Биография[править | править код]
Жанна Прохоренко родилась 11 мая 1940 года в украинском городе Полтаве. Настоящее имя — Жаннета. Отец родом из Витебска. После переезда семьи в Ленинград первые уроки актёрского мастерства получила в Ленинградском городском дворце пионеров им. Жданова.
В 1964 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастера С. А. Герасимов и Т. Ф. Макарова). Её сокурсниками были будущие звезды советского и российского кино — Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Лариса Лужина. Жанна Прохоренко одна из первых этой звёздной компании стала не просто популярна — знаменита, так как ещё студенткой дебютировала в одной из лучших картин о Великой Отечественной войне — «Баллада о солдате» Григория Чухрая. Огромный зрительский успех имел и фильм Юлия Райзмана «А если это любовь?», где Жанна сыграла роль старшеклассницы Ксении.
Актриса Театра-студии киноактёра.
Жанна Прохоренко скончалась в Москве 1 августа 2011 года после тяжёлой и продолжительной болезни. Актрису похоронили 4 августа на Хованском кладбище в Москве.
Личная жизнь
- Первый муж — кинорежиссёр Евгений Васильев, в браке родилась дочь (в последующем актриса Екатерина Евгеньевна Васильева; внучки — актриса Марьяна Спивак и Ксения (р. 2001)).
- Второй муж (фактический брак) — писатель, сценарист и актёр Артур Макаров (убит в 1995 году).
Семейное прозвище Прохоренко — «Жанетик».
Звездная и другие роли талантливой актрисы
В конце 50-х Георгий Чухрай принялся к съемкам трогательной истории о рядовом Алеши Скворцове, который “со страху” подбил вражеские танки и был награжден коротким отпуском. По дороге домой ему встретилась симпатичная попутчица… На главные роли режиссер утвердил Владимира Ивашова и Жанну Прохоренко. Небольшую, но достаточно запоминающуюся роль фронтовика-инвалида сыграл Евгений Урбанский.
После премьеры картина стала абсолютным чемпионом среди премированных отечественных лент. Ивашов и Прохоренко вмиг завоевали любовь зрителей, побывали за рубежом на престижных фестивалях. Им прочили большое будущее в кинематографе.
Жанна Прохоренко и Владимир Ивашов в фильме «Баллада о солдате», 1959 год
Параллельно с учебой в институте Жанна Трофимовна снялась в нескольких картинах: драме “А если это любовь?” – Ксюша, короткометражке “Венский лес” – Катерина, экранизации “Не придуманная история” – Варя.
В 1964-м году очаровательную актрису пригласили на роль Капочки Неуеденовой в комедию “Женитьба Бальзаминова”. Картину и сейчас смотрят с удовольствием, наслаждаясь великолепной игрой Георгия Вицина, Ноны Мордюковой, Лидии Смирновой, Тамары Носовой, Инны Макаровой, Надежды Румянцевой, и, конечно, Жанны Прохоренко.
Помимо этого, талантливая актриса приняла участие в съемках военной ленты “Они шли на Восток”, драмы “Поезд милосердия”, экранизации “Первый снег”. Также необходимо отметить картины: “Иду на грозу” – Елена, “Дядюшкин сон” – Зинаида, “Прощай” – Любовь, “Происшествие, которого никто не заметил” – Настя, “Антрацит” – Клавдия, “Смертный враг” – Анюта, “Дверь без замка” – Дарья.
Жанна Прохоренко. Слева с Людмилой Гурченко в х/ф «Свадьба Бальзаминова», 1964 г. Справа с Сергеем Мартинсоном в х/в «Дядюшкин сон», 1966 г.
Не оставил без внимания Прохорову и Василий Шукшин, доверив в своей криминальной ленте “Калина красная” роль следователя. В 70-х Жанна Трофимовна приняла участие в съемках детектива “Страх высоты”, экранизации “Золотая мина” (где её партнерами были Олег Даль, Евгений Киндинов, Любовь Полищук), мелодраме “Приезжая”, ленте “Близкая даль”.
Всего в кинокопилке актрисы более 50 разножанровых картин (+ к вышеперечисленным): х/ф “Коней на переправе не меняют”, мелодрама “Мы жили по соседству”, детектив “Колье Шарлотты”, приключения “ТАСС уполномочен заявить…”, криминальная лента “Улицы разбитых фонарей”, детектив “Близнецы”, боевик “Смерш”, криминальная лента “Рысь” (последняя роль, 2010 год).
биография
Жанна Прохоренко — дочь летчика-авиалайнера Трофима Прохоренко, погибшего в Великой Отечественной войне под Орлом . Ее мать, Элеонора Ильинична, увозит Жанну и ее брата Леонида на Урал. Затем они переезжают в Ленинград со своей тетей Викторией. В Ленинграде Жанна берет уроки драмы в Молодежном культурном центре имени Андрея Жданова. Она закончила школу с золотой медалью и начала обучение в школе- студии МХАТ . В 1959 году она сыграла главную роль в военном фильме Григория Чухрая «Солдатская баллада » . Фильм был показан на Каннском кинофестивале 1960 года, где получил приз советского отбора за лучшее участие. Жанна Прохоренко вместе со своим коллегой Владимиром Ивачевым , другим звездным актером «Баллады о солдате» , присутствует на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1960 году. Она снимается в фильме Юлия Райзмана « Если бы это была любовь», вышедшем в 1961 году. его отчисление из театрального училища. Чухрай был ее допущен к классу Сергея Guerassimov и Тамары Макаровой из Национального института кинематографии, от которого она окончила в 1964 году.
Актриса много поворачивается в 1970-1980 годах, но ее роли менее значимы, чем в начале. Она становится актрисой Национального театра актера кино . После распада СССР руководству театра пришлось сократить состав, и они были уволены. Его спутник Артур Макаров покупает ему дом в деревне Глуш под Псковом . Она уезжает в деревню и снимает свою квартиру в Москве, чтобы обеспечить себе небольшой заработок. В 2004 году она сыграла вместе с дочерью Екатериной и внучкой Марьяной в телесериале Зиновия Ройзмана « Близнецы» . В последний раз он предстает перед публикой на фестивале «Амурская осень» в Благовещенске в 2010 году.
В 2011 году у нее обнаружили рак, от которого она умерла в Боткинской больнице в Москве. Похоронена на Хованском кладбище Новомосковского административного района .
Детство и юность
Екатерина родилась в Москве в августе 1961-го года. Имена её родителей позже гремели на всю страну. Мама Кати – прекрасная Жанна Прохоренко, Народная артистка РСФСР. Отец – Евгений Васильев, сценарист, режиссёр и кинооператор. Этот семейный союз просуществовал недолго. Родители развелись, когда малышке исполнилось 5.
Маленькая Катя со своей мамой, Жанной Прохоренко
Оставшись на попечении матери, она тем не испытала дефицита любви. Жанна Трофимовна заботилась о дочке и старалась не оставлять её одну. Театр-студия киноактёра, где служила Прохоренко, стал домом и для Катюши. В творческие экспедиции, совпадающие по времени со школьными каникулами, мама и дочь также отправлялись вдвоём. Неудивительно, что мечта о сцене преследовала девочку с детства.
Жизнь «после»
В годы перестройки многое поменялось в устройстве общества, и творчество в эпистолярном жанре стало не в чести. Кинематограф развалился, и многие кумиры остались не у дел.
В 90-е стали снимать фильмы, где у героинь были исключительные модельные данные. И Макаров переключился на бизнес — производство серебряных гвоздей для реставрации антикварной и раритетной мебели. Во времена «гангстерской лихорадки» 3 октября 1995 года при невыясненных обстоятельствах Артур был убит, а квартира ограблена.
У Жанны началась полоса затворничества, благо было куда деться. Ее пристанищем с мая по октябрь стал бревенчатый дом в деревне Глушь на Псковщине.
Сосновый бор, озеро, огород, началась другая жизнь – без любимого человека. Но рядом была дача актрисы Марины Левтовой и режиссера Юрия Мороза, где они прекрасно проводили время с подраставшей дочкой Дашенькой. И дочь Екатерина с внучками приезжали часто. Жанну Трофимовну всегда окружали любимые и любящие люди.
Приглашения сниматься в кино были кране редкими, и биографию Жанна Прохоренко наполнила новым делом – она стала заниматься переводами детективов с английского языка.
Она жила тихой жизнью, в состоянии глубокого стресса и женского одиночества. Но в 2009 году у Жанны Тимофеевны врачи обнаружили злокачественную опухоль пищевода. Переезд в Москву и 12 сеансов химиотерапии ничего не дали. Любимая внучка Марина Спивак до последней секунды жизни держала бабушку за руку. Но 1 августа 2011 года ушла из жизни в возрасте 71 года поистине народная артистка Жанна Прохоренко.
ВЕРА
Мы с вами вот сейчас начали говорить о том, что, ну понятно, что огромное количество раз вам задавали всевозможные вопросы, я готовился, смотрел, и на многие вы отвечали. А я, знаете, вот о чем подумал, когда писал сценарий: а вот вообще вот разговор о вере, которых уже много было в последнее время, вот он важен? Каким он должен быть, как вы думаете?
Фото Владимир Ештокин
Вы знаете, дело в том, что… вообще, вы, конечно, не в самый удачный момент меня застали, потому что я бы на все вопросы ответила так же, как и на первый: не знаю. Вот такой у меня период, вот. Ну вы же согласитесь, что…
Да.
…у каждого христианина бывают периоды какие-то, какие-то особые. Ему кажется: вот, вот он открыл…
В: Да.
…какую-то истину. Или: вот оно, а! Ой, Господи, как же просто, как же я раньше не додумался! Или вдруг наоборот — все куда-то ухает и думаешь: да вообще все не так. Ну и так, так задумываю. Вот. Поэтому у меня сейчас какое-то прямо вот такое перенасыщение словом —любым, исходящим из телевизора и… из всех этих… не знаю, как их назвать, гаджетов или как они там
И когда я даже включаю телевизор, я не продвинутая, я Интернетом не пользуюсь, и там что-то может даже и умное говорят, и важное — я больше не могу слушать. Вот у меня такое, такое прямо: ну сколько можно говорить
Я чувствую — ну в данный момент, это пройдет, наверное, будет другой какой-то период, — что это абсолютно не нужно.
Неправда, да? Как «Слово изреченное есть ложь».
Это не нужно. Это ничего не дает. Я понимаю, что — а что делать, надо же что-то делать, надо же ну хотя бы говорить. Ну может быть, хотя бы помолчать. Потому что вот оно само себя — слово оно себя… как это сказать — изживает, да.
Угу. Обесценивает.
Обесценивает, да, правда. Потом их не так много, слов, которыми мы пользуемся в определенном, когда начинаем говорить на определенную тему. И они без конца повторяются, эти слова. И они по кругу, они замыливаются, они уже… им уже перестаешь верить, потому что от них нет никакой пользы. Никакой пользы. Я вообще, конечно, собеседник тот еще.
(Смеется.)
Потому что я ужасная злыдня и очень человек, ну как сказать… категоричный. Вот. И ну в данный момент вот так вот я бы ответила на это, правда. Вот я, например, скажу вам честно ужасную вещь: я не верю ни одному своему слову.
Своему слову?
Своему. Вот я сказала, оно вылетело, и я уже не знаю, чего я сказала. Так, по ощущению. И потом думаю: а если… анализирую: зачем я это сказала и что от этого изменилось. И вообще, когда я даже, когда вот… прости, Господи, даже на исповеди я говорю, потом отхожу, думаю: как-то это тоже не то и не так. В общем, я не знаю, как другие люди, вот, это старая моя беда, старая моя боль и старый мой грех. И я часто очень исповедую это батюшке, своему духовному отцу вот именно эту фразу: «Я не верю ни одному своему слову». Я я это говорю совершенно искренне. Я не знаю, понимаете ли вы меня.
Понимаю, понимаю. И мне кажется, что это какое-то очень глубокое в себя всматривание. Потому что человек часто думает, что он себя знает, и поэтому верит своим словам. Но он ведь себя, мы ведь себя знаем очень плохо.
Да, да, конечно.
Но ваши слова для меня — это свидетельство того, что вы себя знаете хорошо и поэтому понимаете, что…. Это же — когда вы говорите, что вы не верите своему слову, это же не значит, что вы врете.
Нет, нет, не в этом смысле.
Нет, совершенно не в этом, правда же.
Не в этом смысле.
Это значит, что вы…
А вот как объяснить, не знаю.
Да нет, нет, мне кажется, это очень понятно.
Я боюсь, что непонятно для зрителей будет, ну не для всех, конечно, но для людей, которые занимаются всеми этими вопросами, копаются в себе, в своей жизни, занимаются серьезно как бы своей сутью, что это непонятно, но это так звучит. Это звучит так.
Екатерина Сергеевна, а вот я сейчас подумал, вас слушал, подумал… Я недавно с одним другом, к сожалению, переписывался — как мы сейчас общаемся — и как раз по поводу какой-то из наших программ. И он сказал такую фразу, написал, он говорит: «Мне кажется, что вера — это испытание веры. Вот без испытаний вера- это только желание верить.». И я как-то начал с ним сначала спорить, что вера не может быть испытанием.
Тоже хорошо.
А с другой стороны, вот это ведь тоже то, о чем вы говорите. Вот это испытание, и мы понимаем, что это живое, да. Вот вы сейчас говорите, я понимаю, что это… вы могли бы что-то красивое сейчас мне такое ответить, да.
Могла бы. Могла бы.
А вы, а вы говорите некрасивое внешне, а вот внутренне содержательное.
САМАЯ БЛИЗКАЯ
Когда я была еще совсем маленькая, мои родители развелись, я жила с мамой в Отрадном, а папа приходил навещать меня в выходные. Жанетик приезжала к нам по мере возможности, например подменяла маму, когда та была на съемках. (Мои родители тоже известные артисты: мама — Екатерина Васильева, папа — Тимофей Спивак.) Помню наши с Жанетиком прогулки по осеннему парку, как мы кормили уток, катались на лодке, собирали желуди и каштаны, кормили белок, играли в «города».
Когда мне исполнилось б лет, мы с мамой перебрались поближе к Жанетику, на Юго-Запад. Там я пошла в школу. Жили в соседних домах. Вечером ходили к ней пить чай (у нее чай почему-то всегда казался мне вкуснее, чем дома). Пока взрослые разговаривали, я уходила в ее комнату, наряжалась в ее шляпки, перчатки, играла в принцесс, устраивала какие-то сценки. Уже тогда друзья семьи, шутя, прочили меня в артистки. Жанетик, смеясь, отвечала: «Нет уж, не надо ей этого, пусть хотя б одна в семье нормальным человеком будет!» И правда, я до последнего отпиралась, отнекивалась, на актерский поступать не собиралась, ведь видела и знала изнутри все трудности актерской профессии.
И у мамы, и у Жанетика начались простои в работе, когда грянул кризис. Папа проработал в Театре им. Станиславского недолго, много снимался в кино, потом стал режиссером, потом выпустил несколько курсов в ИСИ (Институт современного искусства), всерьез занялся педагогикой. Мама зарабатывала синхронными переводами сериалов и фильмов, благо хорошо знала английский язык после обучения в спецшколе. А вот Жанетик, чтобы не сидеть без дела, когда не было съемок, выучила язык самостоятельно — переводила английские детективы со словарем, по слову записывала в тетрадочку.
Когда вы с Жанетиком особенно сблизились?
В кризисные годы мы стали сдавать нашу с мамой квартиру и переехали жить к ней на Юго-Западную. Помню, мама уезжала надолго в Болгарию, на озвучивание сериалов «Просто Мария», «Дикая роза». Я очень скучала по ней, плакала по ночам. Жанетик приходила ко мне, обнимала, тихонько рассказывала какие-то истории из жизни. Сама, если заболевала, никогда не вызывала врача, пренебрегала лекарствами. Но если заболевала я, Жанетик не отходила от меня, все силы — на то, чтоб поднять на ноги. Ей вообще была присуща какая-то жертвенность. Я стала жить с ней лет с 14. У мамы появилась новая семья — она вышла замуж, родила сестру Ксюшу и уехала жить на квартиру мужа. Так что весь мой сложный переходный возраст лег на Жанетиковы плечи.
Жанетик что-нибудь рассказывала о своих родителях?
Немного. Отец, Трофим Исаакович, родом из белорусской деревни Горяны, военный летчик, погиб на войне. Говорили, что он повторил подвиг Гастелло. Когда я болела, Жанетик доставала семейные фотографии и показывала Элеонору Ильиничну, ее маму. Довольно суровая, закрытая, много пережившая женщина — война, блокада. И Жанетик рассказывала истории из своего детства. Они же с братом были совсем маленькими, когда началась война. Мама забрала их в деревню, они там ходили в поле собирать колоски, чтобы не умереть с голода.
Жанна Трофимовна родилась на Украине, отец из Белоруссии. Ноу нее, кажется, были еще и польские корни?
Да. Точнее, у ее мамы. Сестра Элеоноры Ильиничны — тетя Витя — была католичкой. Жанетик родилась в Полтаве, а после эвакуации они с мамой и братом вернулись в Питер. И стали жить в коммуналке у тети Вити. Та работала вагоновожатой и кондуктором в трамвае. Жанетик часто вспоминала «страшную» и поучительную историю, как она в детстве стащила из тети-Витиной сумки вагоновожатой мелочь и купила мятных леденцов. Но принести их домой означало бы признаться в краже, а это безумно стыдно! Пришлось по дороге съесть все. С тех пор у Жанетика появилось стойкое отвращение к мятным конфетам и категорическое неприятие всякого вранья.
Она была верующим человеком?
Жанетик — крещеная, православная. Верующая, но не фанатично. В церковь ходила в основном по праздникам. На Пасху пекла удивительно вкусные куличи. Яйца мы красили луковой шелухой. Все вместе ходили святить их в церковь Архангела Михаила неподалеку. А один раз на рождественскую службу Жанетик решила поехать в храм Христа Спасителя, он тогда только открылся. Но она не знала, что там закрытое богослужение и пропускают строго по билетам. Увидев огромную толпу, решила: чего стоять, точно не попадешь. Вдруг какая-то незнакомая женщина идет прямо на нее, протягивает пропуск в храм: «Это вам». И растворилась в толпе. Так Жанетик попала на службу. Нет, ее не узнали, не сказали ей: «Это вам, Жанна Трофимовна». Это чудо. И такие чудеса часто сопровождали ее по жизни — она не напрашивалась, ничего не ждала, и вдруг случалось именно то, чего хотела.
Театр и фильмы
В Школе-студии Марьяна Спивак постигала секреты актерского искусства в мастерской Сергея Земцова и Игоря Золотовицкого. Под их руководством она дебютировала на сцене в постановках «Гамлет» и «Безымянная звезда». В первом спектакле Марьяна сыграла Гертруду, во втором – Мону. Потом юная артистка оттачивала мастерство в спектаклях «Три сестры» и «С любимыми не расставайтесь».
В 2006-м, закончив вуз с отличием, Марьяна была принята в труппу «Сатирикона». Трудиться в этом легендарном театре молодой актрисе нравилось. Она сыграла во множестве спектаклей главные роли. В «Короле Лире» Марьяна Спивак появилась в образе Корделии, в «Доходном месте» – Анны Павловны, в «Чайке» играла Машу. А в 2012-м на сцене «Сатирикона» актриса даже испробовала на своей шее пальцы шекспировского ревнивца Отелло.
Видимо, мастерство молодой артистки впечатлило не только зрителей, но и критиков, потому что за творческие достижения Марьяна Спивак заслужила звание лауреата премии имени Всеволода Мейерхольда.
Марьяна Спивак и Дарья Мороз Кинематографическая биография Спивак началась гораздо раньше театральной. Более того, в кино Марьяна появилась, еще не родившись на свет. Ведь ее мама Екатерина Васильева снялась в «Прощании славянки» в период беременности. Дебют девочки на экране случился, когда ей едва исполнилось 5 лет. В ленте «Пока гром не грянет», режиссером которой был ее дедушка, она снялась в эпизоде вместе с мамой.
Главная роль досталась Марьяне еще до поступления в театральный вуз. Зрители увидели ее в образе Василисы в фильме-сказке «Горе-злосчастье», режиссером которой был папа актрисы Тимофей Спивак. В фильмографии артистки есть картина, в которой Марьяна встретилась на съемочной площадке с мамой и бабушкой. Это мелодраматический сериал «Близнецы».
Возросшее мастерство Марьяны Спивак зрители отметили в картине «Сын отца народов», где она появилась в образе третьей жены Иосифа Сталина – Капитолины, а также в фильмах «Федоров» и «Умник». Она снялась в таких популярных проектах, как «Глухарь», «Пуля – дура» и «Напарницы». Последний сериал вышел на экраны в 2016-м и вызвал немалый интерес зрителей. Это детектив, в котором Марьяна Спивак, Максим Аверин и Екатерина Кузнецова сыграли главных персонажей.
Марьяна Спивак в сериале «Эпидемия» В 2021 году очередной работой актрисы стала главная роль в драме Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Этот фильм стал обладателем приза жюри Каннского фестиваля, произведя фурор. В киноленте речь пошла о семейной паре, переживающей развод. Совместный сын для родителей в этой ситуации становится обузой. Однажды мальчик исчезает. Работа знаменитого режиссера была выдвинута и на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Главной премьерой 2021 года для Марьяны Спивак стал показ детективного сериала «Шифр», в котором она предстала в главной роли. В фильме рассказывается о 50-х годах прошлого столетия. Героиня исполнительницы – в прошлом сотрудница ГРУ, которая в мирной жизни использует свои знания для расследования опасных преступлений. Помогают ей 3 подруги, которых представили на экране Елена Панова, Екатерина Вилкова, Яна Осипова.
Артистка вместе с Кириллом Кяро и Викторией Исаковой снялась в фэнтезийной картине «Вонгозеро». По сюжету фильма-катастрофы мир охватывает эпидемия неизвестного вируса, который массово уничтожает людей. У оставшихся групп начинается борьба за средства, которые помогут в выживании.
Марьяна Спивак и ее семья Еще одна интересная работа Спивак – хоррор «Яга: Кошмар темного леса», где она играет вместе со своим партнером по драме «Нелюбовь» Алексеем Розиным. Также в киноленте появились Светлана Устинова и Игорь Хрипунов. Фильм рассказывает о семейной паре с детьми, няня которых оказывается древним лесным духом.
Участие в Каннском фестивале позволило Марьяне Спивак обратить на себя внимание западных режиссеров. Международные проекты не заставили себя ждать: актриса приняла участие в съемках британской музыкальной комедии «Вчера». В 2020-м вышла картина Алексей Учителя «Цой», события которой разворачиваются сразу после гибели музыканта Виктора Цоя
В фильме также сыграли Евгений Цыганов, Паулина Андреева, Лилита Озолиня
В 2020-м вышла картина Алексей Учителя «Цой», события которой разворачиваются сразу после гибели музыканта Виктора Цоя. В фильме также сыграли Евгений Цыганов, Паулина Андреева, Лилита Озолиня.
Личная жизнь дочери Жанны Прохоренко
Еще во время учебы Екатерина Васильева начала сниматься в кино. Дебютным для нее стал фильм «В начале славных дел», а одной из самых успешных работ была роль школьницы Алены в картине «Вам и не снилось…».
Екатерина Васильева в фильме «Вам и не снилось…», 1980 г.
В 1984 году, снимаясь в фильме «Что у Сеньки было», Катя сдружилась с Владимиром Носиком, который представил ее своему товарищу Тимофею Спиваку. Екатерина влюбилась и собралась за него замуж, несмотря на то, что он старше ее на 13 лет и был тогда женат.
Екатерина Васильева и Тимофей Спивак
Когда Тимофей закончил бракоразводный процесс, он сделал предложение Екатерине. В 1985 году на свет появилась их дочь Марьяна. Однако совместная жизнь не была безоблачной.
Екатерина Васильева с мужем и детьми
Супруг ревновал Екатерину, однажды она решила собрать вещи и уйти к маме. Но Спивак нашел повод для того, чтобы чаще видеться с любимой – стал наведываться к дочери с подарками.
В середине 1990-х годов Екатерина встретила новую любовь – каскадера Александра Малышева. Роман развивался стремительно, актриса переехала к нему в квартиру, оставив Марьяну на попечение бабушке.
Екатерина Васильева с дочерьми и мамой Жанной Прохоренко
Вскоре родилась вторая дочь актрисы – Ксения. Однако и в этот раз отношения не сложились, Александр не планировал обременять себя узами брака.