У шурочки азаровой из «гусарской баллады» был реальный прототип: история надежды дуровой

Постановки[править]

В том же 1980 году Игорь Чернышёв создал свою редакцию балета в Куйбышевском театре оперы и балета. Балетный критик Юрий Тюрин писал о постановке в Куйбышеве (Тюрин Ю. Серьёзная комедия // Музыкальная жизнь, 1981, № 15. — С. 5-6): «В новом спектакле („Гусарской балладе“ — Р. В.) всё действие построено на актёрской выразительности жеста, многие сцены решены по законам танцевальной пантомимы, сценические характеристики персонажей наполовину состоят из своеобразного хореографического речитатива». A на следующий, 1981 г., И. А. Чернышёв повторил постановку в Челябинском театре оперы и балета.

15 ноября 2011 года в Красноярском театре оперы и балета состоялась премьера еще одной редакции, ее создали балетмейстеры С. Р. Бобров и Юлиана Малхасянц. Музыкальная композиция нового балета составлена из музыки Тихона Хренникова к фильму и балету «Гусарская баллада» и балету «Наполеон Бонапарт». Новую музыкальную редакцию создал правнук композитора Тихон Хренников-младший. Эта постановка, названная балет-водевиль, вызвала интерес и хвалу критики. Главное ее отличие от первой редакции состоит в том, что артисты не только танцуют, но и поют. Несколько изменен и фон, на котором развивается основной сюжет; достаточно сказать, что одно из мест действия — публичный дом, а среди персонажей появляется фигура, которой не было в первоначальной версии балета, но есть в одноименном фильме — это сам фельдмаршал Кутузов (см. видеоролик в начале статьи).

Любовь Добржанская в роли Шурочки Азаровой

История, конечно, спорная. Натолкнул Рязанова на такие мысли другой случай, который произошел на двадцать лет раньше, когда только начали ставить пьесу на сцене. Одна из постановок случилась в Свердловске в трудном 1942 году. Театр Советской Армии находился там в эвакуации и у его режиссера Алексея Попова случилась точно такая же история с Гладковым. Тот должен был что-то дописать и исчез. Именно тогда и поползли слухи о том, что он не является автором пьесы. Впрочем, никто так этого и не смог доказать.

Там же, в Свердловске, на сцену в образе Шурочки Азаровой вышла знаменитая театральная актриса Любовь Добржанская. По факту ей тогда было уже 37 лет, хотя по паспорту — 34. Говорят, она решила исправить себе год рождения с 1905 на 1908, «случайно» пролив чернила на документ. С тех пор свой День рождения она никогда не отмечала, только именины — 30 сентября. В любом случае, образу юной девицы тогда она соответствовала мало.

Любовь Добржанская в роли Шурочки Азаровой в спектакле «Давным-давно»

Те, кто знал «мировую маму» в молодые годы, отмечали, что она обладала большим обаянием и нравилась мужчинам. Ходили слухи и о ее давнем романе с Поповым, который даже хотел уйти ради Добржанской из семьи, но так и не решился. В общем, Любовь уговорила режиссера, что сыграет эту роль лучше всех. Уже на первой репетиции он понял, что не ошибся.

Надо сказать, что пьеса музыкальная, а у Добржанской, помимо неоспоримого актерского таланта, был еще и прекрасный голос. Впоследствии она даже гастролировала по стране с романсами. Тогда результат работы удивил всех. Во-первых, в тяжелые военные годы спектакль неожиданно собрал полный зал людей, которые тяжело трудились в тылу на благо армии. Во-вторых, на сцене Любовь была настолько убедительна, что никто даже и не заподозрил, что «Шурочке»-то уже под сорок.

Любовь Добржанская в фильме «Учитель танцев» (1952)

Пролог

Нередко исследователи упоминают, что причиной ссоры Мартынова и Лермонтова могли стать отношения поэта с сестрой Мартынова — Натальей. Якобы между Мартыновым и Лермонтовым произошел инцидент, связанный с чтением чужих писем и дневника Натальи и пропажей денег, предназначенных Мартынову. Передать их должен был Лермонтов. История эта достаточно запутана, был конфликт в действительности или не был, мы не знаем, но тем не менее, многие современники вспоминают, что Лермонтов зло подшучивал над Мартыновым каждый раз, когда ему представлялась такая возможность.

Декабрист Николай Лорер, который в том же 1841 году оказался на Кавказе, писал: «Мартынов утрировал вкусы горцев и, само собой разумеется, тем самым навлекал на себя насмешки товарищей, между которыми Лермонтов по складу ума своего был неумолимее всех. Пока шутки эти были в границах приличия, всё шло хорошо, но вода и камень точит, и, когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их».

Чего стоит только стихотворение, написанное Лермонтовым и адресованное Мартынову:

Он прав! Наш друг Мартыш не Соломон,
Но Соломонов сын,

Не мудр, как царь Шалима, но умен,

Умней, чем жидовин.

Тот храм воздвиг, и стал известен всем

Гаремом и судом,

А этот храм, и суд, и свой гарем

Несет в себе самом.

В восьми строках Мартынов назван фактически дураком («Наш друг Мартыш не Соломон»), Лермонтов прошелся по его еврейскому происхождению и назвал его человеком, обойденным женским вниманием и ведущим одинокую личную жизнь.

Дом Верзилиных, где произошла ссора Лермонтова и Мартынова. (feb-web.ru)

После очередной насмешки, которая имела место на вечере в доме Верзилиных, Мартынов сказал обидчику, что настало время прекратить это. Лермонтов ответил, что дуэли не боится, а Мартынову не пристало сыпать пустыми угрозами. На следующее утро Глебов, которого Мартынов выбрал секундантом, передал поэту вызов. Он был принят.

Съёмки

  • Принято считать, что прототипом Александры Азаровой послужила герой войны Отечественной войны 1812 года Надежда Дурова. Создатель персонажа Александр Гладков неоднократно заявлял, что это не так, хотя в фильме есть очень узнаваемые совпадения с автобиографической книгой Дуровой «Записки кавалерист-девицы».
  • Выход фильма был приурочен к пришедшейся на 1962 год 150-й годовщине Бородинской битвы. Чтобы историческая параллель была как можно более строгой, премьера фильма в московском кинотеатре «Россия» состоялась непосредственно в день сражения — 7 сентября.
  • В фильме использована небольшая часть костюмов, изначально создававшихся для съёмок фильма «Война и мир».
  • В статье, написанной сотрудником ЦВИА СССР А. Васильевым и художником, историком форменного костюма П. Космолинским «Сабля, ташка, конь гусарский» (опубликована в журнале «Наука и жизнь», № 9 за 1988 год), как характерный пример кинематографической ошибки указывается: «…в фильме „Гусарская баллада“ поручик Ржевский, обращаясь к Шурочке Азаровой, говорит: „Мундир на Вас я вижу Павлоградский“. А зритель не подозревает, что она в идеально сшитом мундире Сумского полка». Ржевский носит мундир Лубенского гусарского полка. Многие также отмечали, что т.н. колыбельную Светланы Шурочка поёт, держа в руках куклу фабричного производства из прессованных опилок или целлулоида; выпуск таких кукол был начат лишь в XX веке.
  • На роль поручика Ржевского сначала пробовались Сергей Юрский и Вячеслав Тихонов, а на роль Шурочки Азаровой — Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих и Людмила Гурченко. Также Эльдар Рязанов хотел утвердить на главную роль Татьяну Никулину, жену Юрия Никулина, но тот взбунтовался и запретил ей это делать. Он не мог допустить, чтобы она надолго уезжала, хотя Татьяна очень хотела сыграть Шурочку Азарову.

Служба в армии

Добравшись вместе с казаками до уланского полка, она присягнула на службу рядовым под именем Александр. Ничего не подозревавшие сослуживцы, вместе с ней на равных участвовали во всех битвах и боевых учениях. Она обладала несвойственной женщине храбростью, за что получила в награду орден Георгиевского креста, а позже звание унтер-офицера.

https://www.youtube.com/watch?v=wy3oUOrcZr4

Надежда продолжала служить под чужим именем, но испытывала чувство вины перед своими родителями. Она решила написать письмо отцу, в котором извинилась за совершенный проступок. Получив неожиданную новость, отец отправил запрос в канцелярию с требованием вернуть дочь домой. Проведя проверку, личность Надежды была раскрыта. Но Александр I услышав данную историю и удивившись желаниями женщины, поспешил выдать ей разрешение на продолжение службы в рядах российской армии. Надежду Дурову перевели в Мариупольский гусарский полк и назначили под звание подпоручик. Но спустя три года девушка была вынуждена перевестись в уланский полк под Литвой. В составе полка Надежда участвовала в битвах с Наполеоном, в которых получила контузию. Боясь быть рассекреченной, она не обратилась за помощью к медицинскому персоналу и продолжила сражаться.

В 1816 году женщина-офицер прекратила государственную службу, имея на тот момент чин штаб-ротмистра. На протяжении 5 лет оставалась жить в городе Петербурге, занималась литературой и творчеством. После переехала в татарский город Елабугу, где издала собственные сочинения о своей жизни. Несмотря на выход в отставку, всю оставшуюся жизнь Надежда носила мужскую одежду и была не прочь покурить трубку. При общении с людьми просила называть себя Александром Александровым.

Эпилог

По тому, как велось следствие, можно понять, что и приговор по всей строгости вынесен не был. Все трое были преданы военному суду, что в случае дуэли влекло более мягкий приговор.

Окончательное решение в делах, которые рассматривал военный суд, принимал император после предоставления ему всех документов

Николай I «высочайше повелеть соизволил: майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго по уважению полученной им в сражении тяжелой раны».. Срок церковного покаяния был определен в 15 лет

Это время Мартынов должен был провести в паломничествах и молитвах. Но приговор затем смягчили, и в 1846 году Мартынов был освобожден от епитимьи.

Срок церковного покаяния был определен в 15 лет. Это время Мартынов должен был провести в паломничествах и молитвах. Но приговор затем смягчили, и в 1846 году Мартынов был освобожден от епитимьи.

Действие второе

«Поединок был назначен на 15 июля 1841 года в 6 ½ часов вечера, у подошвы горы Машук, в полуверсте от Пятигорска». Как отмечает в своих записках сын Николая Мартынова, силы были не равны: Лермонтов был прекрасный стрелок, а Мартынов, несмотря на долгую военную службу, пистолетом владел плохо.


Первоначальный знак на предполагаемом месте дуэли Лермонтова. (pastvu.com)

Противники сошлись. Секунданты подали команду, между счетом «два» и «три» выстрелов не было. Дальше Лермонтов якобы произнес: «Я в этого дурака стрелять не буду». По другим данным, кто-то сказал: «Надо же кончать, мы и так насквозь промокли» (в это время пошел дождь и разразилась гроза). Опять же, по имеющимся воспоминаниям, на выстреле после счета «три» настоял или Столыпин, или Глебов: в противном случае секунданты грозили развести дуэлянтов. Мартынов выстрелил. Лермонтов упал: рана в груди оказалась смертельной.

В ролях

  • Лариса Голубкина — Шурочка Азарова (она же корнет Азаров)
  • Юрий Яковлев — поручик Дмитрий Ржевский
  • Николай Крючков — Иван, слуга Азаровых
  • Виктор Кольцов — штаб-майор Азаров
  • Игорь Ильинский — фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов
  • Антоний Ходурский — граф Нурин, предводитель дворянства
  • Татьяна Шмыга — Луиза Жермон, певица
  • Лев Поляков — Пьер Пелымов, кавалергард
  • Владимир Ширяев — Винсенто Сальгари, испанский лейтенант
  • Алексей Полевой — граф Балмашов, генерал и адъютант императора
  • Юрий Белов — партизан в синем мундире
  • Валентин Брылеев — партизан в красном мундире Лейб-гвардии гусарского полка
  • Феликс Яворский — партизан Станкевич
  • Владимир Трошин — Горич, партизан, поющий песню «Давным-давно», в чёрном мундире «Бессмертных гусар» Александрийского гусарского полка
  • Роман Хомятов — Ртищев, партизан в синем мундире с малиновыми вставками
  • Юрий Киреев — партизан с повязкой на глазу
  • Михаил Орлов — поручик
  • Валерий Денисов — Давыд Васильев, командир партизан, в коричневом мундире Ахтырского гусарского полка.

В эпизодах

  • Владимир Балон — адъютант Кутузова
  • Владимир Гусев — раненый адъютант фельдмаршала
  • Владимир Граве — французский офицер, сражающийся со Ржевским
  • Лев Любецкий — губернатор
  • Борис Иванов — Дюсьер, французский генерал
  • Юрий Мартынов — адъютант Дюсьера
  • Павел Шпрингфельд — Летьё, французский офицер
  • Геннадий Юдин — генерал
  • Герасим Лисициан

„авным-давно…

‘л. Ђ.ѓладкова
Њуз. ’. •ренникова
€сполнЯет ‹ариса ѓолубкина

Љоль пунша пламенем лиловым
‚сЮ вновь  вокруг, всЮ вновь вокруг озарено
Џрипев любимый грЯнем снова
„авным-давно, давным-давно, давным-давно!

Њы все немножко суеверны,
Ќо крепко верим, крепко верим лишь в вино.
‚ нем топим все cвои химеры
„авным-давно, давным-давно, давным-давно!

Ќад нами слава дымом веет,
€ мучит только, мучит только нас одно.
‘ердца без практики ржавеют
„авным-давно, давным-давно, давным-давно!

‚ сраженьЯх нам не на постели,
ђасстатьсЯ с жизнью, нам расстатьсЯ суждено.
Џопы и так уж нас отпели
„авным-давно, давным-давно, давным-давно!

  урочка:

ЊенЯ зовут юнцом безусым.
Њне это, право, это, право, все равно!
Ќо уж не величают трусом
„авным-давно, давным-давно, давным-давно!

€ной усищи крутит Яро,
Ѓутылкам всем, бутылкам всем глЯдитсЯ в дно,
Ќо сам лишь копиЯ гусара
„авным-давно, давным-давно, давным-давно!

€ной клЯнЮтсЯ в страсти пылкой,
Ќо коли выпито, коль быпито вино
‚сЯ страсть его на дне бутылки
„авным-давно, давным-давно, давным-давно!

‚люблЮнным море по колено.
џ с ними в этом, с ними в этом заодно.
Ќо караулит всех измена
„авным-давно, давным-давно, давным-давно!


‡аключительные строфы:

‚едеЮт нас жизнь дорогой длинной
‘меЯтьсЯ, плакать иль не плакать суждено
Љогда звучит припев старинный
„авным-давно, давным-давно, давным-давно

 ђжевский:

Џривык по-всЯкому Я дратьсЯ!
Ѓутылок многих, очень многих видел дно!
Ќо не случалось столь влюблЯтьсЯ
„авным-давно, давным-давно, давным-давно!

урочка:

ѓерою с пышными усами
Ќавеки сердце мною, сердце мной дано.
„авно ли были мы врагами?
„авным-давно, давным-давно, давным-давно!


Џрoйдут года, и вот из дали
Њинувших лет, минувших лет мелькнет одно:
Љак наши деды воевали
„авным-давно, давным-давно, давным-давно!

€ если враг в слепой надежде
ђусь покопить, ђусь покорить возьмЮтсЯ вновь
…го погоним, как и прежде -
„авным-давно, давным-давно, давным-давно!

Действие третье

Как мы уже упоминали, участие в дуэли Столыпина и Трубецкого решено было скрыть. Таким образом, судебный процесс шел против Мартынова, Глебова и Васильчикова. Им нужно было согласовать свои показания, благо для этого была возможность: они беспрепятственно могли переписываться. В итоге картина получилась следующая:

• Участие Столыпина и Трубецкого в дуэли не упоминалось. В этом молчаливом заговоре участвовали не только трое подсудимых, но и начальник штаба командующего войсками флигель-адъютант полковник Траскин, который советовал двум секундантам молчать относительно других участников.

• Глебов настоял на том, чтобы Мартынов скрыл условие трех выстрелов с каждой стороны. Таким образом, постфактум смягчились условия дуэли.

• На следствии Мартынов избегал ответа на вопрос о том, успел ли Лермонтов сделать свой выстрел. Правда, Васильчиков подтвердил, что пистолет поэта разрядил он сам: выстрелить Лермонтов не успел.

• Все трое долго согласовывали ответы на вопрос о причинах дуэли. В итоге была сформулирована версия о том, что вызывающее поведение Лермонтова вынудило Мартынова вызвать поэта на дуэль. Васильчиков и Глебов попросили Мартынова также сказать, что секунданты всеми силами пытались примирить противников.

Добавим к этому, что схема места дуэли в ходе следствия составлена не была, дуэльные пистолеты впоследствии были заменены на другие (Столыпин хотел сохранить пистолеты, которые были в руках у противников, в память о Лермонтове), вскрытие тела также не производилось.


Лермонтов на смертном одре, портрет работы Р. Шведе. (lermontov.info)

История создания[править]

Пьесаправить

По поводу авторства пьесы существуют различные мнения, сходящиеся в одном: истинный автор пьесы не А. Гладков, а кто-то другой. Однако точного ответа на этот вопрос пока не существует.

Пьеса «Давным-давно» («Питомцы славы») появилась в 1940 году. Написана она была в стихах. Автор создал это произведение в стиле водевиля, но водевиля патриотического (водевиль советской властью воспринимался как искусство упадническое, не зовущее строить коммунизм во всем мире, — и потому не слишком популярное на советских сценах; а вот патриотическая тематика властью вполне приветствовалась, и потому даже разрешался непринужденный водевильный стиль). Была даже подобрана характеристика пьесы: героическая комедия в стихах.

Сюжет переносил действие во время Отечественной войны 1812 года, когда Россия воевала со вторгнувшимися в ее пределы наполеоновскими войсками. Главная героиня Шурочка Азарова, представляясь своим несуществующим корнетом кузеном Шурой Азаровым, бежит на войну, где случайно встречается со своим официальным женихом поручиком Дмитрием Ржевским. Тот, не слишком-то и влюбленный в свою невесту, по-мужски дружит с «корнетом» и даже представить себе не может, что под мужским мундиром скрывается его суженная. Есть домысли, что прототипом главной героини стала Надежда Андреевна Дурова, отправившаяся на войну в облике юного корнета. Однако на самом деле Шурочка Азарова — образ собирательный, а весь сюжет пьесы не имеет к настоящей Н. А. Дуровой никакого отношения. Конец пьесы обычный — водевильный: «корнета» разоблачают, в нем узнают Шурочку Азарову и всё заканчивается победой российских войск и свадьбой Шурочки и истого влюбившегося в нее поручика Ржевского.

Постановка этой веселой пьесы совпала с началом Великой Отечественной войны, и она стала восприниматься как героико-патриотическая. Пьеса пользовалась огромным успехом, она обошла несколько театров, особенно успешной была постановка в 1943 году в Московском театре Советской армии (режиссер А. Д. Попов, композитор Т. Н. Хренников; а в 1962 году кинорежиссер Э. А. Рязанов создал музыкальный художественный фильм «Гусарская баллада», композитор Т. Н. Хренников.

Либреттоправить

По свидетельству балетного историка Бориса Тарасова, с идеей создания балета по пьесе «Давным-давно» выступил в конце 1960-х годов А. А. Белинский, написавший либретто для постановки балета, в котором главная партия создавалась для Е. С. Максимовой. Уже был назначен балетмейстер — Олег Михайлович Виноградов. Однако постановке не суждено было сбыться.

Прошло 17 лет — и Виноградов вернулся к этой идее. Он переписал старое либретто А. Белинского. А за музыкой обратился к Т. Н. Хренникову, которому тема этого сюжета была уже знакома по спектаклю и фильму. Композитор думал использовать свою музыку для создания мюзикла, но предложение о балете заинтересовало его и он взялся за работу над балетом.

Сам Олег Виноградов выступил художественным руководителем будущего хореографиеского произведения, а непосредственно ставить балет предложил Дмитрию Брянцеву, на что тот согласился.

Новый балет получил название такое же, как и фильм — «Гусарская баллада».

2. Отличия сюжета пьесы и фильма

  • Нет сцены утренней прогулки Шурочки верхом. О ней мы узнаём из уст кузин главной героини.
  • Шурочка поёт куплеты «Прелестница младая…» ещё до бала — своим кузинам.
  • Мы узнаём имя поручика Ржевского — Дмитрий.
  • Перед тем, как сбежать, Шурочка, ждущая, пока Иван приготовит лошадей, беседует с дядей, которому тоже не спится, и чуть было не передумывает уезжать.
  • Нет сцены с раненым гонцом.
  • Нет эпизода, когда Шурочка сначала по ошибке заезжает во французский лагерь, а потом бесстрашно сбегает оттуда, доказывая, что она «кавалерист с талантом» и метко стреляет.
  • Шурочка, приехавшая с письмом в партизанский отряд, будит Ржевского сама и гораздо дольше.
  • Нет сцены атаки на французский обоз. Об этом рассказывает один из участников сражения.
  • Шурочка захватывает в плен Винсенто Сальгари до того, как была разоблачена Нуриным и Кутузовым.
  • Сальгари предлагают перейти на сторону русских, но он отказывается.
  • Нет сцены спасения графа Балмашова — адъютанта Александра I. О ней мы узнаем только из уст спасенного, и Шурочка там действовала не храбростью, а хитростью — просто начала махать руками и кричать «Сюда! Сюда! Скорее!» Французы решили, что на подмогу спешит большой отряд, и сбежали.
  • Если в фильме Шурочка сообщает Кутузову, что кузен просто забыл в их поместье мундир, то в пьесе говорит, что её родственник умер.
  • Если в фильме Шурочка совершает вылазку в родное поместье видимо только для того, чтобы узнать, жив ли её дядя, то в пьесе у нее планы гораздо серьезнее — ни много ни мало, загородить французам дорогу и заставить изменить маршрут.
  • В штабе французов, который теперь находится в её родном доме, Шурочке приходится выдержать сцену расстрела любимой куклы Светланы.
  • Пелымов не наблюдает за Шурочкой из окна, а бесстрашно входит к французам, прикинувшись отставшим от полка офицером.
  • Не показано, как Пелымов прискакал в отряд, чтобы сообщить, что Шурочка раскрыта и нужна помощь.
  • В пьесе некоторые монологи длиннее.
  • Шурочка и Ржевский пытаются устроить дуэль не один раз, а дважды.
  • Шурочка дважды баюкает Светлану — второй раз уже в ожидании расстрела.
  • Азаров пытается вымолить у французов пощаду для своей племянницы.
  • Названы по именам все кузины Шуры, французские офицеры и гусары из отряда Дениса Давыдова.
  • За Луизой Жермон пытается ухаживать не только Ржевский, но и один из французских офицеров, причем довольно настойчиво.
  • Фразы Кутузова, обращенной к уже разоблаченной Шурочке «А девкой был бы краше» изначально не было в пьесе. Это удачная отсебятина первого исполнителя роли полководца, позже вставленная автором в текст.

Действие первое

Официально дуэли были в то время запрещены, но на практике это был распространенный способ защиты поруганной чести. Манифест Николая I от 25 июня 1839 года устанавливал за дуэли серьезные наказания: тот противник, выстрел которого привел к смертельному исходу, подлежал лишению всех прав состояния, наказанию шпицрутенами и ссылке в каторжную работу. То есть дуэль приравнивалась к убийству. Секунданты отвечали перед законом как сообщники и соучастники.

Перед дуэлью на секундантах лежала обязанность согласовать правила поединка. В случае Лермонтова и Мартынова условия были жесткие: расстояние между барьерами составляло 10−15 шагов (данные, которые удалось получить от очевидцев, различаются). Сходиться противники начинали с расстояния 10 шагов от барьера. Стрелять могли до 3 раз, осечка считалась за выстрел. Производить выстрел можно было между счетом «два» и «три».

Действующие лица и сюжет[править]

  • Шура Азарова
  • поручик Ржевский
  • Иван, слуга Шуры
  • Граф Нурин

Шура Азарова — Екатерина Максимова, Ржевский — Вадим Гуляев. Большой театр (Москва). Фото Е. Фетисовой


Граф Нурин — Василий Ворохобко. Большой театр (Москва). Фото из музея Большого театра

  • Денис Давыдов
  • Жермон
  • Друг Ржевского
  • Генерал
  • Азаров, дядя Шуры
  • Губернатор
  • Князь Балмашов
  • Французский офицер
  • Кузины
  • Гости на балу, партизаны, русские и французские солдаты

Сюжет балета повторяет пьесы, хотя, конечно же, какие-то сцены были определенным образом «трансформированы» под хореографические.

В доме отставного майора Азарова идут приготовления к балу-маскараду. Его племянница Шура вместе со своими кузинами примеряет маскарадные костюмы. Шурочка оделась в гусарский мундир. Появляется гусар Ржевский, нареченный жених Шуры, с которой он еще не успел познакомиться. Сегодня поручик должен впервые увидеть свою невесту. Но Шура, переодетая в гусарский наряд, кажется ему юношей. Они увлеченно беседуют, и жених не подозревает, что рядом с ним не молодой человек, а его же собственная невеста. Когда жениха отвлекают на гостей, Шурочка бежит переодеваться в женское платье и предстает перед Ржевским жеманной и кривляющейся барышней, причем Шурочка так заигрывается в этой роли, что вызывает лишь раздражение своего жениха. Так весь день бедная Шура проводит в двух ролях: то она гусар, то капризная кисейная барышня. Однако праздник омрачен — приходит весть о начале войны с Наполеоном. И Шура, полная патриотизма, в гусарском костюме, вопреки всем правилам и обычаям, не может спокойно сидеть дома, когда враг ступил на родную землю, и идет воевать. Несчастный слуга вынужден бежать за ней.

Шура попадает в русские войска. Совершив несколько военных подвигов, она — то есть корнет — принята к гусарам, а поручик Ржевский узнает своего юного друга — кузена своей невесты. Однако тяжелые военные будни приводят к тому, что тайна «корнета» раскрыта: он — племянник майора Азарова и невеста поручика Ржевского. От такого изумления Ржевский немедленно влюбляется в свою невесту. Но война еще не закончена, и поручик должен уходить воевать. Шура, уже переодевшаяся в платье, смотрит ему вслед и, схватив гусарский мундир, кивер и саблю, устремляется вслед за своим любимым.

Стихотворение «Гусарская баллада», поэт Сибирёв Олег

Однажды, Пушкин весь день домогался своей жены Натальи Николаевны Гончаровой. Но то ли у нее было плохое настроение, то ли она просто не хотела, в общем, она ему отказала. Обиженный супруг уехал на бал в усадьбу графа Шереметьева.

Появившегося на балу Александра Сергеевича приветствовали восторженные взгляды:

– Смотрите, это Пушкин! Пушкин!

– Где, где!? Ах, это же Пушкин!

Только гусары на приход Пушкина никак не отреагировали.

Осмотрев с минуту всех присутствовавших на балу дам, Александр Сергеевич подошел к самой молодой и самой красивой даме – княжне Голубкиной.

– Пушкин! – коротко представился он и, схватив княжну за руку, решительно поволок ее в дальний угол огромного зала.

– Я не понимаю… – в нерешительности произнесла княжна.

– Сейчас поймешь. – так же кратко ответил поэт.

Смахнув со стола, стоявшего в дальнем углу зала, фужеры с шампанским и горящие свечи, Александр Сергеевич повалил княжну на стол и раздвинул ей ноги.

– Нахал! – в ужасе закричала княжна.

Но это ровным счетом не имело никакого значения, потому что Пушкин уже занимался своим мужским делом.

Все, кто присутствовали на балу, устремили свои взгляды в дальний угол зала.

– Какое безобразие! – раздались возмещенные женские возгласы, – Какой ужас! Какое падение нравов! Кошмар! Где полицмейстеры!

Некоторые дамы даже попадали в обморок. А вот гусары, не долго думая, оперативно окружили столик с «любовниками» плотным кольцом и начали давать княжне ценные советы и рекомендации.

– Ай да Пушкин! – восторженно кричали они, – Ай да сукин сын! Наш человек оказывается! Настоящий гусар! А мы-то думали!

В ту же минуту в зал ворвались полицмейстеры и начали стаскивать насильника с девушки. Княжна же напротив – неожиданно прижав к себе «Солнце русской поэзии», стала бить полицмейстеров ногами, не желая пропустить восторг от Божественного слияния высокого искусства и бренного бытия.

Гусары в свою очередь настойчиво попросили полицмейстеров подождать, когда все кончится, и те отступили.

Оглушительные крики княжны возвестили о том, что все кончилось.

– А-а-а-а… – нежно застонала она.

– Тебя как зовут? – спросил Пушкин.

– Леночка.

– Очень приятно! – сказал Александр Сергеевич.

– Мне тоже… – ответила княжна.

– Пошла на бал девицей, домой вернулась жрицей! – скаламбурил Пушкин, застегивая ширинку.

– Пушкин! Вы арестованы! – крикнул старший полицмейстер.

Не обращая на них никакого внимания, Александр Сергеевич предъявил стражам порядка удостоверение депутата Государственной Думы и, под восторженные возгласы гусар, скрылся в неизвестном направлении.

Сибирёв О.А.

Действующие лица

Начнем с того, что Лермонтов не должен был останавливаться в Пятигорске летом 1841 года. В воспоминаниях писателя Петра Мартьянова читаем: «В Пятигорск прибыл Михаил Юрьевич вместе со своим двоюродным дядей, капитаном нижегородского драгунского полка Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, 23 мая. На другой день они явились к пятигорскому коменданту <…>, представили медицинские свидетельства о своих болезнях и получили от него разрешение остаться в Пятигорске». Столыпин был не только родственником, но и близким другом Лермонтова: так, он выступал его секундантом на дуэли с Барантом.

А. Столыпин, портрет работы В. Гау. (wikipedia.org)

По воспоминаниям людей, знавших Лермонтова в Пятигорске, характер поэта отличался некоторой двойственностью. С близкими друзьями он был добр и внимателен, с прочими — «заносчив». Кроме того, он был «шалун в полном ребяческом смысле», и современники отмечали, что он быстро оказался в центре внимания местного общества.

Николай Мартынов, отставной майор Гребенского казачьего полка, знал Лермонтова много лет — они вместе учились в Школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. Эту же школу, только несколькими годами позже, окончил и корнет Михаил Глебов, которого, по воспоминаниям Мартьянова, связывала с Лермонтовым искренняя дружба. Оба они тоже были в Пятигорске.

В те же дни в городе оказался и князь Александр Васильчиков, который прибыл на Кавказ в свите барона Гана. Для лечения Васильчикову разрешено было остаться в Пятигорске. Вместе с ним квартировал князь Сергей Трубецкой. В начале 1841 года он без разрешения прибыл с Кавказа, где служил, в Петербург, впал в немилость, провел некоторое время под домашним арестом, а потом был вновь отправлен на Кавказ, еще не до конца выздоровев после ранения.

Видео

В 1980-е годы в СССР фильм начал выпускаться видеокомпанией «Видеопрограмма Госкино СССР» на видеокассетах в системе SECAM. С 1990 года фильм выпущен на видеокассетах кинообъединением «Крупный план», в 1995—1999 годах совместно с компанией «ВидеоМир», со звуком Hi-Fi Stereo и в системе PAL.

В России с 2003 года фильм полностью отреставрирован и перевыпущен на VHS и DVD объединением «Крупный план» в хорошем качестве изображения и звука. На DVD он выпущен в системе звука Dolby Digital 5.1 и Dolby Digital 1.0.

В 2013 году вышла Full HD-версия в формате Blu-ray, тоже отреставрированная компанией «Крупный план».

Биография

Родилась Надежда Дурова в 1783 году в селе Вознесенское. Ее рождение было сюрпризом для матери, ведь она ждала сына и уже придумала для него имя. Будущая женщина-офицер росла довольно капризным ребенком, что доставляло сильный дискомфорт родителям. Один раз, сильно разозлившись на свою плакавшую дочь, мать выкинула её из кареты. После этого случая за воспитание ребенка взялся отец, который являлся командиром эскадрона в гусарском полку. С того времени вместо девичьих игр ее обучали езде на лошади и владению шашкой. Немного повзрослев, отец подарил Надежде собственного коня, за которым она ухаживала самостоятельно.

Когда героине исполнилось 18 лет, ее насильно выдали замуж за 25-летнего чиновника. Не выдержав такого отношения, она постригла себя коротко и сбежала из родного дома. Повстречав у берега реки казачий полк, она сменила одежду, а снятые вещи оставила на берегу, инсценировав свое утопление. Казаки с удовольствием позволили присоединиться к ним, видя ее рьяное желание служить.

Давным-давно

Эльдар Рязанов приказал всем сражаться по-настоящему и актерам под мундир пришили деревяшки по которым они с наслаждением колотили друг друга. А чемпион России по фехтованию Владимир Баллон превзошел всех. Надев темный парик, он сражался на стороне французов, а надев светлый — на стороне русских.

Обмундирование для актеров подбирали прямо из музеев. Оказалось, что средний рост гусаров кутузовского полка был 160 см, поэтому на Ларисе Голубкиной мундир сидел как влитый, чего нельзя было сказать про Юрия Яковлева с его ростом в 180 см.

Если рассматривать картину с точки зрения исторической достоверности, то пожалуй в ней найдется много ляпов, но ведь нельзя забывать, что «Гусарская баллада» (актеры в этом убеждены) одновременно является и романтической и патриотической комедией.

Песня «Давным-давно», написанная композитором Т. Хренниковым на слова автора Александра Гладкова, стала хитом не только поколения шестидесятых. Ее с удовольствием слушают и напевают современные люди, все, кто не равнодушен к творчеству замечательного режиссера Эльдара Александровича Рязанова и к сценариста Александра Гладкова.

Пожалуй, картину «Гусарская баллада», актеры и роли представлены в этой статье, невозможно забыть. Благодаря подобным фильмам люди начинают интересоваться историей отечества и становятся хотя бы чуть-чуть, но благороднее.

Первые исполнительницы роли Шурочки Азаровой

Спектакль решено было везти в Москву, где Добржанская уже покорила и столичную публику. Шурочка Азарова оказалась одной из лучших ролей в театральной карьере актрисы. Её и так уже хорошо знали до войны по роли Катарины в «Укрощении строптивой», а тогда она стала одной из самых популярных актрис в столице.

Не смогли затмить Добржанскую и признанные примы. Также возрастная Мария Бабанова была вообще самой первой исполнительницей этой роли в радиопостановке 1941 года, которая транслировалась между фронтовыми сводками через репродукторы на улицах. Елена Юнгер (будущая легенда Александринского театра и старшая «дочь» Раневской в «Золушке») также играла Азарову в 1941 году в блокадном Ленинграде.

Мария Бабанова и Елена Юнгер в роли Шурочки Азаровой

5. Факты

  • На роль Шурочки Азаровой пробовались Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих и другие известные актрисы, но все они были отвергнуты, так как даже мундир не мог скрыть вызывающей женственности их фигур. В итоге была выбрана девушка-сорванец Голубкина, которая производила одинаково достоверное впечатление и в образе барышни, и в наряде юного корнета.
  • На роль поручика Ржевского был ранее утверждён Сергей Юрский
  • Худсовет возражал против Игоря Ильинского в роли Кутузова, считая комедийного артиста негодным для роли полководца. Чтобы отстоять его кандидатуру, Рязанов пошёл на хитрость. Сцену проезда Кутузова перед войсками, по сюжету происходившую зимой, снимали поздней весной. Буквально через пару дней весь снег растаял, и переснять сцену с другим актёром было уже невозможно.

Съёмочная группа

  • Сценарий — Александр Гладков при участии Эльдара Рязанова
  • Постановка — Эльдар Рязанов
  • Оператор — Леонид Крайненков
  • Художники: Михаил Богданов, Геннадий Мясников
  • Костюмы — Ольга Кручинина
  • Композитор — Тихон Хренников
  • Звукооператор — В. Попов
  • Режиссёр — Ю. Данилович
  • Второй оператор — В. Нахабцев
  • Монтаж — Екатерина Овсянникова
  • Грим — О. Струнцовой
  • Редактор — Е. Скиданенко
  • Комбинированные съёмки:
  • В фильме принимали участие:
    • Артисты цирка джигиты Северной Осетии под руководством Михаила Туганова
    • Группа фехтовальщиков под руководством Л. Блох
  • Оркестр Управления по производству фильмов
  • Заместитель директора картины: Сергей Каграманов
  • Директор картины — Валентин Маслов
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: