Фильм «стиляги». системный взгляд на молодежную субкультуру 50-х годов

Куда исчезло молодежное движение?

В начале 60-х субкультура почти прекратила свое существование после прихода к власти Никиты Хрущева. Тогда у молодежи появились множество новых привилегий.

Стиляги были против серой массы и навязанной правительством системы. Они хотели выделиться из общества и стремились к свободе. При этом не было агрессивных акций протеста или восстаний. Молодое поколение просто развлекалось и вело немного другой образ жизни. Они не хотели быть как все.

Девушки-стиляги

После этого некоторые члены движения стали музыкантами, кто-то написал книгу. Но стиляги научились выделяться и прежде всего быть самостоятельными.

Это стало шагом в новую, свободную жизнь. Результатом существование стиляг является совершенно другой культурный уровень.

«Я бы сначала присоединился к декабристам»

Итак, углубимся в историю. До 10-х годов XIX века никаких субкультур, никакого молодежного «шевеления» в России не наблюдалось.

Первой субкультурой были денди. Их выделяла манера одеваться и вести себя. Когда говорят «денди», то имеют в виду прежде всего «пижон», который одет во что-то яркое, вызывающее. Но у них была и очень своеобразная манера поведения: слегка издевательская, надменная, циничная

И это было для них не менее важно, чем знаменитые шейные платки и необычные фасоны одежды

Три принципа, по которым определяется принадлежность молодежи к субкультуре: как молодые люди одеваются, что слушают и какие имеют политические пристрастия (иногда у них есть идеология, иногда нет).

Еще, конечно, очень сильно влияла на молодежь литература. В середине XIX века на нее стала оказывать влияние также идеология, началось русское демократическое движение — Чернышевский, нигилисты.

В XIX веке все молодежные движения были очень материалистичны и идеологизированы. Когда все это зашло в тупик, повесили народовольцев, началось «благополучное» царствование Александра III, в России стало скучно.

Часть молодежи увлеклась теорией малых дел: «Давайте делать малые дела, ничего большого мы все равно не осилим!» С другой стороны, расцвела пышным цветом эзотерика, мистика и соответствующее им декадентское искусство.

Эскиз «Декабристы». Петр Игнатьев, 1971 г.

Если бы я жил в XIX веке, я бы сначала присоединился к декабристам, поскольку ненавижу самодержавие. Потом я бы присоединился и к революционерам-демократам. Был бы в компании людей вроде Писарева, Чернышевского. Нигилисты были очень забавные ребята, такие панки XIX века, они мне близки по духу. Народники тоже: идеалист во мне вел бы меня помогать обездоленным, просвещать неграмотных. Ну и народовольцы — само собой — были бы в моей тусовке.

У нас часто говорят о всевозможных явлениях и в российской истории, и в культуре, забывая о том, что их творили очень молодые люди.

Декабристы — это офицеры, аристократы, которым было от 18 до 27 лет. Единственным возрастным из них был Сергей Волконский, на момент восстания ему было 36 лет. И он был единственным героем войны 1812 года. Подростки были отсечены от движения, потому что в армию брали позже, а декабристы — это все-таки офицерское движение.

То же самое и с Серебряным веком. Символисты, акмеисты, а потом футуристы — все были очень молодыми людьми. Дебютировали в среднем возрасте 20-21 года Брюсов, Гиппиус, Мережковский, Мандельштам, Маяковский.

«Стиляги»: актеры и роли

Главную роль в фильме исполнил актер Антон Шагин. Он сыграл роль Мэлса. Мэлс был примерным комсомольцем и терпеть не мог стиляг. Однако когда в его жизни появилась Полина, мир заиграл для него новыми красками. Герой понял, что с помощью этой субкультуры он может выражать свои чувства и быть частью чего-то большего.

В фильме «Стиляги» актеры исполнили очень много песен и танцев, поэтому кинокартина имеет сходство с мюзиклом. Известная российская актриса Оксана Акиньшина стала исполнительницей роли Полины. Главная героиня Полина – самая красивая и популярная девушка в кругу стиляг. Стиляги — это ее образ жизни, в нем она чувствует себя комфортно. Мать Полины не одобряет ее поведение, но ничего не может с этим поделать. Во время одной из облав героиню поймали комсомольцы и отрезали ее роскошные, белокурые волосы. Мэлс стал для Полины самым близким человеком, он смог понять ее чувствительную натуру и принял ее такой, какая она есть.

Максим Матвеев исполнил одну из ролей фильма «Стиляги». Актер сыграл героя по имени Фред – лидера стиляг. Субкультура стиляг зародилась и появилась в России из Америки. Однако, когда Фред побывал в США, он увидел, что этой субкультуры там уже давно не существует и на ее месте появились другие.

Евгения Брик исполнила в фильме роль комсомолки Кати. Ее героиня привыкла всегда выполнять правила и никогда не нарушала их. Но когда Мэлс уходит из комсомола, Катя понимает, что любила его. Героиня готова на все, чтобы Мэлс был с ней, она готова стать стилягой ради него, но Мэлс говорит ей о том, что он любит Полину.

Цветовые решения и модные принты на одежде 50-60 гг.

Девушки одевались очень ярко. В моде были: оранжевый, винный, оттенки красного, изумрудный. Буйство красок подчеркивало женственность образа. Строгие серый и черный соседствовали с яркими цветами палитры. Цветовые сочетания стиля могут быть непривычными для современного вкуса: черный с желтым или красный с желтым.

Модные принты 50-х также можно рассматривать, как гимн женственности:

  • горохи разных размеров;
  • маковые точки;
  • цветы;
  • геометрические рисунки, полоска, клетка.

Очень популярны принты с большим раппортом рисунка на всю ширину ткани. Такие ткани специально созданы для яркого женственного платья.

Как выглядит костюм стиляги?

Молодежь 50-60 годов приветствовала яркие расцветки и оригинальные сочетания. Современные ансамбли включают брюки сдержанных цветов – синие, темно-серые, зеленые, черные длиной до щиколоток, приоткрывающей носки. Используется яркая рубашка малинового, желтого, голубого, ярко — зеленого цвета.

Что касается носков, то их выбирают с учетом соответствия цвету верхней части ансамбля. Так называемые «соксы» могут быть белыми, красными, салатовыми или ярко-голубыми.

Особое внимание уделяется аксессуарам. Стильный и необычный галстук может иметь кричащую расцветку и броский оттенок (оранжевый, малиновый, желтый, зеленый)

Часто используют солнцезащитные очки, акцентирующие ретро стиль и мужскую самобытность. В качестве обуви используют белые ботинки на каучуковой подошве или черные элегантные туфли.

Важной характеристикой костюма в стиле стиляг является его нестандартность, броскость и оригинальное оформление. Яркий карнавальный ансамбль позволяет выразить отношение к моде, настроение, эмоции, желание выделиться и быть в центре внимания

Такая вещь объединяет творческих людей, способных приоткрыть свой внутренний мир, а также талантливых личностей, склонных к творчеству и актерскому мастерству.

Полосатый или клетчатый пиджак придает легкость мужскому образу, а яркая рубашка вносит особый шик и изюминку в стиль. Элегантные лакированные туфли или ботинки на светлой резиновой подошве эффектно дополняют костюм, придавая оригинальность внешнему облику

Такая обувь подчеркивает индивидуальность и привлекает внимание окружающих

Ткани

Химическая промышленность еще не успела одарить современниц Диора тканями из, модной в 60-х, синтетикой. Все ткани натуральные, они требовали глажки и аккуратного обращения. Для летнего гардероба используются – натуральный и искусственный шелк, лен и тонкая шерсть. В моде такие ткани, как креп-шифон, ткани с атласным и сатиновым переплетением.

Зима требовала перехода на шерстяные плотные ткани и трикотажное полотно. Даже шерстяные плательные ткани окрашивались в красивые сложные оттенки. В холодное время года женская половина также старалась выглядеть женственно и соблазнительно

С чего все началось?

В 40-х годах власть позволила обществу увидеть как живут европейцы из-за того, что СССР начал активно сотрудничать с другими странами.

А вы принадлежали к данной субкультуре?

ДАНЕТ

Из других государств импортировали популярные журналы и пластинки с зарубежными композициями. Молодежь посещала иностранные киносеансы. Людям нравилась та модель поведения, которую показывали в фильмах. Это были свободные граждане с неограниченными правами и возможностями. Каждый одевался исходя из своих личных предпочтений, а не как все. Молодежь подражала актерам и копировала поведение любимых героев. На самом деле, американцы и европейцы жили не так как описывалось в фильмах. Но на тот момент в СССР об этом не задумывались.

Танцы и музыка

Популярным являлось творчество большого оркестра, которым руководил Гленн Миллер. Одна из композиций стала гимном стиляг. Она называется «Поезд на Чаттанугу». Этот воображаемый поезд, который направлялся в недосягаемый край, был олицетворением недоступной для стиляг Америкой.

Мнение эксперта

Лариса Антоновна Карельская

Заведующая отделом, в московском ГУМ на протяжении более, чем 10 лет.Продавец в «Детский мир на Лубянке».

Американский джазовый кларнетист Бенни Гудмен и композитор Дюк Эллингтон были примерами для подражания неформального движения стиляг.

Некоторые умели играть на музыкальных инструментах и даже поддерживали дружеские отношения с джазменами.

Наиболее известным танцем считается буги-вуги. Он зародился в Европе, и был основан на афро-американском танце. Европейцы добавили рок-н-ролльных мотивов и танцевали его на дискотеках. Стиляги модифицировали манеру исполнения и внесли свои коррективы.

Элвис Пресли

Полюбили стиляги и рок-н-ролл. Молодежи нравились композиции Элвиса Пресли, Билла Хейли, Бадди Холли. Достать пластинки с записями зарубежных песен в Советском Союзе было очень сложно. Тогда записывали музыку на рентгеновских снимках. После того, как появились магнитофоны «рок на костях» ушел на второй план.

Стиляги и золотая молодежь

История с разделением советской молодежи по кастовому и материальному цензу началась именно со стиляг. Недаром их еще презрительно называли «папина победа». Это были молодые люди из привилегированных слоев, дети академиков, дипломатов, известных писателей и художников.

Фильм «Стиляги» Валерия Тодоровского по сценарию Юрия Короткова в целом убедителен. Но главный герой этого фильма — простой рабочий парнишка из коммунальной квартиры, который стал видным стилягой и игроком на саксофоне — наверное, такие тоже были. Однако таких было меньшинство.

В основном стиляги — это молодежь из привилегированных семей. У них было больше информации, и это было главное, что их определяло.

У них был доступ к закрытой информации: их родители привозили из-за границы пластинки, иностранные журналы. Они приобщались ко всем прелестям заграничной жизни, которые простой советской молодежи были недоступны, а пропаганда их не только не поощряла, а наоборот, всячески осуждала. Они вели себя нагло и вызывающе. Стиляги — это очередная реинкарнация дендизма, на этот раз на советской почве. Так же, как денди обычно ходили с высоко задранными носами, так и стиляги смотрели на всех свысока.

После фестиваля молодежи и студентов 1957 года стиляги поняли, что придуманный ими американский стиль и сама западная молодежь на самом деле совсем другие. Стиляги разделились на «штатников» и «битников», а потом уже 60-е годы — взошли и расцвели пышным цветом битломания, хиппари и другие субкультуры.

Кадр из фильма «Стиляги»

Антон Шагин

Антон Шагин появился на свет в 1984 году в городе Кимры. Актер рано потерял родителей, и его воспитанием занимались бабушка и дедушка. В 9-м классе Антона выгнали из школы, и он пошел в училище обучаться на слесаря. После окончания Шагин отправляется в Москву, где поступает в театральный институт. Его дебют в мире кино состоялся в 2007 году в фильме «Тиски», где актер исполнил роль второго плана. Для актера фильм «Стиляги» стал первой кинокартиной, где он исполнил главную роль. Известными работами в фильмографии Антона Шагина стали его работы в фильмах «В субботу», «Бесы», «Куприн. Яма».

Кратко о сюжете

История фильма происходит в 50-х годах в Москве. Молодой комсомолец по имени Мэлс Бирюков участвует в облавах против стиляг. Он примерный гражданин своей страны, который привык следовать всем правилам и указам комсомольской партии. Руководителем партии является комсомолка Катя. Главной проблемой для партии является появление в столице стиляг. Стилягами называют молодежь, которая не хочет быть как все. Они выделяются из серой толпы своими яркими нарядами и необычными прическами. Стиляги любят слушать джаз и рок-н-ролл, а также танцевать ночи напролет. Для членов комсомольской партии это недопустимо, каждый день они проводят облаву на этих людей. Мэлс также участвует в этих облавах, но однажды встречает Полину – девушку из мира стиляг.

Главный герой влюбляется в нее и хочет завоевать ее внимание. Он учится одеваться как стиляги и танцевать рок-н-ролл

Герой начинает проводить много времени со стилягами и находит там новых друзей. Между Мэлсом и Полиной появляются чувства, молодые люди влюбляются друг в друга. Узнав о поведении Мэлса, Катя осуждает его и исключает из комсомола. Главный герой и Полина начинают жить вместе, однако облавы в Москве продолжаются. Друг Мэлса, бывший стиляга, возвращается из-за границы и сообщает о том, что движение стиляг в Америке давно уже в прошлом. Тогда главный герой понимает, что начинается новое время и появляются новые стили жизни.

«Еретики» и «язычники»

Очень важная концепция для книги. Ее придумал великий английский драматург Том Стоппард. По Стоппарду, есть два типа бунтующей молодежи. «Еретики» — это антисталинское подполье: молодежь, у которой имеются какие-то идейные устои. Диссиденты, борцы за права и так далее.

А «язычники» — это молодые люди, которым вся эта политика и идеология по барабану. Они слушают музыку, балдеют, не выходят на манифестации, а комсомол для них — пустой звук. Хиппи, панки существующую политическую систему просто игнорировали.

Требующие гласного суда над Даниэлем и Синявским и плакаты, вырванные из рук демонстрантов.

Кто опаснее для существующей власти — «язычники» или «еретики»? С одной стороны, вроде бы «еретики». Но они играют с властью, в отличие от «язычников», на одном поле. КГБ оправдывает свое существование тем, что существуют «еретики». А вот эти «язычники» — с ними вообще не понятно, как бороться. И в результате получается, по крайней мере, исторически, хотя это и спорный тезис, что «язычники» для падения и полного развала советской власти сыграли даже большую роль, чем благородные героические «еретики». Хиппи сделали больше, чем диссидентское движение.

Диссиденты с их маленьким журналом «Хроника текущих событий» — это была секта. Прекрасная, благородная, но секта. На жизнь миллионов они серьезно не влияли. В отличие от битломанов, которые у сотен тысяч молодых людей породили недоверие и презрение к советской власти. Они разложили страну гораздо более эффективно, чем диссиденты.

Голодная, но свободная уличная жизнь

Молодежь послереволюционного и предвоенных десятилетий вовсе не была монолитна. С одной стороны, обычная спокойная карьерная молодежь, которая лояльно относилась к коммунистической идеологии, училась, работала и потом почти вся полегла в Великую Отечественную войну. Это были нормальные лояльные комсомольцы.

С другой стороны, молодежь, которая к советской власти относилась скептически, но никак себя не проявляла. Они не делали карьеру, не вступали в комсомол, тихо работали и не высовывались, поскольку было понятно, что в годы сталинского террора достаточно самых небольших поводов, чтобы угодить в ГУЛАГ.

Беспризорники Москвы. 1920-е гг.

Часть маргинальной молодежи (их были десятки миллионов) — это беспризорники. Многие знают о них в основном из книги «Республика ШКИД» Л. Пантелеева и Григория Белых, по которой был снят фильм с незабвенным Сергеем Юрским.

Беспризорников было огромное количество. Вот у них как раз существовала своя яркая субкультура — фольклор, песни, четко регламентированный образ жизни. Летом они жили в Москве, зимой в Ташкенте или на Черном море. И в общем-то это оказалась на удивление культурная прослойка. Самое интересное, что осталось от молодежной культуры тех лет — это культура беспризорников. Для официальной культуры писали Николай Островский и другие идейные борцы за советскую власть. А беспризорники писали для себя сами.

Из книги:

«Многие беспризорники предпочитали голодную, но свободную уличную жизнь коммунистической дисциплине и бежали из приютов и колоний на волю. Советская власть решительно и кардинально взялась за ликвидацию “субкласса” беспризорников и его субкультуры в конце 20-х годов, когда началась коллективизация. Сотни тысяч “уличных” мальчиков и девочек насильно депортировали в сельскую местность, где их определили в новосоздававшиеся колхозы. Сколько беспризорников при этом погибло — не уточнялось».

Мода «штатников»

Первое время существования субкультуры облик ее представителей был весьма комическим. Юноши носили широкие брюки насыщенных и ярких цветов. На первый взгляд могло показаться, что пиджак был на несколько размеров больше. Дополняла образ шляпа с широкими границами. Многие одевали носки разных цветов.

Беляев в своем произведении описывает одного из представителей феноменального движения. Парень зашел в куртке: сзади она была оранжевая, рукава и нижняя часть зеленая. Штаны яркого оттенка желтого, а обувь черного и красного цветов. Затем он оперся на дверной косяк и все увидели броского тона носки.

Потом широкие штаны перестали пользоваться популярностью и вместо них молодежь носила узкие брюки. Модной стала прическа-кок, которая похожа на петушиный гребень. Ее делали как девушки, так и парни. Юноши носили не широкие галстуки. Его завязывали на маленький узелок. Настоящих стиляг отличал от других джентльменский аксессуар — зонт-трость. Парни ходили в свитерах с изображениям оленей. Такие кофты надевали актеры кинокартин «Серенада Солнечной долины», а также «Девушка моей мечты».

Кадр о стилягах из одноименного фильма

Девушки обычно ярко красились и носили винтажные платья или узкие юбки. Летом ходили в рубашках, которые были в гавайском стиле. На них обычно изображали полинезийские рисунки.

«Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»

Главный герой картины, примерный комсомолец Мэлс, во время очередной облавы на «стиляг» влюбляется в девушку Полину по прозвищу Польза. Вооружившись портняжными ножницами, борцы за советскую нравственность разрезают зауженные штанины выловленных пижонов, остригают их «коки» в стиле Элвиса Пресли и изрядно портят броские наряды модниц.

Но после знакомства с Полиной Мэлс уже по-другому смотрит на стиляг. Буквально через пару дней из серого «жлоба» он сам превращается в «бродвейского» тусовщика. А позднее, заработав грузчиком на саксофон, он становится одним из лучших джазменов местного ресторана.

Сшив на заказ ярко-зеленый клетчатый костюм и прикупив модный галстук, Мэлс становится одним из тех, кого вчера считал своими врагами. Комиссар Катя, его недавняя подруга, называет Мэлса предателем. Теперь ему не место среди нормальных людей, а значит, он уже не комсомолец. Как он смеет вычеркнуть из своего имени, в котором за каждой буквой стоит великий для того времени человек (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин), букву «с», став Мэлом на западный манер?

В послевоенное время стиляг преследовали и высмеивали в среде советской молодежи. Издавались газеты и писались фельетоны, позорящие любителей иноземных танцев и эпатажной внешности. Их приравнивали к тунеядцам, бездельникам, способным не сегодня завтра пойти на преступление. Члены добровольной дружины устраивали облавы на стиляг и пытались их перевоспитывать.

Таким образом активные комсомольцы пытались сохранить советское общество как целостный народ, всячески презирая тех, кто пренебрегал нравственными нормами, пытаясь противопоставить себя обществу.

Тайные марксистские организации

О них известно очень мало. Оказывается, в Советском Союзе в 30-х годах, с перерывом на Великую Отечественную войну, а потом во второй половине 40-х и в начале 50-х годов существовало многочисленное молодежное подполье. Про него знают почти исключительно по роману Анатолия Жигулина «Черные камни», который впервые был напечатан в конце 80-х годов во время перестройки. Это автобиографический документальный роман, в нем речь идет о короткой поре деятельности и жестоком разгроме организации «Коммунистическая партия молодежи» в Воронеже.

Лидер этой организации — сын секретаря Воронежского обкома. В нее входили даже не студенты, а старшеклассники. Аналогичные «партии» существовали в Москве, Харькове, Ульяновске, Ленинграде, Казани, Тбилиси и многих городах СССР.

Что интересно? Все это были коммунистические организации, не юные монархисты или капиталисты. Они искренне верили коммунистической идеологии, но видели, что сталинизм — никакой не марксизм, не ленинизм, а феодально-бюрократическое перерождение диктатуры пролетариата.

Целью идеологии этих групп молодежи было возвращение к ленинским и марксистским нормам, к настоящему ленинизму вместо сталинского беспредела.

С ними разобрались самым жестоким образом: несовершеннолетних отправили на 25 лет в ГУЛАГ, а совершеннолетних, студентов-первокурсников, должны были приговорить к расстрелу. К счастью, после смерти Сталина всех их амнистировали, и они вернулись кто в школу, кто в институт.

Почему об этом так мало известно? О них не вспоминают, потому что никому не выгодно. Для правых — потому что все эти организации были левые, коммунистические. А для коммунистов вроде КПРФ это тоже не с руки, потому что они все были антисталинцами, а наши левые — сталинисты.

Любители выделиться из толпы

В послевоенное время в СССР каждый мужчина работал на заводе, возделывал целину и строил коммунистическое будущее. На плечах женщины лежал долг воспитания подрастающего поколения.

Ценности приоритета общества над личностью прививались всем с детства и хорошо усваивались обладателями уретрального менталитета. Но мы уже стояли на пороге новой эпохи – кожной фазы развития человечества, в которую весь мир шагнул после Второй мировой войны, а Россия – только после развала СССР. Эта фаза характеризуется ростом индивидуализма и потребления.

Это сейчас мы видим мир, «раскрашенный» зрительной мерой в самые разные яркие насыщенные краски и оттенки. А до того он был серо-черным, что хорошо показано в фильме – на противопоставлении уныло одетого большинства и ярких костюмов стиляг. Это были первые звоночки, предвестники общества потребления.

С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, стиляги – это люди с кожно-зрительной связкой векторов. Яркие краски, незаурядная внешность, стремление к новизне – все это во многом характеризует их. Кроме того, обладатели зрительного вектора очень любят быть в центре внимания.

Душа кожно-зрительного человека просит праздника, красоты, чувственности. Примкнувшая к течению стиляг молодежь пыталась придумать себе праздник, стать яркими актерами хоть на короткое время. После стиляг появилось еще достаточно много молодежных субкультур, которые объединились на экране в конце фильма

В их числе всегда кожно-зрительные люди, привлекающие к себе внимание, бессознательно идущие на зов природы и объясняющие это желанием быть не как все

Человек с более развитым зрительным вектором уже не будет выставлять напоказ свою внешность, увешиваясь яркой атрибутикой или оголяя тело. Такой человек будет реализовывать свое предназначение в социально полезной деятельности: искусстве, медицине, воспитании детей, а также в волонтерстве и помощи нуждающимся.

Происхождение слова «стиляги»

Существует несколько версий относительно название молодежного движения. Многие до сих пор уверены, что так называли людей, которые носили непривычную для всех одежду. Данное слово можно увидеть в рассказе «Стиляга», который опубликовали в журнале «Крокодил». Его написал Дмитрий Беляев. Автор описал в фельетоне повседневную жизнь отдельного молодежного движения, которое отличалось манерами поведения и стилем. Беляев рассказал о том, что на дискотеку в школе пришел странный парень. Он был вульгарно одет и при этом хвастался своим нарядом. Другие ребята с него смеялись и шутили над ним.

Парни и девушки стиляги

Другие утверждают, что термин походит из лексикона музыкантов. Слово «стилять» у джазовых исполнителей означало заимствовать чужой стиль, заниматься плагиатом. «Стилягу дует» — это когда саксофонист повторял стиль другого музыканта.

Участники движения называли себя «штатниками»- фанатами американских нарядов.

Жертвы заблуждений

Эту разницу в понятиях сразу почувствовал Фред, который уехал в Америку на стажировку. По наставлению папы-дипломата он выгодно женился и уехал работать за границу на родину Чака Берри. Рассчитав для себя пользу-выгоду, Фред, как обладатель кожного вектора, быстро расстался с жизнью стиляги.

Вернувшись, Фред заходит в гости к своим старым товарищам Мэлсу и Полине, привозит им заморские сувениры и сообщает «страшную правду» о том, что в Америке нет стиляг. Правду о том, что самый модный американец носит однотонный стильный костюм, плащ и шляпу, которые отличаются от российских лишь качеством и лейблом.

Эта новость заставляет Мэлса испытать настоящее потрясение. Оказывается, они подражали тому, чего в реальности нет! Они просто запутались, приняли ценности западного мира через свое понимание свободы и ошиблись. Конечно, Мэлс не мог поверить в это. Но что стоит за его словами «Но мы-то есть»?

Есть такая особенность у русских – привечать иностранцев и ругать себя. Мышечная часть менталитета дает нам желание делить людей на своих и чужих. Обычно в таком случае свои считаются хорошими, а чужие – плохими. Но в сочетании с уретральной мерой, нацеленной на отдачу, на приоритет интересов других людей над личными интересами, мы получаем мышечный менталитет, вывернутый наизнанку: мы любим и хвалим все иностранное, а свое, русское, при любом удобном случае пытаемся принизить. Мы превозносим западную культуру, но на самом деле любим в этой культуре себя, потому что в России – самая элитарная культура, что признается во всем мире.

Будучи долгие годы в изоляции от всего иностранного, советский народ получил первые знания о заграничной жизни, благодаря трофейным вещам, которые были привезены в страну из Германии в 1940 годах. И теперь нам понятно, почему все заграничное, что с таким трудом просачивалось в российскую жизнь, представлялось в очень положительном свете. Интерес к нему еще больше подогревался существующей жесткой цензурой – запретный плод сладок. Тем более что цензура на самом деле пропускала только самые качественные кино, музыку, литературу. И нам казалось, что «там» в Италии, Франции, США все фильмы и книги, картины и шлягеры одинаково высокого уровня.

Трофейные фильмы и привезенные журналы мод во многом составляли российский стереотип о европейской культуре и стали основой для создания гардероба стиляг. Первые голливудские картины с яркими красотками на экране и американские гангстеры в двубортных костюмах быстро копировались нашими модниками. В это же время появились и первые пластинки с джазовыми композициями и рок-н-роллом, под строгим секретом стали разучиваться танцы в ритме буги-вуги.

В фильме «Стиляги» Мэлс просит товарища, студента медицинского факультета Боба (Бориса), научить его танцевать. И тот проводит мастер-класс для товарища, пока родителей нет дома. Однако запуганный политическими репрессиями и отсидевший отец Бориса просит пожалеть их с матерью и прекратить в их доме пропаганду западной культуры.

Устав слушать «буги на костях» (пластинки, записанные на рентгеновских снимках), в один прекрасный день Боб идет к гостинице «Интурист» в надежде купить оригинал пластинки Билла Хейли, его задерживает милиция. Подругу ребят, Бетси, высылают из Москвы. Еще одного товарища забирают в армию. Жизнь идет своим чередом, разводя друзей и разбивая вдребезги мечты о западной свободе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: