Итоги каннского кинофестиваля: победители и made in russia

В программе Российского павильона 2017:

  • Презентация Кинокомиссии Москвы
  • Презентация нового информационного ресурса Фонда кино
  • Шоу-кейс компаний «Вега Фильм» и «Арк Пикчерс»
  • Шоу-кейс новых проектов компании «Централ Партнершип»
  • Шоу-кейс кинокомпаний «МАРС МЕДИА» и «АМЕДИА Продакшн»
  • Шоу-кейс компании «Maison 1618»
  • Пресс-конференция фильма «Теснота», режиссёр Кантемир Балагов
  • Презентация книги «Каннские хроники. 2006 — 2016», авторы: Даниил Дондурей, Лев Карахан и Андрей Плахов
  • Презентация ежегодного альманаха российских короткометражных фильмов Global Russians, продюсируемого РОСКИНО

Екатерина Мцитуридзе, глава РОСКИНО:В этом году Тьерри Фремо, генеральный директор Каннского кинофестиваля, пресс-конференцию по программе начал с огромного комплимента для всей российской киноиндустрии – один из влиятельнейших кураторов в мире заявил, что в российском кино грядет новая волна. Первый фильм, который он огласил в конкурсе, это «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Для нас такое отношение – это радость, но ни в коем случае не повод расслабляться. Факт, что в этом году в сильнейшей каннской программе три российских фильма, говорит о результатах стараний, в первую очередь создателей фильмов, а также системной работы по международному продвижению нашего кино. РОСКИНО в этом году в Канне в десятый раз уже организует Российский павильон, и, если проследить тот путь, который мы прошли за эти годы, прогресс очевиден. Начиная со скромного места на углу бульвара Круазетт, Российский павильон, теперь расположенный в самой престижной зоне кинорынка, принимает более 2 тысяч посетителей в день, а в программе этого года запланировано десять мероприятий с участием 75 спикеров из России и других стран».
Екатерина Мцитуридзе о российских фильмах на каннском кинорынке и перспективах отечественных блокбастеров
«Нелюбовь»Александр Роднянский, продюсер фильма «Нелюбовь»:Включение нашего фильма в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, да еще и юбилейного – для нас огромная честь. Ежегодно каннские отборщики смотрят около 2000 фильмов, включая картины крупнейших мировых режиссёров, каковым, бесспорно, является и Андрей Звягинцев. Но никому из этих главных кинематографических имен не гарантировано место в основном конкурсе, состоящем из менее чем 20 фильмов. Потому так волнительно и почетно участие в программе наиболее престижного международного кинофестиваля».
«Нелюбовь». Трейлер
«Движение вверх»«Движение вверх». Тизер-трейлер
«28 панфиловцев». Трейлер

История

Идея проведения международного кинофорума во Франции возникла в связи с ростом популярности фестиваля в Венеции. Формат итальянского фестиваля в начале и середине 1930-х был весьма спорным. Франция и другие ведущие европейские кинодержавы оказывались слабо представлены, сравнительно со страной-организатором. Фестиваль 1938 года, в котором один из главных призов завоевала «Олимпия» Лени Рифеншталь, закончился скандалом. В знак протеста возможному вмешательству в ход фестиваля администрации Гитлера, американская и британская делегации покинули форум. В результате французская сторона пришла к решению о проведении собственного фестиваля с независимым жюри и широким представительством всех стран.

Впервые фестиваль должен был пройти в сентябре 1939. Инициатором проведения форума стал министр образования Франции Жан Зэй. Почетным Председателем жюри был назначен Луи Люмьер. В программу были включены американский фильм «Волшебник страны Оз» и советский фильм «Ленин в 1918 году». Однако открытие фестиваля было сорвано начавшейся в Европе Второй мировой войной. Впервые проводился в 1946 году с 20 сентября по 5 октября в курортном городе Канн на французском Лазурном Берегу. Самым первым в фестивальной программе был продемонстрирован советский документальный фильм «Берлин» режиссёра Юлия Райзмана.

Современный масштаб и престиж Каннский фестиваль приобрел после 1951 года, когда председателем жюри в течение нескольких лет был Жан Кокто. С 1952 года проходит ежегодно в мае. Место проведения — Дворец фестивалей и конгрессов (в 1968 г. из-за студенческих волнений фестиваль был прерван, и вручения призов не производилось).

Благодаря большому вниманию средств массовой информации, этот фестиваль посещают звёзды мирового кино. Также он популярен и среди кинопродюсеров, подготавливающих здесь новые проекты и продающих уже готовые.

Российские фильмы

Фильм «Большая семья» (1955 года) режиссёра Иосифа Хейфица — самый «титулованный» за всю историю Международного Каннского Кинофестиваля — завоевал 16 призов (в номинации «Лучший актёрский ансамбль» — 16 человек). Фильм «Великий перелом» режиссёра Фридриха Эрмлера завоевал главный приз — «Гран-при» фестиваля 1946 года. Единственным полнометражным советским (российским) фильмом, который выиграл главный приз фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — остаётся картина «Летят журавли» режиссёра Михаила Калатозова, удостоенная этой награды в 1958 году.

Даже просто показ в основной конкурсной программе фестиваля считается успехом для картины и режиссёра. В новейшей истории России в неё попадали:

1992 — «Самостоятельная жизнь» Виталия Каневского (Приз жюри) и «Луна-парк» Павла Лунгина

1993 — «Дюба-дюба» Александра Хвана

1994 — «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (Гран-при, Приз экуменического жюри) и «Курочка Ряба» Андрея Кончаловского

1998 — «Хрусталёв, машину!» Алексея Германа-старшего

1999 — «Молох» Александра Сокурова (Приз за лучший сценарий — Юрий Арабов)

2000 — «Свадьба» Павла Лунгина (Приз за лучший актёрский ансамбль)

2001 — «Телец» Александра Сокурова

2002 — «Русский ковчег» Александра Сокурова

2003 — «Отец и сын» Александра Сокурова (Приз ФИПРЕССИ)

2007 — «Изгнание» Андрея Звягинцева (Приз лучшему актёру — Константин Лавроненко) и «Александра» Александра Сокурова

2010 — «Утомленные солнцем-2: Предстояние» Никиты Михалкова

2012 — «В тумане» Сергея Лозницы (Приз ФИПРЕССИ)

В новейшей истории России в программу «Особый взгляд» попадали:

  • в 1992 «Счастливые дни» Алексея Балабанова и «Чекист» Александра Рогожкина
  • в 1995 «Время путешествия» Андрея Тарковского и Тонино Гуэрра, «Лев с седой бородой» Андрея Хржановского и «Музыка для декабря» Ивана Дыховичного
  • в 1997 «Брат» Алексея Балабанова
  • в 2001 «Ты да я, да мы с тобой» Александра Велединского
  • в 2006 «977» Николая Хомерики
  • в 2008 «Тюльпан» Сергея Дворцевого.
  • в 2009 «Сказка про темноту» Николая Хомерики и «Царь» Павла Лунгина
  • в 2011 «Охотник» Бакура Бакурадзе и «Елена» Андрея Звягинцева

Каннский кинофестиваль на Викискладе

Каннский кинофестиваль

1946 | 1947 | 1949 | 1951 | 1952 | 1953 | 1954 | 1955 | 1956 | 1957 | 1958 | 1959 | 1960 | 1961 | 1962 | 1963 | 1964 | 1965 | 1966 | 1967 | 1968 | 1969 | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 | 1976 | 1977 | 1978 | 1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012

Золотая пальмовая ветвь

Гран-при | Приз за лучшую мужскую роль | Приз за лучшую женскую роль | Приз за лучшую режиссуру | Приз за лучший сценарий | Приз жюри | Золотая пальмовая ветвь за короткометражный фильм | Приз жюри за короткометражный фильм | Золотая камера | Особый взгляд | Почётный приз за вклад в мировой кинематограф | Синефондасьон

Кинофестивали мира, аккредитованные FIAPF

Конкурсные фестивалиигровых фильмов

Берлин • Канны • Шанхай • Москва • Карловы Вары • Локарно • Монреаль • Венеция • Сан-Себастьян • Варшава • Токио • Мар-дель-Плата • Индия (Гоа) • Каир

Конкурсные фестивалиспециализированныхигровых фильмов

Висбаден • Стамбул • Брюссель • Сетубал • Валенсия • Валенсия (Cinema Jove) • Сараево • Франкфурт-на-Майне • Алматы • Намюр • Богота • Сиджес • Пусан • Варшава • Гент • Сан-Паулу • Киев • Лос-Анджелес • Стокгольм • Салоники • Хихон • Таллин • Турин • Керал • Сидней • Курмайор

Неконкурсные фестивалиигровых фильмов

Хёугесунн • Торонто • Вена • Калькутта

Фестивали документальныхи короткометражных фильмов

Тампере • Оберхаузен • Краков • Санкт-Петербург • Бильбао

Ссылки

Каннский кинофестиваль на Викискладе

Кинофестивали мира, аккредитованные FIAPF

Конкурсные фестивалиигровых фильмов

Берлин • Москва • Канны • Шанхай • Карловы Вары • Локарно • Монреаль • Венеция • Сан-Себастьян • Варшава • Токио • Мар-дель-Плата • Таллин • Каир • Индия (Гоа)

Конкурсные фестивалиспециализированныхигровых фильмов

Санто-Доминго • Картахена • София • Стамбул • Клуж-Напока • Киев • Сидней • Валенсия • Кицбюэль • Лиссабон • Алматы • Намюр • Пусан • Сиджес • Анталья • Мумбаи • Минск • Стокгольм • Скопье • Калькутта • Хихон • Турин • Милан • Керала

Неконкурсные фестивалиигровых фильмов

Торонто • Вена

Фестивали документальныхи короткометражных фильмов

Тампере • Оберхаузен • Краков • Санкт-Петербург • Бильбао

Идея о создании независимого Каннского кинофестиваля появилась после победы на Венецианском фестивале в 1938 фильма «Олимпия» Лени Рифеншталь и ленты «Пилот Лучано Серра», которую снял сын Муссолини Витторио.

Впервые фестиваль должен был пройти в сентябре 1939. Инициатором проведения форума стал министр образования Франции Жан Зэй. Почетным Председателем жюри был назначен Луи Люмьер. В программу были включены американский фильм «Волшебник страны Оз» и советский фильм «Ленин в 1918 году». Однако открытие фестиваля было сорвано начавшейся в Европе Второй мировой войной.

Впервые проводился в 1946 году с 20 сентября по 5 октября в курортном городе Канны на французском Лазурном Берегу. С 1952 года проходит ежегодно в мае. Место проведения — Дворец фестивалей и конгрессов.

Благодаря большому вниманию средств массовой информации, этот фестиваль посещают многие звезды кино. Также он популярен и среди кинопродюсеров, подготавливающих здесь новые проекты и продающих уже готовые.

Золотая пальмовая ветвь

Самым почётным призом является присуждаемая за лучший фильм «Золотая пальмовая ветвь» (Palme d’Or (фр.)).

Иногда (последний раз в 1997) «Золотая пальмовая ветвь» присуждается сразу нескольким фильмам.

Кроме того, существуют ещё и другие награды:

  • Гран-при,
  • награды лучшим актёру, актрисе, режиссёру и сценаристу,
  • Приз жюри,
  • «Золотая пальмовая ветвь» за короткометражный фильм,
  • «Золотая камера» за лучший дебют.

Советские и российские фильмы

Единственным полнометражным советским (российским) фильмом, который выиграл главный приз фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — остаётся картина «Летят журавли» режиссёра Михаила Калатозова, удостоенная этой награды в 1958 году.

Фильм «Великий перелом» режиссёра Фридриха Эрмлера получил главный приз — «Гран-при» 1-го Каннского фестиваля (в числе одиннадцати фильмов, награждённых этим призом в 1946 году).

Фильм «Большая семья» (1955 года) режиссёра Иосифа Хейфица — самый «титулованный» за всю историю Международного Каннского Кинофестиваля — завоевал 16 призов (в номинации «Лучший актёрский ансамбль» — 16 человек).

Фильм «Сорок первый» режиссера Григория Чухрая, в 1957 году получил специальный приз «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».

Гран-при получали советские фильмы «Солярис» Андрея Тарковского (1972), «Сибириада» Андрея Кончаловского (1979), «Покаяние» Тенгиза Абуладзе (1987) и «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (1994).

Призом лучшему режиссёру награждались: Сергей Васильев («Герои Шипки») в 1955 году, Сергей Юткевич («Отелло») в 1956 году и («Ленин в Польше») в 1966 году, Юлия Солнцева («Повесть пламенных лет») в 1961 году, Андрей Тарковский («Ностальгия») в 1983 году и Павел Лунгин («Такси-блюз») в 1990 году.

Приза «Золотая камера» за лучший режиссёрский дебют удостаивались фильмы «Робинзонада, или мой английский дедушка» Наны Джорджадзе в 1987 году и «Замри — умри — воскресни!» Виталия Каневского в 1990 году.

Даже просто показ в основной конкурсной программе фестиваля считается успехом для картины и режиссёра. В новейшей истории России в неё попадали:

  • 1992 — «Самостоятельная жизнь» Виталия Каневского (Приз жюри) и «Луна-парк» Павла Лунгина
  • 1993 — «Дюба-дюба» Александра Хвана
  • 1994 — «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (Гран-при, Приз экуменического жюри) и «Курочка Ряба» Андрея Кончаловского
  • 1998 — «Хрусталёв, машину!» Алексея Германа-старшего
  • 1999 — «Молох» Александра Сокурова (Приз за лучший сценарий — Юрий Арабов)
  • 2000 — «Свадьба» Павла Лунгина (Приз за лучший актёрский ансамбль)
  • 2001 — «Телец» Александра Сокурова
  • 2002 — «Русский ковчег» Александра Сокурова
  • 2003 — «Отец и сын» Александра Сокурова (Приз ФИПРЕССИ)
  • 2007 — «Изгнание» Андрея Звягинцева (Приз лучшему актёру — Константин Лавроненко) и «Александра» Александра Сокурова
  • 2010 — «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» Никиты Михалкова
  • 2012 — «В тумане» Сергея Лозницы (Приз ФИПРЕССИ)
  • 2014 — «Левиафан» Андрея Звягинцева (Приз за лучший сценарий)
  • 2017 — «Нелюбовь» Андрея Звягинцева (Приз жюри)
  • 2018 — «Лето» Кирилла Серебренникова (Приз за лучший саундтрек)

В новейшей истории России в программу «Особый взгляд» попадали:

  • в 1992 «Счастливые дни» Алексея Балабанова и «Чекист» Александра Рогожкина
  • в 1995 «Время путешествия» Андрея Тарковского и Тонино Гуэрра, «Лев с седой бородой» Андрея Хржановского и «Музыка для декабря» Ивана Дыховичного
  • в 1997 «Брат» Алексея Балабанова
  • в 2001 «Ты да я, да мы с тобой» Александра Велединского
  • в 2006 «977» Николая Хомерики
  • в 2008 «Тюльпан» Сергея Дворцевого (Главный приз «Особого взгляда»)
  • в 2009 «Сказка про темноту» Николая Хомерики и «Царь» Павла Лунгина
  • в 2011 «Охотник» Бакура Бакурадзе и «Елена» Андрея Звягинцева (Специальная премия «Особого взгляда»)
  • в 2016 «Ученик» Кирилла Серебренникова (Приз Франсуа Шале)
  • в 2017 «Теснота» Кантемира Балагова (Приз ФИПРЕССИ)

В программу «Cinéfondation», существующую с 1998 года, попадали:

  • в 1999 «Левша» Юрия Кузина
  • в 2001 «Портрет» Сергея Лучишина (1-й приз)
  • в 2002 «Вальс» Эдгара Бартенева
  • в 2005 «Вдвоём» Николая Хомерики (2-й приз)
  • в 2008 «Гата» Дианы Мкртчян
  • в 2012 «Дорога на» Таисии Игуменцевой (1-й приз)
  • в 2015 «Возвращение Еркина» Марии Гуськовой (3-й приз)

MADE IN RUSSIA

В этом году на кинорынке Marche du Film впервые работал объединенный стенд Made in Russia (оператором которого выступил Фонд Кино), собравший десять ведущих российских кино- и анимационных компаний. По предварительным договоренностям российские проекты будут представлены более чем в 100 странах мира.

Одним из наиболее преуспевших участников рынка стала компания «Централ Партнершип». Екатерина Пшеницына, директор департамента международных продаж:

Компания Art Pictures также представила на кинорынке несколько проектов – как уже вышедшие в России ПРИТЯЖЕНИЕ и ЛЁД, так и ряд новых фильмов в производстве. Regal Theatres выпустит ПРИТЯЖЕНИЕ в ограниченный прокат в Великобритании. На фильм также проданы интернет и ТВ права в США, Великобританию и Австралию – реализацией прав займется дистрибьютор Capelight. Анна Струневская, руководитель международных продаж компании:

К фильм ИДЕАЛЬНЫЕ «Марс Медиа» проявили интерес сразу нескольких зарубежных компаний. Hanmac (Южная Корея), Pumpkin (Китай) и Neo Art (Испания) хотят купить права на съемку ремейков ленты. По итогам рынка Т-34 обзавелся дистрибьюторами на территории Южной Кореи (Korea Screen) и Испании (Mediaset). Студия KINIODANZ сделала акцент на проекты на финальной стадии производства – ЭБИГЕЙЛ и ПРОЕКТ GEMINI, которые вызвали наибольший интерес у азиатских закупщиков.

Картина ФОТО НА ПАМЯТЬ ГК Planeta Inform была продана в Японию, Латинскую Америку, ряд стран Юго-Восточной Азии, в последние дни рынка финализируются сделки на Тайвань, Корею, Францию. Проект также заинтересовал покупателей из Чехии, Германии, Италии, Индии, Бразилии, Испании. Военно-исторический фильм ТАНКИ закупили на Францию, Китай, Японию и Корею. По комедии Я ХУДЕЮ на кинорынке была подписана сделка с Китаем. Главным проектом Корпорации «Русская Фильм Группа» на кинорынке стал фильм СВИДЕТЕЛИ Константина Фама. Американская компания Cinema Libre приобрела все виды прав на проект на весь мир, кроме России, стран СНГ, стран Балтии и Азии.

Анимационная студия «Wizart» успешно представила мультфильм СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: ЗАЗЕРКАЛЬЕ. Компании Universal Pictures Video France и KLB SAS выпустят четвертую часть успешной франшизы в широкий кинотеатральный прокат во Франции, в княжествах Андорра и Монако, на франкоговорящих территориях Бельгии, Швейцарии, Люксембурга и Африки. ГК «Рики» представила на кинорынке новые проекты в разработке: ДЕТСКИЙ МИР и МОЙ ДОМОВОЙ, по которым планирует закрыть несколько сделок сразу после кинорынка. Диана Юринова, зам генпродюсера ГК «Рики» по международному развитию:

Компания «Лицензионные бренды» начала продажи по своим новым проектам – ПИНОККИО и ВОЛШЕБНАЯ АРКА, а также продолжила работу по мультфильмам БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ и ДВА ХВОСТА. Продюсер компании Роман Борисевич:

Киностудия «Союзмультфильм» представила проект ГОФМАНИАДА, прокатом которого заинтересовались ряд зарубежных компаний. Уже известно, что дистрибьютором анимационного фильма в США выступит компания Tricoast, а прокатом картины в Европе займётся L.A.Studio. Председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева:

В ТЕМУ:

«Атлантика»

Реж. Мати Диоп

Франция, Сенегал, Бельгия

Что фильм получил:Гран-при (это вроде2-гоместа).

За какие заслуги:ФранцуженкаМати Диоп — первая афроамериканка в конкурсе Канн, первая жительница Сенегала, более того, «Атлантика» — ее дебют. Ее попытку передать эстетику картинДэвида Линча,Николаса Виндинга Рефнаи других уважаемых постановщиков с помощью африканских актеров в чуть фантасмагорически выглядящем отчаянно бедном и почему-то недостроенном Сенегале можно бы даже принять за что-то оригинальное.

Справедливо?Как посмотреть. Конечно, похвально награждать такими весомыми призами дебютантов, это даст им возможность легче найти деньги на следующий фильм. Но Мати Диоп слишком вторична по отношению ко многим другим режиссерам, чтобы давать ей такой крупный аванс.

Где посмотреть:Фильм купил Netflix, однако в российскую библиотеку стримера «Атлантика» не попадет

2010-е и наше время

Чем ближе к нашим дням, тем меньше масштабных изменений происходит в структуре Каннского фестиваля – он наконец обрел постоянство и стал таким, каким его уже знаем мы. Ежегодно в мае во французском курортном городе Канны во Дворце фестивалей и конгрессов на набережной Круазетт «Золотой пальмовой ветвью» награждаются выдающиеся произведения кинематографа.

2014 год отличился победой сценария Андрея Звягинцева к фильму «Левиафан». В 2017-м прошла юбилейная – 70-я – церемония, в честь которой края листьев «Золотой пальмовой ветви» были инкрустированы бриллиантовой «росой». 

После ухода Жиля Жакоба с поста президента Каннского фестиваля (то есть с 2014 года) должность перешла Пьеру Лескюру. Руководство занимается формированием состава жюри. В 2021-м председателем жюри стал американский режиссер Спайк Ли.

Каннский фестиваль 1977 года, состав жюри слева направо: Жиль Жакоб, Карлос Фуэнтес, Роберто Росселлини, Бенуа Грульт, Марта Келлер, Жак Деми, Полин Кейл, Юрий Озеров, Нсуган Агблеманьон

Getty Images

Структура выглядит так: есть основная конкурсная программа и внеконкурсные программы. В первом варианте можно получить «Золотую пальмовую ветвь», Гран-при, приз жюри, приз за лучшую женскую роль, за лучшую мужскую роль, за лучшую режиссуру, за лучший сценарий и специальный приз жюри. 

Ко внеконкурсным секциям относятся «Особый взгляд» за оригинальность (победитель получает поддержку во французском прокате) и «Синефондасьон» – тут поддерживают начинающих режиссеров (в основном в коротком метре). Кроме того, отдельную «Золотую пальмовую ветвь» получает лучший короткометражный фильм, а «Золотую камеру» – лучший полнометражный дебют. Также сохранилась программа «Каннская классика». «Неделя критики», «Двухнедельник режиссеров» и ACID – параллельные программы. «Двухнедельник», кстати, часто проходит в бывшем Дворце Круазетт, который сейчас входит в комплекс отелей Marriott.

1930–1940-е

1938 год. Мир постепенно захватывает нацистская власть – Венецианский кинофестиваль не становится исключением. Победу одерживают пропагандистские фильмы, в том числе работа сына Муссолини. Тогда во Франции по инициативе Жана Зея – министра по делам образования и искусства – возникает идея создать альтернативу попавшему под нацистское влияние мероприятию. 

За дело берется Луи Люмьер – один из братьев, создавших в 1895 году синематограф и организовавших первый коммерческий киносеанс. Он должен был стать председателем нового кинофестиваля. Дебютировать планировали в 1939 году, но показать успели только снятую по роману Виктора Гюго ленту «Горбун из Нотр-Дама» Уильяма Дитерле. Началась Вторая мировая война. 

Первое торжественное открытие состоялось только в сентябре 1946-го в Каннах. Оно началось с показа советского документального фильма «Берлин» режиссера Юлия Райзмана. Правила проведения фестиваля были совсем не те, к которым мы привыкли сейчас. Так что приз разделили между собой сразу 11 конкурсантов. Во второй раз их было уже шестеро – и начали формироваться номинации, которые год за годом расширялись и менялись. Сначала мероприятие проходило в каннском казино. Только в 1949-м для его проведения открыли Дворец фестивалей – он же Дворец Круазетт. 

1990–2000-е

Церемония 1990-го запомнилась блистательным успехом российского кино. Лучшим режиссером стал Павел Лунгин, драма Глеба Панфилова «Мать» взяла приз за выдающиеся художественные достижения, а «Золотую камеру» за лучший дебютный полнометражный фильм получила лента Виталия Каневского «Замри – умри – воскресни!».

В 1993-м появляется параллельная программа ACID – ее учреждает Ассоциация независимых кинематографистов. В ней участвуют в основном те фильмы, у которых еще нет прокатчиков. Отдельного приза тут нет.

В 1994 году победителем становится «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, а ведь многие надеялись, что «Золотую пальмовую ветвь» заберет лента «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. В 2002-м мероприятие получило привычное нам название – «Каннский фестиваль» (вместо «Международный Каннский кинофестиваль»). Через год заработала «Международная деревня»: страны-конкурсанты открывают свои павильоны, где продвигают родной кинематограф. Правда, павильон России появился только в 2008-м. В 2004 году впервые проходит программа «Каннская классика», посвященная ретроспективам картин разных стран, отреставрированным лентам и документальным фильмам о кино. 

«Бакурау»

Реж. Жулиано Дорнель, Клебер Мендонса-младший

Франция, Бразилия

Что фильм получил:Приз жюри (вторая бронза).

За какие заслуги:Двухчасовая сага о загадочном южноамериканском селении, где все живут дружно, пока не менее таинственная группа наемников (начальника отряда играет культовый немецкий актерУдо Кир) приезжает с намерением их всех убить Время вдруг перестает двигаться линейно, и все заканчивается еще более странно, чем начиналось.

Справедливо?Опять же, удивительно, что жюри запомнилась именно эта картина, больше подходящая не для основного конкурса, а для какого-нибудь трансгрессивного полуночного показа (хотя именно этой контркультурностью она и примечательна). «Бакурау» — фильм, пару раз удивляющий, но уж точно не планирующий влиять на будущее кино. Есть еще смешная теория о том, что члены жюри просто запомнили только первые несколько фильмов конкурса («Атлантик», «Отверженные» и «Бакурау»были показаны во второй и третий дни фестиваля соответственно) и дальше на показах спали.

Где посмотреть:До российского проката фильм вряд ли доберется, но можно понадеяться на фестивали.

«Должно быть, это рай»

Реж. Элиа Сулейман

Франция, Катар, Германия, Канада, Турция, Палестина

Что фильм получил:Специальное упоминание (это такой дурацкий приз, который вроде и не приз, а диплом, и выдают его, когда ничего серьезного присуждать фильму не хотят, но не выразить уважение жюри не может).

За какие заслуги:Режиссер Элиа Сулейман играет главную роль и сам себя, палестинец выезжает из родной страны и путешествует по Парижу и Нью-Йорку, пытаясь достать денег на новый фильм (этот), сталкиваясь во многочисленных несюжетных молчаливых скетчах с абсурдностью окружающего мира. Фильм напоминает лучшие работыРоя Андерссона(«Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии») и даже, чем черт не шутит,Вуди Аллена.

Справедливо?Вполне, это в меру остроумный, тихий и аккуратный, при этом же актуальный в контексте палестино-израильских отношений фильм. Совершенно зрительский и даже в какой-то степени оригинальный по форме.

Где посмотреть:Пока в Россию его никто не купил. Надеемся, что привезет какой-нибудь этнический фестиваль.

ПОБЕДИТЕЛИ ФЕСТИВАЛЯ

“Золотую пальмовую ветвь” в этом году получил японский режиссер Хирокадзу Корээда за фильм МАГАЗИННЫЕ ВОРИШКИ о бедной семье, вынужденной для пропитания красть еду в супермаркетах. Они подбирают беспризорницу, которая постепенно становится членом семьи. На пресс-конференции после награждения режиссер сказал:

Ливанский режиссер Надин Лабаки получила приз жюри за фильм КАПЕРНАУМ. Главные герои социальной драмы – ливанские дети, подвергающиеся насилию со стороны родителей в современном Бейруте. По словам Лабаки:

Актриса Самал Еслямова, сыгравшая главную героиню в российском фильме АЙКА, получила приз за лучшую женскую роль. Лента повествует о жизни в Москве молодой нелегальной мигрантки из Киргизии. На пресс-конференции актриса сказала, что при работе над картиной не задумывалась о возможных наградах:

Другой российский фильм в конкурсе этого года – ЛЕТО Кирилла Серебренникова – не получил признания от жюри. В качестве утешительного приза можно рассматривать награду Cannes Soundtrack за музыку к фильму. Картина Серебренникова ЛЕТО рассказывает о молодости Виктора Цоя и становлении рок-культуры в Ленинграде 1980-х годов. Фильм ЛЕТО был показан на Каннском фестивале в этом году первым, открыв основную конкурсную программу, и был крайне положительно встречен критикой.

В рейтинге российских кинокритиков ЛЕТО занял первое место с оценкой 4.8/5.  На втором месте после “Лета” расположился корейский триллер ПЫЛАЮЩИЙ постановщика Ли Чан Дона, его оценка — 4.3/5. На третьем месте — сразу два фильма с одинаковым рейтингом, это польский фильм ХОЛОДНАЯ ВОЙНА Павла Павликовского и работа итальянки Аличе Рорвахер СЧАСТЛИВЫЙ ЛАЗАРЬ, у них — 4.2/5.

Лучшим актером был признан Марчелло Фонте, который исполнил главную роль в криминальной драме Маттео Гарроне ДОГМАН. Герой фильма – владелец собачьей парикмахерской в провинциальном итальянском городке, торгующий наркотиками.

Аличе Рорвахер получила премию за лучший сценарий за работу над фильмом СЧАСТЛИВЫЙ ЛАЗАРЬ. Главный герой картины – наивный мальчик из небольшой итальянской деревушки. Награду за лучший сценарий Рорвахер разделила с иранским режиссером Джафаром Панахи, который представил на фестивале картину  ТРИ ЛИЦА. В центре сюжета ленты – история о том, как известной иранской актрисе поступает письмо с просьбой о помощи, и та обращается к самому Панахи, с которым они вместе отправляются на поиски автора послания.

Гран-при фестиваля в этом году достался американскому режисеру Спайку Ли. Его фильм ЧЕРНЫЙ КЛАНОВЕЦ – это история об афроамериканском сотруднике полиции, который под прикрытием успешно внедрился в ряды Ку-клукс-клана. Лучшим режиссером признан польский кинематографист Павел Павликовский, представивший фильм ХОЛОДНАЯ ВОЙНА. В центре сюжета история любви музыканта и певицы на фоне обострения холодной войны между Западом и странами соцлагеря.

“Золотую камеру” – премию за лучший дебютный фильм – получил бельгийский режиссер Лукас Донт за фильм о балерине-трансгендере ДЕВОЧКА. Картина, участвовавшая в программе “Особый взгляд”, ранее была удостоена в этой категории приза за лучшую мужскую роль, а также получила премию Международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI.

Украинский режиссер Сергей Лозница получил за фильм ДОНБАСС приз за лучшую режиссуру в программе “Особый взгляд”.  Картина Лозницы открывала показ фильмов программы, фильм посвящен событиям вокруг военного конфликта на востоке Украины. Сам режиссер не смог присутствовать на объявлении лауреатов премии. От его имени в Канне было зачитано обращение, в котором кинематографист подчеркнул, что выступает против войны, тирании и отстаивает свободу творчества и личности.

Специальный приз фестиваля вручили одному из основателей “новой волны”, легендарному режиссеру  Жан-Люку Годару. В этом году  87-летний мэтр представил экспериментальную картину ОБРАЗ И РЕЧЬ, которая представляет собой нарезку из ранних работ режиссера и других классических лент мирового кинематографа с закадровым текстом, который зачитал сам Годар.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: