1920-1950. Зарождение категории фильмов про вампиров
Пласт кинолент начала 20 века про вампиров оставим в стороне, так как традиционного образа, описанного Брэмом Стокером, там не представлено. Классическое немое черно-белое кино являло собой специфическую нарезку разрозненных сцен, где зрителю приходилось ломать голову, чтобы соотнести один кадр с другим, а также разгадать тайный замысел режиссера картины. Но проблема здесь больше в другом: вампиры в период с 1900 по 1920 года зачастую представлялись на экране в образе колдунов, вурдалаков, лишенных магнетической притягательности последующего времени. Они вызывали лишь один эффект – отторжение. Таким персонажам трудно сопереживать, их убийство не вызывает никакой эмпатии.
Но все изменилось с выходом венгерского фильма “Смерть Дракулы” режиссера Кароя Лайтая (1921 год), а затем главного хита той эпохи – немецкой ленты “Носферату, симфония ужаса” Фридриха Вильгельма Мурнау (1922 год). Скандальная кинолента, которая не должна была дойти до простого зрителя ввиду грандиозного скандала и судебного процесса с родственниками Брэма Стокера, до сих пор является одним из эталонов жанра всех времен.
Фильм задает образ таинственного кровопийцы, который при всей своей безобразности тем не менее беспрестанно продолжает вызывать интерес у зрителя. Но разве такая картина может попасть в список “самых крутых фильмов про вампиров”? Естественно нет. Смотреть “Симфонию ужаса” будет только настоящий киноман.
Что касается самого кинематографа той поры, то грядущие 20 лет стали знаковыми, явив собой плавный переходный период от эпохи немого кино к эпохе полноценной озвучки как диалогов, так и происходящих в кадре действий. В то же самое время театральная постановка в кадре начинает трансформироваться и обретать собственный исключительный почерк. Наибольший вклад в это внес, конечно же, Голливуд, который, заприметив интересного европейского персонажа, начал его эксплуатировать нещадно. Ярким примером подобного явления стал выпуск картин “Дракула” дуэта режиссеров Тода Браунинга и Карла Фройнда (1931 год), “Дочь Дракулы” Ламберта Хилльера (1936 год), “Сын Дракулы” Роберта Сиодмака (1943 год).
Примечательные фильмы периода
- Смерть Дракулы 1921
- Носферату, симфония ужаса 1922
- Дракула 1931
- Вампир: Сон Алена Грея 1932
- Дочь Дракулы 1936
- Сын Дракулы 1943
Актёры и роли
Делать предположения об актёрском составе новой части пока что сложно. Главные роли в саге исполнили Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт, но, отвечая на вопросы журналистов, оба актёра признались что уже не готовы возвращаться к этим ролям.
И Роберт, и Кристен переживают о том, как эта работа может отразиться на их карьере. С момента выхода последней части они оба проделали большой путь, так что не хотят возвращаться к уже пройденному этапу. К тому же, оба высказались о том, что считают продолжение саги бессмысленным, ведь все конфликты уже разрешились, а точка была поставлена.
В свою очередь, многие фанаты предполагают, что лейбл любой ценой убедит актёров вернуться к старым ролям, ведь именно эти персонажи и именно в их исполнении так полюбились зрителям. Хотя, возможно, фанатам просто очень хочется на это надеяться.
Однозначно можно сказать лишь одно, если фильм всё-таки выйдет на большие экраны, в нём точно будет присутствовать Ренесми. Сомнительно, что актриса останется прежней — девочка сильно выросла с 2012 года, а по сюжету фильма прошло всего 5 лет. К тому же, будучи не человеком, а ребёнком человека и вампира, она должна взрослеть медленнее. Так что, вероятнее всего, картина подарит нам шанс увидеть на экране новое молодое дарование.
1960-1980. Эротические фильмы про вампиров и слэшеры
Кинематограф окончательно завершил свое формирование в отдельный жанр. Теперь уже нельзя однозначно утверждать, что фильмы – это запечатленные на кинопленку театральные постановки. Режиссура, написание сценария, выбор локаций, даже кастинг – отныне все это требует особого подхода. Изменилось и отношение к кино обычных людей. Сходить в кинотеатр в компании друзей стало обыденностью, новым видом досуга. Индустрия развлечения обрела очередную устоявшуюся нишу.
Поэтому и фильмы про вампиров стали более целостными, сюжеты разнообразными и отвлеченными от канонической трансильванской истории. Но это не главная особенность стилистики фильмов про вампиров периода 1960-1970-ых. В развитом мире (США и Европа) началась сексуальная революция, раскрепостившая людей и снявшая табу со многих тем. Венцом кинотеатрального творчества имени сексуальной революции стал французский фильм режиссера Жюста Жакена “Эммануэль”, который поставил точку в вопросе о пристойности экранизации человеческих эротических фантазий.
Такие тенденции не могли не оказать влияние на все жанры кинематографа и все категории фильмов, в том числе и на кино про вампиров. В глазах зрителя носферату перестал быть пугающим монстром, его мистический образ теперь не только вызывает праздное любопытство. Создатели кинолент про вампиров стали наделять своих героев манящими чарами эротического свойства, отчего не могли устоять самые обворожительные женщины в кадре. Подобного рода стилистика, кстати говоря, со временем была использована создателями культового фильма “Интервью с вампиром” режиссера Нила Джордана (1994 год). Та лента насквозь пропитана неприкрытым эротизмом, главные герои сексуальны и влекущи как для второстепенных персонажей, так и друг для друга. Каждый помнит этот фильм, и легко может вспомнить испытанные при первом просмотре шокирующие ощущения. Поколению 90-х такими вампиров видеть было непривычно. А теперь представьте, что почти все фильмы про носферату в 1960-1980-е годы были именно такими в той или иной степени.
При этом в 1980-е годы к эротике в кадре добавляется очень важный и характерный для времени элемент – фонтаны крови. А сам жанр получает название – слэшер. Это ярко выделяющаяся разновидность хорроров, в которой на первый план выходит беспощадный убийца, действующий без тени жалости к жертвам. И кто может лучше подходить на эту роль, нежели вечно голодный вампир? Особый акцент в кадре делается на увечья, отрубленные конечности, лужи крови, страшные рожи убийц – и все это перекочевало в фильмы про притягательных кровопийц. Поверх динамичной картинки накладывается тяжелая рок-музыка, и вот мы полностью погружены в атмосферу слэшера 80-х про вампиров.
Примечательные фильмы периода
- Бал вампиров 1967
- Дракула восстал из мертвых 1968
- Вкус крови Дракулы 1969
- Шрамы Дракулы 1970
- Любовницы вампирши 1970
- Дочери тьмы 1971
- Влечение к вампиру 1971
- Близнецы зла 1971
- Дрожь вампиров 1971
- Дракула 1972
- Капитан Кронос: Охотник на вампиров 1972
- Ганджа и Хесс 1973
- Кровь для Дракулы 1974
- Вампиры 1974
- Окровавленные губы 1975
- Мартин 1977
- Носферату: Призрак ночи 1978
- Голод 1983
- Ночь страха 1985
- Вамп 1986
- Пропащие ребята 1987
- Почти стемнело 1987
- Поцелуй вампира 1988
О проекте
В основе истории — смелое предположение, что настоящие вампиры успешно скрываются среди самых обычных людей. Они, так же, как и обычные подростки, ходят в школы и веселятся на природа и никто не способен разоблачить их с первого взгляда.
Бэлле — обычной девушке из небольшого городка, случайно удаётся узнать эту тайну. После этого её жизнь превращается в круговорот интриг, опасностей и приключений, ведь она влюбляется в Эдварда, одного из представителей любовного клана.
Именно на истории их отношений и строились все предыдущие картины. Но в сюжете истории есть отнюдь не только романтика — тут и вражда вампиров с оборотнями, и войны между древними кланами, и пророчества и погони. В общем, фильмы довольно зрелищны, а сюжет никого не оставляет равно душным.
1990-2000. Золотая эра кино про вампиров
Без преувеличения можно сказать, что 1990-2000-е годы – это Золотая эра фильмов про вампиров. За 20 лет свет увидел такие культовые ленты, как “Дракула” Фрэнсиса Форда Копполы (1992 год), “Интервью с вампиром”, “От заката до рассвета” Роберта Родригеса (1996 год), “Блэйд” Стивена Норрингтона (1999 год), “Другой мир” Лена Уайзмана (2003 год) и даже, простите, “Сумерки” Кэтрин Хардвик (2008 год).
В первую очередь, стоит отметить жанровое влияние, царившие в индустрии в целом. Романтичное и загадочное начало 90-х с легким флером 70-х (“Интервью с вампиром”) и определенной театральщиной еще 30-40-х (“Дракула”), зубодробительная середина 90-х, вдохновленная царившими тогда боевиками (“От заката до рассвета” и “Блэйд” – у обеих лент были продолжения), а венчает период серия картин, на которых впервые появляется более-менее реалистичная компьютерная графика, заметно расширяющая возможности постановки (“Ван Хельсинг”, “Другой мир” и даже, что тут греха таить, наш российский “Ночной дозор” Тимура Бекмамбетова).
Но более важная деталь, объединяющая столь разнообразную россыпь жанров – это усложнение сюжетной линии. Раньше сценарии картин про вампиров ограничивались 1-2 арками персонажей, жанр колебался максимум от триллера до хоррора, а хронометраж в 1,5 часа считался пределом мечтания. Смотреть на фильмы-семечки зрителю быстро надоедало, а получать прибыль исключительно с кинотеатральных показов студиям уже стало мало. Это автоматически вынудило кинобоссов создать картины, которые захочется пересмотреть через год, 10 или даже 30. А лучше создать бессмертную классику кинематографа и до конца дней получать деньги за имеющиеся на руках авторские права.
Примечательные фильмы периода
- Чудо-полицейский 1990
- Пьющие кровь 1991
- Дракула 1992
- Баффи — истребительница вампиров 1992
- Хронос 1993
- Интервью с вампиром 1994
- Зависимость 1994
- Вампир в Бруклине 1994
- Надя 1994
- От заката до рассвета 1995
- Дракула: Мертвый и довольный 1995
- Ночной полёт 1997
- Упырь 1997
- Блэйд 1998
- Вампиры 1998
- Нежить 1998
- Мудрость крокодилов 1998
- Охотник на вампиров Ди: Жажда крови 2000
- Князь Дракула 2000
- Тень вампира 2000
- Дракула 2000
- Отродье 2001
- Алтарь из роз 2001
- Что ни день, то неприятности 2001
- Клан вампиров 2002
- Королева проклятых 2002
- Дракула: Страницы из дневника девственницы 2002
- Дитя Луны 2003
- Другой мир 2003
- Ночной Дозор 2004
- Ван Хельсинг 2004
- Бладрейн 2005
- Идеальное создание 2006
- 30 дней ночи 2007
- Братство крови 2007
- Вампиры 2008
- Укушенный 2008
- Сумерки 2008
- Библиотекарь 3: Проклятие иудовой чаши 2008
- Трансильмания 2009
- Жажда 2009
- Глоток 2009
- Жажда 2009
- История одного вампира 2009
- Воины света 2009
Интересные факты
- Ещё во время съёмок первых частей, фанаты активно обсуждали связь между Кристен Стюарт и Робертом Паттинсоном. Это волнение возобновилось в 2018 году, когда их застали за совместными посиделками в баре. Впрочем, доподлинно известно, что сейчас актёры не вместе.
- Помимо предложенного сюжета, есть также предположение, что продюсеры решат экранизировать новую историю вампирах с новым кастом — это было бы проще, так как не потребовало бы возвращения прежних актёров. Например, предполагают, что в основу может лечи история Бри Таннер — спин-офф о девушке, ставшей вампиром и собравшей целую армию себе подобных.
2010-2020. Застойное время
Традиционно после Золотого века того или иного культурного явления следует либо Серебряный век, либо период не столь яркий, но все еще держащий марку. Обрушения в небытие обычно не случается. Но в развитии категории фильмов про вампиров случилось именно так. После ярчайшего периода 1990-х и 2000-х, подаривших массовой культуре море персонажей и уникальные истории, наступила застойная пора 2010-2020-х. Не берем в расчет продолжение серии фильмов “Сумерки”, укладывающихся в канву одного сюжета, а оцениваем только оригинальные проекты, так и не выстреливших на широкую аудиторию.
И это удивительно. Доступна компьютерная графика на высочайшем уровне, выборка первоклассных актеров сразу нескольких поколений к вашим услугам, огромные бюджеты студий – казалось, чего еще не хватает. А ответ прост и банален – не хватает свежих идей. Целая армия сценаристов не может сподобиться на написание сносного сюжета, боясь чрезмерно усложнить сценарий. Ведь в наши дни кинематограф будто вернулся на несколько десятилетий назад, когда публика довольствовалась одноразовыми фильмами и на следующий день уже готова потреблять новый продукт. Сюжеты не запоминаются, актеры и режиссеры и без того мелькают из картины в картину. Как тут выделить фильм? Балом правит яркая картинка, море спецэффектов и простая история, пригодная для всех возрастных категорий. По этой причине столь популярны блокбастеры на основе графических романов. Но даже история про вампира Морбиуса оставляет желать лучшего.
Остается надеяться, что этот эффект временный, и к концу 2020-х годов нас ждет перерождение формата фильмов про вампиров. Возможно, стоит вернуться к версии с хоррорами, а там уже и до впечатляющих боевиков рукой подать.
Примечательные фильмы периода
- Вампирские войны 2010
- Колыбельная 2010
- Хроники вампиров 2010
- Земля вампиров 2010
- Вкус ночи 2010
- Впусти меня 2010
- Вампирский засос 2010
- Убивая мертвецов 2010
- Дневники мотылька 2011
- Ночь страха 2011
- Пастырь 2011
- Университетский вампир 2011
- Вампир 2011
- Семейка вампиров 2012
- Византия 2012
- Мрачные тени 2012
- Президент Линкольн: Охотник на вампиров 2012
- Вампирши 2012
- Трупное окоченение 2013
- Выживут только любовники 2013
- Весна 2014
- Девушка возвращается одна ночью домой 2014
- Виноградник 2014
- Реальные упыри 2014
- Дракула 2014
- Терапия для вампира 2014
- Настоящая кровь 2014
- Академия вампиров 2014
- Хватай и беги 2015
- Вампир по соседству 2016
- В объятиях смерти 2016
- Ночные стражи 2016
- Кровавая весна 2017
- Детектив К: Тайна демона-вампира 2018
- Живущие среди нас 2018
- Блаженство 2019
- Кусь 2019
- Горнило вампира 2019
- Среди теней 2019
- Страна грез 2019
- Товарищ Дракулич 2019
- Вампиры в Бронксе 2020
- Вирус вампиров 2020
- Зейн: Бог вампиров 2020
- Чудо-детки: Непутевые волшебники 2020