Феминистки и игры: проблема угнетаемых женщин в играх

Марксистский феминизм

Говоря о марксистском феминизме, мы в первую очередь говорим о Германии и следующих представительницах: Клара Цеткин, Лили Браун и Александра Коллонтай.

Коллонтай оказала большое влияние на движение, она объединила марксистский феминизм, основой которого является мысль, что женское угнетение может быть уничтожено только с уничтожением капиталистической системы, и женский опыт.

В то время как Энгельс и другие соратники Коллонтай по Коммунистической партии считали, что женщина не особенная и как только мы разрушим капитализм, у женщин все будет хорошо, Коллонтай говорила, что необходимо акцентировать внимание на том, что женщина заключена дома и на ней лежит большое количество обязанностей по дому, воспитанию детей. Она хотела создавать сети общественных заведений, которые бы облегчили гнет домашнего хозяйства: столовые, прачечные, детские сады и так далее

Но в обмен на то, что женщина освобождается от общественного труда, государство ждало от женщины, что она станет работать и приносить пользу государству, а также в обязательном порядке станет матерью. То есть женщине государство облегчает жизнь, а со своей стороны она должна родить граждан для государства.

Такое видение называлось государственным матриархатом, поскольку в анализе Коллонтай нет мужчины как такового и освобождение женщины происходит благодаря государству.

Золотая середина

К сожалению, если в медиа (играх, фильмах или сериалах) есть главная героиня, то, скорее всего, она или «сильная независимая женщина» или ноет столько, что ее собственноручно хочется прибить. Но реальность такова, что и тот, и другой типаж можно скорее воспринимать как мифических существ, ибо таких людей не существует.

Или возьмем Tomb Raider – один из последних. Лара кажется скорее каменным безэмоциональным существом, которого ничего не трогает. И это тоже неправильный персонаж.

Кто сказал, что Лара Крофт в исполнении Алисии Викандер каменная и безэмоциональная?

В идеальном мире, где существуют сильные крепкие сюжеты в прописанных мирах, эти две дамы были бы частью одного персонажа. И играть за этого персонажа было бы интересно. Но это в идеальном мире золотой середины, в котором социальные слои не знают, какими надо лепить персонажей, и не делятся активно своим мнением с создателями. А не то, не дайте Великие демоны, героиня пошутит или пустит слезу. И я не стану говорить, кто правее в данной ситуации  – нет ничего хорошего в радикальности с обеих сторон. Я одинаково не могу понять ни создателей, чьи женские персонажи пишутся под тех, кому лень нагуглить ближайший порносайт, ни тех феминисток, которые живут для ненависти. Феминизм прекрасен и он нужен, но почему-то куча народа напрочь забывает, что он существует для борьбы за свои права, а не ради притеснения чужих.

Так что там с «хорошими» персонажами?

Очень даже неплохо. У нас Есть Элли из The Last Of Us – прекрасный сильный эмоциональный персонаж, которую нельзя не полюбить как младшую сестренку. На подходе вторая часть, и мы сможем продолжить узнавать ее уже взрослее и чуточку злее. 

Элли хороша и в выживании, и в гитарном соло

Или например, Кэл Кертис из недавней Star Wars Jedi: Fallen Order. За время прохождения мы видим его и радостным, и настороженным, печальным и недоверчивым, напуганным и надеющимся. Удивительный эмоциональный диапазон для персонажа EA. Хотя может ему просто актер достался хороший, Камерон Монахен за годы в «Бесстыжих»  и «Готэме» уже поднаторел в этом.

В целом, индустрия продолжает развиваться семимильными шагами – то становясь предметом искусства, то оказываясь ко всеобщему удивлению куда больше, чем несерьезными развлечениями. Она может позволить себе больше, показать больше и дать игрокам и зрителям тот опыт, который им раньше не встречался. Я рада, что персонажи, вне зависимости от пола, расы, сексуальной ориентации, исторического периода, возраста и отношения к пицце с ананасами, тоже могут свободно развиваться, чтобы нам было интереснее проводить с ними свои жизни.

2020 – год супергероинь

В этом году выходит самое большое количество фильмов, где во главе угла выступает женщина-протагонист. Первый из них  –  «Харли Квинн: Хищные птицы». Харли, кстати, умудрилась и тут отличиться, так как сольных проектов у нее в 20-м году целых два: помимо, к сожалению, провального киносольника про объединившейся против общего врага компании антигероинь, еще и второй сезон мультсериала, сосредоточенного на самой Харли и ее внутренних и внешних проблемах). Другие важные проекты – марвеловская «Черная вдова» о похождениях ныне почившей Наташи Романовой и второй сольный фильм о Чудо-женщине. И все это в один год, и это если не упоминать о проектах вроде «ВандаВижн».

Харли Квинн еще не знает, что ее сольник стал провальным.

Подобный интерес к продвижению женских персонажей легко понять: они могут быть физически сильными, что дает им возможность участвовать в зрелищных экшен-сценах, но при этом оставаться эмоциональными, разбавляя череду спецэффектов драмой и юмором, при этом не запирая их в рамки исключительно любовных интересов главного героя. Это прекрасная современная тенденция, которая выигрывает сразу в двух направлениях: создатели отодвигают или даже полностью уничтожают старые клише и рамки, а зрители получают интересного персонажа.

В пример возьмем команду «Лига справедливости» из DC: с момента создания Чудо-женщины в 1941 году и вплоть до 2017 года у нее не было ни одного законченного сольного проекта на экране, хотя по популярности она была в первой тройке персонажей. Порой доходит до смешного. Несколько лет назад отец киновселенной и глава студии Marvel Кевин Файги на полном серьезе грозился уйти, если Disney не даст ему возможность снимать женские сольники. В споре он победил, но Наташа Романова не дожила до своего же собственного сольника.

Примерно так Наташа Романова спасла жизнь Кевина Файги в Marvel

Причем в плане женских персонажей и социальной повестки вечное противостояние Marvel и DC приобретает особенно любопытный виток. КВМ (киновселенная Marvel — прим. автора) развивается огромными темпами. Они закрыли сагу Бесконечности, состоящую из 23 фильмов, где каждый последующий фильм был популярнее предыдущего, а Финал саги стал самым кассовым фильмом за всю историю. После чего запустили целый ворох многообещающих сериалов на собственном стриминговом сервисе, вложив в них огромные бюджеты и свободу в производстве, при этом гармонично встроив их в сюжетную канву будущих фаз киновселенной. Но есть один момент, с которым согласятся даже самые ярые фанаты: 

Marvel не умеет работать с социальной повесткой

Скорее всего, это своеобразное наследство от Disney

Если обратить внимание на комиксы, то множество самых сложных вопросов и спорных моментов представляют мягко и не пихают читателям в лицо, а Disney известен своим желанием следовать социальной повестке как можно более публично. Вот и получается комичная ситуация, где диснеевские маркетологи кичатся персонажами фем и ЛГБТ+ репрезентации, а DC их просто вводит

Причем делает это куда более разумно и дружелюбно (если ты конечно не Айсмен из Людей Икс). И если сравнивать Капитана Марвел и Чудо-женщину или «заявленную» в грядущих «Вечных» гей-пару и Черную маску в исполнении Юэна Макгрегора, то выбор очевиден.

С Капитаном вообще очень печально вышло. Изначально она должна была стать флагманом четвертой фазы, но из-за неправильного подхода, неудачного сольника и отвратительного поведения Бри Ларсон, которую планируют заменить в ближайшее время на другую актрису, персонаж не полюбился фанатам, а так и остался своеобразной красной тряпкой и источником бесконечных тяжелых вздохов. Изначально плохой была идея строить фильм на одной социальной повестке. На кинокомиксы зритель ходит, чтобы повеселиться, а не для того, чтобы его почти два часа убеждали в том, какой он плохой. Плюс чисто внешне Бри не очень-то Капитанша: нет в ней той силы и властности, что была в комиксах. Да и когда Том Холланд и Джуд Лоу в штанах в облипочку выглядят лучше главной героини — это как-то удручает.

Бри Ларсон намекает, почему зрителям не зашла ее Капитан Марвел 

То же самое с темой расизма. Черная Пантера мне понравился, но не из-за поднятия далеких для человека наших широт проблем, а потому что во время просмотра я представляла, что это такая себе лайв-экшен версия Короля Льва с живыми актерами (это было до того, как Disney сделал ремейк и все мои гениальные шутеечки на эту тему потеряли в оригинальности — прим. авт.). Плюс там был интересный антагонист – симпатичный и внешне, и исторически. Он сталкивал две противоположные культуры, но посыл опять же «пихался» изо всех сил. В «Сокол и Зимний солдат» тему опять поднимут, и что-то мне подсказывает, это не пойдет сериалу на пользу.

Этапы развития

Феминизм первой волны

В 1860 г., Законодательное собрание штата Нью-Йорк на законодательном уровне закрепили акт о собственности для женщин. Теперь женщина могла владеть имуществом наравне с супругом. Это был огромный прорыв женского движения, но на этом они не остановились.

В 1857 году 8 Марта в г. Нью-Йорке женщины-портные устроили забастовку и акцию протеста, требуя повышение зарплаты, достойных условий работы и запрета на детский труд. Полиция жестоко разогнала протестующих, но эта акция не была забыта.

Через много лет, в 1910 г. Клара Цеткин, выступая на Международной Конференции социалисток, предложила ежегодно отмечать женский день 8 Марта, чтобы напомнить мировом обществу о правах женщин.

По примеру США, где впервые заговорили о праве избирательного голоса для женщин, в Великобритании, примерно в это же время был организован Женский политический союз. Эммелин Панкхёрст, основательница партии, в своих докладах развенчивала сексизм, требуя предоставить женщинам право принимать участие в политике. Таких женщин прозвали «суфражистками», от английского suffrage (право голоса).

Если подвести итог, становится понятно, за что боролись феминистки первой волны. Это вполне разумные требования и добившись своего, казалось бы что феминизм должен исчезнуть, но это было лишь затишье перед второй волной.

Феминизм второй волны

Чего добивались феминистки второй волны и когда она началась? По официальной версии вторая волна наступила в 1960 г. и длилась около 30 лет. Предпосылок для активизации феминисток было несколько. В послевоенной Америке большинство женщин были вынуждены уволиться с работы и вновь заняться домашним хозяйством. По сути, единицы могли позволить себе работать, и на самых низкооплачиваемых должностях.

Женщинам доверяли конвейерную работу, без каких-либо перспектив карьерного роста.

В 1963 г. Бетти Фридан, американская писательница опубликовала книгу «Загадка женственности», в которой подняла вопрос о гендерном неравенстве. Её идея пришлась по душе домохозяйкам, уставшим от вынужденной самоизоляции.

Молодёжь требовала свободную любовь, информацию о контрацепции и о профилактических мерах по предотвращению венерических заболеваний. Попутно вскрылась проблема «небелых» женщин Америки. Если белые американки хотели свободных отношений и безопасных абортов, то афроамериканки, индианки и латиноамериканки требовали прекратить практику принудительной стерилизации.

Движение женщин за равноправие с мужчинами возглавляли радикальные феминистки, которые порой действовали весьма агрессивно. От некоторых из них звучали призывы физического устранения мужчин, как «недочеловеков».

Вся суть волны сводилась к тому, что в дискриминации женщин нет ничего личного. Всё происходит из-за государственной политики, которую возглавляют мужчины-сексисты.

Феминизм третьей волны

Феминизм 3-й волны поднялся в 1992 г. после статьи американской писательницы Ребекки Уокер. Дочь афроамериканки и еврея не раз подвергалась дискриминации, что и побудило её учредить фонд для борьбы с гендерной, расовой и квирной несправедливостью. Борьба против сексуальных домогательств развернулась по всему миру. Женщины, которые столкнулись с насилием в семье или на работе, массово поддерживали феминисток, требуя наказания для насильников.

Активистки выступили с жёсткими заявлениями, требуя запретить рекламу или любую другую эксплуатацию женского сексуального образа. Нападкам подвергались организаторы спортивных мероприятий, где принимали участие «грид-гёрлз», или конкурсы красоты. По мнению феминисток, женская сексуальность – это плод фантазии мужчин, которые вынуждают женщин быть сексуальными. Они же пропагандировали боди-позитив и максимальную естественность.

По мнению феминисток третьей волны, депиляция, макияж, длинные волосы и одежда, подчёркивающая женственность – это требование мужчин, которые хотят видеть в женщине лишь сексуальный объект. Отмечают, что третья волна закончилась в 2010 году, но специалисты предрекают вскоре новую волну, и пытаются спрогнозировать очередные цели движения.

Студии против зрителей

Трейлер ремейка «Охотников за привидениями» произвел в интернете фурор, но не в том смысле, в каком хотелось бы Sony Pictures: он набрал более миллиона дизлайков на ютубе.

Для начала обрушились на обозревателя Джеймса Рольфа за безобидное замечание, что с него хватит ремейков и он не собирается смотреть фильм и делать на него обзор. Появились статьи и посты в твиттере с оскорблениями личной жизни и умственных способностей Рольфа, который даже не является профессиональным критиком, пишущим для какого-либо издания, то есть обзор делать не обязан. Человеку досталось за одно нежелание смотреть фильм. Дальше стало только жарче. Неприязни к фильму было найдено модное объяснение — мизогиния.

Критик Ида Челлин писала: «Очевидно, что вся эта критика — вопрос сексизма. Иррациональная злость мужчин выдает их огромный страх потерять мужское могущество». Режиссер фильма Пол Фиг заодно прошелся по аудитории гиков: «Гик-культура является самым большим сборищем засранцев, которых я встречал в жизни». Его поддержала исполнительница роли одной из «охотниц» Мелисса Маккарти: «Я знаю, как выглядят такие люди, — у них нет Бена (муж актрисы Бен Фэлкоун. — Прим. авт.) и нет друзей, они просто сидят и выливают свою ненависть в этом выдуманном мире интернета».

Выдуманный мир интернета ответил доступным ему способом: фильм провалился в прокате, несмотря на спешные попытки задобрить мужскую аудиторию «брутальными» постерами, вторым трейлером с Крисом Хемсвортом в центре внимания и «мужской» рекламой, в которой снялись Спайк Ли и баскетболисты NBA.

Странно, что создатели позволили себе нападки на гиков. Гики — это не белые гетеросексуальные мужчины, виновные во всех бедах человечества. Во-первых, это довольно мстительное сообщество, приверженное канону настолько, что не прощает смены оттенка униформы персонажей. Во-вторых, кого в «Охотниках» сделали злодеем? «Чудик, шизик, одевался, как капитан Кирк из „Звездного пути“», — описывают его персонажи. 2016 год на дворе (когда вышел фильм), а хозяева франшиз до сих пор ведут себя, как тупая блондинка из сериала «Теория большого взрыва», не понимающая, кто оплачивает ее ужин: гики, кидалты, вечные мальчишки, для которых делаются все эти сиквелы и ремейки. Фанбои — та аудитория, которая могла бы оценить ремейк «Охотников», будь он хорошим, а он мало того что плохой, так в нем еще и руководствуются стандартами фильма «Месть нердов» 1984 года, когда гик-культура сидела по подвалам.

Политика шейминга продолжается в связи с выходом ремейка «Одиннадцати друзей Оушена». На экране наглый, как майонез «Ряба» у Тимура Бекмамбетова, продакт-плейсмент Bergdorf and Goodman, обложки Vogue и GQ, шикарные наряды и ювелирные украшения, недоступные 99 % населения планеты. «Секс в большом городе» без секса, «химии» между актрисами, взаимодействия между героинями и хоть каких-то препятствий на пути персонажей.

Как удобно стало перекладывать ответственность на других за то, что снимаешь дрянь, правда?

За последние годы сформировался тренд агрессивного давления, когда создатели огрызаются на зрителей. В связи с выходом пьесы «Гарри Поттер и проклятое дитя», где Гермиону играет темнокожая актриса, Джоан Роулинг обвиняет в расизме тех, кто еще помнит, как в ее книгах о Гарри Поттере черным по белому было написано: «Гермиона побледнела». Но люди — не расисты, они просто удивлены и просто любят канон. Зачем же оскорблять тех, кто молится на оригиналы ваших произведений, да еще и регулярно раскошеливается на ваши сиквелы?

Социалистический феминизм

Исследования о социалистическом феминизме расходятся. Кто-то говорит о том, что социалистический феминизм обгоняет марксистский и такие исследовательницы, как Эмма Голдман и Шарлотта Гилман, начали свою деятельность раньше, чем марксистские феминистки. А другие считают, что социалистический феминизм появился в 1960–70-х годах с появлением движения новых левых.

Различия марксистского и социалистического феминизма

Марксистские феминистки считали, что угнетение женщин — частный случай капиталистического и классового угнетения, а социалистические говорили, что женщина угнетена не только капитализмом, но и социальными отношениями (патриархатом). Мнения разделились и по поводу способа освобождения женщин.

Еще одним важным пунктом являлось то, что в марксистском движении считалось, что классовые различия не позволяли женщинам объединиться по признаку пола, а в социалистическом объединение женщин было возможно, так как они имеют общий опыт.

Более поздние авторки марксистского и социалистического феминизма — Хейди Хартманн, Джулиет Митчелл и Суламифь Файерстоун.

Хейди Хартманн внедряла теорию о двойном угнетении, согласно которой женщина угнеталась не только капитализмам, но и патриархатом. На тот момент концепция патриархата была уже сформулирована, поэтому она его использовала.

Джулиет Митчелл говорила, что женщина угнетается по четырем признакам: производственные отношения, воспроизводственные отношения (репродуктивная система), сексуальность и социализация детей.

Суламифь Файерстоун говорила о том, что женщины сами по себе образуют класс и что «…материальный опыт женской телесности имеет такое же значение, как разделение труда в политэкономии».

Какая репрезентация правильная?

Что можно было сделать, чтобы создателям не приходилось выбирать из двух стульев и при этом они могли бы показать все правильно? Для такой ситуации у меня всегда припрятана наготове цитата из фильма «Ван Хельсинг»: 

И в самом деле, хотите показать ЛГБТ+ персонажа? Ну показывайте на здоровье, вы тут у нас киноделы и сценаристы –  флаг вам в руки

Просто не делайте ориентацию единственной важной чертой и не превращайте ее в рекламный баннер. Прописывайте своих героев, а не пихайте в глотку зрителям посыл о толерантности

Да вы для сообщества сделаете намного больше, если персонаж не будет плоской карикатурой или стереотипом!

Когда Локи впервые увидел свою Леди

С национальными меньшинствами этот принцип также работает: просто хорошо пропишите их и показывайте. Если у создателей «Человек-паук: Через вселенные» вышло, то почему бы Marvel не попробовать? А вдруг даже получится.

То же самое и с «Ведьмаком» от Netflix. Только ленивый не высказался о черном эльфе, при этом забывая, для кого вообще был снят этот сериал (ребят, смиритесь, его же явно не для СНГ снимали, посмотрите правде в глаза  – всем плевать). А в споре об исторической точности все резко забывают что штаны Геральта из кожзама, он где-то в средневековье нашел качалку, а Лютику отращивать щетину в пути видимо запрещает религия. (а о том что в Дикой охоте все женские неписи одеты куда свободнее, чем должны бы, скромно умалчивается – историческая точность такая однобокая штука).

История феминизма

Невозможно точно отметить, когда и в какой стране появился феминизм, ведь одиночные инициативы женщин нигде не учитывались. Обеспеченные женщины не поднимали подобных вопросов, а у бедных не было возможности быть услышанными.

По официальной версии первая феминистка появилась в США. В период Войны за независимость (1773-1783 гг.), супруга будущего второго президента США Джона Адамса Эбигейл Адамс открыто призвала предоставить избирательное право женщинам.

Она вошла в Национальный зал славы женщин со своей цитатой, написанной в письме мужу в 1776 году:

«Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов.» Эбигейл Адамс

С этого момента феминизм в Америке начал набирать силу. Некоторые штаты прислушались к Эбигейл Адамс и предоставили женщинам право голоса, но на национальном уровне этот вопрос так и оставался открытым. Лишь в 1920 г. в Америке приняли поправку к Конституции, в которой за женщинами закрепили право голоса на государственном уровне.

В Европе движение феминисток проходило гораздо сложнее. В 1791 г., по примеру США женщины потребовали право голоса. Ярая феминистка Олимпия де Гуж написала декларацию о правах женщины и гражданки.

Конвент не принял декларацию и запретил общественное движение женщин. Олимпию де Гуж отправили на гильотину, а права женщин урезали до минимума. Женщин лишили всех прав и свобод, полностью подчинив их мужчинам.

По факту, в Кодексе Наполеона, принятом в 1804 г., узаконили притеснение женщин. Им запрещено было владеть и распоряжаться имуществом, выступать в суде и даже появляться в общественных местах без сопровождения мужа. Примерно такая же картина происходила во всей Европе.

В Российской Империи начало женского движения пришлось примерно на 1850 г. Женщины организовывались в сообщества, которые в основном занимались благотворительностью, просвещением и социальными проектами. Общество оценило работу женщин, и правительство даже финансировало некоторые проекты, фактически признав равноправие женщин.

К концу XIX в., организации женщин набрали силу, влияние и переняли некоторые мировые идеи феминизма. Требования избирательного права стали звучать всё громче, но услышаны были лишь в 1917 г. Незадолго до Великой Октябрьской революции, Временное правительство предоставило женщинам равные права с мужчинами, стремясь найти новых союзников в то непростое время.

Феминизм в СССР поддерживался, но в государственных интересах. Стремясь вывести женщин из подчинения мужчин, государство превращало их в политическую и экономическую единицу.

Шорты против штанов

Лара Крофт образца 2018 года сменила шорты на армейские штаны, чтобы перестать быть секс-объектом, и тут же всем разонравилась: у фильма плохие рейтинги, посредственные сборы, и даже свежая идейка сделать героиню лесбиянкой вряд ли обеспечит сиквел этому ремейку. Снимать стриптизершу без стриптиза (а Лару Крофт по культурной значимости можно смело приравнять к девушке у шеста) можно только в клипе “Turn The Page” группы Metallica, который вгоняет зрителя в чеховскую депрессию. Всем остальным — без Чехова, без депрессии и без Metallica — придется возвращать секс-объекты или пролетать мимо кассы.

Другие женские героини фильма: красавицы зрелого возраста, сыгранные Робин Райт и Конни Нильсен, изящно изуродованная красавица Елена Анайя и обаятельная толстушка Люси Дэвис, единственная выставленная в комичном свете. Все вполне типично.

Но что важнее, «Чудо-женщина» — самое обычное супергеройское кино, не произнесшее в жанре ни одного нового слова. В нем эпично летают, эпично дерутся и романтично влюбляются. Фильм отличает только то, что это первый супергеройский блокбастер, снятый женщиной, и, возможно, это полезно для индустрии — но какое дело зрителю до индустрии? В чем сила твоего фильма, сестра, если он похож на все остальные?

Нет новизны даже в самом факте экранизации: Чудо-женщина появлялась в сериале 70-х с Линдой Картер, в фильме 1974 года с Кэти Ли Кросби и в полнометражном мультфильме 2009 года, снятом женщиной-режиссером Лорен Монтгомери, которая, в отличие от Пэтти Дженкинс, специализируется на супергеройской тематике и внесла большой вклад во вселенную DC.

Но у Монтгомери не было 150 миллионов бюджета и 3 миллионов на рекламу. Про нее не писали с восторженными придыханиями: «Она творит историю, создавая новое женское супергеройское кино!»

Движение феминисток в России

В России новое отношение к женщине зародилось в эпоху Петра І. Славу журналиста, поставившего «женский вопрос», снискал литературный критик середины XIX века М. Михайлов. В его статье впервые прозвучало требование равноправия женщин.

У истоков российского женского движения стояли жительницы больших городов и представительницы привилегированных слоев.

Начало движения фемиисток в России было связано с попытками обеспечить женщинам доступ к профессиональной занятости и к высшему образованию. К этому стремился «феминистский триумвират», в состав которого входили В.Трубникова, А. Философова и Н.Стасова.

В XIX веке русские женщины, приобщившиеся к движению за равноправие, не могли требовать политических прав, так как тогда в России политически бесправным было большинство населения.

Первый в русской истории митинг за политические права женщин произошел в период революции 1905 года. В этом же году возник всероссийский «Союз равноправия женщин».

В начале XX века в России формируется два направления движения феминисток – либеральное и марксистское.

Первые сосредоточили свою деятельность на благотворительности, трудовой помощи и просвещении, а вторые настаивали на признании женщины полноправным субъектом, каким тогда считался мужчина. Известная представительница марксистского направления – Александра Коллонтай.

Россия внесла большой вклад в развитие марксистского феминизма. На юридическом уровне равноправие с мужчинами закрепила Конституция 1918 г. Было гарантировано формальное политическое равенство. Был декриминализован аборт. Русские женщины первыми в Европе получили возможность сохранять девичью фамилию при вступлении в брак.

Но уже в 30-х годах XX века отношение к женщинам стало более консервативным. Идеалом женщины в СССР становится работающая мать. Но патриархатные установки официальной власти существенно ограничивали присутствие женщин в публичной сфере.

Возрождение феминизма началось в 1970-х годах, правда на нелегальных основаниях. Реформы середины 80-х позволили россиянкам встать на путь борьбы за реальное гендерное равенство. В настоящий момент российские феминистские организации поляризуют принципы соучастия в решении социальных проблем: насилия, наркомании, торговли женщинами и пр.

Что такое феминизм?

Объяснить, что такое феминизм простыми словами несложно. На латыни femina означает «женщина», и из самого названия ясно, что это идеология, которую основали женщины.

Знак феминизма – это сжатый кулак, заключённый в символ женственности (Зеркало Венеры), выполненный на лиловом фоне. Знак символизирует борьбу женщин за гендерное равенство.

Феминизм – это идеология, призывающая женщин всех стран выйти из тени мужчин и требовать равноправия. Это касается образования, трудоустройства, оплаты труда, защиту от домогательств, домашнего насилия и многого другого. Феминистские движения имеют множество ответвлений и в них есть ряд отличий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: