Как снимался «тот самый мюнхгаузен»: приключения ярмольника, абдулова и янковского в германии

Леонид Ярмольник (1954)

Леонид Ярмольник — тогда и сейчас| Vicpeters «Википедия», The Presidential Press and Information Office kremlin.ru

Фильм «Зигзаг удачи»: актеры и судьба

Актер Леонид Ярмольник в фильме “Тот самый Мюнхгаузен” сыграл сына барона Феофила. Артист начал играть в театре и параллельно сниматься в кино с 1974 года и считает, что в некоторой мере его прославил персонаж Гнус из картины “Сыщик”, а также жесты этого героя, которые пытались повторять все советские подростки. Ярмольник снимался в таких кинолентах, как “ТАСС уполномочен заявить…”, “Пеппи Длинныйчулок”, “Необыкновенные приключения Карика и Вали”, “Паспорт”, “Московские каникулы” и др.

В 1994-м Ярмольник отказался от звания Заслуженного артиста России, а в 2014 году — от народного артиста РФ. В 2019-м в интервью Леонид Исаакович отметил, что ценность этих званий девальвирована, и он не может относиться к ним с уважением. Артист по-прежнему играет в кино, в 2018 году снялся в картине “Одесса”, а также выступил ее продюсером.

В съемках фильма “Тот самый Мюнхгаузен” принимали участие Владимир Долинский, Всеволод Ларионов, Семен Фарада, Любовь Полищук и др.

Борьба за героя

Надо сказать, что Янковского на главную роль Марку Анатольевичу пришлось пробивать. Несмотря на то что Олег Иванович на тот момент сыграл уже в 30 фильмах. Однако Янковский был далеко не так знаменит по сравнению с Андреем Мироновым, который изначально должен был сниматься в этой картине. Зато Янковский всегда добавлял в свою игру нотку иронии, именно это и было нужно Захарову. И Захаров сумел убедить и Горина (тот тоже настаивал на Миронове), и начальников от кино утвердить на эту роль Олега Ивановича.

Именно игра Янковского определила рисунок всего фильма, добавив сюжету комической ленты некой запредельности происходящего, ироничности, сумасшедшинки. «Когда мы с Марком обсуждали, как играть Мюнхгаузена, он вспомнил такую притчу, — рассказывал в одном интервью Янковский. — Распяли человека и спрашивают: „Ну как тебе там?“ — „Да ничего… Только улыбаться больно“. Мюнхгаузен идёт обходным путём, и, наверное, в этом его сила. Выйти на площадь и кричать о своих убеждениях — не самый сложный путь».

Статья по теме

Под счастливой звездой. Как роль Бабы-яги «выдала» Инну Чурикову замуж

На роль баронессы Якобины фон Мюнхгаузен Захаров пригласил приму своего театра Инну Чурикову, будучи уверенным, что ленкомовская звезда блестяще сыграет покинутую супругу главного героя. Так и произошло, фразы баронессы из уст царственной Инны Михайловны звучат шедеврально: «Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?» Кстати, Чурикова попросила, чтобы на роль её сына Феофила взяли Леонида Ярмольника. Но, как вспоминает Ярмольник, на съемках она была к нему невероятно требовательна и во время дублей с пощечиной молодого человека не щадила, била по-настоящему: «Чтобы было убедительнее».

А звезда труппы Захарова Александр Абдулов, сыгравший любовника баронессы Генриха Рамкопфа, пострадал ради той самой правдивости в кадре. В одной сцене нужно было прыгнуть с высоты. Артист уговорил Захарова, чтобы тот разрешил ему сыграть сложную сцену самому, без каскадёра. В результате Абдулов повредил палец на ноге и работал потом, превозмогая боль.

Инна Чурикова, Олег Ярмольник, Александр Абдулов.  Кадр из фильма

Что касается Броневого, то на момент съемок в картине «Тот самый Мюнхгаузен» в роли курфюрста Ганновера Леонид Сергеевич ещё не состоял в труппе «Ленкома»: туда он придёт лишь в 1988 году и прослужит до самой смерти. Но Захаров, по всей видимости, чувствовал «своих» актёров: он приглашал Броневого сниматься во все свои фильмы без проб. Так было и в этот раз. Леонид Сергеевич в роли курфюрста Ганновера с его заявлениями — «Свободная линия плеча, зауженные панталоны… Вы могли бы стать примером для нашей молодежи!» — оказался блистателен.

Статья по теме

«Врать нет сил!» Как предавали и спасали Владимира Долинского

Но тяжелее всего Захарову пришлось с утверждением на роль в картине ещё одного актёра «Ленкома»: Владимира Долинского, которому предназначалась роль пастора. Ведь Владимир Абрамович тогда только-только вышел из «мест весьма отдаленных». Как рассказывал «АиФ» Долинский, сразу после освобождения из тюрьмы его пригласил в гости Захаров: «Я пришёл, сидел часа четыре у них. Захаров хотел посмотреть, не в наколках ли я или с фиксами, не разучился ли говорить. А я очень смешно и трогательно рассказывал ему и про зону, и про всё… В „Ленкоме“ я тут же начал вводиться в спектакли. 1 февраля 1977 года я вернулся, а 3-го уже работал в театре: с ещё не снятой судимостью, без московской прописки… А дальше пошли приглашения в кино, хотя за меня Захарову приходилось биться».

Олег Янковский, Владимир Долинский, Елена Коренева. Кадр из фильма

В чём смысл фильма Тот самый Мюнхгаузен

Смысл фильма в том, что барон отличается от других людей. Благодаря фантазиям жизнь его интересна.

Самый правдивый

Барон верит в свои истории, верит в них и его верный слуга. Мюнхгаузен действительно уверен в своей правдивости. В своих фантазиях барон свободен. Он может летать на ядре, выращивать вишневый сад на голове оленя, ходить на охоту без ружья и даже разговаривать с Сократом.

Другой

Мюнхгаузен не похож на жителей города, он необычный человек, сделать его обычным — значит, убить его. А горожане хотели, чтобы барон стал таким, как все. Великий фантазёр предпочёл умереть. Городу нужна лишь слава барона, память о нём, а живой Мюнхгаузен не нужен им. Людям нужна легенда.

Жестокий мир

Ещё одна важная проблема затронута — проблема отношений человека и общества. Жестокие люди вынуждают барона отказаться от своей яркой индивидуальности. Общество при жизни не принимало барона, зато готово восхищаться им после смерти.

Автор считает, что непримиримость к меньшей части общества должна исчезнуть, уникальных людей нужно беречь, иначе жизнь будет скучна и бесцветна.

Надёжно спрятана в фильме о великом фантазёре и ещё одна мысль. Люди не ценят близких при жизни и начинают делать это только после смерти.

Сила любви

В фильме барон раскрывает силу истинной любви. Тот, кто действительно любит, способен на любой подвиг. Для Мюнхгаузена любовь — теорема, которую нужно доказывать каждый день. Не нужно избитых признаний в любви, не нужно чувства в традиционном земном понимании. Отдать жизнь за подвиг любви — смысл жизни великого фантазёра.

Живая душа

Главная мысль фильма в том что важно сохранить живую, яркую душу, свободную, как сам барон Мюнхгаузен. Её нельзя запереть в клетке, её не сдержат оковы

Душа должна радоваться жизни и свободе, а без этого жизнь не может быть яркой и интересной.

Жители города и семья барона сожалеют о смерти Мюнхгаузена

Они потеряли нечто важное с его смертью. И теперь пытаются подражать знаменитому соотечественнику

Например, пробуют вытянуть себя за волосы. Их души тоже требуют свободы и радости.

Философское начало

Не обошлось в фильме и без философии. Барон относится к жизни легко, он принимает её такой, какая она есть. Он не переделывает жизнь, он только раскрашивает её в яркие краски своей неудержимой фантазии.

Мюнхгаузен стирает грань между реальностью и выдумкой, и это хорошо. Иначе жизнь будет очень скучной.

Смысл финала

В конце фильма о великом фантазёре барон Мюнхгаузен советует всем не делать серьёзных лиц и чаще улыбаться. Ведь все глупости в мире совершаются с серьёзным лицом.

И совет великого выдумщика актуален во все времена. Невозможно прожить без улыбки, без неё жизнь скучна и неинтересна. Барон взбирается вверх по бесконечно длинной лестнице, которая символизирует такую же бесконечную память истории о великом фантазёре, придумавшем 32 мая — еще один весенний день.

Последняя шутка

Даже история о смерти настоящего барона не лишена юмора. Через много лет после кончины барона, которого похоронили в семейном склепе, его останки хотели перенести на кладбище. Один из присутствовавших при этом предприятии оставил следующее воспоминание: «Когда гроб открыли, у мужчин выпали инструменты из рук.

Памятник барону рядом с его домом в Боденвердере

В гробу лежал не скелет, а спящий человек с волосами, кожей и узнаваемым лицом: Иероним фон Мюнхаузен. Широкое круглое доброе лицо с выступающим носом и немного улыбающимся ртом. По церкви пронесся порыв ветра. И тело вмиг распалось в пыль. Вместо лица выступил череп, вместо тела — кости. Гроб закрыли и не стали переносить на другое место».

Всеми любимый лжец

Поначалу все истории барона бытовали в устной форме, но вскоре стали появляться целые анонимные сборники занимательных новелл, которые рассказывал некто «остроумный М-г-з-н». Без ведома самого Мюнхгаузена (который очень разозлился, узнав о литературной обработке и публикации его небылиц) в 1781 и 1783 годах в берлинском юмористическом альманахе «Спутник веселых людей» появились 16 рассказов-анекдотов под заголовком «М-х-з-новы истории».

Через пару лет, уже в Лондоне, писатель Рудольф Эрих Распе, лично знакомый с бароном, выпустил «Удивительные приключения и похождения барона Мюнхгаузена в России» на английском языке, которых ждал небывалый успех у читателей. Затем известный литератор Готфрид Август Бюргер переработал книгу.

Иллюстрация к одному из самых знаменитых приключений барона — полету на пушечном ядре

В книге Распе, которая составлена из миниатюрных историй, Мюнхгаузен – это самозабвенный врун, хвастун с поразительным воображением, рассказывающий фантастические истории о самом себе, где он проявляет себя как истинный храбрец.

Распе здесь намеренно подчеркивает изобретательность героя, чей ум, несмотря на выдумки, остёр и находчив.

Книги Распе и Бюргера моментально распространились по всей Европе, а барон Мюнхгаузен сделался любимым всеми лжецом (до сих пор в Германии его именуют «Lugenbaron», что означает барон-врун). Интересно, что сам барон не признавал свое литературное «я» и даже собирался судиться с литераторами. И гнев его был справедлив. Так как из человека с уникальным военным и жизненным опытом, рассказчика увлекательных историй о реалиях другой страны, о военных вылазках и случаях на охоте, в которых он, увлекаясь, многое приукрашивал и преувеличивал, Мюнхгаузен превратился в героя этих историй – самозабвенного искусного вруна.

Барон встречает великана, способного поднимать ветер ноздрями. Илл. Гюстава Доре

Рассказы барона были во многом правдивы, но авторы сборников развивали их до абсурдных историй, множили смыслы. Как когда-то апокрифы красочно изображали чудеса и фантастические подвиги, которые не совершал евангельский Христос, так и истории храброго ротмистра слушатели и литераторы превратили в увлекательные байки красноречивого говоруна. Тем не менее именно они так полюбились читателям.

Так настоящий немецкий барон Мюнхгаузен и веселый литературный авантюрист срослись в одну грандиозную незаурядную личность, а реальные факты биографии героя перемешались с вымыслом. Например, в рассказе о том, как Мюнхгаузен вытащил за волосы из болота себя и своего коня, можно увидеть вполне реальный случай времен русско-турецкой кампании, когда русским войскам пришлось отступить: «Однажды, спасаясь от турок, попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь».

«Тот самый Мюнхгаузен»

В 1974 году драматург и сценарист Григорий Горин написал пьесу «Самый правдивый». Здесь образ главного героя кардинально меняется – из лжеца он превращается в самого правдивого и честного персонажа, который не желает идти за обывательской толпой, противопоставляя им свой мир, полный фантазий и оптимизма:

Москва. Центральный театр Советской Армии. Сцена из спектакля «Комическая фантазия». Режиссер Ростислав Горяев. Бургомистр — актер Юрий Комиссаров (слева), Мюнхгаузен — актер Владимир Зельдин (справа). Михаил Строков/Фотохроника ТАСС

Мюнхгаузен Горина одинок, противопоставлен обществу, возвышается над ним. Образ лгуна трансформируется в образ романтика-храбреца, не желающего жить как все остальные: «Как все?! Что ты говоришь?! Как все… не двигать время, не жить в прошлом и будущем, не летать на ядрах, не охотиться на мамонтов?.. Да никогда! Что я – ненормальный?»

В пьесе Мюнхгаузен подводит серьезный философский итог, полный иронии: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

6. Интересные факты

  • В сюжете упоминается признание независимости США. По летоисчислению сюжета фильма это произошло в 1779 году. На самом деле Великобритания признала независимость США 3 сентября 1783 года.
  • В фильме присутствует герцог (курфюрст Ганновера), что невозможно, потому как до 1833 года Ганновер находился в личной унии с Великобританией, и курфюрстом Ганновера был король Англии Георг III. И Мюнхгаузен был подданным короля Англии и не мог объявить ему войну, лишь поднять мятеж.
  • Герцог, по сюжету фильма более всего в жизни увлекающийся кройкой и шитьём, в одном из сюжетов первой серии строчит на швейной машинке. В конце XVIII века машинок такого типа ещё не существовало, они появились примерно на полстолетия позже.
  • «Садовник Мюллер» сообщает Томасу, что ребёнок весит 12 кг. Действие серии происходит в 1782 году, но метрическая система появилась только после Великой французской революции.
  • Адвокат Рамкопф сообщает суду, что «…подсудимый коварно овладел отпечатками пальцев покойного барона». В 1782 году дактилоскопической экспертизы, конечно же, не существовало. Даже до выдвижения самой гипотезы о неизменности папиллярного рисунка (Уильям Джеймс Гершель) оставалось почти 100 лет.
  • В первых показах фильма в первом разговоре пастора с Мюнхгаузеном была фраза пастора: «Я читал … вашу книжку… Что за чушь вы там насочиняли!». Барон отвечает: «Я читал вашу — она не лучше». Пастор: «Какую?» Барон: «Библию». (Григорий Горин «Комическая фантазия», пьесы, 1986 год. Москва, из-во «Советский писатель», стр. 149.). В настоящее время этот диалог изъят из фильма.
  • Автор сценария Григорий Горин снялся в небольшом эпизоде в свите герцога. Он говорит слова: «Привыкли чуть что: Англия, Англия!»

Личная жизнь

Всю свою жизнь артист прожил со своей коллегой по сцене Людмилой Зориной. Молодые люди сыграли свадьбу, когда Янковский учился на втором курсе института, и с тех пор для многих были примером образцовой актерской пары, несмотря на слухи о романах Янковского . В 1968 году у супругов родился сын, в девяностых Филипп Янковский порадовал родителей двумя внуками.Несмотря на такой долгий и крепкий брак, в прессе о Янковском редко пишут как о хорошем муже и семьянине. Папарацци нередко публиковали фотографии актера с различными женщинами

По словам коллег Олега Ивановича, он постоянно заводил романы со всеми женщинами из сопутствующего персонала театра и съемочных площадок: костюмершами, гримершами, ассистентками и даже уборщицами – Янковский обходил вниманием только актрис, опасался громких скандалов.Тем не менее, поклонники приписывали ему длительные отношения с коллегой, актрисой Ириной Купченко. Актеры трижды сыграли супругов на экране и несколько раз появлялись в кино в образах влюбленных

Любовные отношения в кино так хорошо удались актерам, что заставили многих поклонников начать подозревать, что за игрой скрываются и настоящие чувства. Многие телезрители даже были уверены, что Янковский и Купченко женаты и в реальной жизни. На самом деле, актеры практически не общались вне работы и виделись только на съемочной площадке и творческих вечерах.Уже после смерти Янковского актриса Елена Проклова призналась в интервью, что у нее были серьезные романтические отношения с Олегом Ивановичем. По словам Елены, она даже сделала аборт, избавившись от ребенка Янковского, чтобы не разрушить семью актера. Это откровение поклонники актера восприняли очень неоднозначно: многие не поверили Прокловой, решив, что она просто хочет привлечь к себе внимание.

Личная жизнь

Олег Янковский обладал не только магнетической харизмой, но и обворожительной красотой. Перед ним трудно было устоять, и практически все партнерши были в него влюблены. За ним не ходила слава ловеласа, но романтики в его жизни хватало.

Несмотря на это, прославленный актер был один раз женат. Со своей избранницей Людой Зориной познакомился в холле театрального училища. На втором курсе Олег сделал любимой предложение.

Свадьбу сыграли студенческую, а в октябре 1968-м года у супругов родился сын Филипп. Парень пошел по стопам родителей. Женат на Оксане Фандере. Есть дети: Ваня и Лиза. Оба продолжили семейную династию.

Еще при жизни актера, ходили слухи о его любовных похождениях

На них Янковский старался не обращать внимание. Когда мэтра не стало, в прессе появились статьи, о тайной личной жизни Олега Ивановича

Якобы, актриса Елена Войновская родила от него внебрачного сына и назвала Олегом. Мама Елены Федосеевны подтвердила эту информацию, но сама Войновская отказывается что-либо комментировать.

Олег Янковский. Слева с Еленой Костиной в фильме «Полеты во сне и наяву». В центре Елена Войновская. Слева Елена Проклова

Другая популярная актриса Елена Проклова поведала в телешоу “Прямой эфир”, что у неё с Янковским был бурный роман. Даже могла родить ребенка, но потом передумала и прервала беременность.

Не стала отрицать о романтических отношениях с Янковским и Елена Костина. Актеры вместе принимали участие в съемках экранизации “Полеты во сне и наяву”.  Подробности изложила в развернутом интервью издательству “Караван историй”.

4. Предыстория и подбор актёров

Исходным литературным материалом для сценария послужила пьеса Григория Горина «Самый правдивый», которая с успехом шла в театре Советской Армии (Мюнхгаузен — Владимир Зельдин). Марку Захарову понравился спектакль и он решил перенести его на телевизионный экран. В ходе работы над сценарием пьеса была серьёзно переработана и сильно изменилась по сравнению с театральным вариантом. Музыка Алексея Рыбникова также изначально была написана для спектакля.

Олег Янковский, только что снявшийся в роли Волшебника в фильме «Обыкновенное чудо», по мнению режиссёра, вполне подходил на роль Мюнхгаузена. Однако Марку Захарову пришлось довольно долго убеждать худсовет киностудии. Амплуа Янковского до этого, как считалось, более соответствовали героические роли. Кроме того, сложившийся по книге и спектаклю образ барона соответствовал немолодому человеку, имеющему взрослого сына. Янковскому же на момент начала съёмок исполнилось только 35 лет. В итоге, режиссёру удалось отстоять свою точку зрения.

Костяк актёрского ансамбля составила труппа театра Ленком. Леонид Броневой был принят на роль без проб. На роль Феофила первоначально пробовался актёр театра Сатиры Юрий Васильев, но утверждён был Леонид Ярмольник. Некоторые сложности возникли с ролью Марты. Первоначально на роль пробовались Татьяна Догилева, Ирина Мазуркевич и другие актрисы. После долгих поисков создателей картины устроила кандидатура Елены Кореневой.

Елена Коренева (1953)

Елена Коренева — тогда и сейчас| tr.redsearch.org, kino.mirtesen.ru

Актриса Елена Коренева в картине сыграла Марту, возлюбленную барона Мюнхгаузена. Елена Алексеевна с детства мечтала стать балериной, однако ее не приняли в хореографическое училище. Уже в 16 лет она дебютировала в фильме “Вас вызывает Таймыр”, затем ее фильмография пополнилась работами “Большая перемена”, “Экипаж”, “Покровские ворота”, “Борис Годунов”, “Каникулы президента”, “Лето” и др.

Сейчас Коренева не останавливается на достигнутом, в 2019 году она исполнила роль Ирины в драматической картине Сергея Ливнева “Ван Гоги”.

Обманутый лжец

Усадьба Мюнхгаузенов в Боденвердере была построена еще в 1603 году, и за сто пятьдесят лет ее строения, конечно, изрядно обветшали. Вернувшись домой, барон со рвением взялся за перестройку своего поместья. Одновременно с этим он решил построить мост через Везер, чтобы легче было добираться до города.

Однако бургомистр Шмидт запретил строительство: новый мост нужно было охранять, а средств для этого не было. По российской привычке барон решил не обращать внимания на местные власти — дворянин он или нет? Но толпа горожан с топорами и кольями разметала самострой, едва не намяв бока самому Мюнхгаузену.

Барон засыпал ганноверский суд жалобами, написанными неплохим литературным языком, — по возвращении на родину он обзавелся солидной библиотекой и стал много читать. Больше всего Мюнхгаузен любил книги о путешествиях, из которых черпал материал для своих фантастических рассказов.

О пребывании в России он вспомнил во время Семилетней войны, когда Боденвердер с округой оккупировала французская армия. Пришельцы обложили высоким налогом всех помещиков, кроме барона — Россия в той войне была союзницей Франции.

Естественно, любви горожан к нему от этого не прибавилось. Мост через реку он смог построить только тридцать лет спустя, в чем очень скоро раскаялся — но об этом после.

Зато никакой бургомистр не мог помешать ему выстроить у себя в саду охотничий павильон и украсить его трофеями бывалого охотника — головами оленей, зайцев, кабанов. В то время леса в долине Везера еще не были вырублены, и в них водилось множество дичи.

Именно в этом павильоне — небольшом домике, где помещалось около десяти человек, — барон рассказывал гостям о своих удивительных путешествиях. Состав слушателей постоянно менялся. В их число входили приятели хозяина — пастор Хюнце, аптекарь и почтмейстер, — соседи-помещики и гости из других городов, которых привлекала слава барона-рассказчика.

Факты

  • Реальный барон Мюнхгаузен был женат на лифляндской дворянке Якобине фон Дунтен. Они прожили вместе с 1744 года до смерти Якобины в 1790 году. Детей у них не было. Спустя 4 года Мюнхгаузен женился на 17-летней Бернардине фон Брун, которая вела крайне расточительный и легкомысленный образ жизни и вскоре родила дочь, которую 75-летний Мюнхгаузен не признал. Мюнхгаузен затеял скандальный и дорогостоящий бракоразводный процесс, в результате которого он разорился, а жена бежала за границу.
  • В 1990-е годы из первой серии фильма была изъята часть диалога пастора с Мюнхгаузеном. После слов Мюнхгаузена: «Вы, служитель церкви, предлагаете мне жить во лжи?» — теперь показывается, как пастор уезжает в бричке. Ранее после упомянутой фразы Мюнхгаузена между ним и пастором продолжался разговор, в котором, в частности, была и такая фраза пастора: «Я читал… вашу книжку… Что за чушь вы там насочиняли!» Барон на это отвечал: «Я читал вашу — она не лучше». Пастор: «Какую?» Барон: «Библию».
  • Олег Янковский невольно изменил суть текста, произносимого его героем в финальной сцене. В первоначальном сценарии знаменитая фраза барона Мюнхгаузена звучала так: «Серьёзное лицо ещё не признак ума, все глупости на земле делаются именно с таким выражением лица». Тем не менее при озвучивании фильма Янковский оговорился, сказав: «Умное лицо ещё не признак ума». В таком виде фраза, несмотря на протесты Григория Горина, и осталась в фильме.
  • Эпизод, в котором Марта и Мюнхгаузен говорят о любви и Марта пытается уйти от барона, был повторён в фильме телеканала ОРТ «Старые песни о главном 3». В этом фильме Марту сыграла Кристина Орбакайте, а Мюнхгаузена — Владимир Пресняков-младший.
  • Персонаж Леонида Броневого титулуется «герцог» и является, по сюжету, правителем Ганновера, однако титул правителя Ганновера в конце XVIII века — курфюрст. Более того, курфюрстом Ганновера в конце XVIII века был Георг III, являвшийся одновременно, в силу унии, британским королем. То есть когда Мюнхгаузен объявил войну Великобритании — он тем самым объявил войну и лично персонажу Броневого, и всему Ганноверу в целом: к тому времени Ганновер уже участвовал в войне за независимость США, причем, разумеется, на стороне Великобритании.

От Сац до Геббельса

Если говорить по справедливости, то Захаров — далеко не первый, кто решил вывести на экран этого полулегендарного героя. Первый фильм о бароне Мюнхгаузене — «Видения барона Мюнхгаузена» — сняли французы в 1911 году. И барон в нём — вовсе не отчаянно смелый романтик, умеющий говорить правду в глаза, умело переплетая ее с байками, а, выражаясь современным языком, фрик, который к тому же болтается по временам и эпохам. То он телепортируется во дворец фараона, дальше — в античную Элладу, где на него нападают грации-оборотни. В общем, в отличие от барона-Янковского, в этого зрительницы и не думали влюбляться.

Экранизировали эту историю и на родине барона — в Германии — в 1943 году, к 25-летию главной киностудии страны UFA. Заказчиком фильма выступало Министерство пропаганды, а курировал съёмки сам Геббельс.

Да и в Советском Союзе приключениями Мюнхгаузена тоже интересовались: в 1929 году появился чёрно-белый мультфильм, ещё без звука, с титрами, зато сценарий к нему написала знаменитая Наталья Сац, основательница детского театра.

Статья по теме

«Ты жизнь мою сыграл!». Что напророчил себе Олег Янковский

Но Захаров все эти первоисточники отмёл, ведь у него был давний проверенный соавтор, сатирик и драматург Григорий Горин. Поэтому за основу своего фильма «Тот самый Мюнхгаузен» Захаров взял горинскую пьесу «Самый правдивый», написанную по заказу Театра Советской армии в 1974 году. Роль Мюнхгаузена в той постановке досталась Владимиру Зельдину. Автором музыки выступил композитор Алексей Рыбников, хороший друг Горина. Захаров, прослышав о новом спектакле, при встрече с Рыбниковым в «Ленкоме» (тогда шла подготовка к рок-опере «Юнона и Авось») попросил наиграть ему главную музыкальную тему.

А после премьеры спектакля в Театре Советской армии Марк Анатольевич понял, что про такого Мюнхгаузена нужно снимать кино, и попросил Григория Горина переработать пьесу в сценарий. В принципе, актёры для фильма уже были готовы, они отлично знали рисунки своих ролей: бери и снимай. Тем более что у Зельдина был немалый опыт работы в кино. Так что мы могли бы получить совершенно иного Мюнхгаузена: изящного брюнета с плавными движениями. Но у Захарова были свои принципы: режиссёр «Ленкома» обожал труппу своего театра, и костяк всех его фильмов составляли именно его актёры. Так было и в случае с кинолентой «Тот самый Мюнхгаузен».

Семен Фарада, Олег Янковский, Леонид Броневой. Кадр из фильма

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: