Про клиническую смерть
Статья по теме
Воинство за любовь! Петр Мамонов — о том, как жить, чтобы не было мучительно больно
— Жили мы трудно и ужасно. И это была сплошная тюрьма. Сажали за драку, мелкое хулиганство. В нашем дворе практически все сидели в тюрьме. Один вышел, другой сел. Когда мне было 25 лет, в пьяной драке мне всадили напильник под сердце. Я чуть не помер. У меня было проткнуто легкое, я потерял много крови. Пролежал 40 дней в коме. Не было никаких видений за этим порогом. Но помню ощущение — боль отступила, наступил покой. Всё залито серым. Врачи стали меня вытаскивать обратно. И я говорю врачам: «Зачем вы меня опять сюда?» Не то что после клинической смерти я вышел и сразу в церковь пошёл. После выписки первым делом пошёл в пивную на костылях и пивка выпил. Кричу: «Инвалиду без очереди». И мне без очереди сразу 3 кружки налили. Я эти истории не очень люблю, потому что это было с каким-то другим человеком. Почему? Потому что я был рабом известных ребят — чертей. Сколько лет ты греху служил, столько лет как минимум, а то и больше, придётся менять свою жизнь с помощью Божьей. Люди очень меняются на протяжении жизни. Можно стать бесконечно лучше и бесконечно хуже.
Мамонов и православие
После того как артист начал исповедовать православие, он не только снялся в «Острове». Но и стал много говорить в своих интервью о духовном, о Боге.
При этом он пояснял суть своей веры не на Библии или вероучении, а на простых житейских примерах. Поэтому цитаты Мамонова тогда расходились по прессе и интернету. Вот несколько из них.
«Каждую ночь нужно задавать себе простенький вопросик: я прожил сегодняшний день — кому-нибудь от этого было хорошо? Вот я, знаменитый крутой артист, рок-н-ролльщик, — могу с вами разговаривать так, что вы по струнке будете ходить. Но разве мне от этого лучше будет? Или вам? Одно из имен дьявола — «разделяющий». Внутренний дьявол внушает: «Ты прав, старик, давай всех построй!». Я стараюсь таким не быть. Продвигаюсь в своей душевной работе каждый день. Комариными шажочками».
«Видеть хорошее, цепляться за него — единственный продуктивный путь. Другой человек может многое делать не так, но в чем-то он обязательно хорош. Вот за эту ниточку и надо тянуть, а на дрянь не обращать внимания. Любовь — это не чувство, а действие. Не надо пылать африканскими чувствами к старухе, уступая ей место в метро. Твой поступок — тоже любовь. Любовь — это вымыть посуду вне очереди».
«Надо бы нам всем, да и мне в первую очередь, научиться говорить себе «нет».
«Если мы видим гадость, значит она в нас. Подобное соединяется с подобным. Если я говорю : вот пошел ворюга — значит я сам стырил если не тысячу долларов, то гвоздь. Не осуждайте людей — взгляните на себя»
«Я однажды вошел в дом, думал — сейчас компьютер включу, а электричества не было. И я оказался в полной темноте. Лягте как-нибудь в темноте, отключите все «пикалки» и задайте себе такой вопрос: кто вы и как вы живете? Я вообще нормальный парень или так себе?»
«Один человек сказал: ты такие песни написал, потому что водку пил. Но я их написал не благодаря водке, а вопреки. С высоты своих 60 лет я говорю: нельзя терять в этой жизни ни минуты, времени мало, жизнь коротка, и в ней может быть прекрасен каждый момент
Важно утром встать и убрать вокруг. Если я проснулся в дурном настроении, не портвейн пью, а говорю: «Господи, что-то мне плохо
Я надеюсь на тебя, ничего у меня не получается». Вот это движение самое важное».
Совершенно новые Звуки Му
Собсна Последний на сегодня толстый вброс Петюни и одновременно камбэк в музыку. Сейчас мало кто вспоминает, что с конца 2005 года Мамонов альбомов «Звуки Му» уже не выпускал (а выпускал уже от своего имени), однако, анонимусы сразу оживились новости о новом составе (!) группы. Понабрав молодых ребят 20 лет «на цыплячьих ножках», Мамонов вразумил народ, что это будет бомба, «возможно, даже лучше, чем ранние Звуки Му». Уже дали несколько концертов, по сути новое творчество является продолжением «spoken-word»-творчества Звуков Му времён «Шоколадного Пушкина» и «Сказок братьев Гримм». Звучит частично как композиция «Gift» группы Velvet Underground (структура композиции та же). Впрочем, не хуже последних альбомов, хотя старые фанаты грустят, ожидая от Мамона песни в духе «Серого голубя» или «Источника заразы». А Мамонов им всё про Незнайку!
Незадолго до этого участники первого состава группы с Липницким во главе периодически собирались в «отЗвуки Му» (без Мамонова), перепевая песни маэстро. Вместо Мамонова солировал там Артемий Троицкий, какбэ один из сооснователей группы в своё время, что местами раздражало фанатов по простой причине. Ныне солирует младший брат Мамонова Бортничук.
Роли в кино
Режиссер Рашид Нугманов начал снимать знаменитую «Иглу» в 1987 году. На роль зловещего Артура Юсуповича Виктор Цой, игравший благородного героя Моро, посоветовал ему взять Мамонова. Без актерского опыта за плечами Пётр блестяще справился с поставленной задачей.
Пётр Мамонов в фильме «Игла» С тех пор он создал несколько образов, которые поражают воображение своей глубиной и многогранностью. Таков его саксофонист Леха, аутист из комедийной драмы Павла Лунгина «Такси-блюз». Во многом благодаря игре Петра в 1990 году режиссер получил Пальмовую ветвь на Каннском фестивале. Таков и собеседник главной героини фильма Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф».
Кадр из фильма «Такси-блюз»
Запомнился зрителям и его злодей-профессор из экспериментальной фантастической картины тогда еще никому неизвестного Сергея Лобана «Пыль», сценарий для которой написала Марина Потапова. Снятый на цифровую камеру малобюджетный фильм завоевал главный приз Гильдии кинокритиков в 2005 году. Петр Мамонов о том, кто он – актёр или музыкант? А в 2006 году Мамонов по благословению своего духовника снова снялся у Павла Лунгина – в драме «Остров». Его старец-отшельник, искупающий грех смертоубийства и обладающий целительскими способностями, взорвал кинематографический мир. В пронзительной сцене молитвы Петр Николаевич даже не играл, он просто показал, как молится каждый день сам.
Отец Анатолий из «Острова» – одна из главных ролей в фильмографии Мамонова
Картина была признана лучшим православным фильмом года на международном фестивале «Радонеж», всю съемочную группу пригласил к себе на прием патриарх Алексий Второй. Рейтинги и сборы были фантастическими. Собратья по киноискусству вручили актерам Петру Мамонову и Виктору Сухорукову статуэтки «Ника» за лучшие мужские роли – главную и второго плана. Еще четыре таких же получили режиссер, сценарист, оператор и сам фильм «Остров». «Остров». Фрагмент Выступая на церемонии «Золотого орла», первую премию которого он также получил, Мамонов произнес такую обличительную речь, что практически ввел в ступор всех присутствующих. Еще одна роль Петра Николаевич, и у того же режиссера, принесла ему признание уже не только православных людей, но и у широкого зрителя. Образ царя Ивана Грозного в исторической драме «Царь» был неоднозначным, сам Мамонов вообще считает, что роль у него не получилась.
Пётр Мамонов в роли Ивана Грозного
Тем не менее, зрители надолго запомнили этот образ, как и последующие – деда Леву из военной драмы Владимира Перельмана «Пепел» и Шатуна из боевика Егора Баранова «Иерей-сан: Исповедь самурая», снятого по сценарию Ивана Охлобыстина. Последней ролью Мамонова на 2021 год стала роль сторожа Вадима в сериале Игоря Гринякина «Каждому свое».
Кадр из фильма «Иерей-сан: Исповедь самурая»
Мамонов и коронавирус
1 июля 2021 года стало известно, что 70-летнего артиста в тяжелом состоянии госпитализировали с коронавирусом в реанимационное отделение клиники в Коммунарке, где его подключили к ИВЛ.
Супруга музыканта Ольга сообщила журналистам, что степень поражения легких у него достигла 87%. СМИ писали, что он не делал прививку от коронавируса, поскольку почти все время жил в деревне.
В 2019 году Петр Мамонов попал в реанимацию с инфарктом. Он перенес две операции.
Артист большую часть жизни боролся с алкогольной и наркотической зависимостью. После 45 лет, испытав кризис и затяжную депрессию, Петр Мамонов обратился к церкви и принял православие. Он значительно изменил образ жизни, переехал в деревню в Московской области, но полностью отказаться от спиртного не смог.
В 25 лет Мамонов перенес клиническую смерть. В фильме «Игла» видно, что у артиста на груди большой шрам. В одном из интервью он рассказал, что получил его, когда стал участником пьяной драки. Ему проткнули легкое. В результате он потерял много крови и провел 40 дней в коме.
По его словам, он долгое время не хотел возвращаться к жизни, несмотря на старания врачей. «Я ничего не видел за этим порогом, но помню одно ощущение: отступила боль и наступил покой. Все залито серым… и покой», — рассказывал Мамонов.
Пагубные привычки
Петр Мамонов в те годы был известен своим пристрастием в алкоголю. И яркое тому подтверждение – песня «Бутылка водки». Коллега артиста Олег Коврига в 2006-м году сказал, что не может назвать байки об алкоголизме Мамонова сильно преувеличенными: «По количеству квартирников и литров выпитого спиртного мы с Петей – лидеры Москвы».
При этом, у Мамонова был всегда сценической образ некоего юродивого скомороха. Петр и его коллеги даже отказались от своего прошлого, как от чего-то ужасного.
Пётр Мамонов в фильме «Остров»
«Я на самом деле плохо отношусь к своему прошлому. У меня был скотоподобный образ жизни, – признался однажды артист, – музыка же – это просто талант от Бога. Пушкин, Пушкин все говорит. Но ни одна мать не хочет, что бы ее сын прожил жизнь Пушкина. Он талантом своим правильно распорядился, а вот жизнью…».
Ранние годы
Знакомство с ранней биографией Петра Мамонова дает возможность понять, что он был неординарной личностью чуть ли не с самого рождения. Сам артист мало рассказывает о детстве, но многочисленные воспоминания современников и друзей позволяют узнать об этом периоде очень подробно. Петр Николаевич Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве, в семье столичных интеллигентов — отец работал инженером, а мать переводчицей, специалисткой в области скандинавских языков. Детство будущего музыканта проходило в Большом каретном переулке — в том же дворе в свое время жили Мария Ермолова и Владимир Высоцкий. Благодаря отчиму лучшего друга по двору, который работал личным переводчиком Леонида Ильича Брежнева, Петя с самого детства имел доступ к заграничным музыкальным пластинкам. Уже в 6-7 лет он познакомился с творчеством Рэя Чарльза, Майлза Дэвиса и Чабби Чеккера, которое остается для него любимой музыкой по сей день. Автор биографии Петра Мамонова Сергей Гурьев в связи с этим отмечал:
Маленький Петр обожал танцевать, не стесняясь делать это всюду, где только вздумается. Красная запись «устроил в классе цирк» красовалась на страницах его дневников на протяжении всей школьной учебы, а из двух заведений его даже отчислили — за проделки, среди которых особенно запомнился взрыв возле кабинета химии.
В старших классах Мамонов собрал свою первую рок-группу под названием «Экспресс», в которую вошли друзья по двору — вместе они в очень искаженной форме исполняли песни из репертуара Led Zeppelin, The Beatles и The Rolling Stones. Юноша относил себя к субкультуре стиляг, однако зачастую прибегал к крайним формам эпатажа — например, носил ручку от унитаза в качестве серьги. Врожденная гиперактивность часто вынуждала молодого Мамонова провоцировать драки с другими неформалами — в частности, с хиппи, которых он открыто не любил. В одной из таких потасовок он получил серьезное ранение заточкой — была пробита грудная клетка, но врачам удалось спасти юношу, пребывавшего в коме и потерявшего большое количество крови.
Достигнув призывного возраста, Петя Мамонов притворился сумасшедшим и избежал армии, пройдя обследование в психиатрической больнице. Окончив школу, Петр сначала окончил полиграфический техникум, а затем поступил в Московский университет печати. Отучившись три года на редакторском факультете, он решил бросить учебу.
Биография Петра Мамонова в этот период состоит из сплошных пробелов — он стал очень много пить, часто менял места работы и, как казалось, навсегда оставил попытки стать музыкантом. За этот период Мамонов успел поработать наборщиком и корректором в типографии, переводчиком поэзии для сборников с английского, шведского и датского языков, заведующим письмами в журнале «Пионер», грузчиком, лифтером, кочегаром и даже массажистом в бане. Но бесконечная череда запоев в конечном счете оставила Петю безработным, практически нищим, не имеющим возможности время от времени купить кусок хлеба на протяжении нескольких дней. Только отсутствие денег позволило ему временно завязать с алкоголем, и в основном он занимался написанием стихов — в этот период их было создано около семидесяти. И вот, наконец, Мамонов пригласил к себе Артемия Троицкого, с которым познакомился в психиатрической больнице (он тоже избегал армии, притворяясь невменяемым).
На тот момент Троицкий уже стал известным музыкальным критиком, поэтому Петр решил исполнить ему свои недавно сочиненные песни. Вот как отозвался об этом Артемий Кивович в своей книге «Рок в Союзе»:
Именно похвала Троицкого воодушевила к продолжению творчества Петра Мамонова — он решил создать свою рок-группу. В нее по итогу и вошли его младший сводный брат Алексей Бортничук, лучший друг Александр Липницкий и его знакомый Павел Хотин.
Фильмы
В начале 1990-ых Петр Мамонов порадовал поклонников своим появлением в новой ипостаси. Он начал ставить спектакли. На сцене Театра имени Константина Станиславского зрители увидели его постановки «Лысый брюнет», «Есть ли жизнь на Марсе», «Полковнику никто не пишет». Эти спектакли были представлены и на международных фестивалях в США и Европе.
Петр Мамонов в фильме «Игла»
В 2003 году Петр Мамонов презентовал поклонникам еще одну работу – спектакль «Шоколадный Пушкин». А спустя год были поставлены «Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева» и «Балет».
Внес артист собственную лепту и в киноискусство. Кинематографическая биография Петра Мамонова – это несколько картин. Первая, «Игла», вышла в 1988 году. Здесь актеру досталась роль второго плана. А через 2 года на экраны вышел фильм «Такси блюз» о судьбе таксиста и спившегося музыканта. Последнего сыграл Мамонов. Лента получила немалую популярность и приз «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах.
Фильмы, вышедшие несколько позже, такие как «Аnna Karamazoff», «Ноги», «Терра инкогнита», «Время печали не пришло» громкого успеха не получили, но были замечены поклонниками творчества Петра Мамонова.
Петр Мамонов в фильме «Остров»
В 2005 году зрители увидели новый проект под названием «Пыль» Сергея Лобана. Здесь Петр Мамонов не очень похож на себя прежнего. Фильм пронизан глубоким философским смыслом. Он снят на цифровую камеру практически без бюджета.
О Мамонове заговорили снова в 2006 году, когда на экраны вышла картина «Остров». Актер сыграл старца Анатолия, искупающего страшный грех. На момент, когда снимался фильм, Петр Мамонов превратился в отшельника. Музыкант удалился от цивилизации, поселившись в деревне Ефаново в Подмосковье. К такому образу жизни Петра привел поиск смысла жизни. Как признался музыкант: «Кайфы не помогли, я опивался и обкуривался, но пустота оставалась».
Чтобы сняться в «Острове», Мамонов испросил разрешения у духовного отца. Приступил к работе только после благословения. Эта малобюджетная картина собрала в прокате больше 2 миллионов долларов. Рейтинги фильма оказались заоблачными. Проект «Остров» получил 6 премий «Ника», побив все прежние рекорды. Петр Мамонов в 2007 году стал лауреатом кинофестиваля в категории «Лучшая мужская роль».
Петр Мамонов в фильме «Царь»
В 2010-14 годах актер снялся в проектах «Царь», «Пепел» и «Иерей-Сан». В первом он сыграл уголовного авторитета деда Леву, во втором персонажа по кличке Шатун.
Музыка
Где-то с 1980 года Петр Мамонов начал писать песни. Стихи он сочинял задолго до этого. В 1983-м Мамонов создал свой музыкальный коллектив. Это и была знаменитая рок-группа под названием «Звуки Му».
Рок-группа «Звуки Му»
Сначала группа выступала лишь на квартирных концертах. Музыканты познакомились с другими исполнителями, впоследствии ставшими культовыми российскими рок-группами. «Браво», «Аквариум», «Кино» и другие играли и пели на одной «волне». Эти «сольники» наращивали популярность и начали приносить исполнителям доход. «Звуки Му» с их экстравагантным вокалистом Петром Мамоновым быстро приобретали известность у определенной категории слушателей.
Первое выступление коллектива перед большой аудиторией состоялось в 1984 году. Петр Мамонов с коллективом дал концерт в большом актовом зале одной из московских спецшкол. На концерт пришло немалое количество представителей столичного андеграунда.
Близкий друг Мамонова Артем Троицкий позже написал, что музыкант представлял в своих выступлениях себя самого, но в сильно гиперболизированном виде. Получилась «гремучая смесь» «уличного шута, галантного подонка и беспамятно-горького пьяницы».
В 1988 году в Лондоне вышел дебютный альбом под названием «Zvuki Mu». Его издателем стал английский продюсер Брайан Эно. Петра Мамонова и его коллектив «накрыло» волной успеха. Группа отправилась в большой гастрольный тур по странам Европы. Дважды колесила по Америке. Но по возвращении из гастролей музыканты, записав альбом под названием «Транснадежность», не сумели продемонстрировать такого же качества и разошлись.
На родине коллектив издал почти 2 десятка пластинок. После того, как группа прекратила существование, началась самостоятельная творческая биография Петра Мамонова.
Петр Мамонов на сцене
В 1995 году музыкант уезжает в деревню и там создает один из наиболее сложных для восприятия альбомов под названием «Жизнь амфибий как она есть».
«Звуки Му»
В таком составе и возникла рок-группа, сделавшая из Мамонова не только известную, но и культовую личность. Поначалу группа выступала лишь на квартирниках и подпольных концертах, иногда совместно с московскими группами «Браво», «Центр» и ленинградскими «Аквариум», «Кино», «Зоопарк».
Первый большой концерт «Звуков Му» состоялся в 1984 году, в в трехсотместном школьном актовом зале. Выступление подробно описано Артемием Троицким в его книге Back in the USSR:
Лето этого года, связанное с первыми творческими заработками музыкантов, прошло на даче Александра Липницкого — в репетициях, пробных записях, а также бесконечном употреблении алкоголя и различных наркотиков. В апреле 1985 года «Звуки Му» прошли прослушивание в состав еще только создававшейся московской «Рок-лаборатории» — организации, контролирующей деятельность советских рок-музыкантов, с разрешения которой они могли выступать на больших легальных концертах. За это рок-н-ролльное подполье Москвы объявило Мамонова предателем, но зрелые размышления и семейное положение музыканта не позволили ему рисковать и искать проблем, связанных с КГБ.
В мае 1985 года, после недавно введенного сухого закона, Петр оказался на грани смерти. Выпив все имеющиеся в доме одеколоны и духи, он и его собутыльник Владимир — младший брат Липницкого — распили найденный в кладовке растворитель. В результате сильнейшего отравления Владимир погиб, а Петр выжил, оставшись невредимым уже второй раз.
Летом 1986 года «Звуки Му» выступили на московском фестивале «Движение в сторону весны» — после концерта приехавшие из Ленинграда «Аквариум», «Алиса» и «Кино» были настолько впечатлены, что назвали коллектив Мамонова лучшей рок-группой Москвы. С 1987-го «Му» объездили с гастролями более 20 стран СССР, а в 1988 наконец записали дебютный музыкальный альбом «Простые вещи». В него вошли все основные хиты группы, такие как «Досуги-буги», «Шуба-дуба блюз», «Бутылка водки» и другие. Ниже можно увидеть живое исполнение песни «Союзпечать», которая тоже вошла в этот альбом.
Почти одновременно увидел свет и второй альбом — «Крым», который сами музыканты считают лучшим во всей дискографии «Му».
Биография Мамонова
Петр Мамонов появился на свет 14 апреля 1951 года в Москве. Он рос и воспитывался в образованной семье. Его отец был специалистом по доменным печам, а мать являлась переводчицей со скандинавских языков.
Детство и юность
Детские годы будущего музыканта прошли в Большом Каретном, где взрослел и Владимир Высоцкий. Будучи ребенком у него начали проявляться артистические способности.
Петр отличался неусидчивостью и недисциплинированностью. Интересен факт, что его исключали из 2-х школ по причине того, что он беспрерывно «устраивал цирк». К примеру, из одной школы его отчислили за взрыв, который он устроил возле кабинета химии.
В старших классах Мамонов вместе с приятелями собрал любительскую группу, которая на свой манер перепевала западные рок-хиты. По словам современников, он был великолепным танцором, обладающим прекрасной пластикой и чувством ритма.
Петр дружил с Александром Липницким, отчим которого работал переводчиком у самого Леонида Брежнева. Благодаря своей профессии, мужчина часто бывал за рубежом, откуда привозил пластинки различных коллективов.
Вследствие этого, у Александра дома была большая коллекция пластинок, которые он давал слушать и Мамонову. В юности Петр любил проводить время в кругу московских хиппи, хотя нередко вступал с ними в драку.
Однажды, во время одной потасовки на парня напали с заточенным напильником, который вонзили ему в область сердца. Не смотря на то, что у Мамонова была пробита грудная клетка, медикам удалось спасти его жизнь, проведя несколько сложных операций.
Стоит отметить, что по словам Петра, сразу после удара он вытащил напильник из груди и погнался за своим обидчиком, который скрылся в троллейбусе. Однако Мамонова это не остановило. Он открыл двери, ударил соперника и потерял сознание.
После окончания школы Петр отучился в полиграфическом техникуме, а затем продолжил получать образование в институте на редакторском факультете. Однако в вузе он проучился всего пару лет. В молодости он успел сменить множество профессий, среди которых наборщик в типографии, банщик-массажист, кочегар, лифтер, грузчик, а также переводчик английской и скандинавской поэзии.
Юные годы
В юности Петя тусовался в среде столичных хиппи, вопреки тому, что зачастую конфликтовал с ними и развязывал драки из-за скептического отношения к идеалам субкультуры. На одной из таких разборок, произошедшей в саду «Эрмитаж», Мамонову заточенным напильником нанесли удар в область сердца.
Невзирая на обильное кровотечение, докторам удалось его спасти. Петру сделали несколько поэтапных операций, что помогло ему выйти из комы, а на груди у будущего музыканта осталось напоминание о том инциденте на всю жизнь в виде шрама.
Врожденная экспрессия толкала Петра на сложно понятные обществу поступки. Одеваться стилягой ему было мало, поэтому одно время он вместо серьги в ухе ходил с ручкой от унитаза, приводя прохожих в замешательство. Неуемная тяга к эпатажу толкала Мамонова на странные поступки.
Бывало, к примеру, в парке, Петя разбегался и, делая вид, что врезается с разгону в стену, падал на землю, лежал и наблюдал, как в недоумении скапливаются около него прохожие. Чтобы откосить от армии, Мамонов решил изобразить сумасшедшего, в результате чего его отправили в психиатрию на обследование, а затем признали негодным к прохождению службы.
Именно там, в больнице Петя познакомился и подружился с Артемием Троицким, впоследствии ставшим широко известным в России рок-журналистом и сыгравшим в музыкальной карьере Мамонова значительную роль.
Коллектив «Звуки Му», который создал Петр Мамонов
После получения аттестата средней школы Петр поступил в полиграфический техникум. Затем в 1979 году Мамонов подает документы на редакторский факультет Московского полиграфического института, но доучился там лишь до 3-го курса.
На заметку: Получив по наследству от матери способность к языкам, Петр Мамонов в совершенстве владел английским, шведским и норвежским. Его переводы даже печатались в различных популярных изданиях.
После вуза будущий музыкант устроился печатником в типографию «Красный пролетарий», но долго поработать там не удалось. После увольнения места трудоустройства сменялись одно за другим. Мамонов был грузчиком, массажистом-банщиком, лифтером, кочегаром в котельной, но нигде не задерживался. Основной причиной было его пристрастие к пьянству и разгульному времяпровождению.