Борис пастернак ~ биография, фото, личная жизнь, лучшие стихи

Роман «Доктор Живаго»

В муках, с 1945 по 1955 гг., создавал свой известный роман Борис Пастернак («Доктор Живаго»). Это произведение во многом автобиографично. В нем рассказывается о судьбе русской интеллигенции в непростой для нашей страны период первой половины 20 века, в особенности во время Гражданской войны. Все события очень правдиво описал Борис Пастернак. Доктор Живаго, главный персонаж, — это лирический герой его поэзии. Он врач, однако после смерти Юрия остается книжка стихов, которая составила заключительную часть произведения. Вместе с поздними стихотворениями, представленными в цикле «Когда разгуляется» (годы создания — с 1956 по 1959), стихи Живаго — это венец всего творчества Бориса Пастернака. Прозрачен и прост их слог, который нисколько от этого не беднее, чем в написанных более сложным языком ранних книгах. Поэт всю свою жизнь стремился к чеканной ясности, реализованной им в последние годы. Теми же поисками, что и автор, озабочен и Юрий Живаго, его герой.

В 1956 году Борис Пастернак, биография которого нас интересует, передал этот роман нескольким журналам, а также в Гослитиздат. «Доктор Живаго» в этом же году оказался на западе и вышел спустя год на итальянском. А еще через год он появился в Голландии, уже на русском языке. Атмосфера на родине поэта вокруг него накалялась. В 1957 году, 20 августа, он писал Д. Поликарпову, партийному идеологу того времени, что если правду, которую он знает, необходимо искупить страданием, то он готов принять любое.

Отношения с советской властью

В 30-х годах советское правительство признало творчество Пастернака. Его сочинения ежегодно переиздавались, а в 1934 г. ему удалось выступить с речью на съезде Союза писателей. На тот момент времени он считался ведущим советским поэтом.

В 1935 г. Борис Леонидович отправился в Париж на Международный конгресс писателей. Во время поездки у него произошел нервный срыв. Вследствие этого он стал мучиться от бессонницы и расстройства нервной системы.

В этом же году происходит арест сына и мужа Анны Ахматовой. Пастернак не остается в стороне, и сразу же заступается за них. Он пишет письмо Сталину, в котором просит освободить родных Ахматовой.

Его старания не прошли зря, и обоих арестантов выпустили на свободу. Борис Леонидович отблагодарил вождя за быстрое освобождение, отправив ему в подарок книгу с переводами грузинских поэтов.

Позже Пастернак также заступится за Гумилева и Мандельштама (см. интересные факты о Мандельштаме). Такими действиями он настроил против себя представителей органов власти. Он начинает подвергаться жесткой травле, наряду с выдвигающимися обвинениями в «ошибочности его мировоззрения».

В это же время из-под его пера выходит 2 стихотворения, в которых поэт превозносит личностью Иосифа Сталина. Однако они уже не могли помочь ему избежать опалы со стороны «заинтересованных органов».

Переводы

Из-за того, что труды Пастернака перестали издавать, он начал испытывать материальные трудности. Это побудило его взяться за переводы зарубежной поэзии. Он серьезно относился к работе и старался делать все возможное, чтобы выполнять их максимально хорошо.

Как правило, переводческой деятельностью писатель занимался у себя на даче в Переделкино. Его труды получили большое признание у критиков.

В результате Борис Леонидович смог не только поправить свое финансовое положение, но и реализовать себя как поэта.

Отечественная Война

Отправиться на фронт Пастернак не мог из-за травмы, полученной в детстве. Поэтому он решил окончить специальные курсы, и стать военным корреспондентом.

За это время ему удалось воочию увидеть все ужасы войны и собрать множество материалов на эту тему. По возвращении домой, из-под его пера выходят стихи патриотического направления.

В послевоенный период в биографии Пастернака не наблюдается заметных перемен, поэтому ему приходится по-прежнему заниматься переводческой деятельностью, чтобы прокормить семью.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано хореем со множеством пиррихиев, что делает ритм похожим на неровное дыхание влюблённого. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака

Тема любви часто встречается в творчестве русских поэтов. Борис Пастернак не стал исключением. В 1931 году он написал своё знаменитое стихотворение «Никого не будет в доме». А широко известным оно стало после того, как на него наложили музыку.

В тот период, когда создавалось данное стихотворение, Пастернак познакомился с Зинаидой Нейгауз, которая впоследствии стала его женой.

Я думаю, что стихотворение посвящено именно ей. Его можно разделить на две части: в первой поэт описывает своё состояние, а во второй появляется лирическая героиня. Итак, в первых четырех строфах автор изливает душу, описывая картину зимнего дня. Читатель явственно представляет перед собой незанавешенное окно, через которое ничего, кроме крыш и снега, не видно. Все предметы, описанные в стихотворении, отражают эмоциональное состояние автора. И судя по всему, он чувствует одиночество, отчаяние и даже вину перед кем-то, о чем свидетельствуют строки «И опять кольнут доныне Неотпущенной виной». Быть может, эта вина перед его первой женой или сыном от первого брака.

Для того, чтобы чётче передать своё настроение, писатель использует метафоры, такие как: «иней зачертит унынье», «кольнут виной», » окно сдавит голод», «пробежит сомненья дрожь». Со слова «но» всё в один миг меняется. Приходит «она» и разом стирает из памяти писателя прежнее уныние. Для него она — утешение и отрада, символ умиротворения, и даже входит она «тишину шагами меря». Автор представляет ее «в чём-то белом», сравнивает со снежными хлопьями, вероятно, потому, что она, как ясный день, навеивает только светлые и воздушные мысли, а чувства её чистые и настоящие. Пастернак сравнивает любимую с будущностью, так как отчётливо видит с ней свою дальнейшую жизнь.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) —

Борис Леонидович Пастернак, без сомнения, один из величайших деятелей русской литературы 20-го века. Начав свой творческий путь как поэт-футурист, со временем Борис Пастернак отошел от этого жанра, не разделяя лозунгов об оторванности от творчества деятелей 19-го века, что позволило автору раскрыться в своем самобытном стиле. Его лирика полна проникновенности, образности, и примером этого может послужить стихотворение «Никого не будет в доме», написанное в 1931 году.

Стихотворение было издано в 1932 году в составе сборника «Второе рождение». Оно посвящено периоду жизни Пастернака, который можно охарактеризовать яркими и долгосрочными любовными отношениями с Зинаидой Нейгауз, ставшей его женой в год издания книги. На момент зарождения чувств возлюбленные уже состояли в собственных браках, причем муж Зинаиды – пианист Генрих Нейгауз – был близким другом Бориса Леонидовича. Разрыв с прежними семьями стал причиной тяжелых переживаний поэта, что и отразилось в данном стихотворении.

Отношения с Зинаидой Нейгауз были самыми длительными в жизни Пастернака. Даже после отдаления супругов друг от друга (после начала романа поэта с Ольгой Ивинской) Пастернак не решился разорвать отношения с женой, и она осталась с ним до его смерти в 1960-м году.

«Доктор Живаго» и травля

Книга «Доктор Живаго» — одно из самых значимых произведений поэта в прозе, во многом это автобиографичный роман, над которым Пастернак на протяжении десяти лет. Прототипом главной героини романа была его жена Зинаида Пастернак (Нейгауз). После появления в его жизни Ольги Ивинской, новой музы поэта, работа над книгой пошла намного быстрее.

Краткое содержание — Борис Пастернак «Доктор Живаго»

Краткое содержание — Доктор Живаго

Повествование романа начинается от начала века и заканчивается Великой Отечественной войной. Название книги по мере написания менялось. Сначала она называлась «Мальчики и девочки», затем «Свеча горела» и «Смерти нет».

ЕГО ОЦЕНИЛИ ОЧЕНЬ ВЫСОКО, В 1957-М, КОГДА «ДОКТОР ЖИВАГО» ВЫШЕЛ В ИТАЛИИ, ЕГО БУКВАЛЬНО ЗАСЫПАЛИ ВОСТОРЖЕННЫЕ ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЫЗВАЛО НАСТОЯЩУЮ СЕНСАЦИЮ.

За правдивый рассказ и свой собственный взгляд на события тех лет писатель был подвергнут жестокой травле, а «Доктор Живаго» не признан руководством страны. В Советском Союзе роман печатать не стали, но его по достоинству оценили за границей. Изданный в Италии в 1957 г. роман «Доктор Живаго» получил шквал восторженных отзывов читателей и стал настоящей сенсацией.

Борис Пастернак читает телеграмму о присуждении ему Нобелевской премии 1958

«В гостиной своего загородного дома в пятнадцати милях от Москвы Борис Пастернак читает телеграмму из шведской академии, присудившего ему Нобелевскую премию по литературе. Его жена (справа) и неопознанный друг семьи слушают новость. Пастернак, советский поэт и автор Доктора Живаго сказал, что он был «удивлен», но «очень рад». Роман был впервые опубликован в Италии несмотря на протесты советских властей, а советская «Литературная газета» называла награду «враждебным политическим актом, направленным против Советского государства».» «Неопознанный друг семьи» — жена Корнея Чуковского.

Корней Чуковский пришел поздравить Бориса Пастернака с присуждением Нобелевской премии.
Слева направо: Елена Чуковская, Корней Чуковский, Борис Пастернак, Зинаида Пастернак. 1958 год

В 1958 г. Пастернаку присуждают Нобелевскую премию. Роман переводится на языки разных стран и распространяется по миру, издается в Германии, Великобритании и Голландии. Советские власти неоднократно предпринимали попытки изъять рукопись и запретить книгу, но она становилась все более популярной.

Борис Пастернак на вручении Нобелевской премии

Признание писательского таланта мировым сообществом становится для него величайшей радостью и горем одновременно. Усиливается травля не только властью, но и коллегами. Обличительные митинги проводятся на заводах, в институтах, в творческих союзах и в других организациях. Составляются коллективные письма с требованием наказать провинившегося поэта.

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Дата создания: январь 1959 г.

Предлагали выслать его из страны, но поэт не представлял себя без Родины. Свои горькие переживания этого периода он выражает в стихотворении «Нобелевская премия» (1959 г.), также опубликованном за границей. Под давлением массовой кампании от награды он был вынужден отказаться, а за стих его чуть было не обвинили в измене Родине. Бориса Леонидовича исключают из Союза писателей СССР, но он остается в Литфонде, продолжает публиковаться и получать гонорары.

Композиция

Стихотворение «Любить иных …» содержит три четверостишия, которые совпадают с композиционными частями.

1-я строфа – 1-я часть.

В данной части автор указывает на тему произведения.

Поэт пишет, что любить «иных» тяжело (здесь можно различить образ первой жены поэта – Евгении Лурье, творческого человека), а его новая возлюбленная – другая (Зинаида Нейгауз – хозяйственная женщина). Поэт не понимает ещё причину своей новой увлечённости, не может разгадать эту загадку.

2-я строфа – 2-я часть. Здесь поэт пытается описать образ возлюбленной, сравнивая её с воздухом, с «шорохом снов», с «шелестом новостей и истин».

Он всё ещё не понимает причину «возгорания чувств», но находит оправдания, сопоставляя свои эмоции с испытываемыми чувствами по причине наступления весны.

3-я строфа – 3-я часть.

Это четверостишие уже не является обращением к возлюбленной.

Автор пишет, скорее всего, о желаемом, о том, что было бы замечательно как-то раз утром проснуться, осознать, что всё былое, прошлое, и не стоит о нём беспокоиться, волноваться, пишет, что не стоит засорять светлый день лишними словами, объяснениями, главное понятно и без слов.

Возможно, что данная строфа навеяна небольшим чувством вины по отношению к Евгении Лурье, с которой у них сохранились добрые отношения и после развода.

Советская власть

В начале 1930-х Пастернака и его творчество признает власть. Сборники стихов переиздаются ежегодно, в 1934 году он выступает с речью на съезде Союза писателей. Считается лучшим поэтом в стране советов. В 1935 году отправляется в Париж на Международный конгресс писателей. В поездке у него происходит нервный срыв, писатель жалуется на бессонницу и расстроенные нервы.

Борис Пастернак с Анной Ахматовой

В том же 1934-м Борис встал на защиту мужа поэтессы Анны Ахматовой и ее сына, которые были арестованы. Их освободили после того, как Пастернак письменно обратился к Сталину.

БЛАГОДАРНЫЙ ПОЭТ В 1935-М ОТПРАВИЛ ВОЖДЮ НАРОДОВ СБОРНИК ЛИРИКИ ПОЭТОВ ГРУЗИИ, КОТОРУЮ САМ ПЕРЕВЕЛ. В ПИСЬМЕ, ПРИЛОЖЕННОМ К ЭТОМУ СБОРНИКУ, БЫЛИ СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ ЗА МГНОВЕННОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ РОДСТВЕННИКОВ ПОЭТЕССЫ.

В январе 1936 г. выходит публикация двух его стихотворений, в которых он восхищается И. В. Сталиным. Несмотря на старания, власть имущие не простили Пастернаку его заступничества за родных Анны Ахматовой, а также защиту Гумилева и Мандельштама. В 1936-м его практически отстраняют от литературной жизни, обвиняют в отдаленности от жизни и ошибочном мировоззрении.

Интересные факты из жизни

В биографии Пастернака есть немало интересных событий, оценивая и анализируя их можно создать единый образ автора «Доктора Живаго» и многих других бессмертных произведений. Вот 12 фактов, которые по мнению автора этой биографии можно отнести к самым ярким и интересным:

  1. Пастернак любил Грузию и серьёзно изучал историю и культуру грузинского народа,
  2. Именем Пастернака назван в 1980 год астероид,
  3. В школьную программу нобелевский лауреат попал только в 90-е годы,
  4. Перед смертью Пастернак исповедовался, что было редким случаем для того времени,
  5. Родители Бориса Леонидовича исповедовали иудаизм, сам Пастернак стал христианином,
  6. Один раз Пастернак и Есенин подрались, не сойдясь во взглядах на поэзию,
  7. При жизни Пастернак не получил Нобелевской премии, её вручили сыну после смерти лауреата,
  8. Сталин хорошо относился к поэту, он отвечал ограниченной взаимностью, что и помогло пережить страшные 30-е годы,
  9. Ко всем трём женам Пастернак относился с нежностью и заботой,
  10. Деньги от нобелевского комитета Пастернак хотел перевести в Комитет защиты мира, но давление со стороны властей вынудило его отказаться от премии,
  11. Первый брак с Евгенией Лурье разрушила неспособность жены справляться с домашними делами,
  12. После смерти поэта его третья жена была отправлена в лагерь на 5 лет за связь с Борисом Леонидовичем.

Интересные факты:

  • У Пастернака был выдающийся, но строгий отец. Он считал, что подросший сын сам должен заботиться о хлебе насущном, поэтому практически ему не помогал. Другое дело мама: в 1911 году она дала Борису 200 рублей, чтобы сын съездил поучиться за границу. Деньги были от уроков и многолетней экономии на хозяйстве. На эти средства Пастернак год учился философии в университете Марбурга.
  • Роман «Доктор Живаго» писал в течение десяти лет. В 1958 году писатель был награждён Нобелевской премией по литературе, вслед за этим он был подвергнут травле и гонениям со стороны советского правительства. В СССР до 1989 в школьной программе по литературе о творчестве Бориса Пастернака и вообще о его существовании не было никаких упоминаний.
  • Фамилия писателя могла быть не Пастернак, а Постернак. Именно так значится в документах отца Бориса, Леонида. Кстати, по рождению он и не Леонид вовсе. У него два имени: Абрам и Исаак. Последнее было занесено в метрические книги, первое же попало в бумаги мещанской управы, а оттуда – в гимназические документы.
  • Еще в начале 20-х годов семья и родители Бориса Пастернака эмигрировали из СССР и обосновались в Берлине. С тех пор он вел с ними переписку. Для самого поэта 20-30-е годы были успешными, стихи издавались и выпускались сборники. Его даже хотели объявить «лучшим советским поэтом».

Темы и настроения

Основная тема произведения – тема любви. Пастернак глубоко переживал ситуацию, возникшую после разрыва возлюбленных со своими прежними семьями, и эта ситуация является одним из ведущих лейтмотивов стихотворения. Герой корит себя за происходящие события, находится в неуверенности касательно своего будущего – отказавшись от прошлого, он находится в подвешенном состоянии, сомневается в правильности своего поступка.

Также очевидна тема одиночества: в борьбе с собой он один на один, и никто не может помочь ему сделать выбор.

Настроение стихотворения движется от тяжелого одиночества, почти перерастающего в отчаяние, до появления чувства надежды, которое спасает героя из его внутреннего заточения.

Смерть

Травля со стороны коллег и общественности подкосила его здоровье. В апреле 1960 года у Пастернака развивается тяжелый недуг. Это была онкология с метастазами в желудке. В больнице возле его постели дежурит Зинаида.

Борис Пастернак в последние годы

В начале мая к нему приходит осознание, что болезнь неизлечима, и нужно готовиться к смерти. 30 мая 1960 года его не стало. Зинаида уйдет из жизни через 6 лет, причина смерти – та же, что и у Пастернака.

Могила и памятник Борису Пастернаку

На его похороны, несмотря на недоброжелательное отношение властей, пришло много народа. Среди них были Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Наум Коржавин и другие. Его могила находится на кладбище в Переделкино. Вся семья похоронена там же. Автором памятника на месте захоронения Пастернака является скульптор Сарра Лебедева.

Борис Пастернак: подробная биография

Борис Пастернак является одним из самых известных и важных поэтов ХХ века. писатель, переводчик. Один их самых крупных поэтов 20-го века. За свое прекрасное творчество был награжден Нобелевской премией, что не было тепло принято в Советском Союзе.

В детские годы он серьезно увлекался музыкой, даже сам сочинял ее и импровизировал игрой на фортепиано. Но потом разуверился в своем таланте музыканта, и желание стать композитором отошло на второй план, уступив место философии. Его учителем был сам немецкий неокантист Герман Коген. Однако судьба приготовила Борису Пастернаку совсем другую дорогу. В его жизнь вошли новые знакомые – писатели, символисты и футуристы, и это привело его в литературу. Благодаря новому увлечению, он стал поэтом и именно на этом поприще был награжден Нобелевской премией в 1958 году.

Имя: Борис Пастернак ( Boris Pasternak )
Дата рождения: 10 февраля 1890 г.
Знак зодиака: Водолей
Возраст: 70 лет
Дата смерти: 30 мая 1960 г.
Место рождения: Москва, Россия
Рост: 189
Деятельность: поэт, прозаик, переводчик
Теги: поэт, переводчик, прозаик
Семейное положение: был женат

Переводы и общественная деятельность Пастернака


Борис Пастернак. 1926 год. Фотография: Моисей Наппельбаум / Архив Марины Стич / russiainphoto.ru


Борис Пастернак (слева) и театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Москва, 1936 год. Фотография: Виктор Руйкович / Мультимедиа Арт Музей, Москва


Борис Пастернак. 1928 год. Фотография: Борис Игнатович / Мультимедиа Арт Музей, Москва

В 1922 году Пастернак женился на художнице Евгении Лурье, а через год у них родился сын Евгений. Чтобы содержать семью, Пастернак взялся за переводы. Он перевёл многие произведения Поля Верлена, Джона Китса, Райнера Марии Рильке и других европейский поэтов. Пастернак умел точно передать посыл, сохранить ритм и объем оригинального произведения.

Он создавал и собственные произведения: вышел сборник «Темы и вариации», появился цикл «Высокая болезнь» и роман в стихах «Спекторский». В конце 1920-х годов Пастернак дописал «Охранную грамоту» –– автобиографические заметки о юности и первой любви, путешествиях по Европе и встречах с известными современниками. С Евгенией Лурье отношения не заладились: она хотела уделять больше внимания своему творчеству. Позже их сын Евгений писал: «Обостренная впечатлительность была равно свойственна им обоим, и это мешало спокойно переносить неизбежные тяготы семейного быта». Брак распался.

В 1931 году Пастернак посетил Грузию, познакомился с местными поэтами и к переводам добавилась и грузинская поэзия. Под впечатлением от поездки он написал цикл собственных стихотворений «Волны».

Вскоре Пастернак женился второй раз –– на Зинаиде Нейгауз. На это время пришелся период официального признания поэта: сборник его стихотворений переиздавали несколько раз, Пастернак участвовал в работе Союза писателей, а в 1934 году выступил с речью на его первом съезде. Тогда же Николай Бухарин предложил назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.

В 1935 году Борис Пастернак вместе с Ильей Эренбургом и Исааком Бабелем представил Союз писателей на Международном конгрессе писателей в защиту культуры. В этом же году поэт заступился за арестованных мужа и сына Ахматовой, написал письмо Сталину. После их освобождения выслал главе государства книгу переводов «Грузинские лирики». Но к концу 30-х годов отношение коллег к Пастернаку ухудшилось: он писал о природе и чувствах, а от него ждали гражданской лирики, воспевающей советский строй.

С началом войны Союз писателей с семьями эвакуировали в Чистополь под Казанью. Зинаида Нейгауз вывезла в эвакуацию рукописи и письма Пастернака. В 1943 году Борис Пастернак с коллегами посетил подразделения советской армии, освободившей Орёл. Под впечатлением от поездки он написал стихотворения «Преследование», «Смерть сапёра», «Разведчики», очерки «Поездка в армию» и «Освобождённый город».

Идея

Основная мысль стихотворения – духовное возрождение лирического героя. Пастернак говорит о том, что в какой бы тяжелой ситуации он не оказался, всегда существует надежда на светлое будущее. Описывая свою глубокую потерянность и одиночество, он показывает, что погружение в себя может оторвать человека от жизни, посадить его под замок, и надежда – это то, что позволяет ему выйти из своей внутренней клетки.

Смысл произведения в триумфе любви над сомнениями, одиночеством и душевными метаниями человека. Приходит ОНА, и все вокруг, даже зима, приобретает нежные, легкие и приятные очертания, волшебные краски. Все, что было до этого прихода, — сон, последняя дымка которого растаяла в ночи.

Детство

Борис Леонидович родился 29 января в Москве, в многодетной еврейской семье. Оба его родителя были творческими людьми: отец являлся художником и постоянным членом Петербургской Академии художеств, а мать – известной пианисткой, начавшей свою карьеру еще в Одессе, откуда семье пришлось переехать за год до рождения Бориса. Помимо него, в семье было еще двое братьев и сестра, но поскольку Борис был самым старшим среди них, ответственность лежала целиком и полностью на нём.

По словам самого писателя, родители не уделяли ему должного внимания. Поскольку они оба были творчески одаренными людьми, их жизнь сводилась к многочисленным выставкам, концертам и постановкам, которые они старались не пропускать.

Дети же оставались дома, предоставленными самим себе, пока их родители развлекались на очередном вечере. Но были в этом и свои плюсы: в доме часто гостили музыканты, писатели, художники и поэты. Так, с раннего детства Борис Леонидович видел у себя в гостиной Рахманинова, Левитана, Иванова, Скрябина и даже самого Толстого.

К слову, именно постоянная тесная взаимосвязь жизни семьи Пастернаков с прочими представителями бомонда и стали толчком для освоения Борисом музыки, а затем и литературы. По словам библиографов, сдружившись с Рахманиновым, Пастернак так сильно проникся идеей сочинения собственных композиций, что уже через несколько дней демонстрировал прекрасную сонату для фортепиано, а спустя несколько месяцев – еще две прелюдии. Однако страсть к музыке быстро пропала, несмотря на положительные отклики родственников и друзей будущего писателя о его творчестве.

В 1990 году Бориса Леонидовича записывают в Пятую московскую гимназию, где особый уклон шёл на освоение музыкальных дисциплин. Несмотря на протесты мальчика, родители хотели видеть его в будущем известным композитором, поэтому в стремлении обучить Бориса не слушали никого, кроме себя. Так, Пастернак, для которого в будущем уготована совершенно иная судьба, начинает изучать теоретические основы музыкального дела и, кстати, достигает немалых успехов в этой сфере.

Первая поездка на Кавказ

Осенью 1930 года порог московского дома Пастернака на Волхонке впервые переступил Паоло Яшвили. Грузинский поэт и основатель группы «Голубые роги» уже много лет был связующим звеном между литературными бомондами России и Грузии. У Яшвили и его лучшего друга Тициана Табидзе гостили Белый, Эренбург и многие другие коллеги по писательскому цеху. Во время очередного визита в столицу СССР Паоло решил познакомиться с Пастернаком, у которого он не пропускал ни одной публикации.

Грузинский посетитель сразу же расположил к себе Бориса Леонидовича, прочитавшего новому другу только что написанную «Вторую балладу». Возвращаясь в Тифлис, Яшвили стал звать товарища в гости. Настойчивые приглашения повторялись на протяжении нескольких месяцев.

Первая поездка Пастернака в ЗСФСР походила скорее на бегство. Накануне женатый писатель пережил серьезную личную перетряску (у него начался роман с Зинаидой Нейгауз — супругой известного пианиста Генриха Нейгауза). В июле 1931 года, воспользовавшись благоприятными обстоятельствами, пара уехала на Кавказ.

Тифлис поразил Пастернака. Этот город с его средневековыми узкими улочками, работавшими на улице ремесленниками и повсеместным гостеприимством не имел ничего общего с Москвой. И, конечно, горы — им поэт посвятил немало своих строк, в том числе в поэме «Из летних записок». Кроме Яшвили и Табидзе столичный гость сдружился с поэтами Герогием Леонидзе, Симоном Чиковани, Николо Мицишвили, художником Ладо Гудиашвили.

Вместе с новыми товарищами Пастернак ездил в Мцхету, в окрестностях которой посетил построенный в VII веке монастырь Джвари — колыбель грузинского христианства. В августе он вместе с Нейгауз поселился в расположенных близ Тифлиса Коджорах, где пара фактически провела предсвадебный медовый месяц. Много позже, в 1956 году, Пастернак написал свой последний автобиографический очерк «Люди и положения», в котором с особенной теплотой вспоминал свое пребывание в пасторальном горном поселке.

В начале осени путешественники перебрались на черноморский курорт Кобулети. Именно здесь Пастернак приступил к работе над «Волнами» — поэмой, ознаменовавшей начало нового этапа в его творчестве и собственной биографии. В следующем 1932 году писатель включит это произведение в книгу, получившую характерное название «Второе рождение». Действительно, пребывание в Грузии, начавшееся как бегство от собственных неурядиц, закончилось неповторимым душевным подъемом.


Борис Пастернак с Зинаидой Нейгауз и ее сыном Стасом, 1931. (pinterest.com)

В середине октября Пастернак и Зинаида Николаевна вернулись в Москву. Вскоре они сыграли свадьбу. Затем жизнь вернулась к привычному московскому ритму с его литературными вечерами и новыми публикациями. Пастернак, однако, о Кавказе не забывал. В столице он всячески «пропагандировал» грузинскую поэзию и даже занялся ее переводами. Энтузиазм писателя не могло остановить даже собственное незнание языка (он так и не расстался с подстрочником). Мандельштам ругал его новую страсть, колко отметив, что в полном собрании сочинений Пастернака будет 12 томов переводов и 1 том собственных сочинений.

В 1933 году в Советский Союз вернулся Максим Горький. «Буревестник революции» принялся за организацию всевозможных коллективных писательских поездок по стране. Самый известный подобный вояж — путешествие творческой интеллигенции по Беломорканалу. Пастернак в том мероприятии не участвовал. Он мечтал вернуться на Кавказ и, чтобы попасть в направлявшуюся в Грузию писательскую делегацию, спешно перевел несколько произведений своих друзей Яшвили и Табидзе.

Старания оказались ненапрасными. В ноябре 1933 года поэт в «культурном» вагоне вместе с другими московскими литераторами вновь отправился в Грузию. По дороге Пастернак заболел. Отлынивая по состоянию здоровья от официозных мероприятий (например, посещений заседаний культпропа), Пастернак забаррикадировался в гостинице, где вместе со своими грузинскими друзьями лечился винными возлияниями. В Москву Пастернак вернулся к концу года заметно исхудавшим, но счастливым.

Вехи творческого пути

Первые строки автор написал ещё в 1909 году, но это был стартовый пробный опыт, в котором ещё не чувствовался единый стиль и цель. В 1913 году в Москве Борис начинает вращаться в литературных кругах и становится членом поэтической группы «Лирика». Раз ты поэт, то надо писать и в 1914 году свет увидел первый сборник стихов Пастернака под названием «Близнец в тучах». Позже эти первые стихи поэт серьёзно переработал. Также переработке подвергся и второй сборник «Поверх барьеров», который вышел в 1917 году.

В 1914 году пересекаются пути Пастернака и Маяковского, которого Борис позже назвал своей трагедией. Разные стили не стали помехой для взаимного уважения, ведь у Бориса и Владимира были схожие взгляды на жизнь. Именно Маяковский подтолкнул Пастернака к поиску своего стиля. Харизма Владимира стала стимулом для Бориса Леонидовича, он стал серьёзно относиться к творчеству и дорожить каждой строкой стихотворения.

Годом позже Цветаева, знавшая обоих поэтов, напишет, что:

Маяковский пытался быть везде, покрыть собой весь простор, Пастернак же хотел весь мир поместить внутри себя, оценить его и исправить.

Переосмысление пути не прошло даром и в 1922 году выходит сборник «Сестра моя – жизнь», который уже не подвергается переделке и признаётся поэтом началом отсчёта своей поэтической карьеры. В сборник вошли свежие стихи и стихотворения написанные на фоне революции 1917 года. По тому времени это был революционный сборник, где уже чётко просматривался стиль поэта и его стремление вложить смысл не только в каждую строчку, но и между строк. В 20-е года поэт принял решение перейти от чистой лирики к эпосу, сам он прокомментировал это решение в 1927 году так:

После этого Пастернак вместе с Маяковским и Каменским входят в ЛЕФ (Левый фронт искусств), главная цель которого была нести литературу в массы, выполняя так называемый социальный заказ. Однако экстаз духовного развития масс быстро иссяк и в этом же году Пастернак покидает ЛЕВ, из-за «ложных и неоправданных ожиданий».

Параллельно с написанием стихов Пастернак занимается переводами и вскоре становится известен, как один из лучших переводчиков Москвы.

В 30-е годы творчество переживает новый виток развития, который длится до 40-х годов. После автор будет делить своё творчество до 40-х и после, так как именно в 40-х годах происходит творческий перелом. Заметим, что в 30-е годы поэт заступился перед Сталиным за некоторых своих коллег по литературному цеху. В частности, Борис вступился за сына и мужа Ахматовой, к сожалению, Гумилёву это не помогло.

В 50-е годы Пастернак больше уделяет внимание глубине строк и подводит во многих своих работах итог жизненного и творческого пути. Отметим, что Пастернак не попал под звёздную болезнь и даже не собирался покинуть страну, что делает ему честь, так как нобелевского лауреата ждали во многих странах Запада и предлагали полный достаток и публикацию всех работ

Отметим, что Пастернак не попал под звёздную болезнь и даже не собирался покинуть страну, что делает ему честь, так как нобелевского лауреата ждали во многих странах Запада и предлагали полный достаток и публикацию всех работ.

Личная жизнь поэта

Борис Пастернак, биография которого не может быть полной без рассказа о его семье, был женат дважды. Как творческая личность, живущая эмоциями, он был увлекающимся человеком. Не настолько, чтобы опускаться до банальных измен, но и остаться верным одной любимой женщине он не смог.

Первой женой поэта стала очаровательная Евгения Лурье, молодая художница. Они познакомились в 1921 году, и эту встречу поэт считал для себя символической. В это время Пастернак закончил работу над повестью «Детство Люверс», героиню которой звали Евгения, и словно увидел в девушке ее образ.

Евгения стала настоящей музей поэта. Утонченная, нежная, деликатная и одновременно целеустремленная и самостоятельная, она вызывала у него необыкновенный душевный подъем. В первые годы брака Борис Пастернак был, наверное, впервые счастлив. Сначала сильная влюбленность сглаживала все трудности, но постепенно тяжелая жизнь нищих 20-х годов стала все сильнее вмешиваться в семейное счастье. Евгения не была идеальной женой, она тоже хотела реализовать себя как художник, и многие семейные заботы Пастернаку пришлось взять на себя.

В 1926 году между ним и Мариной Цветаевой начинается долгая переписка, которая буквально сводит с ума ревнивую жену поэта. Она не выдерживает и уезжает к родителям Пастернака в Германию. В конце концов она решает отказаться от желания реализовать себя как художник и посвящает свою жизнь заботам о муже. Но поэт к этому времени уже знакомится со своей второй будущей женой — Зинаидой Нейгауз. Ему уже сорок, ей – 32 года, она замужем и растит двоих мальчиков.

Нейгауз оказывается полной противоположностью Евгении Лурье. Она полностью посвятила себя семье, была очень хозяйственной. В ней не было той утонченности, что была присуща первой жене поэта. Но Пастернак с первого взгляда влюбился в эту женщину. То, что она замужем и имеет детей, его не останавливало. Теперь свою жизнь он видел только с ней.

В 1932 году он развелся с Евгенией и женился на Зинаиде. Расставшись с первой женой, он все годы, до своей смерти, помогал ей и сыну и поддерживал отношения.

Со второй женой Пастернак был тоже счастлив. Заботливая, хозяйственная, она старалась обеспечить ему комфорт и покой и тоже была для поэта музой. Во втором браке родился сын Леонид.

Семейное счастье продлилось, как и в первом браке, чуть больше 10 лет. Пастернак все чаще стал задерживаться на даче в Переделкино и все больше отдалялся от жены. Однажды в редакции журнала «Новый мир» он встретил работавшую там редактором Ольгу Ивинскую. Она стала последней музой поэта.

Несколько раз они пытались расстаться, поскольку оставлять жену Пастернак не хотел, она много значила для него, и поэт не мог себе позволить так жестоко поступить с ней.

В 1949 году Ивинскую арестовали и отправили в лагеря на 5 лет за связь с Борисом Пастернаком. И он все эти годы опекал ее пожилую мать и детей, обеспечивая деньгами. Даром это тяжелое время не прошло – в 1952 году поэт попадает в больницу с инфарктом.

После возвращения Ольга стала неофициальным секретарем Пастернака – она ведет все его дела, общается от его имени с редакциями, занимается перепечаткой его произведений. До конца жизни поэта они уже не расставались.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: