «Буллита» есть сцена-визитная карточка — погоня на Форде Мустанге по Сан-Франциско. Снята она безупречно и даже сегодня смотрится захватывающе. Но и в отрыве от нее «Буллит» — жемчужина кинематографа конца 1960-х и чуть ли не главный фильм актера. Здесь нашел воплощение его самый знаменитый экранный образ — мрачный мужчина с пистолетом, который выглядит так, будто вечно страдает от язвы желудка. Лицо Буллита всегда словно скрючено от боли, и чтобы как-то ее успокоить, он заливается кофе и курит пачку за пачкой. Лейтенант — один из первых героев «Нового Голливуда», разочарованных, разгневанных и потерявших веру во что-либо. На образе Маккуина будут учиться «Грязный Гарри», «Французский связной» и «Долгое прощание». Финал «Буллита» весьма показателен. Опальный детектив раскрыл дело, но волею судеб — он всегда остается проигравшим. Буллит смотрит на себя в зеркало, понимая, что права была его девушка: его жизнь — помойка.

Довольно депрессивную атмосферу фильма подчеркивает музыка выдающегося джазиста Лало Шифрина (он же писал саундтрек и к «Цинцинатти Киду»). Ее завывающие и прерывные диссонансы очень точно отражают духовное состояние героя, потерявшегося в родном городе, стране и мире.

Захватывающие факты со съёмок популярных фильмов (по мнению пользователей Reddit)

Лучшие фильмы становятся частью нашей жизни: есть произведения искусства, которые мы рады смотреть снова и снова. Над их созданием работают мировые знаменитости, тратя массу усилий, и нам любопытно заглянуть «на кухню» мирового кинопроизводства, узнать все подробности того, как это было сделано. Каждый наш любимый фильм скрывает множество секретов, и от этого становится только интереснее. Любители кино бережно и азартно собирают малоизвестные факты о своих любимых постановках. Недавно пользователь сайта Reddit Crying_Hyena отправил на платформу вопрос: «Какой самый лучший «закулисный» факт из фильмов вы знаете?».

«Великолепная семерка» (1960)

Для Маккуина роль Вина Таннера в вестерне «Великолепная семерка» стала большим прорывом. На тот момент он был известен, прежде всего, как звезда ковбойского сериала CBS «Разыскивается: Живым или мертвым» (Wanted: Dead or Alive), а теперь ему предстояло разделить экран с самим Юлом Бриннером. Хотя Маккуин формально исполнил в «Семерке» роль второго плана, как персонаж он выглядит куда интереснее и живее, чем главный герой. Неслучайно Бриннер устраивал на съемочной площадке настоящие скандалы, считая, что молодой артист постоянно выделывается перед камерой и хочет «украсть у него сцену». Маккуин подошел к роли весьма серьезно, придумал Вину несколько коронных жестов и движений, научился перезаряжать дробовик одной рукой

В результате все внимание зрителя устремлялось на этого харизматика, и режиссер Стерджес решил оставить персонажа в живых — он один из трех ковбоев, которым удалось пережить финальную перестрелку

Что касается самого фильма, «Великолепная семерка» состарилась сегодня куда сильнее, чем «Семь самураев» Акиры Куросавы, из которых Стерджесс черпал вдохновение. На сегодняшний день слишком сильно бросается в глаза картонность и наивность происходящего, однако отдельные сцены соперничества ковбоев между собой, да и запоминающийся саундтрек композитора Элмера Бернстайна, все равно не дают заскучать. В год выпуска лента собрала большую кассу и помогла взлету карьеры не только Маккуина, но и Чарльза Бронсона.

Места съемок

Крымский полуостров в советское время был одним из крупнейших кинематографических центров. Здесь снимались комедии, приключенческие фильмы, боевики. Это не удивительно, местная природа и ландшафт очень разнообразны. Неоднократно Крым играл прерии Северной Америки, джунгли Амазонии, африканские равнины, побережье Карибского моря. Конечно, фильм, сюжет которого происходит в морях Юго-Восточной Азии, мог сниматься только в Тавриде. Многие туристы самостоятельно пытаются разыскать места, где снимали фильм Пираты 20 века. Стоит отметить, что специальных туристических маршрутов не существует, экскурсий не водят. Но многие гости самостоятельно довольно легко узнают приметные достопримечательности.

Так база пиратов снималась в Голубой бухте, расположенной рядом с поселком Новый Свет. Деревня жителей, которые помогли героям, располагается недалеко от Коктыбеля. Горная гряда Карадаг и мыс Капчик послужили местами крушения судна героев, где затем они высадились на берег. Порты в Мариуполе и Ялте сыграли порты, расположенные в Юго-Восточной Азии, где и проходила погрузка опиума. Основные места съемок располагались у поселков Новый Свет и Массандра, в гавани Коктебеля, на Карадаге и в Ялте.

Петр Вельяминов (1926— 2009)

Фильм «Пираты XX века»: актер Пётр Вельяминов в роли капитана Ивана Ильича — тогда и в последние годы

Фильм «Берегите женщин»: актеры и судьба

Первым фильмом для Петра Вельяминова стал «Тени исчезают в полдень» в 1971 году. После этой роли его начали приглашать в другие проекты. С 1995-го играл в Санкт-Петербургском академическом театре и преподавал в Балтийском институте экологии, политики и права на кафедре актерского мастерства.

В фильмографии звезды 66 лент. В «Пиратах ХХ века» Вельяминов сыграл капитана сухогруза “Нежин” Ивана Ильича.

В 2006-м у актера появились признаки болезни Паркинсона, Петр Вельяминов умер от пневмонии 14 июля 2009 года.

Павел Ремезов (1951)

Фильм «Пираты XX века»: актер Павел Ремезов в роли Иван Ильич — тогда и в последние годы

Фильм «Человек-амфибия»: актеры и роли

Павел Ремезов впервые появился на экранах в 1975 году в фильме «Центровой из Поднебесья» в роли Роберта Доула. Картина «Пираты ХХ века», где он сыграл судового врача, стала четвертой в его фильмографии. С 1986 по 1989 годы выступал на сцене театра им. Н. В. Гоголя. У Ремезова необычная внешность, потому его часто приглашали в фильмы детективного и приключенческого жанра.

Также актер снимался в рекламных роликах сотового оператора. Сегодня занимается производством телевизионных программ.

Кроме того, в киноленте «Пираты XX века» снимались Рейно Арен, Дилором Камбарова, Виктор Гордеев, Георгий Мартиросян, Леонид Трутнев, Нартай Бегалин, Александр Беспалый и другие.

«Матильда»

  • Год: 2017
  • Бюджет: 1,5 млрд рублей
  • Сборы: 537 млн рублей

Работа над этой исторической мелодрамой об отношениях императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской началась в 2010 году. Режиссёром стал Алексей Учитель. Над сценарием трудились более десяти человек, в том числе из США и Франции. Из предложенных вариантов режиссёр остановился на тексте Александра Терехова, лауреата российских литературных премий.

Генеральными продюсерами изначально выступили сам Учитель и ещё два партнёра.

Съёмки стартовали с 2014 года. Производством занималась студия Алексея Учителя. Главные роли в фильме исполнили иностранные актёры. Изначально роль Матильды понравилась даже Кире Найтли, однако из-за беременности актрисы Кшесинскую сыграла Михалина Ольшанская, которая прилетела из Польши. Николая II сыграл немецкий актёр Ларс Айдингер. В фильме снялись также Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

Съёмочными площадками стали не павильоны, а интерьеры дворцов и соборов Санкт-Петербурга и Москвы. Для фильма изготовили 7000 костюмов. По словам Учителя, на съёмках присутствовали научный и исторический консультанты, а также консультант по церковным таинствам.

В течение 2017 года в Москве, Санкт-Петербурге и других городах прошёл ряд акций против «Матильды». 31 августа злоумышленники бросили две бутылки с зажигательной смесью в офис студии «Рок» Учителя в Санкт-Петербурге.

Сложный путь фильма к зрителю

Фильм был закончен в 1979 году. Его сразу же показали руководству ЦК ВЛКСМ. Картину назвали «идеологически вредной». Она «легла на полку». Неизвестно, сколько бы она там пролежала, если бы кто-то из работников Госфильмофонда не отправил ленту на дачу к Брежневу. Генсек так распереживался за советских моряков, что посоветовал поскорее выпустить фильм на широкий экран. Зритель пошел в кинотеатры валом.

Кадр из фильма Пираты ХХ века

В основе фильма – реальная история. Советский корабль перевозит ценный груз — крупную партию опиума, необходимого для фармацевтических целей. В водах юго-восточной Азии на судно нападают жестокие пираты. Команду расстреливают, корабль взрывают. Но части экипажа во главе с капитаном удается спастись. Вскоре их лодку прибивает на один остров с пиратами и разгорается недетская борьба за жизнь и честь. В итоге наши побеждают.

Голубая бухта

Таких драк, трюков, напряженных моментов советский зритель никогда не видел. Главным лицом фильма был старший механик Сергей — герой замечательного актера Николая Еременко. Сергей — настоящий русский мужик, который может постоять за Родину, за корабль, за свою женщину. После съемок за Еременко навсегда закрепилась слава секс-символа и супермэна. Все трюки актер выполнял сам. Во время съемки сцены, когда его герой прыгает со скалы на борт корабля, он едва не погиб — актера чуть не затянуло под лопасти винтов.

Кадры фильма, снятые на Карадаге

Из воспоминаний Еременко: «Не знаю, как удалось выбраться. Прыгнул рядом с бортом, а вынырнуть не могу… Травмы, полученные на тех съемках, сказывались долго. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные, и работали без дублеров».

Продолжения не получилось

К сожалению — да, не получилось. Причем было несколько попыток:

1. В 1986 году вышел фильм «Тайны мадам Вонг», который задумывался Станиславом Говорухиным, как продолжение «Пиратов XX века», однако Николай Ерёменко и Талгат Нигматулин, которые должны были сыграть главных героев, после ознакомления со сценарием — отказались;

2. В начале 1990-х Станислав Говорухин и Николай Ерёменко решили вместе поработать над продолжением фильма, которое бы устроило и режиссёра, и главного актёра, но случившийся «развал» СССР сильнейшим образом ударил по отечественной киноиндустрии и их планам не суждено было сбыться.

Но с учетом того, что наиболее часто сиквел оказывается хуже оригинала, то может быть и к лучшему…

Географические несостыковки

Выход на экраны первого советского боевика произвел настоящий фурор. Первые зрители с удовольствием наблюдали за приключениями героев и не обращали внимания, на возможные географические ошибки и несостыковки. Когда же поклонники пересматривали полюбившийся фильм неоднократно, они стали замечать, что подчас герои преодолевали значительные расстояния всего за пару секунд экранного времени. Люди стали узнавать места, так как Пираты 20 века снимали в Крыму, и делиться своими наблюдениями.

Деревня местных жителей, которые помогали героям, снималась на побережье бухты Тихой. Но мистическим образом уже одна из жительниц, помогающая советским морякам, перенеслась в туннели Атлеша.

Когда корабль терпит крушение Герой Еременко с товарищами высаживается на берег. Это происходит на вблизи Карадага. Но уже в следующий момент они находятся недалеко от Судака.

Опять пещеры Атлеша. Пираты находятся в подземных туннелях, но затем выныривают уже недалеко от Нового Света в гавани.

Деревня, где живут пираты, снималась рядом с Коктебелем. Но судно уже находится рядом с Судаком. Пулемет же установлен на Капчике. Если представить это расстояние, то морских разбойников можно пожалеть, так как им приходится преодолевать значительные расстояния.

Однако нельзя сказать, что эти несостыковки являются ошибками режиссера и съемочной группы. Съемки в разных частях Крыма были обусловлены необходимостью, так как необходимая натура была разбросана по полуострову. Наоборот, можно только похвалить профессионализм людей, которым удалось получить на экране цельную картинку.

Ценители кинематографа, особенно приключенческих боевиков, отмечают, что им больше нравится работа советских кинематографистов, которым приходилось снимать в разных местах, ставить трюки в живую, а не использовать компьютерную графику. Подобная работа ценится намного выше, особенно если учесть, что на экране все смотрелось очень реалистично и захватывающе.

Биография

Мемориальная доска на здании гимназии № 2 города Екатеринбурга, где учился Алексей Балабанов

Родился 25 февраля 1959 года в Свердловске. В 1966—1976 годах учился там же в средней школе. Окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков.

В 1981—1983 годах проходил службу офицером в Советской Армии (в 339-м военно-транспортном авиационном полку ВТА ВВС военно-транспортной авиации в Витебске), летал в страны Африки и Азии. Этот опыт нашёл отражение в картине «Груз 200». Участник войны в Афганистане. Незадолго до окончания службы был переведён в Военно-морской флот. С тех пор его излюбленной одеждой была морская тельняшка.

Четыре года работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии. В 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера).

Первый игровой фильм 26-летний Балабанов снял на Урале в 1987 году. Сценарий фильма был написан за одну ночь. Эта малобюджетная картина была снята в ресторане. В фильме играла группа Nautilus Pompilius, с лидером которой Вячеславом Бутусовым режиссёр был знаком. В массовке были заняты посетители заведения. После дебюта в каждом последующем фильме Балабанов снимал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного воплощения житейских перипетий своих персонажей посредством художественных образов.

С 1990 года Балабанов жил и работал в Санкт-Петербурге. В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию «СТВ», при помощи которой снял большинство фильмов.

Первые два полнометражных фильма режиссёра «Счастливые дни» (по мотивам Сэмюэля Беккета) и «Замок» (экранизация романа Франца Кафки) отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии, заложенных в литературных источниках.

Всероссийскую известность принёс Балабанову фильм «Брат» (1997), рассказывающий историю молодого человека, ставшего киллером. Фильм стал одной из культовых российских кинокартин 1990-х, а исполнителя главной роли Сергея Бодрова-младшего стали называть героем поколения. Из-за неприязни, которую испытывает к иностранцам главный герой «Брата», Балабанова обвиняли в национализме и ксенофобии.

В 1998 году Балабанов поставил фильм «Про уродов и людей» по сценарию, который он написал за пять лет до этого, но не мог реализовать из-за отсутствия финансирования. Несмотря на спорность тематики (фильм рассказывает о производителях порнографии в Российской империи), картина была удостоена премии «Ника» за лучший фильм.

В 2000 году Балабанов снял «Брат 2» — сиквел «Брата», действие которого происходит в Москве и в США. Обвинения в неполиткорректности вызвал и фильм «Война» (2002), местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны. Затем Балабанов, изменив сложившийся почерк, снял два «лёгких» фильма: криминальную комедию «Жмурки» и мелодраму «Мне не больно».

В фильме «Груз 200» (2007) автором была натуралистично показана изнанка поздней советской действительности времён афганской войны, страшная и жестокая сторона человеческой натуры, сценарий вызвал отказ ряда известных актёров сниматься в картине. Во многих городах России лента была снята с проката.

Фильм «Кочегар» (2010) — о якуте, ветеране Афганистана. В фильме рассказывается о мести маленьких людей.

Алексей Балабанов на съёмочной площадке фильма «Морфий»

В последней картине «Я тоже хочу» (2012) режиссёр осмысливает проблему ухода человека из жизни. Балабанов появляется в кадрах фильма в эпизодической роли. С этого времени в интервью он стал намекать на скорую смерть и говорил, что это будет его последний фильм.

Всего Балабанов снял 14 игровых фильмов, не считая любительских и документальных.

Смерть

18 мая 2013 года, около 16 часов, работая над очередным сценарием в санатории «Дюны» в городе Сестрорецке (Курортный район Петербурга), Алексей Балабанов скончался. Ему было 54 года. Гражданская панихида на «Ленфильме» по воле режиссёра не проводилась. Отпевание прошло 21 мая в Князь-Владимирском соборе, похороны состоялись в тот же день на Смоленском кладбище.

До слез

В «Реквиеме по мечте» есть сцена, в которой Эллен Бернстин произносит страстный монолог о том, как ужасно и больно стареть (за эту сцену актрису номинировали на лучшую женскую роль). В отличие от остального фильма, где каждый кадр очень тщательно спланирован и оформлен, во время этого монолога камера дрожит и едет в сторону.

Режиссер Даррен Аронофски устроил страшный скандал облажавшемуся оператору, потому что Эллен Бернстин сыграла потрясающе. Как выяснилось, съемка была сорвана, потому что оператор был настолько тронут игрой Бернстин, что расплакался: он не мог держать камеру неподвижно, почти ничего не видел из-за слез. И хотя эта сцена первоначально была вырезана, в результате в фильм она вошла.

«Вратарь галактики»

  • Год: 2020
  • Бюджет: 960 млн рублей
  • Сборы: 108 млн рублей

Почти миллиард ушёл на семь лет производства фильма про то, как главный герой играет в космобол — для спасения Земли от пришельцев. За режиссёрское кресло сел Джаник Файзиев (снял «Турецкий гамбит»). Во «Вратарях» снялись глыбы российского кино Евгений Миронов, Михаил Ефремов и Елена Яковлева.

Сценарий к фильму написали Файзиев, Андрей Рубанов, Дрю Роу и Твистер Мерчинсон — один из продюсеров успешного «Утреннего шоу».

Продюсером фильма стал гендиректор компании СТВ Сергей Сельянов. Также свои силы для продвижения использовали «Россия 1», СТС и Первый канал.

Файзиев обещал снять фантастический блокбастер, вдохновленный вселенной Marvel и другими фильмами о супергероях. Создатели обещали огромное количество спецэффектов мирового уровня. «То, что делали в “Аватаре”, — вот этот подвиг повторил я» — говорил Миронов про технологию motion capture — анимацию путем оцифровки движений реального человека, с помощью которой он сыграл своего героя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: