«калина красная», шукшин: краткое содержание по главам, анализ

Герои рассказа

Рассказчик – чувствительный мальчик, который может ощутить и красоту ночи, вызывающую необъяснимую, тайную радость, и горе старика, которое заслоняет для ребёнка в этот момент весь мир. Ему жалко дедушку Нечая, он плачет о его горе. Очевидно, история той ночи повлияла на личность мальчика и когда-нибудь помогла пережить ему собственное горе.

Дедушку Нечаева (Нечая) рассказчик называет маленьким старичком. Он худой, в длинной холщовой рубахе ниже колен. Дед сам не ожидал от себя такого проявления горя: он не может унять слёз, третий день мается и не знает, куда себя деть, у него опустились руки. Дед Нечай близок к помешательству, он разговаривает с умершей и не соглашается поначалу идти с дедом мальчика.

Бабка Нечаиха «жила незаметно и умерла незаметно». Голос у неё ласковый и терпеливый, а сама старушка безответная. Мальчик даже не может вспомнить её внешности. Бабушка, очевидно, была хорошим человеком, ни с кем не ругалась. Именно смерть таких незаметных людей вдруг выявляет всю их значимость для близких.

Дедушка мальчика – человек крутого нрава. Он говорит с Нечаем грубо, обещает погнать его домой палкой, стыдит его. Мальчик даже боится плакать, чтобы дед не дал подзатыльника. Но старик может и утешить, взывая к логике Нечая: не будут же все ложиться рядом с умершими от горя. Дед мальчика находит нужные слова и жизненный пример, чтобы вернуть Нечая к жизни.

Иван Рыжов (1913 — 2004)

  • Похоронен на Перепечинском кладбище
  • Роль: отец Любы
  • Крылатая фраза героя: «Идет, в красной рубахе, как палач»

За перешагнувшим девятый десяток народным артистом, похоронившим жену, ухаживала сиделка. Когда однажды Рыжов случайно порезал руку о стекло, она перевязала рану обрывками простыни и вызвала скорую. Но в Боткинской больнице великого русского актера встретили, мягко говоря, прохладно. Медсестра размотала руку и, несмотря на то, что на пол полилась кровь, куда-то испарилась. Жгут не наложил и явившийся много позже врач, отправивший теряющего сознание старика «на кардиограмму». В результате он оказался в реанимации, откуда уже на следующее утро его перевели… в травматологическое отделение

— Утром прихожу, повязка болтается, весь шов наружу, — с ужасом вспоминала сиделка. — Сам он еле дышит, пульс чуть дрожит.

Немудрено, что через пару часов Иван Петрович скончался.


Фото: moscow-tombs.ru

Творчество и биография Шукшина

Василий Макарович родился 25 июля 1929 года в селе Сростки, находящемся в Сибирском крае. Был обычным ребенком из бедной крестьянской семьи. Отец мальчика Макар Леонтьевич Шукшин был обычным рабочим в колхозе. Он расстрелян в 1933 году за различного рода «заговоры против советской власти». Мать Мария Сергеевна Попова занималась воспитанием детей.

Актерская карьера Василия Макаровича началось в 1955 году, когда ему стало поступать множество предложений о съемках в кино. В фильме «Тихий дон» он впервые сыграл матроса. Роль оказалась очень удачной и Василию предложили сняться в киноленте «Два Федора». В качестве актера Шукшин был более востребован, нежели в качестве сценариста. Однако Василий имел сильную мотивацию на создание собственных киношедевров.

Анализируя произведения этого великого писателя, можно выделить следующие характерные черты, присущие его творчеству:

  • основными действующими лицами рассказов и фильмов являются обычные русские крестьянские люди из села с нелегкой судьбой и неоднозначными характерами;
  • основное место отводится раскрытию нравственных проблем, а также моральных ценностей и русских национальных традиций;
  • наличие глубокого описания быта села;
  • некоторые персонажи имеют нестандартное мировоззрение, что, по мнению советского общества, рассматривалось как «чудачество».

Помимо съёмок в кино, Шукшин занимался написанием сценариев и рассказов. При жизни за свой вклад в развитие советского кинематографа он удостоился множества наград и премий. Среди них можно выделить получение звания заслуженного деятеля искусств в 1969 году, а также Государственной премии СССР (1971).

Великий кинорежиссер скончался в 1976 году по невыясненным причинам на съемках фильма «Они сражались за родину» в 1974 году, когда ему было всего лишь сорок пять лет. По одной из версий он причиной тому стала язва желудка, вызванная чрезмерным употреблением алкоголя. Другие считают, что Василия Шукшина отравили. Этого мнения придерживается известный кинорежиссер Сергей Бондарчук. В качестве доказательства он приводит тот факт, что перед съемками кинокартины Шукшин прошел медицинское обследование и каких-либо патологий в его организме не было выявлено.

Таким образом, в киноповести «Калина красная» раскрыты те социальные проблемы, которые остаются актуальными с советских времен и по настоящее время. Основная идея, которую стремится донести до читателя Василий Макарович Шукшин, заключается в том, что любой человек имеет право исправиться и встать на правильный жизненный путь. Кроме того, в произведении освещается проблема непринятия советским обществом бывших преступников и алкоголизма.

Татьяна Гаврилова (1939 — 2000)

Фильм «Калина красная»: актриса Татьяна Гаврилова в роли Люсьен — тогда и в последние годы

Фильм «По семейным обстоятельствам»: актеры и судьба

Советская и российская актриса Татьяна Гаврилова изначально получила медицинское образование, и только после этого задумалась о творческой карьере. Начала играть в театре и кино еще будучи студенткой, а в 1960-е пользовалась популярностью у режиссеров и буквально переходила из фильма в фильм.

Все персонажи Татьяны Гавриловой были довольно яркими, больше всего она запомнилась зрителями ролями в картинах “Дайте жалобную книгу” (Клава), “Берегись автомобиля” (Инна), “Калина красная” (Люсьен), “Небеса обетованные” (Анька-бомжиха) и др.

Ушла из жизни Татьяна Гаврилова в 2000 году, причиной смерти стал сердечный приступ. О гибели артистки узнали только спустя пару дней после смерти. Похоронили актрису на Долгопрудненском кладбище.

В фильме “Калина красная” также снимались Мария Виноградова, Жанна Прохоренко, Лев Дуров, Николай Погодин, Наталья Крачковская и др.

Татьяна Гаврилова (1939 — 2000)

  • Похоронена на Долгопрудненском кладбище
  • Роль: Люсьен, член воровской малины

Эту роль Шукшин писал под Людмилу Гурченко. Но потом выбрал Гаврилову, которая, увы, его ожиданий не оправдала. Пьянствовала не просыхая, даже на съемочной площадке. Василия Макаровича уговаривали заменить артистку, но режиссеру было ее невероятно жалко.

Пила Гаврилова от женского одиночества. Она дважды побывала замужем и с последним супругом — художником Эдуардом Курочкиным — прожила 20 лет, но завести детей так и не смогла. Частенько ее собутыльницей становилась другая кинозвезда 60-х — Изольда Извицкая.


Фото Кристины Безбородовой

Под конец жизни Гаврилову упекли в психушку. Бывшая однокурсница Лариса Лужина вспоминала, что когда пришла навестить старинную знакомую, то вместо некогда цветущей женщины обнаружила наголо обритую развалину без верхних зубов в инвалидном кресле. Гаврилова уже не ощущала вкуса еды и не могла разговаривать. В этой клинике она и преставилась.

Герои повести

Егор Прокудин по прозвищу Горе – 40-летний вор-рецидивист. Выходя из тюрьмы, он обещает начальнику жить честно, в его понимании, – заняться сельским хозяйством, купить корову, ведь он же из крестьян.

Егор – человек совсем не примитивный, чего можно было бы ожидать от уголовника. Он умеет подниматься на такую высоту, «где обитают слова красивые и пустые». Выйдя из тюрьмы, он цитирует сразу два стихотворения Есенина, причём одно, длинное, почти полностью с небольшими пропусками.

Егор совершенно не труслив и склонен к авантюризму. Эти качества проявляются, когда Егор уводит милицию, выручая тем самым Губошлёпа, разбирается с бывшим мужем Любы.

Егор вполне презирает «вонючие деньги» и доказывает это делом, отдав собранным официантом Михалычем на «праздник» людям по червонцу.

Герой постоянно повторяет, что слова ничего не стоят. Он всё доказывает делом: не может работать на побегушках у председателя колхоза (водителем), зато с удовольствием работает на тракторе; он отваживает от Любиного дома её бывшего мужа-пьяницу.

Две страсти есть у Егора: берёзки, которыми он любуется, с которыми разговаривает, и корова, о которой он мечтает. Егор с детства помнит, как жестокие соседи прокололи вилами живот их корове, которая ходила под соседским плетнём.

К концу повести Егор разительно меняется. Бандиты отмечают, что даже походка его стала трудовой, пролетарской, крестьянской. Смерть его – смерть крестьянина, лежащего «в родной степи, вблизи от дома».

Люба (Байкалова Любовь Фёдоровна) – «заочница», с которой переписывался Егор. Начальнику в тюрьме Егор показывает фотографию Любы. У неё доверчивое, «милое русское простое лицо». Егор называет её сибирским оладушком, сдобной дорогушей. Поначалу он не испытывает к ней нежности, а проявляет скрытую агрессию, собираясь её съесть, «разорвать и схавать». Когда Егор увидел её, приехав в село Ясное, то понял, что она красавица. Егору на ум приходят фольклорные ассоциации: зоренька ясная, Колобок, Красная шапочка.

Люба выгнала своего мужа, потому что он был пьяница. Узнав, что Егор назвался бухгалтером, Люба прямо говорит, что не верит ему. Она писала его начальнику и знает, что Егор – вор.

Когда Егор едет в город, Люба не останавливает его, только говорит, что ей будет жалко, если Егор не вернётся. Люба учит Егора слушать свою душу. Она удивляется, что прикипела к нему за сутки, и душа у неё болит так, будто век его знала. Она говорит о Егоре и его матери, которую только что узнала, прижимая голову Егора к своей груди: «Чего вы такие дорогие-то?»

Старики Байкаловы

Родители Любы на всё готовы ради счастья дочери. Между собой они договариваются, что будут привечать Егора «по-людски», даже если придётся положить жизни. Дед сразу ставит Егора на место и так же, как Люба, говорит, что не верит в бухгалтерскую историю Егора. Он сразу догадывается, что Егор сел за воровство или драку.

Дед «стахановец вечный» с 18-ю похвальными грамотами. В дальнейшем старик принимает сторону Егора и утверждает, что теперь только ждать, какой человек окажется. Ночью старуха-мать ревностно следит, чтобы Егор не подкатывался к Любе и чего не украл.

Брат Любы Петро – «здоровый мужчина, угрюмоватый, весь в каких-то своих думах». Он такой же открытый человек, как вся Любина родня: быстро прощает Егора, случайно окатившего его кипятком.

Бандитская компания Егора

Люсьен противопоставлена Любе. Она – искусственность и бравада, Люба – естественность и гармония. Отличительная черта главаря Губошлёпа – злость. Шукшин сравнивает его с ножом, он «странный своей молодой ненужностью», весь ушёл в горевшие злобой глаза.

Съемки на натуре

Василия Шукшина руководство кинематографа недолюбливало за прямолинейность, неумение прогибаться. Съемки «Калины красной» стали компромиссом: Шукшин мечтал снять фильм о Разине, но руководство студии решило, что нужнее фильм «о жизни».

На картину было выделено всего 289 тыс. рублей – об этом в интервью вспоминал экс-зампред Госкино СССР Борис Владимирович Павленок, а пленки – в 6 раз меньше, чем нужно. Технику Шукшину дали старую, директором картины назначили новичка, а помощником режиссера – дебютанта.

По сценарию фильма главный герой – уголовник-рецидивист Егор Прокудин по кличке Горе, имеющий семь «ходок», пытается «завязать» с прошлым и начать жить в деревне, в доме Любы, с которой знакомится по переписке. Но уголовное прошлое в лице бывшего подельника Губошлепа, его не отпускает. Вчерашние «коллеги» находят Егора и убивают его. Прокудин умирает на руках Любы, а ее брат – шофер Петр, сбивает бандитскую «Волгу» в реку.

Мария Виноградова (1922 — 1995)

  • Похоронена на Хованском кладбище
  • Роль: Зоя, жена Петра

Одна из самых узнаваемых актрис советского кино сыграла великое множество маленьких ролей. Ее голосом говорят около тысячи мультгероев — от «Ежика в тумане» до Дяди Федора из Простоквашино. Коллеги и друзья нежно величали ее Мусей или Мухой. Мария Сергеевна охотно участвовала в творческих вечерах со взрослыми и детьми, готовая в любой момент совершенно бесплатно отправиться для этого в любую провинциальную глушь.


Фото Руслана Вороного

Пережив два сердечных приступа, она скончалась от инсульта. Когда случился удар, актриса не захотела ехать в больницу и тихо умерла у себя дома. Знаменитый Михаил Глузский, узнав о кончине соседки, тяжело вздохнул:

— Из нашего дома ушел домовой. А без домового — что за дом?

Артур Макаров (1931 — 1995)

  • Похоронен на Кунцевском кладбище
  • Роль: Бульдя, член воровской малины
  • Крылатая фраза героя: «Читай «Мурзилку», дыши ровно»

Приемный сын режиссера Сергея Герасимова и актрисы Тамары Макаровой написал два десятка киносценариев. Вел богемный образ жизни, дружил с Высоцким, Тарковским и Шукшиным. Долгие годы разрывался между женой Людмилой и любовницей — актрисой Жанной Прохоренко. В лихие 90-е занялся бизнесом: открыл фирму по огранке алмазов, спонсировал изготовление паленой водки. В результате был убит у себя дома охотничьим ножом. Преступник до сих пор не найден.


Фото: moscow-tombs.ru

А воры в законе не согласны

Но были и другие недовольные. Как пишет в книге «Гибель советского кино. Тайна закулисной войны» автор Федор Раззаков, горячий отклик картина нашла «в местах не столь отдаленных». Осужденные обсуждали фильм, а самые активные писали Шукшину, что в картине показана неправда. По мнению воров неправдой стало то, что за отход от воровской жизни Егора убили. «Воровской кодекс не позволят карать отошедших смертью», – учили Шукшина воры в законе.

А один из осужденных написал целую рецензию: «Режиссер хорошо снял картину, – признавал «сиделец», – но в финале показана неправда. Якобы Губошлеп захотел отомстить Егору за то, что тот решил прожить остаток жизни «мужиком». Это ложь! Не бывает так среди воров. Тем более, что при убийстве присутствует женщина. Если бы такое произошло в настоящей жизни, Губу самого зарезали бы воры – чтобы не беспредельничал».

Локации: от подмосковной тюрьмы до вологодских деревень

На съемках фильма «Калина красная» (1974) / Фото: «Мосфильм»

Живописные «деревенские» локации картины были утверждены довольно быстро. Тут помогли разработки «Степана Разина», для которого авторы уже неоднократно выезжали на отбор натуры. Основными локациями стали пункты Вологодской области: Белозерск, Шексна, Кириллов, Шабанова Гора, Кирилло-Новозерский монастырь (выход из тюрьмы), а также озера Лось-Казацкое и Белое.

Значительная часть съемок прошла в деревне Садовая, расположенной на небольшом круглом озере. Здесь были найдены локации для двора семейства Байкаловых, баня и дом матери. Открывающие сцены с хором и кабинетом начальника тюрьмы снимали в Крюковской тюрьме недалеко от Москвы. Начались же съемки в подмосковном Подольске, где создавалась сцена проезда на такси.

Кадр из фильма «Калина красная» (1974) / Фото: «Мосфильм»

Съемки заняли весну и лето 1973 года

Время года было особенно важно, чтобы, как говорит оператор картины Анатолий Заболоцкий: «Разгорающаяся весна оживила умирающий вид деревень». Часть съемок пришлась на белые ночи, что также отразилось на изобразительном ряде

Богатое разнообразие натуры, по словам Заболоцкого, обогащало замысел, подсказывало решения, образы, а также выход из неурядиц во время съемок. Так в фильм вошли кадры с торчащей из воды колокольней, обнаруженной у переправы через Шексну.

Часть интерьеров создавались в павильоне: жилище Байкаловых, «Малина», «Бордельеро». Но в некоторых случаях снимали на месте. Например, художник-постановщик Ипполит Новодережкин убедил Шукшина снимать сцену с матерью главного героя в избе, где жила старушка, исполнившая эту роль. Новодережкин считал, что убедительно повторить это подлинно деревенское пространство в павильоне просто не получится. Другой пример, когда авторы обошлись без дополнительного декорирования —карусель, расписанная местным самоучкой.

Награды киноленты

Такого признания картины от простых граждан не ожидал никто, в том числе сам Шукшин. «Калина красная» с успехом шла во всех кинотеатрах страны, а позже, выйдя на экраны телевизоров, стала одним из самых любимых фильмов этого режиссера. Жаль только, что последним…

Фильм получил и международное признание. В 1973 году ему присудили премию «Варшавская сирена», которую вручают польские кинокритики. Сам режиссер удостоился премии «За самобытность и режиссерский талант» на фестивале в Баку. Через 16 лет после премьерного показа «Калина красная» была включена в программу Международного Берлинского кинофестиваля в разделе Retrospective.

Стилистические особенности

Очень важны в повести песни и поэзия. Шукшин рассчитывал на то, что читатели (зрители) – люди достаточно образованные, чтобы узнать поэтические тексты и вспомнить их целиком. Например, строчка из стихотворения Есенина «Май мой синий! Июнь голубой!», которую Егор читает случайной старушке, — это цитата из стихотворения «Снова пьют здесь, дерутся и плачут».

Оно посвящено «пропащей гульбе» тех, кто пошёл сомнительной дорожкой, таких, как Егор.

А стихотворение, которое Егор читает водителю «Волги» почти целиком – это стихотворение Есенина «Мир таинственный, мир мой древний», которое посвящено умиранию деревни, стеснённой цивилизацией, вместе со всеми её душевными истоками. Это стихотворение пророчит гибель Егору.

Песня «Калина красная» впервые звучит среди воров. Это песня ожидания и надежды. Калина – символ горькой любви и пролитой преждевременно крови.

Второй раз мотив калины красной и песня возникают в минуту, когда Егору грозит опасность: один из бандитов, представившийся Шурой, приезжает, чтобы вернуть его в «семью». Для Егора это песня ожидания, предвкушения и победы. Он поёт её вместе с Любой.

Цвета повести символичны. Это белые берёзки, чёрная земля и красная калина, которая в финале превращается в кровь из раны Егора, окрашивающую стволы белых берёз.

  • «Калина красная», краткое содержание повести Шукшина

  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина

  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина

  • «Критики», анализ рассказа Шукшина

  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина

  • «Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина

  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина

  • «Обида», анализ рассказа Шукшина

  • «Одни», анализ рассказа Шукшина

  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина

  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина

  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина

  • «Верую!», анализ рассказа Шукшина

  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина

  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина

По произведению: «Калина красная»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Сюжет и композиция

Рассказ «Горе» начинается с пейзажа. Описание лунной ночи, которую автор помнит с 12-летнего возраста, — экспозиция рассказа. Для мальчика, до слёз любующегося луной, эта ночь «светлая, хорошая». Рассказчик-мальчик становится свидетелем горя деда Нечая, с которым связан сюжет рассказа. Для охваченного тоской деда ночь огромная, светлая, ядовитая. Концовка снова возвращает читателя к пейзажу. Свет луны «мёртвый торжественный» и равнодушный к событиям человеческой жизни.

Рассказ состоит из двух историй утраты близкого человека. Дедушка Нечай три для назад потерял жену и тосковал по ней так, что напугал притаившегося недалеко мальчика, наслаждающегося лунной ночью. Старик Нечай разговаривал с умершей женой, рассказывал, как её похоронили, вспоминал, как она умерла, и сетовал, что она ничего перед смертью не сказала, не попросила позвать доктора. Когда Нечай стал рассуждать о том, что по ночам ходит на могилу, чтобы проверить, не заживо ли похоронили жену, и даже собирается её откопать для проверки, мальчик побежал к собственному деду.

Мудрый дед рассказчика делает единственно возможное в этом случае: поговорив со стариком и призвав его терпеть, дед мальчика оставляет Нечая у себя и рассказывает ему историю, случившуюся с ним на войне. Ретроспективный эпизод – рассказ о горе ещё большем, чем у Нечая (если горе вообще можно измерить). Шофёр санитарной машины, при которой санитаром работал дедушка в войну, привезя раненых в госпиталь, увидел, что в санитарной машине был его собственный сын, молодой лейтенант. И он умер по дороге. А шофёр, Миколай Игринев, так и не смог сказать жене о смерти сына – она считала его пропавшим без вести: «Так хоть какая-то надежда есть». Сочувствие чужому горю помогает Нечаю смириться со своим.

История создания

Процесс появления произведения на свет состоит из множества интересных фактов. Прежде всего, основной его жанровой особенностью является то, что изначально «Калина красная» предназначалась для съемок в кино. Шукшин написал саму повесть, находясь в больнице в 1973 году. В то же время успешная экранизация состоялась лишь год спустя, которая принесла автору известность и всенародное признание.

С процессом написания киноповести связаны следующие интересные события:

  • Шукшин вдохновился созданием произведения благодаря исполнению песни женой Лидией Федосеевой. Она называлась «Калина красная» и была исполнена в первый день их встречи.
  • Из всех 6 работ лишь эта кинокартина в 1972 году была отснята в цвете.
  • Режиссер осуществлял тщательную подготовку к съемочному процессу. Подтверждением этому является тот факт, что он ознакомился с огромным объемом криминальной хроники. Некоторые из эпизодов были использованы в экранизации киноповести.
  • В Алтайском крае, который является родиной кинорежиссера, в память о Василии Макаровиче и его творчестве установлен памятник. Скульптура олицетворяет главного героя Егора Проскудина из «Калины красной».

В процессе съемок особый интерес вызывает сцена, связанная с матерью главного героя. Её роль исполнила Ефимия Быстрова, которая являлась обычной женщиной из крестьянского народа. Она, не догадываясь о том, что её снимают, рассказывала жене Шукшина о своих двух сыновьях, чьи судьбы были похожи на описанные в киноповести.

Алексей Ванин (1925 — 2012)

  • Похоронен на Владыкинском кладбище
  • Роль: шофер Петр, брат Любы

— Старость еще страшнее, чем война, — с горечью замечал орденоносец и фронтовик.

Не только известный актер, но еще и многократный призер чемпионатов СССР по борьбе доживал свой век в скромной «однушке» с шестой женой. Однажды они решили попить чай на балкончике. Но стоило 72-летней женщине на минутку отлучиться за вареньем, как вернувшись, она обнаружила мужа без сознания. Инсульт привел к смерти. Тело Ванина при 30-градусной жаре семь часов пролежало на балконе — экстренные службы не торопились его вывозить. Несчастная женщина все это время целовала лоб любимого и приговаривала: «Лешенька, не уходи!»

Кто из «звезд» не сыграл в картине

Шукшин пригласил в картину целую плеяду «звездных» актеров: свою супругу Лидию Федосееву-Шукшину, Ивана Рыжова, Марию Скворцову, Алексея Ванина, Марию Виноградову, Льва Дурова, Георгия Буркова, Наталью Гвоздикову и других. Предполагалось также участие Людмилы Гурченко и Веры Марецкой, однако по разным причинам те не смогли сняться в картине.

Гурченко должна была сыграть роль бандитки «Люсьен», более того: роль писалась именно под Людмилу Марковну. Однако режиссера упросили отдать роль Татьяне Гавриловой, звезда которой к тому времени уже угасала. Из-за невостребованности актриса начала впадать в депрессию, и стала злоупотреблять спиртным. Шукшин проникся проблемой звездной коллеги и утвердил Гаврилову.

Однако страсть к алкоголю выявилась настолько сильной, что актриса стала тайком выпивать прямо во время съемок, фактически срывая процесс. Надо отдать должное Шукшину — он не стал менять актрису, и с огромным трудом сумел доснять эпизоды с Гавриловой.

Вера Марецкая должна была сыграть мать Егора. Однако именитая актриса неожиданно отказалась играть старуху. Фильм снимался в Вологодской области, и каким-то чудом Шукшину удалось найти местную жительницу Ефимию Быстрову, судьба которой удивительным образом совпадала со сценарием фильма. Съемочная группа установила скрытую камеру, Лидия Федосеева-Шукшина задавала Быстровой вопросы, та отвечала — все отлично совпало. Так была снята сцена с матерью Егора.

Трагическая кончина

Работая в поле, Егор замечает на опушке леса «Волгу» с бывшими приятелями. Он идет к ним, а мы тем временем узнаем, что Губошлеп решил поквитаться с Горем за то, что тот отошел от воровской жизни.

К тому моменту, как обеспокоенная Люба разобралась, что происходит, и подъехала с братом к лесной опушке, городские визитеры уже уезжали восвояси. Люба нашла тяжело раненного Егора, и они с Петром пытались помочь Прокудину. Но в какой-то момент тот почувствовал близкую кончину и попросил положить его на землю, чтобы послушать… Из последних сил Егор Прокудин просит отдать его деньги матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома…»

Георгий Бурков (1933 — 1990)

  • Похоронен на Ваганьковском кладбище
  • Роль: Губошлеп, член воровской малины

Под конец жизни Бурков страдал целым букетом болезней. И это вовсе не алкоголизм, как можно было бы подумать по его ролям, а стенокардия, ишемия и атеросклероз. Интроверт и философ был мало похож на своих экранных героев.

Долгие годы он обивал пороги чиновников в надежде создать Центр Шукшина.

— Он стал часто уставать, говорил: «Я полежу», — вспоминала вдова артиста. — А внутри у него уже происходили микроинфаркты.


Фото Руслана Вороного

Однажды, пытаясь добраться по лестнице за книгой на верхней полке, Бурков упал и сломал ребро. Скорая приехала поздно. Его отвезли в больницу, вроде бы удачно прооперировали, а через два дня он умер от тромбоэмболии.

В тот момент, когда артиста не стало, рухнула несущая стена в его дачном домике.

— Как будто снаряд попал, кирпичи разлетелись на 10-15 метров, — с ужасом рассказывал сосед Лев Дуров. — Причем совпадение не в минутах, а в секундах.

Гранитный крест на могиле Буркова сделали из того же куска горной породы, что и памятник Василию Шукшину на Новодевичьем. А спустя восемь лет упавшее после урагана гигантское дерево взрыло могилу Георгия Ивановича до такой степени, что обнажило остатки гроба.

Факты

  • Название «Калина красная» придумала Лидия Федосеева-Шукшина. Название взято из одноименной песни, которую она спела Шукшину во время первого знакомства.
  • Немецкий кинорежиссёр и сценарист Райнер Вернер Фассбиндер включил картину «Калина красная» в число десяти своих самых любимых фильмов.
  • В роли Куделихи, матери Егора, снялась жительница деревни Садовой, крестьянка Ефимия Быстрова, чья история жизни совпадала со сценарием. Старушка при съемках не играла роль, а просто рассказывала Лидии Федосеевой-Шукшиной о своих сыновьях. Снимали скрытой камерой. В 2003 году её односельчане поставили на её могиле памятник с фотографией из фильма. — Журнал «Огонёк», № 10 (5088), 20.07.2009
  • В эпизодической роли конферансье тюремного концерта снялся заместитель директора картины.
  • Фильм снимался в городе Белозерске Вологодской области и в его районе, где есть две паромные переправы через реку Шексну. Когда брат Любы на самосвале сбивает воровскую шайку в реку, это происходит на переправе в деревне Десятовская, а последний кадр с видом на реку и затопленную церковь — это уже другая переправа, в деревне Крохино.
  • В разговоре с Егором отец Любы упоминает имя односельчанина, вернувшегося с курорта с опытом, но без денег: Васька Белов. Скорее всего упоминается писатель-деревенщик Василий Белов, который и родился в Вологодской области.
  • Колония, из которой в начале фильма выходит Егор Прокудин, это современная ФГУ ИК 256/5 расположенная на острове Огненном в районе поселка Новозеро, Вологодской области и больше известная под именами «Огненный остров» или «Вологодский пятак». С 1997 года данная колония входит в число пяти исправительных учреждений для заключенных с пожизненными сроками.
  • После просмотра готового фильма комиссией Госкино и требования многочисленных исправлений, Шукшин был госпитализирован из-за обострения язвы желудка. Пролежав некоторое время, он сбежал оттуда, чтобы заняться правками.
  • Количество внесённых исправлений не удовлетворило руководство, однако картина была выпущена, потому что комиссия испугалась смерти режиссёра, узнав обстоятельства его болезни. Кроме того, это совпало по времени с 50-летием киностудии, во время празднования которой член Политбюро Николай Подгорный произнёс речь о поддержке реализма в советском киноискусстве.
  • После премьеры режиссёр получил несколько писем от воров в законе, которые критиковали его за недостоверность. В этих письмах опровергалось мнение о том, что отошедших от воровской жизни убивают бывшие «коллеги».

Киноповесть

Возьмем, к примеру, чуть ли не самое известное его произведение — «Калина красная». Шукшин (краткое содержание не передаст эмоционального накала, но хоть напомнит сюжетную линию) написал эту киноповесть в 1973 году. Динамичность сюжета, множество диалогов и повествование от третьего лица – вот основные литературные характеристики произведения.

Критики сразу заметили, что такого образа главного героя – Егора Прокудина – в искусстве еще не было. Именно он — то, что выделяет из общего ряда фильм «Калина красная». Краткое описание его натуры таково: он то нежен и сентиментален, обнимает чуть ли не каждую встречную березку, то груб и «лезет на рожон»; в одну минуту Егор весел и добр, а в следующую — уже бандит и любитель попоек. Некоторым литературоведам показалось, что такая непоследовательность говорит об отсутствии характера, а значит, не передает всей правды жизни «Калина красная».

Краткое содержание (анализ своих собеседников Шукшин проводил молниеносно и точно) всех происходивших с ним событий, он — актер, режиссер и писатель — буквально проживал. Все, будь то пересказ ссоры с вахтером или встреча рассвета, вызывало в нем бурю страстей и рвалось на бумагу и кинопленку. Это «триединство» создавало Шукшину массу проблем в жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: