Пленники антарктики. настоящая история спасения ледокола «михаил сомов»

Актёры фильма «Ледокол»

Кадр из фильма «Ледокол (2016)
| Filmpro.ru

Роль капитана Петрова досталась популярному актёру Петру Фёдорову, которого многие помнят как отважного капитана Громова из «Сталинграда». Как рассказывает сам актёр, он согласился, не раздумывая

Более того — чтобы вжиться в важную роль, Фёдоров лично навестил Валентина Филипповича Родченко, который около 20 лет назад вышел на пенсию и теперь живёт в Санкт-Петербурге.

Для большего драматизма Хомерики добавил ещё одну сюжетную линию, которой не было в реальной жизни: в фильме экипаж получает телеграмму из Москвы, в которой сказано, что Петров отстранён от управления судном, а его место займёт капитан Севченко. Капитана Севченко сыграл Сергей Пускепалис. Морская тематика оказалась ему понятной и привычной: в своё время он проходил срочную службу на флоте, а потому знал даже специфические морские термины.

Других членов экипажа сыграли Виталий Хаев, Александр Яценко и Александр Паль, а жён главных героев — Ольга Смирнова и Анна Михалкова.

Съёмки фильма «Ледокол»
| tvkinoradio.ru

  • Несмотря на то, что почти у всех актёров были свои дублёры, многим пришлось выполнять трюки самостоятельно. Например, Александр Паль (пилот Кукушкин) сам тушил пожар, неожиданно разгоревшийся в кабине вертолёта его персонажа.
  • Сцену, в которой матрос Цимбалистый вытаскивает упавших в воду членов экипажа, снимали в Кольском заливе, где даже летом вода не прогревается выше 5°С — актёры провели в ледяной воде несколько часов перед тем, как материал был готов.
  • Часть сцен снимали на атомном ледоколе-музее «Ленин» в Мурманске. Чтобы превратить его в ледокол «Михаил Громов» и воссоздать условия антарктического дрейфа, была создана особая парафиновая система, имитирующая эффект обледенения — от изморози до тяжелейших наледей.

История ледокола «Михаил Громов» обещает быть по-настоящему мощным, достойным российским фильмом, ведь работа, проведённая самим Хомерики и всей съёмочной группой, просто колоссальна.

В 1985 году, на самой заре перестройки, Советский Союз пережил эпопею, схожую с легендарным спасением в 1930-х годах челюскинцев. Как и тогда, льдами было затерто экспедиционное судно, спасение людей стало делом всей страны. С информации о попавшем в ледяной плен судне начинались выпуски программы «Время» — главной информационной передачи страны.

30 лет спустя история спасения судна «Михаил Сомов» станет поводом для создания остросюжетного фильма, «основанного на реальных событиях». Однако художественный фильм остается художественным фильмом. Настоящая история «Михаила Сомова» не менее, а возможно, в чем-то и более героическая, чем ее экранное отражение.

В октябре 1973 года по заказу Госкомитета по гидрометеорологии и гидрологии СССР на Херсонском судостроительном заводе был заложен дизель-электроход типа «Амгуэма» проекта 550.

Новый корабль, предназначенный для ледового плавания при толщине сплошного льда до 70 см, стал 15-м и последним в семействе данного проекта.

Судно, Государственный флаг СССР на котором был поднят 8 июля 1975 года, получило название в честь Михаила Михайловича Сомова
, знаменитого полярника, руководителя полярной станции «Северный полюс-2» и главы первой Советской Антарктической экспедиции.

Новые приключения

Так случилось, что «Михаилу Сомову» было суждено в третий раз попасть в ледовый дрейф. Случилось это не в самый подходящий момент — в 1991 году. Летом экипаж отправился на спасение станции «Молодежная». Там он эвакуировал полярников на борт судна. Но по дороге домой снова оказался пленником льдов. В середине августа летчики отправились на спасение команды.

Весь экипаж пришлось вернуть снова на станцию «Молодежная». И лишь через пару дней самолет Ил-76МД смог освободить 190 полярников. Судно продолжало находиться в западне аж до 28 декабря. Ему на помощь так никто и не пришел, было это связано со сложной ситуацией в стране. И если «Михаил Сомов» смог спастись самостоятельно, то Советский Союз навсегда остался «под холодным политическим льдом».

Ледовый капкан в море Росса

История, сделавшая «Михаил Сомов» известным на весь мир, произошла в 1985 году. Во время очередного рейса в Антарктиду кораблю предстояло обеспечить снабжение и смену зимовщиков станции «Русская», расположенной в тихоокеанском секторе Антарктиды, у моря Росса.

Этот район славится крайне тяжелым ледовым массивом. Рейс «Сомова» задержался, и к «Русской» корабль приблизился очень поздно, когда уже начиналась антарктическая зима.

Все иностранные суда стараются к этому времени покинуть регион. «Сомов» спешил завершить смену зимовщиков и разгрузку топлива и продуктов.

15 марта 1985 года произошло резкое усиление ветра, и вскоре корабль был блокирован тяжелыми льдинами. Толщина льда в этом районе достигала 3-4 метров. Расстояние от судна до ледовой кромки — около 800 километров. Таким образом, «Михаил Сомов» прочно застрял в море Росса.

С помощью спутников и ледовой авиаразведки проанализировали ситуацию. Выходило, что при сложившихся условиях самостоятельно «Сомов» выйдет из ледового дрейфа не ранее, чем в конце 1985 года.

За это время дизель —электроход мог быть раздавлен льдами, как «Челюскин». На этот крайний случай прорабатывался план создания ледового лагеря, где членам экипажа предстояло ждать спасения.

В относительной близости от «Сомова» дежурил еще один советский корабль «Павел Корчагин». Но «близость» считалась по меркам Антарктики — на деле между судами пролегали сотни километров.

«Владивосток» идет на помощь

Позже появится утверждение — «Сомова» оставили на произвол судьбы, спасением людей занялись поздно. Это, мягко говоря, не соответствует действительности. В апреле, когда стало ясно, что ситуация в ближайшее время не разрешится, с «Михаила Сомова» на «Павла Корчагина» вертолетами эвакуировали 77 человек. На корабле остались 53 человека во главе с капитаном Валентином Родченко.

В мае появилась надежда — в массиве льдов вокруг «Сомова» появились трещины. Казалось, вот-вот удастся вырваться, но вместо этого ветра стали сносить ледяное поле и корабль к югу.

5 июня 1985 года Совет Министров СССР принимает решение об организации спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток».

На подготовку, погрузку оборудования, вертолетов, топлива потратили всего пять дней. 10 июня «Владивосток» вышел на помощь.

Экипажу во главе с капитаном Геннадием Анохиным предстояла сложнейшая задача. И дело было не только в тяжести льдов вокруг «Сомова».

«Владивосток», как и все ледоколы подобного типа, имел яйцеобразную форму подводной части (для выталкивания его при сжатиях). При этом судну предстояло пройти через «ревущие» сороковые и «неистовые» пятидесятые широты, где ледокол, в силу неустойчивости конструкции, мог и сам угодить в большую беду.

Тем не менее, «Владивосток» дошел до Новой Зеландии, принял на борт груз топлива, и двинулся к берегам Антарктиды.

Три дрейфа

Рисунок 1. В ледяной ловушке

Плавание в водах Антарктики опасное занятие, так как велика вероятность попадания в ледяной дрейф. Современные ледоколы оснащены всем необходимым, но, как показывает статистика, никто из них от этого не застрахован. В частности, «Михаил Сомов» за свою историю в «ледовый плен» попадал трижды.

Первый дрейф

Спустя 2 года после ввода в эксплуатацию экипаж судна получил задание осуществить смену сотрудников и доставить продовольствие для антарктической станции «Ленинградская». 1 февраля судно вошло в зону 8-10-балльных льдов, в результате резкой смены климатической обстановки корабль попал в дрейф.

Застряв в ледяных торосах Балленского массива, экипаж выполнил свою задачу: осуществил замену персонала и доставил снабжение с использованием вертолётов. Сложная и опасная обстановка вокруг ледокола изменилась лишь через 2 месяца — 29 марта «Сомов» сумел развернуться в образовавшейся полынье и пробился в свободные воды.

Продолжительность первого дрейфа составила 53 дня, за которые судно сместилось с исходной точки остановки на 250 миль.

Третий

Рисунок 2. Валентин Филиппович Родченко делится впечатлением после просмотра х/ф «Ледокол»

В 1991 г. корабль снова оказывается в опасности — направляясь на станцию «Молодёжная», попадает в ледяной затор. В то время, когда в Москве происходил августовский Путч, экипаж судна и полярники собственными силами эвакуировались обратно на исследовательскую станцию. Выбрался из «ледяной пробки» ледокол лишь 28 декабря 1991 г.

133 дня в ледовом плену

История, которая легла в основу сюжета о ледоколе «Михаил Громов», случилась в 1985 году. Судно выполняло очередной рейс в Антарктиду к станции «Русская». Она располагалась вблизи моря Росса.

Этот район всегда славился тяжелым ледовым массивом. Рейс ледокола задержался, поэтому к станции он приблизился к началу антарктической зимы. Судну необходимо было завершить смену зимовщиков, разгрузить топливо и продукты. Из-за усиления ветра корабль заблокировали тяжелые льдины. Он застрял в море Росса.

Для анализа ситуации были задействованы спутники и ледовая авиаразведка. В относительной близости от ледокола был только «Павел Корчагин», но он не мог подойти. Было принято решение эвакуировать экипаж вертолетом. Семьдесят семь человек были доставлены на «Павла Корчагина». Остаться приняли решение пятьдесят три члена экипажа. Возглавлял их капитан Валентин Родченко.

В мае корабль чуть было не выбрался из плена, но усиленные ветра начали сносить льды вместе с кораблем на юг. В июне было принято решение спасать ледокол с помощью «Владивостока». Капитаном спасательной экспедиции был назначен Геннадий Анохин.

Помощь

Уже в начале лета 1985 года правительство решает отправить в спасательную экспедицию ледокол «Владивосток». В считаные дни судно вышло на помощь к коллегам. Всего за 5 дней на корабль погрузили запасы топлива, оборудование и вертолеты.

Но перед капитаном «Владивостока» стояла крайне сложная задача. Геннадию Анохину нужно было руководить судном так, чтобы его самого не пришлось спасать. Иначе на этом закончилась бы история ледокола «Михаил Сомов».

Проблема состояла в том, что у судна типа «Владивосток» подводная часть была яйцеобразной формы. Это делалось для того, чтобы в случае опасностей корабль самостоятельно выталкивался из ловушек. Но перед Геннадием Анохиным стояла задача не просто добраться до «Михаила Сомова», но и преодолеть знаменитые широты: сороковую и пятидесятую, которые славились своим неистовством и опасностью.

«Владивосток» успешно добрался до Новой Зеландии, там получил еще запас топлива и отправился в Антарктиду.

Легендарный поход

Покорению Арктики одноименным судном предшествовала подготовка. С 1975 года до 1977 ледокол перемещался по Северному морскому пути. Он проводил караваны во льдах, и это позволило экипажу накопить опыт, понять на практике, как вести себя в нестандартных ситуациях. Непосредственная подготовка проходила в Мурманском пароходстве, руководителем экспедиции был назначен Тимофей Гуженко, на тот момент он возглавлял министерство морского флота.

В 1977 году 9 августа начался тот самых поход, о котором до сих пор ходят легенды. Силы экипажа были расширены, в его состав вошли более пятидесяти ведущих специалистов и ученых из области гражданской авиации, атомной энергетики, арктических и антарктических исследований. Стать частью этой команды было огромным почетом и высокой ответственностью. Однако, не все участники в полной мере осознали это сразу. Дело в том, что большая часть представителей команды изначально не знали, что они держат путь именно к Северному полюсу. Они узнали об этом только после того, как судно прошло пролив Вилькицкого. Для разработки оптимального маршрута привлекался известный полярник-исследователь Илья Романов.

Спустя пять дней после отбытия “Арктика” оказалась в зоне многолетних льдов. Сам капитан позднее делился своими впечатлениями. Ранее ему уже приходилось преодолевать многолетние льды, но это были отдельные скопления. Их преодолевали на вышеупомянутом “Ленине”. Но в данном случае все было в первый раз, “Арктика” должна была преодолеть сплошные льды толщиной в несколько метров. Ранее они считались непроходимыми.

Достижение полюса

На следующий день, 16 августа, судно дважды заклинивало во льдах, но каждый раз ему удавалось продолжить движение. 17 августа в четыре утра точка Северного полюса была достигнута. В знак того, что его покорил Советский Союз, на полюсе был установлен флаг. Сначала на лед сошли два члена экипажа, они установили десятиметровую мачту из стали. Затем на берег спустились члены экипажа и капитан, и они торжественно подняли флаг Советского Союза. Капитал прикрепил к флагштоку древко от флага, который принадлежал экспедиции Седова. Это был символичный жест, так как команда Седова тоже планировала достигнуть самой северной точки планеты, но сделать этого не смогли.

“Арктика” пробыла на полюсе 15 часов, затем взяла курс обратно на Мурманск. Корабль преодолел более 3850 морских миль, из них около 1200 миль он прошел, проламывая многолетние льды.

Исследовательская работа

За 15 часов, проведенных на полюсе, и за время в пути было проведено множество исследований, это стало значимым вкладом в науку. В экспедиции ледокола “Арктика” 1977 года было впервые использовано на практике специальное оборудование для измерения толщины льдов. Также было произведено изучение взаимодействия ледокола со льдами разной толщины, проверена его проходимость в ледяном поле различной плотности. Была проверена и система спутниковой навигации.

Благодаря этому свершению удалось наладить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. В Мурманск корабль прибыл 22 августа. Каждый из участников опасного похода получил медаль или орден. Верхушка состава была удостоена более высокой награды: титул Героя Социалистического Труда получили министр флота, капитан, старший мастер автономной установки и старший механик.

История спасения

Пока «Владивосток» добирался к месту назначения, экипаж прототипа ледокола «Михаил Громов», история которого не может не привлекать внимания, экономил топливо и продовольствие. Стирку и баню устраивали только два раза в месяц. Члены экипажа освобождали ото льда руль с винтом, перебирали двигатели. К приходу помощи все должно было работать идеально.

В июле вертолет приземлился рядом с дрейфующим судном. Он доставил медиков и товары первой необходимости. В это время всего в двухстах километрах от «Михаила Сомова» во льдах застрял «Владивосток».

К счастью, спасательное судно было отпущено льдами на следующее утро. За событиями 26.07.1985 года следил весь Советский Союз. Наконец в Москву пришло сообщение, что «Владивосток» добрался до дрейфующего ледокола. Начался вывод последнего из зоны тяжелых льдов.

Суда смогли достичь открытого океана к августу 1985 года. Вскоре они оказались у берегов Новой Зеландии. Отдохнув четыре дня в Веллингтоне, они отправились каждый своим курсом — во Владивосток и Ленинград.

Примечательно, что в спасательной экспедиции принимал участие известный всем сегодня спортивный комментатор Он охотно делится воспоминаниями о тех событиях. Именно после них руководство ТАСС согласилось перевести Гусева в спортивную редакцию. Об этом он просил уже долгое время.

Такова реальная история ледокола «Михаил Громов» 1985 года, точнее, его прототипа. Несмотря на то что он дрейфовал трижды, наибольшую огласку принял случай, который произошел в середине восьмидесятых годов двадцатого века.

История спасения

Вероятность освобождения появилась в мае, вокруг судна образовались трещины, но спустя несколько дней снова сменилось направление ветра, и они замёрзли. Поняв, что самостоятельно «Сомов» выбраться не сможет, руководство страны принимает решение отправить ему на помощь спасательную экспедицию в лице ледокола «Владивосток».

Выйдя из порта приписки, судно пришвартовалось у берегов Новой Зеландии, где приняло на борт оборудование, провизию и топливо, после чего отправилось дальше, на юг. 18 июля ледокол встретился с «Павлом Корчагиным», а через 5 дней на палубу «Сомова» приземлились вертолёты с провизией и врачами, отправленными со спешащего на помощь «Владивостока».

Попытки выбраться не давали результата, спасение пришло из ниоткуда — утром ледяное поле само выпустило людей из своего плена. 26 июля ледокол подошёл к «Михаилу Сомову», отколол вокруг него торосы, взял на проводку и двинулся обратно, на север.

После спасения погибающего экипажа и судна награды получили не только люди, но и корабли:

  • «Владивосток» получил орден Ленина.
  • «Михаил Сомов» — орден Трудового красного Знамени.

Орден для ледокола

13 августа суда пересекли кромку дрейфующего льда и вышли в открытый океан. Спустя шесть дней экипажи кораблей, как героев, встречали жители новозеландского Веллингтона.

После четырехдневного отдыха суда отправились каждый своим маршрутом — «Владивосток» во Владивосток, «Михаил Сомов» — в Ленинград.

Дрейф «Михаила Сомова» продлился 133 дня. В память об этой героической эпопее была отчеканена памятная медаль.

Начальник экспедиции Артур Чилингаров, капитан «Михаила Сомова» Валентин Родченко и пилот Борис Лялин стали Героями Советского Союза, орденами и медалями были отмечены и другие участники экспедиции. Корреспондент Виктор Гусев, к примеру, получил медаль «За трудовую доблесть». Кроме того, руководство ТАСС удовлетворило его давнишнюю просьбу о переводе в спортивную редакцию.

Интересно, что наградили не только людей, но и корабли. Ледокол «Владивосток» был отмечен орденом Ленина, а дизель-электроход «Михаил Сомов» — орденом Трудового Красного Знамени.

«Сомов» по-прежнему в строю

В 1991 году «Михаил Сомов» снова оказался в ледовом плену. В июле, во время операции по экстренной эвакуации экспедиции с антарктической станции «Молодежная» корабль был зажат льдами. 19 и 20 августа, когда вся страна была увлечена ГКЧП, летчики вывозили полярников и экипаж «Сомова» обратно на станцию «Молодежная».

На сей раз никто ледокола на помощь кораблю не прислал, но ему повезло — в отличие от Советского Союза, «Михаил Сомов» уцелел, и 28 декабря 1991 года благополучно вышел из ледового дрейфа.

31 год спустя после самого известного своего приключения дизель-электроход «Михаил Сомов» продолжает работать в интересах России. Он используется для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции, пограничные заставы и иные объекты персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов.

Битва за бочки

Героизм в этой операции пришлось проявлять всем, и ее исход не раз висел на волоске. Драматичная ситуация сложилась с бочками с топливом, загруженными в Новой Зеландии.

В большом интервью «Спорт-Экспрессу» Виктор Гусев вспоминал: «В шторм их начало смывать за борт. Чилингаров мобилизовал всех, в том числе меня. Привязывали бочки к чему только можно было привязать. Чилингаров сказал: “Я рассчитал! Если потеряем половину бочек — остатка хватит, пойдем дальше. Если 51 процент — надо возвращаться обратно”. Закрепили так, что потеряли процентов сорок. Оставшегося действительно хватило».

На «Михаиле Сомове» в этот момент старательно экономили продовольствие и топливо. Ради экономии горючего даже стирку и баню проводили только два раза в месяц. Экипаж освобождал ото льда винт и руль, перебирал двигатели — ведь в случае отказа этих систем «Сомову» не помогла бы никакая поддержка извне.

18 июля 1985 года «Владивосток» встретился с «Павлом Корчагиным», после чего сквозь льды двинулся к плененному «Сомову».

23 июля 1985 года вертолет Ми-8 под управлением пилота Бориса Лялина совершил посадку рядом с «Михаилом Сомовым». Вертолет доставил медиков и грузы первой необходимости.

Обыкновенное чудо

Но примерно за 200 километров до «Сомова» «Владивосток» и сам застрял во льдах.

Из интервью Виктора Гусева «Собеседнику»: «Это была по-настоящему критическая ситуация. Тогда я увидел и принял участие в том, во что никогда бы не поверил, если бы мне кто-то стал рассказывать. С ледокола был спущен гигантский канат с якорем. Мы все вышли на лед посреди этой Антарктики, сделали лунку и, заведя в нее якорь, всей командой начали раскачивать наш “Владивосток”… Оказалось, что раскачивание — достаточно распространенная практика. Но если когда-то кому-то удавалось таким образом вытащить ледокол изо льда, у нас это не получилось».

Но на утро случилось чудо. Ледяное поле, словно проявив уважение к мужеству людей, отступило от «Владивостока».

26 июля 1985 года произошло то, чего с замиранием сердца ждал весь Советский Союз. Москва получила сообщение: «26 июля в 9.00 ледокол “Владивосток” подошел к последней ледовой перемычке перед “Михаилом Сомовым”. В 11.00 околол его и взял под проводку».

                              Времени на ликование не было — антарктическая зима с лютыми морозами могла в любой момент снова захлопнуть ловушку. «Владивосток» приступил к выводу «Михаила Сомова» из зоны тяжелых льдов.

Новое имя

Все время, пока ледокол служил у иностранцев, большевистское руководство вело переговоры по возвращению судна назад. Сдвинуть дело с мертвой точки удалось дипломату Леониду Красину. Торговый представитель Великобритании в 1921 году работал над подписанием советско-британского торгового договора, который ознаменовал поворот в развитии дипломатических отношений со странами Запада. Одновременно с этим дипломат договорился о возвращении Англией уведенного в 1918 году ледокола «Святогор», естественно, не бесплатно – российская сторона заплатила приличную сумму.

Леонид Красин ушел из жизни в 1926 году, а год спустя возвращенное им судно назвали его фамилией. Под этим именем ледоколу было суждено совершить ещё несколько подвигов.

«Закалка»

«Судьба такая», — вздыхает капитан. Она не была к нему благосклонна. Испытывала на прочность. Бросала из огня да в полымя. А он шёл напролом. Как «Сомов». Помогала закалка, полученная в детстве. Но вообще-то… врагу не пожелаешь такой закалки.

У папы с войны 20 осколков в теле осталось — ни ходить, ни есть сам не мог, — рассказывает Родченко. — Жили мы на Украине, в станице Луганская. Мама работала в колхозе за трудодни. Перед моим днём рождения решила продать на базаре овощи с огорода. Поехала с женщинами в Краснодон. И не вернулась… Погибла под самосвалом. Остались мы с отцом. Он — калека неграмотный. И я — мальчишка. Пришли к папе соседки: жениться тебе надо, вон Анька — одна. А он, представляете, какой: я её не люблю. Месяца два кочевряжился. Но сдался. И Анна посвятила ему жизнь. Ухаживала, кормила с ложечки. Мне заменила мать, звала сыночком. А ведь ей был всего 41 год. Настоящая сестра милосердия.

Говорят, моряк — профессия романтическая. Валя Родченко пошёл в мореходку, мечтая о хлебе насущном: питание и обмундирование там были бесплатными.

Валентин Родченко в родной станице с мамой Анной. Фото: Из личного архива

Любовная лодка

В 1985-м Родченко — 46. По возвращении его тут же госпитализируют. Вердикт врачей суров: дорога в море закрыта. До дрейфа и после — две разные жизни. Психика уже не та. Напряжённый разговор теперь может вызвать боль в висках…

И всё-таки на капитанский мостик он вернулся. После отпуска снова прошёл мед-обследование — врачи дали добро. Ещё десять лет Родченко бороздил океаны. Да так и остался морским волком.

В паспорте капитана — три штампа о браке. И ни одного счастливого. Первый раз пошёл в загс в 27. Он — второй помощник капитана. Она — уборщица, на 9 лет моложе. «Других женщин на судне не было»… Родилась дочь. А скоро стало понятно, что у жены — неизлечимая русская болезнь… Вторая супруга сразу заявила: всё будет хорошо, только не слушай сплетни. Он удочерил её девочку. А когда она выросла, Родченко признался, что не отец ей. И отношения испортились. Тем временем «доброжелатели» докладывали об увлечениях жены. После развода капитан оказался на улице. Позже заработал на хрущёвку. Купил дачный участок. Сделал ещё одну попытку создать семью — бывшая жена друга сама явилась к нему с чемоданом. Но жизнь опять не сложилась.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноМедиа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: