Новые публикации
Тихая ядерная революция: в России вывели на полную мощность «вечный» атомный реактор 26.10.2022
В конце сентября мало кем замеченной прошла новость: российским учёным удалось вывести четвёртый энергоблок Белоярской АЭС в Свердловской области на 100 %-й уровень мощности с полной загрузкой инновационным МОКС-топливом. Это позволило практически полностью замкнуть ядерный цикл.
«Под фраком он носит панцирь». Василию Верещагину – 180 лет 26.10.2022
Василий Верещагин, наверное, самый путешествующий из русских художников. Получив всеобщую известность как художник-баталист, он проводил промежутки между войнами в путешествиях по свету. Помнят ли его в тех странах, где в своё время галереи боролись за право выставить его полотна? Оказывается, что да.
КСТАТИ
«Пугало» – первый якутский фильм, попавший в конкурсную программу «Кинотавра». Помимо Гран-при, фильм получил приз от Гильдии киноведов и кинокритиков России. «Это победа всех ребят в Якутии, которые снимают фильмы. Думаю, что это успех всего якутского кино и дальнейший шаг в развитии», – отметил Дмитрий Давыдов.
Драма «Пугало» стала первым якутским фильмом, представленным на «Кинотавре». Фото: ЯСИА/ ЯСИА
С октября по апрель картина будет представлена на десятке кинофестивалей, в том числе класса «А». Первым станет международный кинофестиваль «Меридианы Тихого», который пройдет во Владивостоке 10-15 октября.
Шо по сюжету?
Альманах состоит из семи совершенно разных по степени абсурдности, драматизма и комичности историй. Каждая новелла — это проблемы, волнующие республику и её обыкновенных жителей
Пусть масштаб не глобальный и ограничивается, порой, лишь соседскими отношениями, важность их не стоит недооценивать. На первый взгляд в «Ыт» воплощены необычные и странные сюжеты, но ситуации вполне реальны для маленьких глубинок России
Мальчишка одалживает отцовское ружьё другу без разрешения. Муж с женой во время чаепития вступают в политический спор в день выборов нового главы села. Сосед, занимающийся боксом, решает перенести туалет близко к чужому огороду. Глава посёлка вынужден в одиночку идти успокаивать пьяного дебошира, наставляющего ружьё на всю семью. Смешные и одновременно грустные истории, погружающие в быт небольшой деревни. Неизвестно, происходят ли события в пределах одного населённого пункта, но в каждой новелле перед героями встаёт нелёгкий выбор…
Те, кого не зовут по имени
Мистическая драма «Пугало» – о жизни знахарки, способной избавлять людей от всех болезней ценой своего собственного счастья и жизненной энергии. От деревенской юродивой все шарахаются, злословят за спиной и могут даже хлеб в магазине не продать. Но когда сталкиваются с болезнью, бегут за помощью. И она никому не отказывает.
Съемки картины длились две недели. Фото: АиФ/ Дмитрий Давыдов
«Это был новый для меня путь, новый опыт, новые люди вокруг. Съемки картины заняли две недели, как и было запланировано. Работы у меня много: служба в театре, преподавание, семья – дольше сниматься я бы не смогла. Мы, народ саха, уважаем своих предков. Перед началом работы над фильмом попросила у них помощи, по обычаю покормила огонь, землю, а после особенно тяжелых съемок делали обряд очищения. Никаких трудностей, сложностей во время работы не встречали. Очень хорошая атмосфера была, уважительная, спокойная. Так привык работать наш режиссер – без него ничего бы не вышло. Этот фильм нам как ребенок. Он родился молниеносно, и вырос не капризным, талантливым, честным. Попросила духов хорошей судьбы для него, чтобы он полетел далеко-далеко. Попросила духов хорошей судьбы для него, чтобы он полетел далеко-далеко», — говорит Чыскыырай.
Шаманы и знахари в истории и культуре Якутии огромную роль. Они одиноки, их уважают, почитают, не называют по именам. У «Пугала» в картине Давыдова тоже нет имени.
В отличие от самой Валентины, ее персонаж в фильме одинок и не понят людьми. Фото: АиФ/ Кадр со съемок
«Сама я ни к шаманам, ни к знахарям не обращалась. Не хотела бы кому-то такой судьбы – жертвовать собой ради других. К счастью, у меня большой сценический опыт – могу спокойно образ одеть и снять, сразу после съёмок оставляю всё позади. Но свой персонаж я полюбила. Каждый человек одинок по-своему, и творческие люди не исключение. Считаю, всё человеку дается не просто так, даже болезни, проблемы и трудности. Они и переносятся легче, если не сетовать на судьбу. Надо уважать и своих противников, и победителей – тогда и к тебе придет награда. Когда всё гладко в жизни, это тоже опасно. Мне повезло, что я поняла это в зрелом возрасте и хочу донести это другим – вот моя ответственность, моя миссия. Помню, когда был штиль в творчестве, мечтала о красной дорожке – и всё сбылось. Правда, думала, какую-то музыкальную премию буду получать, а вышло иначе», — усмехается актриса.
От любителя — к профессионалу
Режиссер «Пугала» Дмитрий Давыдов до недавнего времени работал преподавателем школы Амгинского района, где родился и вырос. Вместе со школьниками он снимал любительские короткометражные ролики, пока в 2014 году его жизнь сильно не изменилась. Тогда вместе с непрофессиональными актерами, местными жителями его поселка, он снял дебютную работу «Костер на ветру», которую в дальнейшем показали на крупнейшем в Азии Пусанском международном кинофестивале.
Режиссер рассказал, что такой всплеск интереса к национальному якутскому кино повлиял на его решение снять полнометражный фильм.
По словам Давыдова, ему помогло то, что якутское кино объединяло любителей, а не профессионалов.
«Пугало» — не только режиссерская, но и сценарная работа Давыдова. Он поделился тем, как работает над историей персонажей.
Режиссер отметил, что образ знахарки-отшельницы полностью выдуманный. Он взял его из личных наблюдений, из других фильмов и литературы.
Дмитрий Давыдов подчеркнул, что несмотря на национальный колорит «Пугала», эта кинолента представляет собой общечеловеческую историю, понятную любому зрителю. Возможно, в этом и заключается секрет успеха фильма.
Режиссер возлагает большие ожидания на российской прокат киноленты.
Любительская деятельность переросла в профессиональную: Дмитрий принял решение уйти из школы и посвятить все свободное время работе в кино.
Давыдов сейчас активно работает над новыми проектами. Он поделился подробностями об одном из них.
Кусачие от жизни собачей
Если перевести «Ыт» с якутского языка, то слово может означать «собака» или «выстрелить». Конечно, и собаку, и выстрел зрители на экране увидят, но название альманаха вряд ли настолько прямолинейно (хотя на постере и баннере красуется изображение прямоходящей собаки с ружьём в лапах). Картина Бурнашёва и Давыдова рассказывает о людях, причём самых простых деревенских людях.
Жизнь богатством и роскошью не блещет, кругом пьянство, драки, бытовые проблемы, трудности с оформлением документов на сено или участок, ужасные сельские дороги и ворующие чиновники. Повседневность среди сельского хозяйства не такая радужная, как многие привыкли думать. В подобных условиях люди живут не только в Якутии, но и в других регионах за пределами больших городов. Какие вопросы феминизма и гендерного равноправия могут подниматься в местах, где покупка иномарки — событие, обсуждаемое целой деревней, как из ряда вон выходящее. Новость, словно сарафанное радио, распространяется по посёлку, и каждый житель недоумевает откуда человек взял деньги, если «всю жизнь на «Жигулях» ездил и ещё алименты платит»?
Баннер фильма «Ыт» (2021)
Естественно, в подобных условиях авторы ставят героев перед нелёгким выбором. Точнее ставят даже не столько сценаристы, сколько сама жизнь, ведь если посудить, то «Ыт» с документальной точностью передаёт современную деревенскую реальность. И перед лицом сложившихся обстоятельств персонажи каждой новеллы вступают во внутреннюю борьбу: превратиться в животных (думается мне собак, как напрямую называют группу людей в одной из историй) или сохранить человеческое лицо.
Авторы с задором смотрят на ситуации и в самых драматичных случаях находят повод для улыбки. Подобный взгляд на русскую хтонь лично мне напоминает стендапы Сергея Орлова, смеющегося даже над самыми странными и мрачными сторонами жизни в глубинке. Тем более, что комик сам родом из якутской глубинки, о жизни которой многократно рассказывал в собственных выступлениях. И если сравнить ситуации, рассказанные Орловым с новеллами «Ыт», то можно легко найти схожесть, затрагиваемых проблем.
Истоки национального якутского кино
Зарождение якутского кинематографа началось в 1990-е годы, когда была создана национальная компания «Сахафильм». По словам художественного руководителя кинокомпании Алексея Романова, она стала локомотивом для развития кино Якутии.
Алексей Романов полагает, что причина расцвета национального кинематографа в республике связана с тем, что якутские режиссеры никого не копируют, а создают уникальное направление в киноискусстве.
В то же время деятель кино отметил, что в якутских фильмах присутствуют и общечеловеческие мотивы, которые затрагивают чувства зрителей и из других стран.
С момента своего зарождения якутское кино заметно эволюционировало. Романов отмечает, что национальное кино республики прошло путь от фильмов любительского уровня 2000-х годов до серьезных профессиональных работ.
Жанры якутского кино также меняются со временем. По словам Романова, большинство любительских фильмов 2000-х годов были комедиями, развлекательным кино. Однако в настоящий момент все больше режиссеров и продюсеров обращаются к авторскому кино.
Художественный руководитель «Сахафильм» также назвал якутских режиссеров, которые кажутся ему наиболее перспективными. Это Любовь Борисова, чей фильм «Надо мною солнце не садится» получил приз зрительских симпатий Московского международного кинофестиваля (ММКФ). А также Петр Хики, заканчивающий работу над якутским «вестерном» «Холодное золото» и Константин Тимофеев, работающий над детским кино.
«Изгой» по-якутски
В 2017 году на якутском телевидении вышел сериал «Незабытая любовь». Для Валентины Романовой это был дебют на «голубом экране» – она сыграла роль Дуни, подруги главной героини.
«Сериал очень понравился всем: и детям, и взрослым, и сельчанам, и городским, все полюбили Дуню. Сценарист Сардана Сивцева и режиссер Марина Платонова дали мне полную свободу действий, я много своего привнесла в этот персонаж. На экране надо как есть играть, быть естественной, середину держать – зритель сразу видит, если будет чересчур. В театре можно добавить эмоций, даже переборщить, похулиганить, а в кино «третий глаз» надо убирать. А вот где по-настоящему можно развернуться, так это на концертах», — улыбается Валентина.
В фильмах Дмитрия Давыдова («Пугало» – его третий «полный метр») все актеры – непрофессионалы. Режиссер считает, что с ними проще работать, они естественней смотрятся в кадре. Для Чыскыырай сделали исключение.
В «Пугале» Валентина Романова сыграла роль деревенской юродивой, которая спасает жизни. Фото: «Пугало»/ Кадр из фильма
«Будучи в Москве, Давыдов сказал нашему общему другу, что ищет актрису на главную роль, описал типаж. Тот выслушал, пару вопросов задал и посоветовал взять меня. Дмитрий Леонидович изначально не хотел с медийными личностями работать, но посмотрел на YouTube мои выступления и сразу сказал: «Это она». Мы созвонились, он отправил мне примерное видео и сценарий. Прочитала и подумала: моё, эту роль я смогу сыграть. Утвердили без всяких проб. Персонаж «Пугала» мне близок: она одинока, но свободна, не зависит от системы. В творческом плане я такая же: люблю экспериментировать, творить, импровизировать. Мне повезло: режиссер не ставил рамок, а дал поле для деятельности, где можно было быть собой. Если бы мне говорили: делай так и этак, я бы не смогла», — рассказывает актриса.
Чтобы тебя уважали, уважай других
— Сейчас много говорится о падении уровня культуры в обществе. Что в этом плане отличает Якутию, или мы в общем тренде?
Новость по теме
Фильм «Пугало» Дмитрия Давыдова получил главный приз «Кинотавра»
— Сейчас время интернета, другая, чуждая нам культура перетягивает одеяло на себя – и это очень опасно. Якутский язык относится к уязвимым, может исчезнуть – это же страшно. Но у нас есть преимущество. Якуты знают свои корни, сохраняют культуру, придерживаются своих традиций – они у нас живые, настоящие. И именно мы, творческие люди, не должны дать молодежи американизироваться. Надо работать, делиться с новым поколением надо тем, что умеешь. Я преподаю фольклор и вокал в Национальной гимназии Якутска – ставлю ребятам дыхание и развиваю голос по собственной методике.
На создание картины съемочная группа получила грант фонда «Синет Сахавуд». Фото: ЯСИА/ ЯСИА
Мой учитель Юрий Егорович Платонов был основоположником музыкально-эстрадного искусства республики. Благодаря ему сформировалась и развивалась якутская эстрада. При этом он никогда не кичился своими заслугами, не был гордым, одиозным, наоборот, всегда открыт к общению. Был мастером своего дела и воспитал многих известных артистов Якутии: Саина, Мирослав Егоров, Варя Аманатова, Сахая, Тамара Попова и многие другие. Мы, его ученики, гордимся тем, что учились у Платонова, и хотим, чтобы Театру эстрады присвоили его имя. Я считаю так – если хочешь, чтобы тебя уважали, нужно уважать других. У нас в Якутии творческие люди именно так и работают.
— Как изменилась ваша жизнь после «Пугала»?
— Да особо никак, приехала домой – и сразу в огород. На первом месте всегда семья. Мне повезло – на работу спешу счастливая, потом домой бегу счастливая. Наверное, это значит, что я на правильном пути. Мне нравится жизнь, которую я выбрала. Если немножко нахулиганила – простите, я живой человек.
Взлети и твори
В Якутии Валентину Романову знают как эстрадную и этно-певицу. В своем творчестве смешивает джаз, этнику, якутский фольклор и рок, ее отличают почти психоделическая манера исполнения и диапазон в три октавы. Выступает под сценическим именем Чыскыырай.
Статья по теме
Итоги «Кинотавра 2020». Якутский колорит, любовь и мечта
«Творческий псевдоним – это очень ответственно. Его не выбирают сразу – когда долго, упорно работаешь, он приходит сам. Думали над ним вместе с моей наставницей, поэтессой Еленой Слепцовой-Куорсуннаах. Чыскыырай можно перевести на русский как «взлети и твори» и «издающая визг»: кыырай – взлети, чыскыыр – визг, ай – твори. В одном слове удалось объединить всё: мой характер, творчество, голос», — рассказывает Валентина.
На выступлениях она чаще импровизирует под живую музыку, чем выдает заготовленную программу. Представляла якутскую культуру по всему миру: Англия, Италия, Германия, Венгрия, Польша, Эстония, Тунис.
Живые выступления Чыскыырай оценили зрители по всему миру. Фото: АиФ/ Из личного архива
«Мне без разницы, где выступать: даже если один человек придет – это уже победа, — говорит Чыскыырай. — Зрители везде одинаковые, их надо любить, уважать, выкладываться на 150% – и всё получится. Ведь именно признание людей делает тебя звездой. Если ты не формат, можешь остаться в одиночестве. Творческий человек всегда развивается, на одном месте не стоит. Я учусь, беру уроки актерского мастерства и сценической речи у мастеров. Это же очень интересно – ставить перед собой новые планки».
Команда на этом собаку съела
Как упоминалось выше, «Ыт» продюсеры сняли всего за 750 тысяч рублей («скинулись напополам», как они сами говорят) и две недели. В фильме нет блеска в каждом кадре. Уж не знаю, по задумке авторов или по причине скромного бюджета, фильм выглядит крайне реалистично. Нет эффектов и цветовой коррекции. Создаётся впечатление, что при монтаже Степан Бурнашёв (да, монтировал тоже он) просто взял исходники и склеил их в первозданном виде. Суть в том, что подобный ход далеко не в минус фильму, картинка выглядит весьма аутентично. Создаётся непосредственный эффект причастности к происходящему. Зритель будто подглядывает за деревенской жизнью: то прячется за окном, то выступает в роли прохожего, издали наблюдающего за ситуацией.
Кадр из фильма «Ыт» (2021)
Операторское мастерство Николая Петрова прослеживается на протяжении всего хронометража картины. Чего только стоит сцена с направляющимися на разборку с соседом пьяных друзей, снятая одним кадром. Зрителю сразу становится понятно, насколько маленькая деревня. Или пролёты камеры из комнаты в комнату в новелле с семейным политическим спором, а в определённый момент стороны мужа и жены даже разделяют по цвету, подчёркивая разногласия их выбора.
Картину переполняют статичные картинки с панорамами якутской природы и деталями деревенской жизни: наполовину вкопанные в землю покрышки, старенькая кухонная утварь, поношенный пакет из магазина GJ, висящий на гвозде и прочее. Камера то прячется за углом или в траве и подглядывает за актёрами, то находится так близко к лицам, что становится зрителям некомфортно. Да, может быть, постановка драк не выглядит столь убедительной и моментами в съёмке заметна нехватка средств, но и без раздутого бюджета невооружённым глазом видно настоящее кино от талантливых авторов.
Единственный минус «Ыт» на мой взгляд — диалоги героев. Им не хватало живости и, как бы странно это не звучало, ругательств, потому что все мы знаем, как разговаривают между собой обыкновенные мужики в деревнях, особенно на эмоциях
Хотя не исключаю, что минус отпадёт с просмотром фильма в оригинале, а не в российском дубляже, съевшем чувства и интонации якутской речи, но тут уж либо я на Premier не нашёл оригинальной дорожки, либо её там вовсе нет (если так, то стоило бы добавить, потому что тот же «Разжимая кулаки» важно было посмотреть в оригинале на осетинском вперемешку с русскими словами)
Кадр из фильма «Ыт» (2021)
В остальном все возможности бюджета были реализованы командой создателей по максимуму: начиная от актёров-любителей, заканчивая режиссёрами, продюсерами и сценаристами по совместительству Степаном Бурнашёвым и Дмитрием Давыдовым справились с обязанностями невероятно здорово и подарили республике и стране очередной фестивальный хит. Не зря же «Ыт» получил специальный приз жюри с формулировкой «За чистый кинематографический взгляд на простую повседневную жизнь».
Государственная поддержка якутского кино
Алексей Романов хорошо знаком и с Дмитрием Давыдовым. По словам худрука киностудии, режиссер поднимает очень острые социальные проблемы, которые действительно имеются в жизни республики. В этом плане он отличается от других режиссеров своим творчеством.
В заключение якутские кинематографисты порассуждали о том, как нужно развивать национальную киноиндустрию. Алексей Романов сообщил, что правительство Якутии оказывает достаточно серьезную поддержку киноиндустрии. Так, в 2020 году прошел питчинг на 20 млн, а в 2021 году он будет уже на 80 млн рублей.
В свою очередь, Дмитрий Давыдов отметил, что несмотря на государственную поддержку, якутское кино в-основном снимается частными компаниями. По его словам, необходимо увеличивать бюджеты, чтобы делать более качественные вещи.
Тем не менее, режиссер с оптимизмом смотрит в будущее.
Драма Дмитрия Давыдова «Пугало», выходящая в российский прокат 25 февраля, рассказывает о знахарке, которая исцеляет людей ценой своей жизненной энергии. Главную роль в кинокартине исполнила Валентина Романова-Чыскыырай, получившая приз «Кинотавра» как лучшая актриса.
Гран-при «Кинотавра» достался якутскому «Пугалу»
Редакция портала «Русский мир»19.09.2020
Обладателем Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» стала якутская лента «Пугало», передаёт РИА «Новости». Награду вручили режиссёру Дмитрию Давыдову. Торжественная церемония награждения прошла накануне, 18 сентября.
Исполнительница главной роли Валентина Романова-Чыскыырай признана лучшей актрисой кинофестиваля. Фильм рассказывает историю отшельницы-знахарки. Односельчане её побаиваются и стараются избегать, но всё равно обращаются к ней. «Пугало» также стало лауреатом премии гильдии киноведов и кинокритиков.
Лучшим исполнителем мужской роли стал актёр Владимир Онохов. Его наградили за работу в картине «Китобой». Лучшим режиссёром назвали создателя «Китобоя» Филиппа Юрьева. Совсем недавно фильм стал победителем параллельной программы Венецианского фестиваля.
Премию за лучший сценарий вручили Ивану Твердовскому — режиссёру и сценаристу картины «Конференция» о теракте в Театральном центре на Дубровке.
Как сообщал «Русский мир», режиссёр-мультипликатор, сценарист, педагог Андрей Хржановский удостоился почётного приза за вклад в кинематограф. Награда стала первой на «Кинотавре», который в тридцать первый раз состоялся в Сочи. Из-за пандемии коронавируса фестиваль был перенесён на осень.
Организаторы фестиваля также отметили заслуги Андрея Хржановского в «преодолении границ между разными видами искусства кино». После награждения гости «Кинотавра» получили возможность увидеть яркий пример подобного преодоления границ — мультфильм Хржановского по мотивам повести Николая Гоголя «Нос».
Фестиваль завершился 18 сентября показом фильма Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», который отметили специальным призом жюри Венецианского кинофестиваля.
Шо в итоге?
Якутский киноальманах, съездивший на европейский , определённо стоит зрительского внимания. Дуэт Бурнашёв-Давыдов оголяют проблемы, касающиеся не только одной отдельной деревни или республики, а всей нашей большой страны за пределами мегаполисов и, возможно, даже всего земного шара. Пусть некоторые истории кажутся абсурдными и нереальными, но жизнь непредсказуема, а проблемы глубинок — это в том числе и наши с вами проблемы.
Не обязательно отъезжать на несколько километров от вашего населённого пункта, чтобы пьянство, драки, воровство и прочие человеческие пороки стали заметны, достаточно лишь присмотреться внимательнее
Именно поэтому важно обращать внимание на окружающую действительность, и именно поэтому так важен выбор каждого в борьбе с животным началом и человеческой натурой
Количество просмотров:
537