«оскар» за скриншот: что такое screen-life и как его снимают

Содержание/сюжет

Гиперзаботливая мать-одиночка из Паско Диана Шерман растит свою 17-летнюю дочь Хлою в полной изоляции от внешнего мира, контролируя каждый её шаг. Та с рождения прикована к инвалидному креслу, страдает астмой, низким уровня сахара и избытком железа в организме, из-за чего принимает множество таблеток, обучается дома и не общается со сверстниками. Разумеется, Хлоя растёт наивной девушкой, но однажды даже она начинает подозревать, что вокруг происходит что-то странное. Для начала она обнаруживает, что Диана стала давать ей новое лекарство тригоксин, которое почему-то выписано на имя самой Дианы. Затем она замечает, что мать всё время перехватывает приходящую им на дом почту (Хлоя подала заявку на поступление в университет и ждёт результатов).

Ночью Хлоя пытается пробить тригоксин по маминому компьютеру, но неожиданно пропадает связь с Интернетом. У Хлои появляется подозрения, что это сделала Диана. Улучив момент она звонит по случайному номеру и попадает на мужчину, который по её просьбе находит информацию про тригоксин и обнаруживается, что в реальности его таблетки выглядят не так, как те капсулы, что в распоряжении Хлои. Хлоя с Дианой идут в кино и, улучив момент, Хлоя сбегает в аптеку, где выясняет, что тригоксин — это мышечный релаксант для собак. От потрясения у неё случается приступ астмы и одновременно в аптеку забегает Диана. Хлоя приходит в себя дома в своей постели, но обнаруживает, что Диана ушла и заперла дверь её комнаты, оборвала провода телефона (мобильного телефона у Хлои нет) и вывела из строя их лестничный подъёмник.

Сумев выбраться из комнаты и спустившись с лестницы Хлоя в какой-то момент обнаруживает, что может шевелить пальцем на ноге. Уезжая от дома она сталкивается с их почтальоном и просит того увезти её в полицию. Невовремя вернувшаяся Диана, после неудачных попыток уговорить почтальона отдать ей Хлою, убивает того, введя ему в шею мощную дозу некоего лекарства. У Хлои от ужаса снова происходит приступ астмы и она теряет сознание. Хлоя приходит в себя в подвале дома, где сначала находит письмо из университета с сообщением о зачислении (которое Диана от неё утаила), а затем она находит документы, из которых выясняет страшную правду: Диана не её мать. У той вне брака родилась девочка с целым букетом заболеваний, которая прожила всего два часа. Убитая горем Диана похитила новорождённую Хлою из родильного отделения. Одновременно Хлоя находит свои детские фотографии, но на них выглядит совершенно здоровой и стоит на обеих ногах.

Тут приходит Диана и Хлоя в отчаянии спрашивает у неё, действительно ли она больна или же Диана все эти годы пичкала её лекарствами только ради того, чтобы спровоцировать все эти болезни и сделать Хлою от неё зависимой. Диана отрицает обвинения и настаивает, что сделала всё, чтобы помочь Хлое. Диана наполняет шприц бытовыми нейротоксинами. Тогда Хлоя уползает в кладовку и напивается фосфорорганического раствора, вынуждая Диану госпитализировать её. Хлоя просыпается в больничной палате, но из-за интубации она слишком слаба и неспособна говорить. Узнав, что Хлою из-за её «попытки суицида», хотят допросить, Диана врубает сигнализацию и, воспользовавшись суматохой, увозит Хлою. Однако пропажу Хлои очень скоро обнаруживают и Диану, которая вооружена пистолетом, берут на прицел охранники. Диана пытается сдвинуть кресло Хлои, но то почему-то стопорится, после чего обнаруживается, что релаксант почти вышел из организма Хлои и поэтому она прижала ноги к полу, не позволяя креслу сдвинуться. Диана угрожает охране пистолетом и получает пулю в предплечье.

Спустя семь лет Хлоя, всё ещё пользующаяся креслом, но уже способная ходить с помощью трости, навещает Диану в тюремной больнице, потому что ту разбил паралич. Хлоя рассказывает той, что она нашла своих родных родителей, что она замужем и что у неё теперь своя дочь. В финале выясняется, что паралич Дианы является результатом постоянного приёма мышечного релаксанта, которым её тайком ото всех теперь травит Хлоя.

Можно ли считать screen-life кинореволюцией?

Screen-life позволяет создавать картины абсолютно любого жанра от комедий, как «Днюха», до триллеров вроде «Поиска». Появление такого формата — закономерное развитие кинематографа, который всегда старается идти в ногу со временем и показывать то, чем живет современный человек. Что точно отличает этот формат от других, то это героецентричность. Screen-life позволяет полностью погрузиться в жизнь персонажа, буквально заглянуть к нему в голову. Именно так формат делает зрителя «некраснеющим вуйеристом».

Больше о съемке фильмов в формате screen-life рассказывает режиссер Александр Володин на своем вебинаре на YouTube.

Источники

  1. Жизнь за экраном. Что такое Screen Life и чем так хорош новый киноязык? (18.06.2019)
  2. Что такое Screenlife и чем этот формат отличается от классического кино (6.08.2019)
  3. What is Screenlife (15.07.2019)
  4. Вся жизнь — экранка. Screen-life Бекмамбетова как триумф новой формы (8.10.2019)
  5. «Догма 95». Манифест (13.03.2020)
  6. Кувшинова М. Кино как визуальный код // СПб.: Сеанс, 2014. 320 С.
  7. Манович Л. Язык новых медиа // М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 400 С.
  8. Раш М. Новые медиа в искусстве // М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 256 С.
  9. Эльзессер Т., Хагенер М. Теория кино. Глаз, эмоции, тело // СПб.: Сеанс, 2016. 440 С.

Авторы: Даша Масленко, Варвара Гузий

Редактор: Анна Мурашова

Иллюстратор: Юля Бобкова

«Убрать из друзей» (2015). 5.5

Фильм с американскими актёрами снял грузинский режиссёр Леван Габриадзе, а продюсером выступил Бекмамбетов, который почувствовал в скринлайфе «золотую жилу».

Съёмки заняли всего 16 дней, причем специальное оборудование создателя не понадобилось – актёров просто рассадили в разных комнатах перед ноутбуками.

Влюбленные Блэр и Митч непринуждённо болтают с друзьями в Скайпе, когда к их беседе подключился неизвестный пользователь с ником Billy227.

Вначале он просто досаждает ребятам, но потом они понимают, что собеседник пишет с аккаунта их знакомой Лоры Барнс, которая недавно покончила с собой.

Что не так с жанрами?

Наконец-то мы переходим к очень важным вещам. Мы так привыкли к жанровым фильмам и сериалам, что любой непонятный и некрепко сбитый онлайн-сериал вызывает отторжение.

Конечно, проекты, сделанные на базе ТНТ (или Premier, неважно) вызывают восхищение. И дело не в том, как быстро пишут сценарии драматурги

В конце концов, буквально за два месяца пандемии вдруг выросло целое кинопроизводство из совершенно новых сценаристов, режиссеров, продюсеров. Тут важна не скорость, а насколько ситком или скетч-шоу остаются в привычных рамках ситкома, скетч-шоу, триллера или любого другого привычного и популярного жанра.

И вот сочинила команда за очень короткий отрезок времени аж два сериала: «#СидЯдома» и «Окаянные дни». Оба крепко структурированы, жанрово цельны: один — ситком, довольно смешной, другой — скетчком, тоже забавный. Но неизвестно, как долго протянут эти жанры в условиях завершения болезней.  

Трейлер сериала «Окаянные дни»

Понятно, что качественная телеиндустрия никогда не стоит на месте, и, возможно, сейчас появится что-то новое в смысле жанра, и это новое так бомбанет, что мало никому не покажется. Если совсем включить фантазию, то представьте себе новую версию сюжета про Бэтмена, рассказанную с помощью screenlife.

Что такое screen-life?

В XX веке кино переживало много перемен. Режиссеры постоянно находились в поиске новых форм выражения и сюжетов для фильмов. Сравним, например, два «Поцелуя». Первая лента — это короткометражка 1896 года Уильяма Хейза, где впервые на экране показали поцелуй.

Тот самый поцелуй 1896 года

Второй «Поцелуй» — это фильм Энди Уорхолла 1963 года, который состоит из образов целующейся пары.

«Новый „Поцелуй“» Энди Уорхолла

Хейз старался передать реальность с помощью нового для того времени формата — кино. Однако уже в середине века практика отображения действительности потеряла свою актуальность. Поэтому Уорхолл сосредоточился не на сюжете или фиксации настоящего, а на передаче эфемерности времени.

Французская новая волна делала акцент не на фильме как на продукте, а на творческом выражении режиссера-автора. Итальянский неореализм ставил героя на одно место со зрителем. Казалось, что все уже изучено. В XX веке правила кинематографа были установлены и нарушены всеми мыслимыми способами.

В XXI веке кино продолжает развиваться и даже формирует новые модели повествования. Во многом это становится доступно благодаря технологиям. Представьте, что из ваших сторис в Инстаграм можно собрать целую историю и снять сериал. А что получится, если залезть в переписки?


Повод посмеяться или возможный сюжетный поворот

Screen-life — это рассказ правдоподобной истории с помощью экрана гаджета или веб-камеры. Формат не только «говорит новое слово» в кино, но и адаптирует к современности идеи «Догмы 95». В манифесте датского кинематографического движения 1995 года говорится, что кино должно придерживаться особых правил, «обета целомудрия». Последователи «Догмы» выступают против «иллюзий» и индивидуального подхода к кинопроизводству. Туда же относятся отсутствие историзма, выстроенные съемочных планов и профессиональной аппаратуры. Все это применимо и к концепции screen-life, согласно которой кино может снять каждый.

Истоки

Прародители screen-life — картины жанра «найденной плёнки», где главные герои управляли камерой. К таким фильмам относят часть франшизы «Паранормальное явление» и дилогию «Искатели могил» конца 2000-х и начала 2010-х. Принципы формата только устанавливались, и эти фильмы сняты на обычную, а не на веб-камеру. А первой лентой, которую сняли на веб-камеру, стала картина «Открытые окна» 2014 года. В этих фильмах уже заметна характерная особенность screen-life: актеры не только отыгрывали свои роли, но и выступали в качестве операторов.

Следующий виток развития формат получил благодаря российскому режиссеру и продюсеру Тимуру Бекмамбетову. Однажды глава кинокомпании «Базелевс» разговаривал по Skype с будущей со-сценаристкой фильма «Профиль» Ольгой Хариной. В конце конференции та забыла отключить показ экрана, и Тимур увидел ее жизнь «изнутри». «Видеть монитор чьего-то компьютера — это узнать про человека все, быть внутри него», — сделал вывод продюсер.

Тимур Бекмамбетов рассказывает про особенности screen-life

Благодаря такому необычному опыту у Бекмамбетова и появилась идея фильма «Убрать из друзей». Картина режиссёра Левана Габриадзе вышла под логотипом компании Universal Pictures и приобрела огромную популярность. При бюджете в $1 млн лента заработала больше $64 млн. Международный трейлер «Убрать из друзей» и материалы к фильму только за 14 января удостоились 261 941 поста в Twitter. При этом после выхода картины многие критики отнеслись к screen-life как к простому трюку.

Последующие ленты в таком формате, детектив «Поиск» и триллер «Профиль», только укрепили позиции screen-life. В 2018 году Михаил Зыгарь и Карен Шаинян вместе с «Базелевс» запустили сериал для смартфонов «1968 Digital». Этот документальный интерактивный проект показывает 1968 год как поворотную точку для развития мировой культуры и общества. Всего создатели выпустили 40 серий, в которых жизнь великих людей представляется на экране гаджета. Немного о проекте «1968 Digital» «Системный Блокъ» рассказывал в статье «Публичная история: как историки стали практиками и освоили интернет».

Трейлер проекта «1968 Digital»

Почти в то же время к фильмотеке screen-life добавилась вторая часть «Убрать из друзей» и комедия «Днюха!». Во время пандемии коронавируса весной 2020 года появилось еще несколько сериалов разного качества

Удивление зрителей от формата прошло, и создатели обратили внимание на содержание. Поэтому история screen-life как нового «киноязыка» только начинается

Технология

Если знать некоторые приемы и секреты, то можно создать screen-life фильм самостоятельно. Картины в таком формате не требуют больших затрат по времени и деньгам. Кастинги актеров часто проводят онлайн, а необходимые программы и спецэффекты приобретают заранее.

Вся история в фильме screen-life происходит на экране одного гаджета. Режиссер и монтажер стремятся с помощью различных инструментов показать внутренний мир персонажей и их переживания. Места съёмок и декорации заменяются рабочим столом, соцсетями, файлами, папками, приложениями и т.д. Становятся значимыми такие детали как стук по клавишам, приход сообщений, движения курсора и др. Все это должно раскрывать героев истории и располагать зрителей.


Пример рабочего стола героя из фильма «Поиск»

Особую важность приобретают предварительный проект и прогон сценария перед продакшеном картины. Значение имеет все: от последовательности действий и реакций актеров до положения папок и времени загрузки данных

У самого формата не существует четких законов съемки. О характере персонажа говорят положение иконок на его рабочем столе, открытые вкладки браузера и переписки

Как и в обычном кино, создатели уделяют внимание движениям камеры, спецэффектам (например, мерцанию) и яркости экрана

Актеры получают возможность импровизировать и вести себя более естественно, чем на настоящей съемочной площадке. Часто они играют на эмоциях, чтобы вовлечь аудиторию в виртуальную реальность. Сцены снимают либо большими дублями, либо создатели сразу пытаются «проиграть» весь хронометраж.

Монтаж в screen-life может быть такой же, как в классическом фильме, так и присутствовать минимально или отсутствовать вообще. Его заменяют клики по экрану, открытие и закрытие окон, выбор файлов, действий и программ. Формат превращает ленту в «рваное» повествование. Ткань screen-life состоит из быстрых переходов и действий, что делает зрителя пассивным наблюдателем. Замкнутость пространства создает драматический эффект, но она также способна разрушить логику картины.


Монтаж в screen-life особенно важен во время напряженных сцен. Кадр из фильма «Убрать из друзей»

Погружению в атмосферу фильма способствуют звуковое сопровождение и текст с экрана. Звук в кинозалах исходит с задних рядов, что создает эффект сидения перед монитором. Происходит идентификация зрителей с главным героем, и возникает особая эмпатия. Аудитория также получает новый опыт в виде чтения переписок и сообщений. Это ещё сильнее сближает с персонажами и притягивает к киноэкрану.

Несмотря на короткий срок съемок — 8-15 дней — постпродакшн screen-life фильма занимает 6-9 месяцев. Авторы объясняют это чрезмерной гибкостью формата. В материал могут добавлять новые детали и убирать целые сюжетные линии. Важный пункт монтажа — это адаптация приложений и сервисов для кинопроката в других странах. Такими способами создается иная или же альтернативная лента, но без пересъемок и дополнительных затрат.


Зачастую атмосферу картины создают незначительные, на первый взгляд, детали. Кадр из фильма «Профиль»

«Профайл» (2018). 7.3

Триллер Бекмамбетова, который можно назвать самым недооцененным массовой аудиторией фильмом. На Берлинском кинофестивале он получил приз зрительских симпатий, а впоследствии завоевал впечатляющий рейтинг на Imdb.

Британская журналистка Эми проводит расследование на тему вербовки европейских женщин исламскими террористическими организациями.

Она надевает хиджаб, заводит фейковый аккаунт на Фейсбуке и под именем Мелоди знакомится с правоверным мусульманином Билалем.

Он рассказывает девушке о джихаде и своих подвигах, общение становится регулярным и всё сильнее затягивает Эми в паутину терроризма…

«Смерть в сети» (2013). 6.0

Творение Закари Донахью можно назвать частичным скринлайфом, так как в фильме есть элементы мокьюментари, который считается отдельным жанром. Главная героиня – девушка Элизабет Бентон, красавица, умница и будущий социолог.

Она проводит исследования, касающиеся интернет-пользователей, и общается с респондентами в режиме онлайн. Однажды, переходя из чата в чат, она находит жуткое видео с убийством молодой женщины.

Испуганная Элизабет пытается обратиться в полицию, но копы считают случившееся розыгрышем и не собираются слушать какую-то истеричку. Но после просмотра жизнь героини кардинально меняется – она становится частью жестокой игры маньяка-психопата.

А на самом деле…

А на самом деле мы плохо понимаем, в каком удивительном времени мы живем. Да, грустно, да, мрачно, но сейчас появляются самые удивительные находки. За два с лишним месяца индустрия так перестроилась, что диву даешься.

Музыкальная группа СБПЧ застряла где-то в ЮАР, но даже там умудрилась снять про себя мини-сериал и видео. Онлайн-кинотеатр Okko сейчас снимает на телефон screenlife-сериал «Взаперти» с Анной Чиповской. Впервые в сети прошел российский фестиваль десктопных фильмов и сериалов. Это просто невероятно.  

Мини-сериал группы СБПЧ «African Dream»

Но с тэгами и хэштэгами в названиях надо завязывать. Мало того, что зашквар, так еще и писать с этими наименованиями неудобно. Давайте смотреть дальше!  

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

«Поиск» (2018). 7.6

Настоящая жемчужина сегодняшнего рейтинга и нового жанра, которую преподнёс зрителям режиссёр Аниш Чаганти (наверное, будет лишним упоминать, что Бекмамбетов снова выступил в качестве продюсера).

Это не просто демонстрация чужой жизни на мониторе компьютера, а полноценная драматическая история с социальным подтекстом.

Год назад Дэвид Ким потерял жену, и единственным родным для него человеком стала шестнадцатилетняя дочь Марго. Однажды девушка бесследно исчезает, и герой, не надеясь на медлительных полицейских, начинает собственное расследование.

Он взламывает компьютер Марго и обнаруживает массу неожиданный вещей и понимает, что у его малышки была вторая жизнь.

В последних интервью Тимур Бекмамбетов сказал, что у него в планах снять еще 14 фильмов в жанре скринлайф.

Что ж, будем ждать с нетерпением – известный новатор мирового кинематографа наверняка не раз сможет удивить своих поклонников !

Что не так с монтажом?

Но можно ли считать подобные альманахи screenlife-проектами? Если смотреть с точки зрения простого ненасмотренного человека и взять за основу банальный аспект «дорого или недорого», то предлагаем выбрать кардинально другой сериал. Большой режиссер, большие имена, крутая онлайн-площадка, но все эти прелести вылетают в трубу, если ты не веришь в то, что это происходит на самом деле. Мы имеем в виду, конечно, «Безопасные связи» Константина Богомолова.  

Трейлер сериала «Безопасные связи»

Это нисколько не является критикой. Константину Юрьевичу, как хорошему театральному режиссеру, просто скучно смотреть на говорящие головы в интернете. И он приходит к тому, что меняются ракурсы, планы, соотношения сторон кадров и их продолжительность. Это мы к чему? К тому, что screenlife подразумевает определенное доверие зрителя к происходящему на экране, вне зависимости, где вы это смотрите: на компьютере, по телевизору или с помощью проектора. Как только появляется первая же монтажная склейка, все, эффект документальности и вовлеченности пропущен.

Немаловажно, это только начало повальной моды на «пандемические сериалы». Нам уже анонсировали огромное количество screenlife-проектов, включая любопытные кейсы зарубежных кинематографистов

Вот тогда и начнется самая заварушка!

Что не так с формой?

Вы спросите: чего это мы докопались до термина «screenlife»? Просто формат молодой, просто интересно смотреть на его развитие, просто хочется разложить изначально по полочкам, просто… Да назовите все это хоть «десктоп-кино», лишь бы не запутаться!  

Трейлер фильма «Поиск» (2018)

Строго говоря, так называемые «screenlife-сериалы» в нашем сегодняшнем представлении на самом деле не являются таковыми. За технологию screenlife, как известно, активно ратует Тимур Бекмамбетов, и это подразумевает что-то происходящее на экране компьютера или смартфона. Смотреть фильмы, снятые в этой форме, в кинотеатре, честно говоря, не очень комфортно.

Условность, которая сопровождает скринлайф-кино, куда эмоциональнее смотрится с экрана компьютера или любого другого небольшого экрана. Например, самый известный проект, снятый в формате screenlife, фильм-ужасов «Убрать из друзей» (2015) Лео Габриадзе, был интересным экспериментом. Но если смотреть его в кинотеатре, он совсем не пугал. Зато, если вы его посмотрите, скажем, на планшете, то можно ужаснуться до чертиков.  

Трейлер фильма «Убрать из друзей» (2015)

То, как в дни пандемии проявил себя формат, предсказуемо. Появление сериалов, снятых во время карантина, было вопросом времени, но насколько это screenlife — тот еще вопрос. То, что герои безвылазно сидят в «скайпе», — это еще ничего не значит.

Возьмем, к примеру, одну из первых ласточек, восьмисерийную «#Изоленту», снятую совсем без бюджета. Это выдает и актерская игра, и относительная молодость большинства участников, и качество материала, и, будем честны, прорехи в драматургии, если не считать забавную закольцованность сюжета, учитывая, что это альманах. Непонятно, на что снимаем. Но «#Изолента» задала тренд на отдельные открытые истории внутри каждой серии.

«Убрать из друзей: Даркнет» (2018). 5.9

Продолжение предыдущего фильма можно рассматривать отдельно, так как оно не имеет с предыдущей частью ничего общего, кроме названия и жанра.

После выхода на экран мнения зрителей разделились: кто-то посчитал, что она получилась хуже первой картины, а кто-то решил наоборот. Если посмотреть на рейтинг Imdb, можно легко понять, какая часть победила.

Однажды парень Матиас приобрел подержанный, но ещё крепкий ноутбук. Он просматривает файлы, оставшиеся на жестком диске, натыкается на жуткие видеозаписи и спешит поделиться находкой с друзьями.

Через некоторое время герой понимает, что техника начала жить своей жизнью, а всем, кто был с ним в чате, угрожает серьёзная опасность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: